Она была дочерью Николая Антоновича Вокач - мелкого чиновника (коллежский секретарь), затеняемого фигурою дядюшки, барона П.К. де Витте. Мать - Марья Андреевна, урожденная Муромцева, также известней своими дядьями, С.А. и Н.А.Муромцевыми.
Великий - впрочем, с 2012 г. вновь замалчиваемый ученый, автор крупнейшего русского труда о Гегеле [Фил.Энц.Словарь, 1989, с.209], И.А.Ильин упоминает в письме историку науки В.А.Рязановскому такой эпизод: "Еще в 1938, при нашем последнем свидании с Петром Бернгардовичем [Струве], жена моя, ...заканчивавшая тогда книгу, озаглавленную "Изгнание норманнов", подняла этот вопрос с ним. Мы оба изумились, когда он вдруг пришел в раж, начал вопить, и бить себя по коленам - ...за норманнскую теорию. Аргументы его были слабы, смахивали на "веру норманнов", а Гедеонова он пробовал "убить", возопив о нем, что он был "статский советник". Я уже после объяснил это психологически: значение норманнов, по-видимому, имело для него некоторым образом персональный смысл... Но по истине - это не аргумент".
"Сомнение, присущее доныне многим русским людям, связано в русской душе с подорванным чувством национального достоинства. В этом и скрывается первопричина норманского учения", - такой диагноз болезни русского общества нач. ХХ века поставила Наталья Вокач.
...В 2000-х Ильин сделался любимцем кремлевских спич-райтеров - узнавших из цитат в горбачевской периодике это имя, его антисоветскую публицистику, и еще не подозревавших, что столь же резко Ильин определял "свободное" (в терминологии К.Поппера) - релятивистское общество и его апологетов-антифашистов.
03 октября 2005 г. состоялось с участием ВВП шоу перезахоронения Главнокомандующего Вооруженных сил Юга России А.И.Деникина, с супругой, в Кремль. Мероприятие отличалось редкостным цинизмом, к присутствию на нем не был допущен ближайший родственник Антона Ивановича, оказавшийся полковником вооруженных сил Российской Федерации и членом Компартии. Законы психологии требовали множественности персон вождей Белого дела, "посмертно братающихся" в РФ с вождями Лубянки. И первоначально планировалось, так же, на пару с Деникиным, переместить прах П.Н.Врангеля (в 1928 г. убитого чекистами...). Но у Врангеля нашлись бодрые и идейные зарубежные родственники (в отличье от инфантильных деникинских), которые не допустили кощунственных манипуляций кремлевских шаманов! В последний момент, на место, отводившееся московскими пиарщиками чете Врангелей, пришлось поместить прах четы Ильиных, погребенных в Цолликоне (Швейцария) и не имевших влиятельных родственников. Законно ли?
Знакомство с биографией и сочинениями И.А.Ильина (16\28.03.1883 - 21.12.1954) ставит в недоумение. Где корень этих мужественных стихов в прозе: ученого, немецкими национал-социалистами изгнанного с работы и сосланного, но отнюдь не изменившего взгляда на их противников? Они никак не вяжутся с обликом этого невзрачного человека, очень слабого полемиста - будучи идеологом РОВС, проигрывавшего публичные споры декадентскому философу-богоискателю, прозванному оппонентами Белибердяевым. Боевитость в споре - это свидетельство убежденности внутренней, душевной, отсутствие ее говорит о неполной, лишь умственной (спекулятивной) искренности.
Труды философа изумляют вовсе, если знать, что в юности воинствующий социал-демократ [см. http://www.bogorodsk-noginsk.ru/rodoslovie/ivanovskoe2.html], он вступил тогда в ложу, а родство со стороны германской матушки ныне бы ему позволяло претендовать на израильский паспорт. Масоны дают агентурную легенду, но не могут даровать вдохновение ума и воли.
Источник проясняется, если книгу сопровождают фото, с той женщиной, что стала Музой ученого, с ее античным - по-римски строгим и волевым, чуждым сексапильности ликом. К примеру здесь: http://1914ww.ru/biograf/bio_we/vrangel_pn.php, - где чету запечатлели вместе с командиром РОВС Врангелем и Соколовым-Кречетовым - организатором Братства Русской Правды. Эта организация, созданная бывшим савинковцем С.А.Соколовым, казачьим генералом П.Н.Красновым и герцогом Г.Н.Лейхтенбергским, в 2-й\2 1920-х - 1-й\2 30-х гг. "держала в страхе актив пограничных областей Совдепии".
Национальная гордость великороссов той поры, видевших преступления чекистов Вихмана и Джонсона (Одесса), Саенко (Харьков), Гагена (Севастополь), Золотой Ножки (Петроград), не позволяла им быть толерантными к "борцам с фашизмом". Вооруженная борьба русских боевиков c интернационалистами благословлялась братией Почаевской лавры, цитадели Русского Православия на Волыни ["Братская памятка", изд. 1 Томпсон. Конн, 1932], - не с "жидобандеровцами" оперировавшими тогда в Польше, но с советскими революционерами!
Братству адресовались послания предстоятеля Русской Православной церкви (зарубежной), напр., 1930 г.: "...Я, смиренный Антоний, митрополит Киевский и Галицкий, старейший из Русских архипастырей, находящихся волею Божией на свободе от красного плена, возвышаю свой голос, дабы возвестить Русскому народу:
<...> Первее же всего, благословляю оружие и боевую работу всенародного Братства Русской Правды, которое уже немало лет словом и делом ведет борьбу против Красного сатаны во имя Бога и России
".
В июле 1932 г. митр.Антоний (Храповицкий) обращается к Верховному Кругу братства: "Любезные во Христе Братья Русской Правды с вашими сотрудниками! Сегодня я получил Ваше дружественное послание с выражением мне благодарности за молитву и сочувствие. Общую молитву за подвижников Русской идеи я посильно возношу постоянно. <...>
Светлая надежда на победу над врагами д.б. в Ваших православных сердцах, в уверенности, что с Вами души всех Ваших честных соотечественников, которые с нетерпеливым любопытством следят за ходом Ваших дел, радуются Вашим успехам за раненых соратников, желая им выздоровления и возвращения в ряды сражающихся героев
"!
...Окончив словесное отделение Московских Высших женских курсов, Наталья венчалась с выпускником юрфака Московского ун-та Иваном в венерин день - пятницу 27 августа (08.09), перед предпразднованием усекновения главы Иоанна Предтечи 1906 года.
Евгения Герцык так вспоминает о них: "Двоюродная сестра не была нам близка... Умная и молчаливая, она всю жизнь делила симпатии мужа, немного ироническая к его горячности. Он же благоговел пред ее мудрым спокойствием. Молодая чета жила на гроши, зарабатываемые переводом: ни он, ни она не хотели жертвовать временем, которое целиком отдавали философии. Оковали себя железной аскезой - все строго расчислено, вплоть до того, сколько двугривенных можно в месяц потратить на извозчика. Концерты, театр - под запретом, а Ильин страстно любил музыку и Художественный театр. Квартирка (две маленькие комнаты) блистала чистотой - заслуга Натальи, жены..." [Е.Герцык "Воспоминания", Париж, 1973, с.153]. Не желая зависеть от родителей, пара интеллектуалов - незаслуженно забываемая, на фоне декадентов Гиппиус и Мережковского (с Философовым...), зарабатывала преподаванием и научными переводами, вместе ими переведена, напр., работа Зиммеля "О социальной дифференциации" (М., 1908 г.), Эльсибахера "Анархизм", также два первых трактата Ж.-Ж.Руссо, остававшиеся неизданными...
В 1918-1922 гг., принципиально отрицая большевизм, супруги оставались в Москве, где Ильин арестовывался 6 раз, как "черносотенец" и "буржуазный элемент", дважды получая от Лубянки смертный приговор, не исполненный лишь благодаря тому, что работы о Гегеле (создателе философского фундамента марксизма) знал и ценил вождь партии большевиков. Сейчас известно, что Ильины были связаны с подпольной организацией Добровольческой Армии, - хотя новейшие источники дисциплинированно замалчивают этот биографический факт. Напротив, оными неустанно возглашается, будто "...во всех своих работах Ильин последовательно отвергал идею тоталитаризма" [http://blogs.pravostok.ru/slovo/2011/10/23/ivan-ilin-kto-on/] (подразумевается гитлеризм), будто он "очень рано сумел распознать подлинное лицо нацизма" [http://project03.ru/PR/bioii.php] и т.п. Это является подлогом [см. http://iljinru.tsygankov.ru/works/vozr170533full.html], уже постольку, поскольку нацизм вообще был мимолетным традиционалистским эпизодом в истории просвещенческого - механистического тоталитаризма Нов.времени. "Фашизм возник как реакция на большевизм, как концентрация государственно-охранительных сил направо" [И.А.Ильин "О фашизме", 1948 г.].
Но если в 1918-1921 гг. ВЧК не смогла раскрыть чету (при таких уликах, никакие ученые заслуги пред философской базой победившей идеологии не имели б силы), это дОлжно отнести к аккуратности, железной аскезе и мудрому спокойствию подруги. Не сумев уличить в контрреволюции, вредных "интеллигентов", непонятно уважаемых Лениным, чекисты в 1922 г. присоединили к декадентскому обществу, направленному на "философский пароход".
***
...Этой книги - не было даже в спецхране (ныне "Основной русский фонд") Государственной Публичной библиотеки: Н.Ильина "Изгнание норманнов. Основная задача русской исторической науки", 1955. "Вокруг нас разрушение... и мы хотим узнать, как строилось то, что мы так плохо берегли? Мы хотим узнать, как началось наше государство и, минуя недавние века, допрашиваем IX век о тайнах рождения России. Многое говорят историки про эту пору нашей жизни, но они разно рисуют и разно объясняют события тех давних времен. Мы готовы им верить..." - восклицает Введение к книге (http://www.zrd.spb.ru/ilina.htm), писавшейся Натальей с тех лет, вышедшей в Париже 60 лет назад.
В Совдепии - созданной на руинах России и на волне пораженческого пафоса 1914-1921 гг., разрушившего Ее, когда бережно реставрировались первобытно-средневековые государственности, некогда поверженные Ею (Поволжская Германия, Поволжская Венгрия (Башкортостан), Татарская АССР - Золотая Орда, Крымско-Татарская АССР - Крымское ханство), - "...норманизм, как обоснование интернационализма, занял в 1920-х главенствующее положение. Не случайно в СССР в 1928 году устроили пышное чествование норманиста Томсена" [А.Г.Кузьмин "История России с древнейших времен", 2002, кн. 1-я, с.82]. В 1940-х, логикой событий, этому возникла препона, и в отсылках ученых трудов стали встречаться работы С.А.Гедеонова (1815-1878) [см. В.В.Мавродин "Образование Древнерусского государства", Л., 1945; С.В.Юшков "Общественно-политический строй и право Киевского государства", М., 1949]. Но в 1950-х создается дружественное СССР социалистическое государство (с циркулем в гербе) - ГДР, чьи поморские земли исторически отнюдь не являлись германскими. И соответственно, имя С.А.Гедеонова, раскрывавшего корни русской государственности [см. В.Меркулов "Откуда родом варяжские гости?", М., 2005], со страниц советских книг пропадает вновь...
В блюдении русофобской "политкорректности" "ученые" доходят до маразма. Поляк Генрик Ловмяньский теорию Гедеонова разделяет не особенно. Но в его трудах фамилией оппонента словники пестрят [Х.Ловмяньский "Русь и норманны", 1985]. Книга же отечественного исследователя, трудившегося до 1990-х гг., Вениамина Павловича Кобычева "В поисках прародины славян" [1973], уникальная по теме - обобщившая топонимический материал, напечатанная изд-вом "Наука" 50-тысячным тиражом с предисловием д.и.н. В.Д.Королюка, вплоть до 2000-х (когда на нее сослался А.Кузьмин) в обзорах исторической литературы коллег игнорировалась. Трудно найти иное объяснение, кроме того, что в примечаниях, автором просто помянут (без ссылки на публикацию) С.А.Гедеонов, и, т.обр., его имя попало в указатель книги. В.Т.Пашуто, ученый тертый и хитрый, поступил хитрее, внеся название труда в очень сложно, по-главно организованный библиографический список ["Внеш.политика Древ.Руси", с.381], но убрав фамилию из указателя книги [там же, с.439].
Ильина квалифицирует доктрину в части 2-й ("О предпосылках норманнской теории"): "Изучая док-ва норманнской гипотезы, читатель убеждается, что её утверждения отнюдь не исходят из существа исторических событий...
Те факты и свидетельства, на которые ссылаются норманисты, извлечены из неисчерпаемого жизненного многообразия протекших времен, как необходимая защита учения, созданного ПОМИМО исторических фактов и утвердившегося на другом основании. Замечательно то, что живучесть норманнской теории не страдает от самой сокрушительной критики её доказательств; так же мало пошатнула её научная критика летописного текста, послужившего исходной точкой... Этот удивительный факт объясняется не достоинствами теории, но тем, что она черпала свою силу не столько в изучаемом реальном предмете, сколько в общем воззрении на восточных славян, ПРЕДВАРЯЮЩИМ самое изучение. ...Представление о "дикости" славян не было вызвано углубленным изучением древности; его поддерживало упрямое желание, чтобы так было
".
***
Борьба с "фашизмом" в России нарастает, по мере отдаления от 1945 года (временнАя составляющая пространственно-временного закона "Чем дальше в лес, тем толще "партизаны"). И если "Моя борьба", запрещенная "судом" РФ, не просто закупалась СССР, но и, переведенная небезызвестным К.Радеком, с 1934 г. пиратски издавалась, для нужд идеологических работников, - то книга русской исследовательницы, посвященная полемике с пангерманизмом и адресованная историкам - удостоилась чести выше, нежели труды А.А.Гитлера! Она не была допущена даже в отдел специального хранения (переводы Гитлера там были)!
Издали труд Ильиной лишь в 2010 г. - в столице, в сборнике Ин-та Российской истории "Изгнание норманнов из русской истории" (М., "Русская панорама", п\ред А.Н.Сахарова и В.В.Фомина), и в Петербурге, опубликованный отдельной книгой издательством "Белые Альвы" и редакцией газеты "Потаенное", с предпосланной работой Сергея Лесного "История борьбы антинорманизма с норманизмом", статьей А.Русакова "Сход пророков ложных и пророков ясных" ["За Русское дело", ?1-3, 1993] и редакционным предисловием "Норманизм и русофобия".
Острота "норманнского" вопроса в русскоязычной историографии, в действительности, подогревается обстоятельством, раскрываемым С.Я.Парамоновым: "Пишущий эти строки 9 раз бывал в Крыму в период 1923-1941 гг., путешествуя часто пешком в самых глухих уголках, но ни малейших следов "готов" там не обнаружил" [С.Лесной "Откуда Ты, Русь", 1995, с.147]. Он цитирует письма академика Петра-Симона Палласа (экспедиция 1793-1794 гг.) и шведского ученого, профессора Геттингенского и Петербургского университетов Йогана Бекмана (1739-1811), не обнаруживавших готского языка в Тавриде, ни живого, ни в топонимике, ни следами в татарских диалектах, приводя ссылку последнего на профессора Гаккета: "Я могу заверить, что многие евреи, которые имеются повсюду в Понте, принимаются за древних немцев или готов..." - То, что считали "древнегерманским", на самом деле было "идиш" [там же], - было лингвистическими остатками Хазарского каганата, после его разгрома Святославом Киевским и истребления Тмутороканских городских диаспор Олегом Черниговским.
По горячим следам Сергей Яковлевич Парамонов писал о ней: "В 1955 г. в Париже вышла небольшая книга Натальи Ильиной "Изгнание норманнов". Она в сущности не содержит новых, оригинальных данных, но является талантливым подбором сведений против норманизма, в пользу славянской теории. Некоторые места в ней просто великолепны как по стилю, так и по глубине понимания истории и анализируемой проблемы".
Логика исследователя, как и владение аппаратом ученого-историка у Ильиной безупречны, и она с блеском пользуется ими. Непререкаемым атрибутирующим признаком археологи считают фибулы определенных типов, в частности скандинавского: "скорлупообразного". И в книге приводятся материалы ген.-майора Н.Е.Бранденбурга, классика Новгородской археологии: лишь одна из трех разновидностей этих фибул скандинавская генетически (остальные суть неумелые подражания), и датированы оные моложе, нежели "призвание варягов"...
"В Швеции, в могиле викинга (VIII - IХ вв.) найдены предметы конского убора, украшенные орнаментом, сочетавшим восточные мотивы и мотивы эмалей IV - V в.. Этот смешанный стиль получил название "скандинавского". Между тем, еще в VI в. изделия этого типа встречаются в Венгрии, а еще раньше, в III - IV в., конские уборы того же стиля выделывались в Полоцкой земле [ссылки]. Точно так же присутствие в насыпи кургана костей коня или остатков ладьи еще не убеждает в том, что эта могила норманнская: конь был религиозно чтим, и у славян, и у финнов; по древней славянской вере, души, отправляясь в рай, переезжали на коне через огненный поток, отделяющий землю от неба [ссылка]. ...Ладья также была нужна на длинном пути в райские селенья [нава (откуда навий), по-старочешски - могила, слово того же корня, что и лат.навис - корабль] - верование, пережитки которого сохранились, между прочим, в обычае раскольников выдалбливать гробы из цельного дерева" [Ильина, 2010, с.с. 85-86].
Старая школа еще знакомила учащихся с арийской традицией - с церковнославянским, несколькими классическими и живыми языками, с памятниками их словесности, давая понимание таких, например, нюансов: "...самый язык св.Писания, язык церковно-славянский по всем древнейшим его памятникам, вполне убеждает нас своей чистотою и ясностью в выражении христианских идей, что славяне уже с давних времен, привыкли на своём языке высказывать христианские понятия и имели уже готовые, чисто христианские выражения", - этою цитатою из диссертации В.Ф.Буслаева, Ильина [там же, с.77] показывает древность славянской письменной культуры до св.Кирилла.
Представления, недоступные советскому языкознанию - ищущему в древности "матриархат", "шаманизм", почитание "божества-"связывателя" и т.п. измышления нерусских академиков, - ею раскрываются столь же исчерпывающе: "Двойственное значение коренных звуков Р-С имеет в своей основе помысел о сродстве между огнем и влагой. Та же мысль - живая основа культа природы - отразилась и в языке русской народной поэзии, где огонь и вода (питье) могут указывать символически на одно и то же психическое состояние, на чувство любви" [там же, с.180].
Книга необходима тем, кому предстоит использовать хрестоматийную детскую литературу, сказочные образы которой, воспроизводимые в адаптированных детских изданиях без понимания их смысла, имеют глубочайшую древнюю семантику. Приведем еще фрагмент из 3-й части "Тайна Руси": "Вера в небесный напиток создала в мифологии арийских народов образы птиц, которые или охраняют его у древа жизни или охраняют им природу; за ними скрываются иногда боги или богини. Птицей могла обернуться и русалка, причем превращалась в крылья ткань её белых покрывал. ...Самая способность водяных нимф превращать свои одежды в крылья нашла отзвук в сказке о Морском Царе и Василисе Прекрасной. ...Если южно-славянские предания помнят о вилах, являющихся в образе белых лебедей, то наши сказки сказывают о лебедь-птице, красной девице, выплывающей из морской глубины. ...Птицы, обличье которых принимает русалка, появляются в древних мифах, как носители света и живой воды, или как стражи у источника огня и влаги. Лебедь приносит весною лучи солнца или золотые яблоки, полные чудесным соком, возвращающим молодость; кукушка, вестница весны, зимою живет в раю у древа жизни и хранит ключи от входа в эту обетованную страну. Представления о небесном рае, где мировое древо раскидывает свои медоточивые ветви, где ночует и зимует солнечный бог, соединяют образ русалки, хранительницы напитка бессмертия, с образом лебедя. По народному поверью, молодому солнцу прислуживает солнечная дева, умывает, убирает его и поет ему песни, тогда как в одной из русских сказок рассказывается, что в дивьем, т.е. в небесном царстве зреют моложавые яблоки и живет царь-девица Лебедь, охраняющая влагу бессмертья.
...Благодетелен приход русалки на землю, но встреча с нею самой - богиней райских садов, гибельна для обычного дневного сознания, не постигающего в ее явлении знаков нездешнего мира. Встретив русалку, человек неумудренный невольно повторяет ее вихревые движения... и заболевает Виттовой пляской. Увидев над волною прекрасную богиню, поддавшись чарам ее песни, пловец спешит к ней навстречу и тонет в бурливой реке. Лишь вещий человек, на земле прозревающий неземное, безнаказанно любуется воздушно-легкими играми русалок и понимает их нездешнюю песнь
" [Ильина, с.158 и дал.].
Книгу в редакции "Потаенного" пока [http://www.zrd.spb.ru/news/2014-03/news-1111.htm] еще можно заказать.