Жерелье: другие произведения.

Круг замкнулся. Звонок самой себе за свой счет

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!
Конкурсы романов на Author.Today
Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    посвящается Нате Чернышовой, основателю *трамвайной темы* на СИ

 

по воде моей памяти рельсы [жерелье]

   Я уже перестала удивляться совпадениям.
   Все, с чем я соприкасаюсь душой, неизменно оказывается моей собственной страницей в дневнике, написанного жизнью.
   Теория, что человечество есть один клубок нитей, сплетенных между собой,
   всегда находит доказательство во всех как бы *случайных* встречах,
   во всех пересечениях, точках *сочувствия*, со_переживания.
   Адресат послания - я, от кого - от меня же,
   ведь, то что заставило вздрогнуть душой как две капли воды,
   в которую дважды одной ногой не ступить,
   схожи с написанным и уже пережитым не однажды,
   потому как крутится по кругу трамвай без водителя,
   да и рельсы проложены по воде ... воде моей расплывающейся памяти

'Ночью приходит свет незнакомый,

Переполняя собой через край,

Как звоны лютни, и дальние громы,

Он по воде бежит как трамвай ... '

Что происходит с душой, в которую вселился лунный свет?

... кто там начинает править мысли? ...бог? ... дьявол?

Меня всегда смущало буйство лунного света,

своей тишиной несущего тревогу человеческих душ ...

И в этой тишине наблюдения за лунным светом, несет ли в душу тишину ночь?

Почему душа в ответ начинает греметь трамваем памяти?

А что происходит с ним самим, с лунным светом, когда он топит себя в воде?

Она его принимает?

'Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен ...

Остановите, вагоновожатый,

Остановите сейчас вагон.

Поздно. Льется свет через стены,

Рельсы стучат барабанный гам,

Через Неву, через Нил и Сену

он прогремел по воды мостам... '

   Когда я читала эти строчки стихотворения Гумилева,
   я не сразу поняла, что это про лунный свет ...
   он так тревожил его ... как и меня сейчас, наверное ...
   Лунный свет преображает всех и все, растворяя в себе!
   И лишь вода ему сопротивляется, не погружает в себя -
   она строит ему дорожку, отправляя туда, за горизонт ...
   Если бы бог посылал лунный свет людям, как знак,
   разве бы он построил ему рельсы отхода назад, в неизвестность,
   туда, где топит свою страсть человеческая природа ... заблудившись в себе?
   ' ... и лотос хочет мне сказать о чем-то грустном ...
   ' - невесело вьется в душу лунная дорога,
   как стебель лотоса уходит вглубь темного болота,
   лишь цветком оставаясь на воде -
   так лунный свет уходит вглубь души тревожным волнением ...
   стучит сердце в такт колесам заблудившегося трамвая,
   бегущего по воде ... в неизвестность ...темного ...

лунный трамвай [жерелье]

луна, уже бледная, испуганная, качалась над водой

дрожащий цветок ее бледнил дорожку,

стебель его уходил вглубь

потягиваясь последним вопросом,

вслушиваясь просыпающимся телом в хруст позвонков:

- отказаться от вызова судьбы?

утопить свое одинокое солнце под зеркало вод,

не отдавшись миру?

за озером медленно сверкнула искра,

влажный мир качнулся

и стал разворачиваться многоточечным вниманием

к неизбежному солнцу

   Где гнездится память?
   У каждого есть родовое гнездо,
   собранное из плотно сплетенных веточек присвоенного *несвоего*,
   сросшихся с тобой настолько, что невозможно расчленить на древо,
   ответвления и несозревшие еще семена.
   Дерево написанного тоже растет оттуда же, и оно всегда одно, что бы не писала,
   как множество пазлов, собрав которые получишь картину себя же.
   Круг замыкается. Всегда.
   Родовое гнездо - метафора? Так, и не совсем так.
   Место рождения - Питер, Кронверкский проспект,
   угловой дом с бывшей Провиантской (ныне Блохина),
   со стройной башенкой, связующей нити пересечений узнаваемого всеми питерцами пространства.
   С эркера - вид на неву и эрмитаж за ней,
   с другой стороны - загибающийся поворот проспекта,
   связанный трамвайными линиями вдоль тонкой оградки парка,
   из всех арочных окон - столетние дерева александровского заповедника тайн,
   сквозь кружева которых в зимнее_весенний период
   хорошо просматривается Петропавловка с ее шпилем, увенчанным ангелом.
  
   Наблюдала из окна, когда его устанавливали с вертолета.
   Точность работы настолько поразила меня, что я не поленилась - пошла на поле острова,
   где вертолетная стоянка, познакомилась с ребятами.
   Тоже, как потом оказалось, не простое пересечение -
   многолетняя дружба и сотрудничество,
   ребята устанавливали отреставрированное ограждение балкона
   на последнем этаже в сложных условиях,
   в доме, в котором я реализовала свой проект.
   Я архитектор и художник по образованию,
   может поэтому все написанное имеет такое визуальное восприятие.
   Вот, к примеру, старый вяз на Мытнинской набережной,
   в перспективе вида с моего эркера.
   Каждый питерец помнит, когда трамвай огибает поворот от Зверинской,
   вдруг, неожиданно, зажатая щель пространства между проспектом и парком растворяется акварельным воздухом едва различимого в извечной питерской дымке
   здание эрмитажа за невой, и на фоне этой великолепной акварели -
   многолетнее кружевное дерево.
   Вязы - удивительные дерева, невозможно их сравнить с другими.

с эркера [фото 1999 года]

   Они сродни моим замысловатым письменам, такие же вязкие на вкус восприятия.
   У меня к ним особенная любовь.
   Помню, писала на одном из пленэров на Лебяжьей канавке Инженерный замок.
   Был конец мая, может даже начало июня, и вдруг пошел снег!
   Все происходило буквально минуту-две,
   но мягкие паучки белых хлопьев смерти расползлись на свежей еще акварели,
   сделав ее какой то непостижимо нуарной, таинственной.
  
   Написанное оказалось пророчеством - старинные вязы с Лебяжьей канавки,
   мимо которых еще Пушкин ходил с няней в летний сад, были спилены ...
   Как и мой любимый вяз на Мытнинской набережной,
   бальзам для моих глаз во время утреннего чаепития в эркере.
   Пророческое видение стало моим кредо,
   все, что я придумываю, записывая - сбывается.
   Такое изощренное наказание непонятно за что
   иногда останавливает творческие порывы,
   отрезает пишущие руки запретом по локоть ...
   но ... проходит время, руки как то сами собой отрастают,
   чтоб опять что-то или кого то укокошить ... такие дела ...
  
   Все ищу исток, где то зарыты корни преступления,
   за которое несу такую тяжкую повинность.
   Может оно в коленьях моих предков?
   Неслучайно же я храню чудом оставшуюся мебель, картины, книги?
   осталась мебель только с тонкими изогнутыми спинками (мастера вайцехова),
   мало в ней было дерева, потому и сохранилась ...
   Огромные под потолок буфеты и шкафы скушала в блокаду печь ...
  
   "...Вот часы каминные, отзвякивают каждые полчаса свои соль-фа-ми,
   им предшествуют фа-ре-диес-ля-соль - колокола на петропавловке,
   и вместе, когда они брякают свои фа (всегда в унисон, точно и без фальши),
   днем не замечаешь, но ночью...
   Однажды я проснулась от внутреннего беспокойства.
   Долго лежала, не могла понять, что беспокоит.
   Потом пошла бродить по комнатам, освещенным луной не включая света.
   И вдруг поняла, почему проснулась - каминные часы остановились...
   Во сне я не услышала традиционной концовки - фа-ми - в получасовом перезвоне
   и это вызвало беспокойство..." (отрывок из 'Январской жары')
  
   Бабушка пережила блокаду здесь, в этой квартире на Кронверкском.
   Когда в соседний дом на углу Зверинской попала бомба,
   она была дома, не было сил пойти в бомбоубежище.
   Сидела, прижавшись к печке, а снаряд, целившийся, конечно, в петропавловку,
   ангел отнес подальше, от нее (моей бабушки) и от собора,
   который она (и я по наследству) считала родным.
   На месте воронки в свое время построено новое сталинское сооружение.
   А вот на месте, где все мою отроческую жизнь был крохотный скверик ( угол Введенской),
   бомба тоже расправилась с красивым двухэтажным особняком,
   сейчас построили новый модерновый дом,
   перекрывший вход в любимую таверну *хижина рыбака*,
   где снимали несколько эпизодов *улиц разбитых фонарей*.
   Я так часто писала об этом скверике,
   на скамейке которого познакомилась однажды с Александром Моисеевичем Володиным
   (все мы тогда ходили с бидончиком в молочный магазин на углу Введенской,
   единственный тогда в этом районе),
   и его слова (а потом и все творчество)
   изменили мое отношение к литературе и к жизни.
   Они были совсем не похожи на то,
   что вещал телевизор и общепринятые средства печати.
   "Как я был счастлив, когда началась война," - рассказывал он мне (девочке),
   это было самым необыкновенным приключением для юноши, ни с чем несравненным" (!.)
   Смерть обладает редким обаянием, как ничто в этой жизни,
   потому так притягательна и неисчерпаема эта тема.
   А написанное, особенно хорошо написанное,
   притягивает осуществление в жизнь.
   Смерть. Этот трамвай без водителя ходит по кругу ...
  
   Какие то обрывки памяти собирают маленькие смертельные эпизоды в одну картину...
   Почему я всегда считаю себя виновной во всем?
   Может такое изощренное чувство вины во мне собрано потому, что с своей отлаженной космической антенной художника, я не могу вырвать себя из единства нитей-клубка человечества, а оно с дырами разорванных прорех, и я все что-то латаю, склеиваю, штопаю... но что я, такая маленькая, могу? ...

'Также и бог создавал человечество, он видел его как единый шар,

В котором каждая точка - человек, и все они соединены в одну сетку точек,

Но ... увы ... человечество утратило единую сеть связей, неприятием друг друга

Утратила генетически.

Только в 23 столетии от Рождества, осознав, что разрушение неминуемо

и Единую неразрывность можно восстановить через перепрограммирование генотипа

Стали транспортироваться в прошлое пионеры-спасатели,

с целью воссоздания разрушенного

Но ... человечество упорствует, не любит самое себя ... и уничтожает.

... может быть поэтому Бог закрыл глаза? ... ему больно видеть это ...'

(отрывок из 'Восьмого лифта')

"Я человек, я посредине мира, За мною мириады инфузорий, Передо мною мириады звёзд. Я между ними лёг во весь свой рост - Два берега связующее море, Два космоса соединивший мост." Зазвонит колокол - и родится Троица -- любовь, доброта и надежда - вечное триединство. И возникнет космичность мышления: оно будет смотреть на мир откуда-то со стороны, с неимоверной высоты, и ощущать только как повод для любви. И будет неземное умиротворение, ему некуда торопиться, ведь в запасе - Вечность ... Потому что искусство - это Память всего человечества Вечно искусство - вечен колокол. А я всего лишь звоночек (не колокол), звонок самой себе ... Быть самим собой, маленьким человечком, есть генератор одиночества - непозволительная роскошь безумного времени, урбанистического, пожирающего все живое, монстра, в котором мы волею судеб оказались. Умение молчать - когда все внутри кричит безумным криком распускающейся боли ... Весьма выгодная сделка своего Я с твоим нарисованным и придуманным Я (R) Медленное и плавное погружение в ярко светящийся, отделенный от всего мира, умело сконструированный, чисто выбеленный водопад одиночества. Здесь светло и чисто, здесь не скорбят об упущенных возможностях, здесь не штудируют сверхплановые отчеты, здесь нет навязчивой мелодии быта, здесь не тонут в луже пошлости разноцветные обитатели водопада. Отрешенная музыка - ласково перебирающих клавиши рояля - полупрозрачных пальцев ослепшего гения. Невольно застываешь меланхоличным слушателем на неистово - пронзительной волне внезапно навеянной тихой грусти. И с каждым приливом сил - струится сверху сверкающий поток хрустальной музыки и шероховатые мысли неспешно текут в покорно склоненной голове ... Ты беспредельна в своей свободе - мое осознанное, гладко отшлифованное одиночество. Тебе не нужна моя жизнь, деньги, хлопающие на ветру флаги истеблишмента, тесно запаянные рабочими часами дни - тебе нужна только я ... и полупрозрачные пальцы на клавишах ... бегут, как трамвай без водителя по рельсам воды памяти ... по кругу от себя к себе...

Оценка: 9.00*3  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  В.Екатерина "Иллюзия отбора" (Любовное фэнтези) | | Д.Черепанов "Собиратель Том 3" (ЛитРПГ) | | Р.Прокофьев "Игра Кота-6" (ЛитРПГ) | | Э.Тарс "Мрачность +1" (ЛитРПГ) | | Д.Гримм "Формула правосудия" (Антиутопия) | | Н.Любимка "Пятый факультет" (Боевое фэнтези) | | Ю.Риа "Обратная сторона выгоды" (Антиутопия) | | Д.Владимиров "Киллхантер" (Боевая фантастика) | | А.Каменистый "Существование" (Боевая фантастика) | | Л.Брус "Код Гериона: Осиротевшая Земля" (Научная фантастика) | |
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
П.Керлис "Антилия.Охота за неприятностями" С.Лыжина "Время дракона" А.Вильгоцкий "Пастырь мертвецов" И.Шевченко "Демоны ее прошлого" Н.Капитонов "Шлак"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"