Жилинский Евгений Михайлович : другие произведения.

В Будущее Возьмут Не Всех!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Захотелось злобушки. Вот вам - злобное предисловие к книге о культуре.


   Глава 1 В будущее возьмут не всех!
  
   "Все знают, что сказал каждый дуралей, но не все знают, что дуралеи ещё не перевелись" Александр Альтшулер
  
   Это не книга типа "розамимоза". И таких модных в современной литературе выражений, как "жопа", "ёб твою мать", "говно", "блядь", и "пиздец" вы здесь тоже не увидите. В случае чего немедленно закройте эту книгу! Это популярный анализ современного культурного джема. Именно - популярный, ибо модная интеллектуализация искусства и культуры на самом деле отдаляет их от потенциального потребителя. Уже сейчас существует искусство для художников, литература для литераторов, газеты для журналистов и кино для кинематографистов. Грязь, случайность, отстраненность и дилетантство на всех уровнях выдается за художественность, подобно расплывам на фотографии. Ещё в 70-х годах делались отчаянные попытки сохранить чистоту и целостность Большого стиля, баланс социального и эстетического аспектов. Но после десятилетия постмодернистской вседозволенности социальная часть культуры деформировалась, а эстетическая просто лопнула, как мыльный пузырь. Теперь, когда мы привыкли к одновременности существования всех традиций и тенденций в культуре и искусстве, многое выглядит иначе. Но для осмысления этих культурных процессов нужно быть человеком определенного склада ума. Например: мужского и аналитического. Современная критика не обладает этими качествами. Более того, она вообще женского рода.
  
   Критиковать необъективно, как это сейчас принято, ради критики, без знания дела, может каждый дурак. Публицисты сейчас даже не утруждаются приводить примеры. Свои выводы они преподносят как истину в последней инстанции, хотя на самом деле в большинстве случаев это интеллектуальный онанизм, не подкреплённый элементарным знанием предмета их анализа. И очень обидно, что в подобный популизм скатываются порой такие достойные люди, как эти весёлые дядьки - П.Вайль и А.Генис. Умные читатели хотят знать, как это было, а другим интересно почему. Поэтому либо покажите вашу осведомлённость, либо сошлитесь на первоисточник.
  
   Сейчас, к сожалению, никто не задумывается над причинами возникновения тех или иных культурных тенденций. Люди просто не допускают посягательств на ими же созданные культурологические границы, точно так же, как на трактовку понятий сексуальности. Для одних секс - это "свечагореланастоле", для других - спорт, и только третьи соглашаются с тем, что это действительно высшее проявление любви, но предпочитают об этом не говорить. С культурой происходит то же самое. Поэтому среди людей, начитавшихся "джентльменского набора интеллигента", очень часто встречаешь таких, что, не зная элементарных вещей и не обладая элементарным чувством юмора, тем не менее, считают себя очень умными и по этому поводу выпендриваются. Они выучивают наизусть фамилии писателей и порядковые номера симфоний, придавая, таким образом, огромное значение бюрократической стороне энциклопедических знаний. Сыграть ноктюрн на флейте водосточных труб им не под силу, поэтому нехватка эмоциональности компенсируется у них тупой зубрёжкой. Такие маргиналы, начитавшиеся предисловий, развивают в себе не профессионализм, а гордыню. Пользуясь плюрализмом конца века, они пролезают в средства массовой информации и формируют общественное мнение по своему образу и подобию, т. е. по отсутствию оного. Бедняги! Боясь показаться неумными, они поддаются любой политической и эстетической пропаганде, показывая тем самым, что интеллектуально падать им, в общем-то, некуда. На таких образованцах лежит несмываемое пятно безродного космополитизма. Они подвержены самому худшему из пороков - дешёвому снобизму, когда ни одна точка зрения не принимается в расчёт, кроме своей собственной, основанной на стремлении "держать нос по ветру" и "быть как все". Принято слушать эйсид-джаз - долой буги-вуги! Прочитали газетную рецензию на Пелевина или у В.Сорокина что-нибудь про гной - значит другая литература по боку! Левые интеллектуалы защищают нацменьшинства - фашисты все, кто не с нами! О том факте, что левые интеллектуалы ещё и гомосексуалисты, как правило, почему-то умалчивают. Принято ругать Советскую власть - значит, к чёрту Штирлица! Они боятся быть оригинальными - трусы!
  
   Ещё совсем недавно эти фарисеи от интеллектуального диссидентства могли увидеть изъяны даже в аскетичном соцреализме: "Оставляя в стороне несомненные художественные достоинства данного произведения, я бы указал автору на серьёзную творческую ошибку - центральный положительный герой неправильно держит в руке штангенциркуль". Цитата подлинная, из книги отзывов Ленинградского Манежа, но в порядке нелицемерной импровизации можно пофантазировать на эту тему: "Наш коллектив сотрудников института ядерной физики отмечает в худшую сторону работы художника М.И.Шагала. При несомненных художественных достоинствах его полотен, приводят в недоумение гравитационные неточности. Всем известно, что люди не летают. Тем не менее художник М.И.Шагал настойчиво повторяет в своих произведениях этот странный мотив. Центральный герой одной картины даже пытается придать своей спутнице дополнительное ускорение, держа её за руку и раскручивая над головой, как пустое ведро. Подобных номеров не увидишь даже в цирке, т.к. человека практически невозможно поднять вертикально в воздух за одну руку, не совершая при этом физического усилия. Выражение же лиц персонажей спокойное и даже какое-то счастливое, как будто герой не девушку в воздухе раскручивает, а несёт воздушный шарик"... Или что-нибудь такое: "Как квалифицированные работники травматологического отделения Подольского военного госпиталя, мы открыто заявляем, что существ, изображённых И.С.Босхом в природе быть не может даже при травматологических последствиях от столкновения с тяжёлым и тупым предметом"...
  
   Да Птючь с ними, с недоучками! Увлекаясь настоящим, они просто не попадут в будущее. Но неужели профессионализм более объективен? Парадоксально, но профессиональная практика тоже сводится к тому, что художникам - художниково, музыкантам - музыкантово, архитекторам - архитекторово, а народ съест всё. Народ вовсе не дурак - он, как зверь, определяет шестым чувством пригодное для него и так, "то, что все носят". Знают ли эти люди, что им полагается только 2.60м до потолка? Нет, они въезжают в новые квартиры. Важно ли для них гомосексуальное соперничество между Микеланджело и Леонардо да Винчи? Нет, они с удовольствием посещают Сикстинскую капеллу. И это правильно! Поэтому мы здесь не будем проверять алгеброй эстетику и вешать несуществующие ярлыки "низменного" и "возвышенного". Мы пойдём другим путём. Тем более что культурный джем конца века даёт уникальную возможность уравнять в правах самые разные аспекты творческой сублимации. Одним нажатием кнопки поиска в Интернете мы узнаём, что издательств, специализирующихся на комиксах гораздо больше, чем конвенционально-книжных. Прогрессивные режиссеры стараются почаще снимать иностранных актеров - таких как Арнольд Шварценеггер и Жан-Клод Ван Дамм. Им отдается предпочтение потому, что они плохо говорят по-английски. Ибо если актеры хорошо говорят по-английски, то они обычно садятся и весь фильм говорят о своих проблемах вместо того, чтобы раздавать тумаки направо и налево. Некоторые музыканты, если их хорошо попросить, могут сыграть Мурку. А некоторые художники - нарисовать голую женщину. Если бы таких примеров было больше, то социальные и эстетические границы в культуре объединились, как граница между городом и деревней. Но для робких душ, у которых не хватает мужества быть чем-то большим, чем просто любителями искусства, это будет слишком трудно для восприятия.
  
   Индийский проповедник Швами Вивекананда учил: " Маленькая рыбка хотела спастись от своих врагов. Как ей это сделать? Ей надо вырастить крылья и стать птицей! Но рыба не изменила воду или воздух - она изменила себя. Так через эволюцию мы приходим к пониманию того, что покорение природы зависит от перемены в самом себе!" Книга, которую Вы всё ещё держите в руках, поможет разобраться в современном культурологическом хитросплетении, которое ещё будет существовать некоторое время, пока на этой основе не вырастет каркас новой культурной концепции будущего. Пришла пора понять, что всё нужное людям уже давно написано, нарисовано и сыграно. Чтобы спастись от одеревенелости нужно профессионально срубить засохший сук устоявшихся стереотипов и избавиться от тупого пафоса псевдоучённости. Вечные ценности останутся. Неизвестно, захочет ли кто-нибудь нажимать на кнопку воспроизведения, но в горниле грядущего Армагеддона, как птица Феникс, родится новое, непредвзятое мировоззрение. И пусть эта книга, кроме прямого, просветительского значения, явиться "последней заупокойной молитвой над телом нашей любимой эстетики". Будущее начинается сегодня! И встречаем мы его, смеясь над культурологическими иконами прошлого.
  
Оценка: 4.00*2  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"