Согласно принципу Питера, каждый работник движется по служебной лестнице, пока он компетентен, и перестает двигаться, став некомпетентным. Это приводит к тому, что каждый человек рано иди поздно достигает той ступени в должностной иерархии, которой он не соответствует (то есть для занятия этой должности он уже некомпетентен), и если нет механизма увольнения некомпетентных лиц, то на этой должности он уже остается до пенсии.
Не берясь оспаривать этот принцип, а как раз преклоняясь перед гениальностью первооткрывателя и создателя новой науки, иерархиологии, я хотел бы, все-таки привести некоторые замечания в дополнение к изложенному Питером принципу и его следствиям, описанным в его книге.
Видимо, не следует понятие "компетентность" по Питеру отождествлять с компетентностью специалиста в решении поставленных перед ним задач.
Трактуя этот термин широко, как свойство должностного лица удовлетворить начальство, от которого зависит его дальнейшее продвижение по службе, уточним, что порой компетентность в обычном понимании - это нечто совершенно противоположное.
Начальство все-таки продвигает людей по служебной линии не по принципу "соответствует занимаемой должности - следовательно, достоин повышения", а как раз наоборот.
Человека, который соответствует занимаемой должности нецелесообразно двигать на повышение: ущерб от потери специалиста (с уходом его с ныне занимаемой должности) - гарантирован, а выигрыш от его прихода на новое место сомнителен: он может и не справиться с порученной задачей. Начальство всегда ждет от людей того, что они делают обычно, поэтому в принципе представить, что хороший инженер может стать хорошим руководителем, или хороший шофер может стать хорошим заведующим гаражом - такие мечты начальству не свойственны.
Хороший руководитель в понимании вышестоящего начальства - это тот, кто умеет признавать ошибки, не пререкается, не спорит, слушает начальство внимательно, обещает то, что от него требуется пообещать. Если же он не выполняет обещанного, то он должен уметь представить полный перечень причин, из которого следует, что выполнить это не было никакой возможности.
Если человек - профессионал, то он не станет обещать того, что выполнить нельзя. Поэтому он не сможет быть покладистым, когда от него требуется пообещать выполнить то, что он не может выполнить за такие деньги, либо в такие сроки, либо с таким качеством. Задачу же, которую очевидно можно выполнить на предоставленных условиях, никто не считает трудной, поэтому тот факт, что профессионал несколько раз выполнил посильную задачу, отнюдь не характеризует его высоко в глазах начальства. Начальство судит по тому, как выполняются непосильные задачи.
Некомпетентный человек обладает следующими достоинствами:
1. Он ошибается, поэтому он с готовностью признает ошибки.
2. Он не знает всех трудностей порученного задания, поэтому он с легкостью соглашается на выполнение порученной задачи, какой бы сложной она не была.
3. Он понимает (или смутно осознает), что занимает свое положение не по праву, поэтому очень дорожит им, поэтому он не станет спорить даже в том случае, если знает, что начальство не право. Он знает, что найти подобную работу в другом месте ему будет сложно, или даже невозможно. Поэтому он предан лично шефу.
4. Поскольку он не проявляет большого таланта на той работе, которую выполняет, уход его на повышение не вызовет проблемы, а, возможно, даже наоборот: на освободившееся место можно будет взять профессионала, который выполнит эту работу лучше.
5. В силу личной преданности шефу, он меньше дорожит делом, чем отношением с шефом, и меньше дорожит коллективом подчиненных, чем доверием начальства. Поэтому он послушно помогает устранению из коллектива неугодных сотрудников.
6. В силу некомпетентности, он, как правило, уже совершал ряд крупных промахов, и начальство его простило условно. Имеющийся на него компромат делает его более покладистым.
Соответственно недостатки профессионала - это отсутствие этих "положительных" качеств. Он нужен на своем месте, он спорит, он дорожит доброй славой специалиста, поэтому не соглашается признавать себя не правым, чувствует, что был прав и не соглашается признятьсебя неправым, если уверен, что был прав. Он не упускает случая напомнить, что предлагал иное, если работа заходит в тупик. Фактически, всем своим видом он выражает одно утверждение: "Если бы не чужие ошибки мы бы могли добиться большего", а от этого уже недалеко до утверждения "Вокруг меня (и выше) - бездарности". С таким человеком мирятся только потому, что он, действительно, мастер своего дела. Но никто не хочет его повышения. Очевидно, он до пенсии будет тем, чем является. Поэтому хорошие рабочие не становятся мастерами, хорошие мастера не становятся начальниками цеха, а хорошие начальники цеха не становятся директорами производства.
Пример:
Вариант 1.
- Послушайте, в воде, которую мы выпускаем, содержатся слишком много Н20!
- Виноват, сэр, я выясню, в чем тут дело и немедленно приму меры к снижению процента Н20 в выпускаемой воде.
Вариант 2.
- Послушайте, в воде, которую мы выпускаем, содержатся слишком много Н20!
- Но сэр! Ведь Н20 - это и есть вода!
Вопрос: Какой из ответов понравится шефу больше? Кто из двух может рассчитывать на повышение?
Итак, если бы выполнялся принцип Питера, то все достигали бы своего уровня некомпетентности. Тогда всё было бы очень плохо. Автомобили, самолеты, пароходы и прочее не просто бы терпели аварию, они никогда бы не выехали, не вылетели, не отплыли никуда. Они попросту не были бы сделаны.
Другой парадокс состоит в том, что те, кто плохи в качестве рядового исполнителя, оказывается, могут быт не так уж и плохи в качестве начальства. Поскольку у начальства не так много работы, то иной раз происходит такое, что и из плохого шофера получается нормальный заведующий гаражом, из плохого киномеханика - хороший директор кинотеатра, а из плохого актера - сносный режиссер. Я никого конкретно не имею в виду.