Как эти пустяки разрушают счастье! А ведь такое событие само по себе через две недели уже и не будет вспоминаться, как событие, если правильно к нему относиться.
Люди сами порой разрушают хрупкие здания счастья - собственными руками.
Люди, как правило, нуждаются, прежде всего, в следующих вещах по порядку значимости:
1. Отсутствие физического страдания.
2. Отсутствие нравственных страданий.
3. Ощущение нравственного комфорта.
4. Моральные удовольствия.
5. Физические удовольствия.
В первую группу входят: отсутствие боли, жажды, голода, холода, не высыпания, раздражающих звуков, зуда (комариных укусов в большом числе) и так далее.
При выполнении первого условия начинает работать второе. Необходимо отсутствие острого сознания неизбежности смерти, отсутствие страха, стыда, унижения и так далее.
В третью группу входят уверенность в загробном существовании (у некоторых она заменяется философией, примирившей их с неизбежностью смерти), а также уверенность в собственной значительности. Человек должен быть уверен, что он - персона, нечто важное, что он поступает правильно, мало того: лучше многих. Именно поэтому люди так любят обсуждать чужие грехи - создается эффект того, что сами обсуждающие гораздо лучше, значительнее.
Моральные удовольствия - это ощущение еще большей собственной значительности, чем окружающие люди. Для кого-то показатель значительности - деньги, для другого - власть, для творческой личности - это признание творческих заслуг, для кого-то это просто понимание того, что он - примерный семьянин, а для иного, наоборот ощущение донжуанских побед. Кто-то достигает этого тем, что носит вериги и отказывает себе в малейших удовольствиях, внутри себя подспудно полагая, что он - лучше, чище, достойнее тех, ради кого он отказывается от земных благ, то есть самопожертвование - это пример гордыни, вывернутой наизнанку. А кто-то, считая земные блага мерилом успеха, достигает морального комфорта, стяжая их без числа. Ощущение собственной неповторимости, исключительности даже, я бы сказал - это высшее удовольствие, хотя кто-то достигает его, беря интеграл, а кто-то - беря девственницу, кто-то - идя на костер за идею, а кто-то - заставляя других таскать каштаны для себя из огня. Просто один считает, что он молодец, поскольку хитер, а другой ставит себе в заслугу, что он честен, кто-то гордится тем, что он не предатель, а кто-то - что он дальновидный.
Физические удовольствия стоят на последнем месте. Люди ограниченные не видят того, что и они предпочли бы моральные удовольствия физическим, и предпочитают их, когда и где это возможно. Лишь те, кто не может получить моральных (если такие существуют), довольствуются физическими.
Кстати, секс относится и к тем и к другим удовольствиям, но, разумеется, моральная компонента - выше. Если мужчина не получит такого удовольствия, как ожидал, но подруга скажет, что он был великолепен, он не будет себя чувствовать обделенным, даже если это и не подруга вовсе, а шлюха. Если же он почувствовал высший кайф, но подруга (даже случайная) выскажет презрение к его способностям, он не будет счастлив от такого секса.
Как подметил Дейл Карнеги, люди выходят замуж или женятся с единственной целью - быть счастливыми ВМЕСТЕ. Поэтому, не прав тот, кто стремится в семейной жизни урвать для себя больше, чем предложит партнеру. Высшее удовольствие - это доставить удовольствие партнеру. В паре, где каждый подыгрывает друг другу, возникают высшие мотивы счастья, в тех же парах, где каждый тянет одеяло на себя, возникает отчуждение, которое быстро переходит в ненависть, потому что очень неприятно делить кров, стол, дом, постель с человеком, который тебя не уважает.
Любовь без ежедневной демонстрации необъективного, снисходительного крайне доброжелательного отношения к партнеру - это мастурбация с помощью тела партнера.
Поэтому в парной жизни люди ради самих себя должны стремиться к одной простой вещи: давать партнеру то, что перечислено в пяти пунктах.
Ошибка, неловкость, промашка человека, с которым ты составляешь семейную пару - это очень удачный случай, повод для того, чтобы проявить именно субъективное, снисходительное, благожелательное отношение.
Если партнер разбил красивую вазу, необходимо продемонстрировать, что его огорчение по этому поводу вас огорчает больше, чем потеря вазы. В самом деле, это никчемный хрусталь только для того и нужен, чтобы украшать жизнь, существенного практического значения он не имеет. Поэтому люди придумали примету, что посуда бьется к счастья - чтобы найти утешение друг для друга. В этом - вековая мудрость. Если ломается предмет, надо спокойно к этому относиться. Вы же не думали, я надеюсь, что этот предмет будет вам служить вечно? Каждая вещь имеет свой век, чем более она хрупка, тем меньше ее век. Надо радоваться тому, что мы сами как личности пока что существуем, и не вещь пережила нас, а мы пережили вещь. Если у нас будет здоровье и бодрость духа, то любую потерю вы возместим, новую вещь купим. А вот здоровье не купишь.
Если вы потеряли часть здоровья, это с этим труднее смириться, но надо, как советуют мудрецы, не огорчаться потери, а радоваться тому, что оно у вас было до этого момента.
Конечно, дать рецепт на все случаи жизни я не могу, да я и не ставил такой цели. Речь идет лишь о том, чтобы не огорчаться по пустякам, потому что, как ни странно, большие неприятности не разбивают семьи - супруги только больше сплачиваются для преодоления горя. А вот мелкие неприятности, словно черви, точат отношения, разрушают личности, приводят к возникновению тягостного равнодушия, а от него - к ненависти, и тогда дорогие хрустальные вазы уже без разбора летят на пол. Ни одна оплошность человека не причиняет такого ущерба, как осознанное вредительство. Не умение прощать оплошности приводит к потребности партнера во вредительстве.
Поэтому необходимо быть снисходительным, субъективным, неформальным друг к другу, ибо хорошего всякий похвалит, а коли любишь - люби такого, какой есть.