Юра : другие произведения.

Боевой путь партизанской бригады "Железняк"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.67*13  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    конспект книги


   Введение
   Боевой путь отряда, а затем бригады "Железняк" начался в апреле 1942 года и закончился в августе 1944-го. За это время в ходе ожесточенных схваток она разгромила 14 вражеских гарнизонов, в том числе в поселке Бегомле, Долгинове, Докшицах, Вязыне и на станции Парафьяново, вывела из строя шоссе Минск - Витебск, дороги Докшицы - Лепель, Докшицы - Плещеницы, Бегомль - Борисов. На её счету свыше сотни разрушенных мостов, в том числе через Березину, Сергуч, Поню, Вилию, Цну, Двиносу. Она истребила несколько тысяч солдат и офицеров противника, много взяла в плен, уничтожила свыше двухсот грузовых и легковых машин, 34 танка и броневика, пустила под откос свыше 50 железнодорожных эшелонов. Обеспечила переход на нашу сторону так называемой "1-й русской национальной бригады" Гиль-Родионова, выдержала натиск четырех карательных операций, в том числе таких крупных, как "Коттбус"(1943), "Корморан"(1944), вместе с другими бригадами сорвала попытки немцев создать оборонительный рубеж на Березине севернее Борисова.
   Общими усилиями бригады "Железняк" и других отрядов и бригад была создана Борисовско-Бегомльская партизанская зона. Бригада провела много операций по разрушению железной дороги, линий телефонно-телеграфной связи, оказала содействие в быстром продвижении вперед наступающих войск 3-го Белорусского фронта.
   Бригада "Железняк" родилась на базе подполья Бегомльщины, которая передала в ее ряды своих лучших патриотов. Одним из первых ее партизан, организатором и политическим руководителем стал секретарь райкома партии Степан Степанович Манкович. Бригада состояла в основном из местных жителей, что было особенно важно. Партизаны знали свой район, людей и условия. Это облегчало дело с материальным обеспечением. Бегомльский район послал в партизаны примерно 23% своего населения. Здесь каждая семья являлась партизанской. Военнослужащих, вышедших из окружения или бежавших из плена, насчитывалось лишь 8%. Численность бригады порой превышала 2,5 тыс. человек. Кроме того, она имела несколько сот бойцов в резервно-учебном отряде и тыловых подразделениях, несколько тысяч в составе местных команд сельской обороны. За их счет на время боев с карателями бригада вырастала до 3 - 4 тыс. человек.
   Борисовско-Бегомльская зона была постоянно действующим участком партизанского фронта. Ведь ее территория имела большое значение для оккупантов, особенно в канун наступления Красной Армии в Белоруссии. Поэтому гитлеровцы не раз предпринимали попытки ликвидировать эту зону.
  
   И поднялась дубина войны народной...
   Сам руководитель бригады Степан Степанович Манкович родился и вырос на Бегомльщине. Будучи секретарем Бегомльского района партии, был оставлен в тылу врага для организации партизанского движения. Всё началось с организации подполья, костяк которого составили самые надежные из местных коммунистов (всего около 23 человек). За каждым из них был закреплен определенный участок (деревня и т.д.), на котором надо было проводить антифашистскую агитационную работу. Также требовалось подготовить почву для возникновения партизанского движения.
   Уже в апреле 1942 года Манкович на базе группы подпольщиков при содействии лейтенанта Кузина (и его красноармейцев-окруженцев) создал первый партизанский отряд. В мае Манкович пополнил свою группу за счет Березовского сельсовета. Затем были созданы еще две группы в лесах Савского Бора. На 15 октября в бригаде Манковича насчитывалось 122 бойца. Менялись организационные формы партизанского движения. Вместо разрозненных групп и отрядов рождались бригады, возрастала их боевая активность, усилилась помощь паризанам из советского тыла оружием, кадрами специалистов, всё шире внедрялась радиосвязь между Центром и партизанским штабами. Бригада росла, но не хватало военных кадров, оружия, требовалось усилить дисциплину.
   Бригаду разбили на 3 отряда по нескольку взводов в каждом. Станковые пулеметы решили свести для усиления огневой мощи в бою в отдельный взвод. Создали общебригадные службы - разведывательно-диверсионную, хозяйственную, боепитания, связи - и тут же назначили соответствующих начальников. Была организована медицинская служба.
   Приходилось готовить бойцов и командиров своими силами. В связи с этим решили: расширить учебно-резервный пункт с таким расчетом, что его можно будет развернуть в отряд. Манкович сам руководил этим пунктом. Пополнение поступало в бригаду только через его руки.
   За оружием обратились к населению. Одновременно по линии службы боепитания наметили организовать оружейные мастерские. Договорились создать из партизан 10 - 15 трофейных команд и подключить их к изысканию оружия. Предполагалось иметь в ближайшее время в бригаде свыше 300 вооруженных партизан. Это - бойцы, находившиеся под началом Бегомльского подпольного райкома партии, подразделение Г.В. Шараева, отряд окруженцев под командой М.Л. Афанасьева и группа автоматчиков из отряда имени Кирова. Район решили разделить на участки или зоны и закрепить за ними отряды. Первый отряд выдвинули в северо-западную часть района, второй - в юго-западную, третий - восточнее реки Березина.
   После первых же стычек с карателями отряды добились заметных успехов, что вызвало массовый приток добровольцев в бригаду. Многие приходили с оружием.
   Через некоторое время бригаде было присвоено имя легендарного героя гражданской войны - партизана-матроса Анатолия Григорьева Железняка. Присвоение имени бригаде как бы связывало героическое прошлое с настоящей борьбой против немецко-фашистских захватчиков. Большим событием в жизни бригады явилось принятие присяги партизанами. Листок с текстом присяги подписывался каждым. До принятия ее люди проверялись в знании военного дела, посылались в разведку, в засады, привлекались к боевым операциям. Это были бойцы, прошедшие хорошую школу.
  
  
  
   Борьба с карателями: разделяй и властвуй.
   К началу ноября 1942 года обстановка в Бегомльском районе резко обострилась. Вражеские гарнизоны активизировали свои карательные действия. Бригада "Железняк" решила выступить в защиту мирного населения и нарушить взаимодействие между вражескими гарнизонами. 1-ому отряду под командой Н.Т. Луничева ставилась задача надежно прикрыть северо-западную часть Бегомльского района и сковать гарнизон немцев в Докшицах.
   Второму отряду во главе с С.Д.Гуниным было приказано разгромить гарнизон немцев в деревне Березино и взять под контроль юго-западную часть района.
   Третий отряд выдвигался в восточную часть района для действий охранного гарнизона гитлеровцев на мосту через Березину. Он также должен был держать под контролем дорогу Минск - Витебск на участке реки Березина - Лепель. Во главе 3-го отряда стоял лейтенант М.Л. Афанасьев.
   О большинстве вражеских гарнизонов данные были довольно исчерпывающими, но первому отряду силы фашистов были неизвестны. Он двинулся на Отрубок. Оттуда надо было совершить бросок через реку Березину, оседлать дороги Лепель - Докшицы, Бегомль - Докшицы.
   Второй отряд повернул на Березино. Враг не ожидал внезапного налета. Штурмовая группа Костина прорвала оборону. В этом бою особенно отличился пулеметчик Павел Штукарев.
   Освобождение такого населенного пункта как деревня Березино, было крупной победой. В руки партизан попали оружие и боеприпасы, свыше 300 тон зерна и муки. Бой за Березино произошел 16 ноября.
   Теперь второй отряд развивал наступление 2 группами. Одной - в сторону Бегомля, другой - на Пустоселье. Штаб бригады переместился в Березино. В деревне Милькуны 2 отряд разгромил карателей. Бойцы отбили 30 подвод с награбленным хлебом и группу мобилизованных парней и девушек, которых угоняли в рабство.
   Успешно действовал и 1-й отряд. Им удалось захватить 20 подвод и часть оружия, в том числе - ротный миномет с запасом мин на дороге Докшицы - Лепель.
   Через день 1-й отряд обстрелял гарнизон в самих Докшицах.
   Справился со своей задачей и 3-й отряд. Он вплотную подступил к шоссе Минск - Витебск, восточнее реки Березина и оседлал его засадами. Это привело к нарушению связи между крупными фашистскими гарнизонами в Бегомле и Лепеле.
   После первых дней боев бригады заготовительные мероприятия оккупантов, а также угон людей в Германию были сорваны по Бегомльскому и частично по Докшицкому районам. Выведены из строя межрайонные дороги Докшицы - Лепель, Бегомль Докшицы, Докшицы - Плещеницы, Бегомль - Долгиново. Главные объекты дороги Докшицы - Лепель, мосты через Поню, Берещину, Мусковицу были уничтожены бригадой "Железняк".
   Вырос авторитет партизан среди населения, что привело к росту численности отрядов. Через 5 - 6 дней в каждом из них насчитывалось до 200 человек. Был создан 4-й отряд.
   Окреп моральный дух народных мстителей. Для бригады "Железняк", которая на 2/3 состояла из новичков, потери составляли лишь 5 человек убитыми и ранеными, тогда как враг недосчитался свыше 100 солдат и офицеров. Была вырвана боевая инициатива из рук противника. В ходе этих боев были созданы благоприятные тактические условия для разгрома по частям вражеских гарнизонов.
  
  
   Кальницкий мост.
   Шоссе Минск - Витебск интересовало бригаду тем, что по ней постоянно передвигались значительные силы врага в важнейших направлениях (Смоленск, Ельня, Москва). Оно усиленно охранялось фашистскими гарнизонами в Логойске, Плещеницах, Бегомле, Лепеле и на мостах через реки Березина и Сергуч. Между гарнизонами постоянно патрулировали танки, бронемашины и мотопехотные подразделения. Трудно было вывести из строя эту дорогу на длительный срок. Оккупанты сгоняли людей из ближайших деревень и быстро восстанавливали ее. На дороге надо было разрушить такой объект, который не поддается восстановлению силами населения. Таким объектом стал мост через Березину у деревни Кальник.
   После разведки местности в штабе бригады пришли к выводу, что без тяжелого оружия выполнить задачу не удастся. Но такого оружия у бригады не было. Решили блокировать охранявший мост гарнизон.
   Главная роль в этой операции отводилась 2-му и 3-му отрядам. 2-му ставилась задача блокировать охранный гарнизон вдоль западного берега Березины, имея сильный заслон в сторону Бегомля. На этом участке дороги предстояло произвести большие разрушения с привлечением населения.
   3-й отряд должен был блокировать гарнизон с востока. Предстояло занять населенные пункты Поповка, Рожно, Ствольно и выделить сильный заслон в сторону Лепеля. Здесь также надо было разрушить дорогу. Для обстрела гарнизона создали снайперскую группу в составе партизан Баталько, Севрюкова, Янкова под командой начальника штаба отряда Табачникова. Необходимо было обмануть противника, отвлечь внимание от главной цели. Для этого 1-й отряд, усиленный резервом, направили рейдом в районы Борисова, Плещениц, Долгиново, Докшиц. Он же должен был совершить нападение на железнодорожную станцию Парафьяново. Основная задача этого рейда заключалась в том, чтобы парализовать любую активность фашистов в сторону Бегомля, прервать всякое сообщение между ними, обеспечить тактическую внезапность основной операции.
   Бригада обратилась за поддержкой к своим соседям. Дубровский и Лобанок охотно согласились активными боевыми действиями сковать гитлеровцев в Лепеле, дали 5 тыс. винтовочных патронов. Откликнулся на просьбу о помощи и командир бригады "Дяди Васи" майор В.Т. Воронянский. Он должен был сковать гарнизон врага в Плещеницах. На подготовку операции затратили 5 дней. Особую опасность представляли собой вражеские регулярные войска. Для борьбы с ними партизаны подготовили ловушки, лесные завалы, заложили фугасы из немецких авиабомб. Операция началась в ночь на 28 ноября 1942 года. Враг был застигнут врасплох. На дороге Бегомль - Борисов при содействии местного населения 1-ым отрядом было разрушено 10 мостов, 20 километров постоянной телефонной линии. Отряд направился в Докшицы, а затем - в деревню Дубровка. За это время при содействии населения сожгли немало больших и малых мостов, сделали много лесных завалов, ловушек, перекопов. таким путем вывели из строя около 200 км автодорог. Разгромили ряд волостных управлений на территории Кривичского и Докшицкого районов. Совершили несколько налетов на железную дорогу Молодечно - Полоцк, разоружили 20 полицейских групп, порвали на много километров телефонной линии.
   В это время 2-й отряд вел бои под Бегомлем. Выполнив свою задачу, к нему на помощь пришел 1-й отряд. В результате и здесь была одержана победа.
   Обстановка на участке 3-го отряда была напряженной. Со стороны Лепеля двигался немецкий батальон при поддержке 5 танков. Было ясно, что сил для отражения врага недостаточно. Были брошены в бой 2 взвода 4-го отряда.
   Анатолий Телица, домжерицкий староста, сыграл очень важную роль в операции на Кальницком мосту. Командир фашистского гарнизона обер-лейтенант Элингер попросил у него продовольствия. Комиссар бригады Манкович поручил Телице выполнить просьбу и при этом выманить немцев из их укрытия: запугать их усилением партизан и предложить им "безопасный" выход из окружения, где, конечно же им будет приготовлена засада. Оцепление гарнизона оказалось не очень надежным: из-за холодов многие партизаны покидали посты и грелись в деревенских домах. Только снайперская группа Табачникова вела непрерывный обстрел гарнизона. Была опасность, что немцы вызовут подкрепление сухопутных сил через уцелевшую дорогу Лепель - Борисов, или авиацию из Борисова, потому что через такое ненадежное оцепление вполне могли пробраться вражеские связные. Командование "Железняка" обратилось с просьбой о поддержке других формирований к руководителю Борисовского межрайонного партийного центра. Но исход операции был слишком неопределен, была реальная опасность того, что к немцам действительно придет подкрепление. Поэтому на следующий день было решено усилить обстрел, использовав пулеметы и трофейный миномет. Немцы отвечали вялым огнем. В следующую ночь планировался еще один налет. Но еще раньше бригада Дубровского, возвращаясь из района Чашник, обстреляла из своих орудий вражеский гарнизон в Лепеле, чем совершенно сковала его действия. А командир заслона А.Разбегаев оттеснил с развилки дорог Лепель - Борисов, Лепель - Бегомль тех немцев, что начали наступление в направлении бригады "Железняк". Бойцы бригады решили немедленно напасть на мостовой гарнизон, но за два часа до атаки немцы, напуганные шумом завязавшегося под Лепелем боя, прикрываясь пулеметным огнем, покинули свои укрепления тем путем, которым их повел староста А. Телица. Но засады в нужном месте не оказалось, и немцы беспрепятственно ушли на Докшицы.
   Зато теперь партизаны смогли без потерь разрушить Кальницкий мост, прервав, таким образом, прямое сообщение между Минском и Витебском. Это помогло партизанам севера Минской области, освободило их силы для борьбы на железнодорожных коммуникациях Минск - Орша, Молодечно - Полоцк. Ограничивались действия карателей в районе. Создались условия для организации Бегомльского партизанского района. Немцы не могли в это время сосредоточиться на партизанах, так как были заняты в основном Сталинградом.
  
   Освобождение районного центра Бегомля.
   Следующей важной целью бригады "Железняк" явился райцентр Бегомль. Он приобрел большое значение для оккупантов в их борьбе с партизанским движением в северо-восточных районах Минской области. Этот крупный поселок городского типа был связан с Борисовом, Минском, Долгиново, Докшицами, Лепелем автомобильными дорогами, проложенными через лесисто-болотистую местность. Через Бегомль взаимодействовали немецкие гарнизоны, окружавшие лесной массив озера Палик с запада. Готовя бегомльскую операцию, партизанское командование рассчитывало пробить брешь в немецкой системе гарнизонов, расположенных вблизи железной дороги Молодечно - Полоцк, на участке Кривичи - Крулевщина, расширить оперативные просторы в юго-западном направлении, в сторону Вилейской области, и тем самым создать выгодную тактическую обстановку для ведения борьбы с крупными силами карателей на широком фронте. Кроме того, на западной окраине Бегомля находился аэродром для тяжелых бомбардировщиков, который мог быть использован для установления воздушной связи с советским тылом.
   Поселок был опасен еще и тем, что фашисты могли превратить его в опорный пункт для сосредоточения карательных войск. Партизаны торопились провести бегомльскую операцию в наиболее благоприятных условиях: получилось так, что как раз в эти дни гарнизон оказался окружен бригадой со всех сторон, и у него не имелось связи не только с Минском, но и с такими районными центрами, как Плещеницы, Кривичи, Докшицы, Лепель и Борисов.
   Бригада "Железняк" заручилась поддержкой бригад: "Штурмовой", а также Воронянского и Дубровского.
   С 500 бойцов невозможно было обеспечить численное превосходство над силами противника. И в техническом плане фашисты были в выигрыше. Но у партизан был свой козырь - осведомленность. Многие бойцы бригады до войны проживали в поселке и даже несмотря на оккупантов навещали свои дома. Потому был найден самый безопасный вход в населенный пункт. Через него должны были просочиться штурмовые группы и захватить все огневые точки опорного пункта еще до начала всеобщей атаки. 1-й отряд должен был атаковать с юга и выделить заслон в составе взвода в сторону Плещениц для совместных действий с бригадой Воронянского. С запада должна была напасть сводная группа в составе 4-го отряда и резервного подразделения под общей командой лейтенанта Дьякова. Ей же предстояло выслать усиленную разведку в направлении Долгиново и Докшиц. 2-му отряду предстояло атаковать с востока и выделить разведку в сторону Лепеля для связи с бригадой "Дубова". 3-й отряд также предназначался для наступления с востока вплоть до тюрьмы - важнейшего опорного пункта фашистов, а также для высылки заслона в сторону Борисова. Операцию планировали завершить в одну ночь.
   Для обеспечения внезапности были проведены мероприятия по тактической маскировке. Был распространен слух о сосредоточении народных мстителей для удара по железной дороге на участке Крулевщина - Подсвилье. Бригада сняла все свои засады и посты на подступах к гарнизону и устроила демонстрацию отхода в сторону Березино. Фашисты перешли на обычный распорядок дня и ослабили бдительность.
   В ночь на 17 декабря 1942 года бригада на санях предприняла стремительный бросок к Бегомлю и заняла исходное положение для штурма. 1-й отряд вышел к деревне Волча, сводная группа Р.Дьякова заняла поселок Первомайский, 2-й и 3-й отряды сосредоточились в деревне Бабцы.
   Без особых потерь проникли в поселок штурмовые группы, а потом началось и общее наступление. Бой вскоре переместился в центр, к зданию тюрьмы. 2-й и 3-й отряды освободили Кировскую, Почтовую, Ленинскую, Первомайскую улицы и большую часть Первомайской. Но 1-й отряд вынужден был отступить к поселку Первомайскому.
   Весь следующий день шла осада тюрьмы. Ее обстреливали из ПТР, но немцы еще держались, хоть и просили дать им уйти из городка. А под вечер 19 декабря местные полицаи в обход дороги Минск - Витебск привели в Бегомль батальон подкрепления. Батальон был сформирован из украинцев, и те, что считались "восточниками", не хотели драться с партизанами. Перебежавший к партизанам Г.А.Корниец убедил своих товарищей не стрелять в бойцов бригады. Украинцы-каратели были деморализованы. Командир карательного батальона вместе с остатками бегомльского гарнизона бежал на Плещеницы, оставив даже часть техники. Оттуда группа украинцев перешла в бригаду "Железняк". Из них сформировали отдельный отряд.
   Создана военная городская комендатура. Здесь же размещен штаб бригады, передвижной госпиталь, ряд тыловых служб. Начата подготовка к обороне города и всего района. В день освобождения бригада пополнилась 300 добровольцев. Соседние отряды и бригады усилили боевую активность, что рассредоточивало внимание немцев, которые не могли одновременно атаковать все центры. Путь из Минска в Витебск был окончательно заблокирован партизанами. Березина севернее Борисова и ряд других водных преград могли теперь хорошо защитить мстителей от немцев. В конце концов, свободная партизанская бегомльская зона была создана.
  
   Организация бригады.
   В связи с бурным ростом численности отрядов и расширением масштабов боевых действий потребовалась новая реорганизация бригады. Она коснулась всех боевых и тыловых подразделений. Отряды были переведены на новую систему: в каждом из них стало по 3 роты, в ротах - по 3 взвода. В роте насчитывалось до 70 человек.
   В составе отрядов кроме рот были также взводы станковых пулеметов, противотанковых ружей, минометный, разедывательно-диверсионный, отделения хозяйственной, медицинской службы, телефонной связи, группа боепитания. В 3 отрядах имелось по одному противотанковому орудию.
   В большую ударную силу превратился подвижный резерв бригады. В его состав входили подразделения конников, автоматчиков, батарея с 3 орудиями, взвод прикрытия с группой управления.
   С выходом на оперативный простор бригаде "Железняк пришлось действовать на широком фронте. Ее отряды были выдвинуты в сторону Борисова, Плещениц, Долгиново, Докшиц, Лесин, 2 отряда - в сторону Лепеля. Штаб бригады и подвижный резерв были дислоцированы в Бегомле и в ближайших к нему населенных пунктах - Морговице, Боярах и поселке Первомайском. В среднем удаление отрядов от штаба бригады составляло 40 - 50 километров. Они занимали круговую оборону на подступах к партизанской зоне, активно воздействуя на противника засадами и диверсионными группами.
   Задача управления бригадой при такой разбросанности ее отрядов была решена путем использования телефонной связи. Телефон был в каждом отряде и тыловом подразделении. К восстановленной сети подключили и бригаду "Дубова" с Борисовским межрайонным партийным центром.
   Подвижность отрядов возросла с выделением специальных хозяйственных групп при каждом из них. Была создана единая хозяйственная служба бригады со своей охраной, транспортом, производством (мельницы, мастерские, заготовительные пункты, хлебопекарни, склады и т.п.), во главе которой поставили интенданта 3-го ранга Т.Л. Зубова. Также ощутимую помощь оказывали местные жители, особенно женщины.
   Продовольствием партизаны обеспечивались по единым нормам: на каждого отпускалось 600г хлеба, 500г картофеля, 150г крупы, 300г мяса или сала, щепотка соли. Правда, до налаживания регулярного снабжения из советского тыла с солью были проблемы. Уходя, оккупанты вывезли или отравили все ее запасы. Иногда даже подбрасывали отравленные мешки под видом советской помощи.
   Все продовольствие делилось на три части: основную, запасную и скрытый резерв. Скрытый резерв обеспечивал один отряд на полмесяца, размещался обычно в замаскированных лесных траншеях.
   У каждого отряда была подвижная столовая или походная кухня, а у самих партизан - трехсуточный запас продовольствия. Как правило, благодаря четкой организации, продуктов хватало, что избавляло бригаду от необходимости обращаться к населению, которому и самому едва хватало на жизнь. Полицаи, грабившие крестьян, часто прикидывались партизанами, чтобы настроить их против настоящих народных мстителей. Поэтому важно было поддерживать доверительные отношения с местным населением и не перетруждать его излишними поборами.
   Постоянно требовалось медицинское обслуживание не только для партизан, но и для местных жителей и беженцев из оккупированных территорий. Постоянно была угроза эпидемии, фашисты нередко использовали биологические и химические средства борьбы с партизанами. К счастью, на бригаду работало много опытных и самоотверженных врачей и медсестер (врач Василий Иванович Лещинский с персоналом и инвентарем своей больницы; бежавшие от немцев Алексей Григорьевич и Янина Петровна Сырниковы, хирург Владимир Яковлевич Амброжей; Иван Дмитриевич Кузнецов и др.). Был большой отряд средних и младших медицинских работников.
   Население обслуживали кустовые медпункты по всей партизанской зоне. Лещинский возглавил основной и запасной госпитали, 3 подвижных госпиталя (в т.ч. 1 при аэродроме), 7 эвакуационных пунктов, хозяйственный взвод и роту прикрытия.
   В каждом отряде был главный врач с отделом медицинского обеспечения, во взводе - сестра или фельдшер.
   В боевых условиях было трудно эвакуировать раненых бойцов, поэтому строились секретные подземные госпитали, которые укрывали изувеченных партизан и медицинский персонал до эвакуации.
   До открытия в марте 1943 года Бегомльского аэродрома бригада "Железняк" обеспечивала себя оружием сама (находки, трофеи). Помогало и население, подбиравшее боеприпасы на поле боя или выменивавшее его у полицаев и даже у самих немцев. Бойцы сельских команд вооружались тоже сами. Добровольцев, приходивших в бригаду с пустыми руками принимали в резервно-учебную группу, а тех, кто приносил свое оружие, принимали сразу в боевой отряд. Это служило стимулом. Практика снабжения оружием из советских тылов оказалась неудачной: посыльные часто попадали в засаду на обратном пути и гибли.
   В вооружении бригады важную роль играла служба боепитания. Она располагала центральной и 2 вспомогательными оружейными мастерскими, а также отрядными пунктами ремонта.
   Из всех новобранцев было лишь 9% бывших военнослужащих, остальные - неопытная молодежь. Во главе беспрестанно растущих учебных групп надо было ставить обстрелянных и опытных бойцов. Хорошо, если вливались новые отряды окруженцев, но это происходило редко, поэтому приходилось собственными силами готовить командный резерв.
   Приказ N9 за 31 декабря 1942 года предусматривал создание в населенных пунктах команд сельской обороны из всех боеспособных "не партизан". Вскоре был создан учебно-резервный отряд. Рядовые партизаны проходили 2-месячный "курс" обучения, а командиры отделений - 3-месячный. Позже к этому отряду подключились и команды сельской обороны, которые ввиду опасности немецкого контрнаступления готовились как резервы второго порядка. В боях с карателями в 1943 году они значительно увеличили огневую мощь основных отрядов.
   Бригада "Железняк" росла довольно быстро: октябрь 1942 года - 122 партизана в 2 отрядах; январь 1943 года - 600 человек, апрель того же года - свыше тысячи бойцов, не считая хозяйственных подразделений.
   В Беларуси отряды и бригады были закреплены за определенными районами и областями, потому что сорвать экономическое использование оккупированных земель, прервать сообщение между частями врага и защитить от насилия местное население можно было лишь тесно взаимодействуя с этим населением. Болота и леса позволяли обустраивать долговременные базы-поселения.
  
   Удары по коммуникациям.
   Вокруг Бегомля была создана удаленная линия прикрытия. Уже 26 декабря отряды повели наступление в сторону Борисова, Плещениц, Долгиново, Докшиц и нанесли еще один удар по железной дороге на участке Будслав - Парафьяново. Уже к началу 1943 года в руках партизан оказалась обширная территория в составе Бегомльского, Плещеницкого (без центра) районов, западной части Холопеничского, северной - Борисовского, восточной - Кривичского, юго-восточной - Докшицкого районов.
   Основные усилия бригады "Железняк" после освобождения Бегомля сосредоточивались на железной дороге Молодечно - Полоцк, по которой очень напряженно двигались боевые вражеские эшелоны. Основная линия немецкого прикрытия проходила по дороге Долгиново - Докшицы. Прорывать ее помогала бригадная артиллерия. Несмотря на атаки фашистской авиации, боевая активность железняковцев не снижалась. Промежуток между станциями Кривичи - Крулевщина разделили между собой 27 диверсионных групп. Совершались и общебригадные нападения, что срывало важные перевозки немцев и отвлекало их от Бегомля.
   19 января 1943 года фашисты предприняли наступление на Пышно, стремясь восстановить дорогу Лепель - Докшицы, что было важно для 3-й танковой немецкой армии, расположившейся восточнее Витебска. в Пышно почти целый гитлеровский полк атаковал 4-й отряд Мисунова из бригады "Дубова". 25 января дубовцы при содействии железняковцев отбросили немцев на Лепель. Затем дубовцы еще обстреляли и сам городок, чем на время "урезонили" немцев.
   В феврале 500 карателей ворвалось в деревню Вольбаровичи, что на докшицком направлении. Ограбили, буквально растерзали свыше 70 мирных жителей. Железняковцы подоспели слишком поздно, злодеи уже скрылись в Докшицах.
   В отместку, в ночь на 3 февраля партизаны напали на Докшицы. Этот городок размещался на подступах к железной дороге Молодечно - Полоцк и служил промежуточной базой снабжения фронтовых войск. Здесь были тыловые армейские учреждения, и даже унтер-офицерская школа. Нападение имело ограниченную задачу - нанести потери, но не закрепляться. Всю ночь длился бой, причем успешный, особенно благодаря поддержке трех 78-миллиметровых орудий. Удалось разгромить много складов, поджечь ряд важных построек. Но из-за немецкого подкрепления со стороны станции Крулевщина и вражеской авиации пришлось отступить немного раньше намеченного часа.
   19 и 20 февраля железняковцы нанесли еще один удар по скоплению гитлеровцев в Парафьяново и Докшицах. Умело использованная артиллерия вновь привела противника в полнейшее замешательство.
   26 февраля фашистский разведывательный батальон со взводом средних танков был отброшен назад 1-ым отрядом, в частности первой ротой под командой начальника штаба отряда Охоненко, которая ударила немцам в тыл.
   Одна рота бывших красноармейских окруженцев под началом лейтенанта Максакова перешла на сторону партизан, после чего докшицкую унтер-офицерскую школу закрыли.
  
   Свободная партизанская зона
   Очень распространенным методом борьбы с оккупантами были засады и рейды. Но такие операции приносили лишь временное смятение в ряды гитлеровцев, которые в краткие сроки возвращались на прежние места и восстанавливали там свои гарнизоны.
   Намного лучше пошли дела освободителей с образованием партизанских зон. Они фактически являлись постоянно действующими участками фронта в тылу врага, отвлекавшими на себя довольно крупные силы фашистов.
   Борисово-Бегомльская зона располагалась как раз по соседству с учреждениями генерального комиссариата Беларуси - в 30 километрах от Минска. Она разделяла 2 важные железнодорожные коммуникации: Минск - Орша и Молодечно - Полоцк. Центром ее стал Бегомльский партизанский район.
   На востоке границы Борисово-Бегомльской зоны прошли по линии Лепель - Борисов, на юге - от Смолевич до Родошкович, на западе - по линии тракта Илья - Крайск - Долгиново - Докшицы. Постоянно наносились удары по гарнизонам в Долгиново и Докшицах, защищавшим железную дорогу Молодечно - Полоцк. Северная граница зоны проходила через Докшицы - Отрубок - Лесины и дальше. Еще севернее существовала Полоцко-Лепельская зона, а восточнее - Сенненско-Оршанская. Треугольник Минск - Полоцк - Витебск был злокачественной опухолью для фашистской 3-й танковой армии, и она росла с каждым днем. Логично было ожидать крупных операций карателей. Ведь партизаны прервали кратчайший путь сообщения между Минском и Витебском еще в декабре 1942 года. Весь район Березины севернее Борисова также контролировался народными мстителями. Аэродром, находившийся здесь, материально поддерживал сотни других формирований, эта территория могла стать плацдармом для наступления Красной Армии. Борьба с карателями не прекращалась.
   Для управления районом железняковцы назначили во всех населенных пунктах комендантов или старост. Продуктами питания зона обеспечивала сама. Угрозу голода среди мирного населения устранили партизаны, успешно проведя посевные кампании в 1943 и 1944 годах.
  
   Воздушный мост.
   Большое значение для партизан имело установление воздушной связи с неоккупированными территориями. В середине марта 1943 года был установлен Бегомльский воздушный мост. Авиа поезда доставляли железняковцам, а также многим другим соединениям в данной местности медикаменты, оружие и другие продукты первой необходимости. Вывозились за линию фронта раненые бойцы. Долгое время фашисты не могли нанести никакого вреда аэродрому в Бегомле, главным образом благодаря первоклассной конспирации и маскировке народных мстителей, которые успешно использовали особенности лесистой местности, чтобы прятать планеры, грузы и т.д. Правда, сообщение было прервано на некоторое время карательной операцией немцев, но вскоре было восстановлено.
  
   Карательная операция "Коттбус".
   В период затишья на фронте оккупанты решили использовать свои армейские резервы для ликвидации Борисовско-Бегомльской партизанской зоны. Для этого была организована карательная операция "Коттбус" силами по этому же случаю сформированной группировки войск под общим названием "Боевая группа Готтберга". Возглавил ее бригаденфюрер СС и генерал-майор полиции фон Готтберг.
   Для создания котла планировалось использовать район Домжерицких болот восточнее реки Березина, где партизаны обычно укрывались от врага. Основной целью немцев являлось восстановление дороги Минск - Витебск и Докшицы - Лепель, а также очистка от партизан северного района реки Березины с построением здесь запасного оборонительного рубежа. Оккупанты должны были обезопасить тыл витебского участка фронта, не допустить взаимодействия партизан с регулярными советскими войсками.
   После проведения операции "Коттбус" планировалось также прижать к Западной Двине и уничтожить бойцов Полоцко-Лепельского партизанского соединения.
   Многое из вражеских планов было разведано партизанами еще до начала самой операции. Зажать соединения Борисово-Бегомльской зоны в Домжерицких болотах фашисты предполагали в 10-дневный срок. Наступление развертывалось дугообразно со стороны Борисова, Минска, Докшиц, Зябок и Лепеля.
   Главный удар приходился на Бегомль. Группа "Норд" генерал-майора Дормагена в составе 2 полицейских полков СС, 3 отдельных охранных батальонов со средствами усиления наступала на Пышно, Зарубовщину, чтобы замкнуть окружение с севера и восстановить дорогу Докшицы - Лепель на участке Лепель - Березино.
   Фронтовые резервы и 2 артполка блокировали дорогу Лепель - Борисов и обстреливали лес в районе озера Палик и Домжерицкие болота.
   От Борисова наступала группа "Зюд" полковника Кицеля, прочесывавшая Березину.
   На Бегомль от Плещениц и от Минска шла группа подполковника Дирлевангера, из Долгиново - группа подполковника Клупша, со стороны Докшиц (вдоль дороги на Лепель) - "1-я русская национальная бригада" Гиль-Родионова и 2 отдельных батальона СС. Эта бригада била навстречу группе "Норд" до Березино, чтобы совместно восстановить и защитить дорогу Докшицы - Лепель.
   2-й гренадерский полк должен был ловить прорвавшихся партизан.
   Уже в ходе самой операции Готтберг ввел резервы - 19 отдельных частей общей численностью 14 000 солдат.
   Тактика немцев строилась на 2 эшелонах: первый, сплошной прочесывает и наводит артиллерию, танки, авиацию на партизан; а второй - подвижные группы преследования.
   Со своей стороны, партизаны также выработали особую тактику борьбы с карателями. Основной принцип: не отступать туда, куда гонит враг, не оседать в окружении, не организовывать перманентной обороны, а прорываться и стараться выйти во фланги и в тылы врага. Против каждой группы карателей были выдвинуты свои отряды: в сторону Борисова - 3-й, Плещениц - 2-й, Долгиново - 4-й, Докшицы - 5-й и 1-й, Лепель - 6-й и 7-й (для взаимодействия с бригадой "Дубова"). Подвижный резерв бригады из автоматчиков, конников и батареи дивизионных орудий был размещен возле Бегомля. Мобилизировались также команды местной обороны. Подвижный резерв, как видно располагал большой огневой мощью, и его предполагалось использовать в качестве тарана для прорыва вражеских цепей на тех или иных участках.
   Предусмотрены были также рубежи выхода бригады из окружения. Все отряды для подвижных засад отводились к реке Березина. Группа А. Тюрина должна была прорваться из деревни Кадлубище на северо-запад в тыл соединения "Норд", затем - выйти в леса северо-восточнее Докшиц, повернуть на юг и предпринять рейд до Логойска, чтобы парализовать карателей на минском направлении.
   Вторая группа Г. Корнийца выходила в тылы Клупша и Гиль-Родионова, блокировала дороги Бегомль - Докшицы, Бегомль - Долгиново, боролась с поджигателями и атаковала железную дорогу на участке Будслав - Крулевщина.
   Третья группа, бригадный штаб, тыловые части через д. Волча и дорогу Бегомль - Плещеницы выходила в жамойские леса для соединения с Корнийцем и ударов по вражеским коммуникациям к Плещеницам, Долгиново, Докшицам.
   Конную группу направляли на Ушачи к партизанам Полоцко-Лепельского соединения, затем она делала рейд в сторону железной дороги Молодечно - Полоцк, нападение на аэродром в Ситце-Вельке, и опять соединялась с бригадой.
   Батарею, когда израсходуются снаряды, намеревались зарыть.
   В сжатые сроки была завершена посевная кампания.
   Бригада сильно выросла, но, к сожалению, за счет необстрелянной молодежи.
   Еще одна трудность заключалась в защите местного населения, которое каратели собирались поголовно истребить.
   Наступление немцев началось в конце апреля 1943 года. Сначала совершались единичные броски для занятия более выгодных позиций.
   28 апреля в бой с группой Клупша вступила бригада "Железняк". В составе подвижного резерва. Возле деревень Избище и Чисти Мильчинские враг потерял несколько десятков солдат. Все же с направления Долгиново враг продолжал продвигаться, прикрываясь авиацией. В тыл врагу было заброшено 18 диверсионных групп для нападения на железную дорогу Молодечно - Полоцк, откуда большая часть заслона уже ушла. 7 подорванных поездов заставили фашистов отвлечь часть своих сил на железную дорогу, что замедлило их продвижение к Бегомлю от Долгиново.
   20 мая началось общее наступление гитлеровцев. Бригада "Железняк" активнее всего противостояла им на плещеницком направлении. 2-й отряд Гунина не дал врагу приблизиться к Бегомлю, тогда каратели пошли в обход дороги Плещеницы - Бегомль через деревню Новая Вилейка на Гребени. Наступавший здесь отряд белоказаков попал в засаду железняковцев и со значительными потерями отступил. Но на следующий день партизаны были оттеснены к жамойскому лесу.
   На докшицком направлении нельзя было дать врагу замкнуть кольцо с севера. Враг здесь упорно наступал, стремясь завладеть дорогой Докшицы - Лепель, чтобы отсечь Бегомль от полоцкого района. Здесь наступал особый враг - 1-я русская национальная бригада Гиль-Родионова, уже из названия которой видно, что с ней требовалось быть начеку. Они говорили по-русски, многие были бывшие белогвардейцы, но также были и бывшие красноармейцы, не решавшиеся перейти на советскую сторону, из боязни быть непонятыми. Выдавая себя за партизан, они выманивали население из лесных укрытий для расправы с ним.
   20-го же мая, не сумев прорваться на других направлениях, враг силами 2-го полицейского полка СС ударил на Лесины и выбил оттуда бригаду Шляхтунова. Фашистам удалось оттеснить и железняковцев, захватить Большую и Малую Черницы, Эржеполье. Но, напав из засады на дороге к населенному пункту Березино, партизаны подвижного резерва бригады отбросили врага обратно к Лесинам. Позже стало известно, что враг наступает на Березино по 3 направлениям: из Докшиц, Лепеля и Лесин. Охоненко с 2 автоматными взводами и с 1 ротой из 1-го отряда устроил засаду для немцев под Лесинами, и при содействии конников деревня была освобождена. Враг вообще отошел на 20 - 30 км по всему участку.
   Итак, каратели были задержаны дубовцами и 2 железняковскими отрядами в Пышно, остановлены бригадой "Железняк" на плещеницком, долгиновском, докшицком и лесинском направлениях.
   Но бригада медленно отступала к Березине и 8 июня вышла за линию засад Березино - Липск - Бабцы - Волча и Брод. При этом активизировались действия 56 диверсионных групп общей численностью в 300 человек в тылу врага.
   13 июня вышел из окружения Корниец со своей группой и направился к тылам Клупша, который наступал со стороны Долгиново.
   14 июня предполагался всеобщий прорыв для воссоединения в лесах юго-восточнее Бегомля, откуда предстояло громить тылы немцев в направлении Плещениц, Крайска, Долгиново, Докшиц. Но Борисовский межрайком партии приказал отойти за Березину в район Домжерицких болот для спасения мирного населения, которое там скопилось. Выполнив предписание, бригада оказалась в "котле". 18 июня каратели разбили болотный массив на два участка по дороге Моисеевщина - Дуброво - Студенка - Пострежье - Брод и лишили прикрытия железняковские тылы. 19 июня всеми силами бригаде удалось прорваться с ощутимыми потерями в леса вокруг озера Палик.
   В результате героизма белорусских партизан, 21 июня фон Готтберг не смог представить начальству хоть сколько-нибудь удовлетворительных результатов операции "Коттбус". Напротив, ее пришлось даже приостановить, так как вновь потребовались войска на фронте.
   Партизанская зона была восстановлена вскоре после свертывания операции. Единственный "успех" карателей заключался лишь в уничтожении большого количества мирных жителей: они разбомбили около 2 000 домов, убили 2024 и угнали в Германию 894 человека. Бригада "Железняк" уничтожила свыше 800 гитлеровцев, 4 танка и бронемашины, подорвала 7 эшелонов, захватила 1690 единиц разного оружия.
  
   "Рельсовая война".
   В конце июля 1943 года бригада "Железняк" впервые приняла участие в начинавшейся тогда масштабной операции партизан всей Беларуси под названием "Рельсовая война". В первых же числах августа (4 - 5) регулярные советские войска Брянского фронта взяли Орел, а Воронежского - Белгород. Удары партизан и Красной Армии совпали, причем, народные мстители сковали значительные силы немцев, предназначавшиеся для остановки советского наступления. Первый налет на участок Княгинино - Крулевщина железной дороги Минск - Полоцк оказался удачным, потому что партизаны хорошо оснастились и подготовились. Кроме того, взаимодействовало сразу несколько бригад. После этого фашисты усилили патрули, гарнизоны, вырубили придорожные леса, выселили местных жителей. Но народные мстители продолжали единичные диверсии.
   В сентябре 1943 года белорусские партизаны нанесли новый массированный удар по немецким коммуникациям. Его планировалось продолжать до 1 ноября. Предполагалось разрушить вообще все железнодорожное полотно целиком. По очереди были введены группы отвлечения, саперов (вооруженные лопатами и ломами молодые партизаны) и отряды прикрытия. Когда было снесено 11 км железнодорожных путей, потребовалось противостоять попыткам немцев восстановить коммуникации. К счастью, высланный врагом словацкий полк не стал активно бороться с партизанами, а частью и помог им в диверсиях, но вскоре был разоружен фашистами и отведен. На участке Молодечно - Полоцк ситуация после этого усложнилась, но диверсии продолжались. Уничтожались и автомобильные дороги.
   Удары партизан по коммуникациям на протяжении всего фронта деморализовали оккупационную администрацию, показали ее бессилие, а также обеспечили окончательный переход боевой инициативы в руки советских войск. Немцам не удалось переправить и половины приготовленных резервов. Иначе исход фронтового противостояния 1943 года мог быть далеко не в пользу Красной Армии.
   За успешное выполнение приказа Центрального штаба партизанского движения в рельсовой войне бригада "Железняк" получила 2 благодарности от П.К. Пономаренко, а большая группа была награждена орденами и медалями.
  
   Бригада "Гиль-Родионова".
   Карательная операция "Коттбус" для железняковцев продолжалась и после 21 июня. На северо-западе Борисовско-Бегомльской зоны шли тяжелые бои с "1-ой национальной русской бригадой Гиль-Родионова" и 2 отдельными батальонами СС. Эта группировка, вместе с гарнизонами в Будславе, Парафьяново и Крулевщине насчитывала свыше 7 000 человек и имела главной задачей - очистить тылы 3-й немецкой танковой армии, что оборонялась восточнее Витебска. От Парафьяново гитлеровцы тянули узкоколейный железнодорожный путь на Лепель. Гиль-Родионов ставил под удар сам центр "Железняка", вклиниваясь в партизанский массив с севера.
   На левом фланге бригады "Железняк" действовали жандармские части (это к западу), а Гиль-Родионов - в полосе дороги Докшицы - Лепель и занимал плацдарм на реке Поня с деревнями Юхновка, Бересневка, Березино и другие. Железняковцам нужен был аэродром для эвакуации раненых, но в ходе карательной операции они вынуждены были переместиться юго-западнее Бегомля, в леса.
   24 июня 1943 года бригада "Железняк" отбросила СС к дороге Докшицы - Долгиново и освободила Бегомль, разбила гарнизоны в Небышино и Березках. Атаки врага из Юхновки и Бересневки были отбиты. Теперь началась борьба с самими родионовцами.
   Основную часть вражеского формирования составляли бывшие красноармейцы, которые были не прочь вернуться в строй советских войск, но боялись наказания за участие в карательных операциях. Железняковцы решили забросить в бригаду Гиля группу пропагандистов под видом перебежчиков, а также начать агитацию за возвращение в ряды народного войска при помощи листовок, газет, местного населения (девушки приводили "женихов" к железняковцам, хозяйки упрекали и давили на совесть родионовцев и т.п.) и любых других подручных средств.
   В первых числах августа, когда партизаны ушли на операцию "Рельсовая война", Гиль попытался захватить Бегомль, но вовремя подоспел подвижный отряд с автоматчиками и конниками, и враг отступил.
   Постоянные вылазки совершал батальон майора Фефелова из Юхновки. В ночь на 13 августа он был полностью уничтожен вместе с командованием. Было взято до сотни пленных. В общей сложности родионовцы потеряли за два месяца до 500 человек убитыми и перебежавшими на сторону "Железняка".
   Предстоял штурм штаба самого Гиль-Родионова в Бересневке. Железняковцы перевели свой штаб в Юхновку и готовились к штурму. Но тут получили записку от самого Гиля с намеком на возможное примирение. Надо сказать, что личная переписка ругательного содержания с командиром родионовцев была завязана еще 11 июля 1943 года. Но теперь она приобретала новое значение. Титков и другие члены штаба бригады "Железняк" от имени Москвы (была получена соответствующая радиограмма) гарантировали родионовцам полную реабилитацию в случае перехода на сторону народных мстителей.
   Несколько дней спустя соглашение было достигнуто, и с 16 августа бригада Гиль-Родионова стала называться "1-ой Антифашистской бригадой".
   Почти сразу же она перешла к активным боевым действиям против фашистов. Пользуясь тем, что последние еще не были осведомлены о переменах, произошедших в бригаде, родионовцы нанесли врагу значительные потери. Были отбиты Докшицы.
   Далее Гиль планировал усилить свой гарнизон в Лужках, захватить узловую станцию Крулевщина, а затем дойти до Глубокого. Крулевщину удалось отчистить от немцев, но потом те перешли в контрнаступление. Был разоружен гарнизон в Лужках (700 человек), участились случаи побега из бригады Гиль-Родионова, усилилась агитация фашистов. Утром 18 августа гитлеровцы при поддержке авиации окружили родионовцев. На реке Поня у Глинно фашистам удалось создать плацдарм и начать переправу, оттеснив Гиля к лесу. Но тут пришли на помощь железняковцы: ударом в тыл конница партизан сумела отбить у врага плацдарм и сорвать переправу. Бригада "Железняк" прикрывала своих соседей во время их становления. 24 августа 1-я Антифашистская была переведена на отрядную систему (5 отрядов), а 26 августа ее бойцы приняли партизанскую присягу. После этого ее направили на борьбу с оккупантами на докшицком направлении с целью не допустить восстановления дороги на Лепель. Партработники бригады "Железняк" сыграли решающую роль в примирении бойцов обоих формирований, а также в укреплении организации и боевого духа новой бригады.
  
  
  
   Последний бой: операция "Корморан"
   Когда Красная Армия вплотную приблизилась к железным и шоссейным дорогам Полоцк - Витебск и Орша - Витебск и стала их постепенно перебивать, то единственным путем снабжения своей витебской группировки для немцев стало шоссе Парафьяново - Докшицы - Березино - Лепель. Здесь хозяйничали партизаны. Для спасения 3-й немецкой танковой армии необходимо было предпринять еще одну карательную операцию. От Парафьяново до Лепеля потянулась узкоколейка. Со стороны Докшиц и Лепеля силами регулярных войск и бригады Каминского планировалось нанести 2 встречных удара, чтобы создать мощное прикрытие для коммуникаций.
   5 декабря 1943 года немцы перешли в наступление вдоль вышеназванной магистрали. Они таранили партизанские очаги сопротивления и закрепляли за собой отвоеванные участки дороги, возводя вокруг древесно-земляные укрепления. Со стороны Докшиц фашисты атаковали 4-й авиаполевой дивизией и 13-м полицейским полком СС; со стороны Лепеля - бригадой Каминского, 16-м мотополком, а затем - и 9-й авиаполевой дивизией.
   11 января 1944 года гитлеровцы овладели дорогой и начали форсировать ее восстановление.
   17 января 3 бригады Полоцко-Лепельской зоны, в том числе и "Железняк", нанесли удар по магистрали, но уже было слишком поздно помешать ее восстановлению. Бегомльский и Ушачский партизанские районы были разъединены между собой. Положение ухудшалось, но нельзя было допустить полного восстановления сообщения с Витебском. Была предпринята серия атак на магистраль.
   10 марта разрушена узкоколейка на участке Докшицы - Глинно, а еще через несколько дней - перегона Глинно - Вольбаровичи.
   19 марта был разгромлен крупный вражеский гарнизон в Вязыне.
   В конце апреля 1944 года 31-й полк СС начал наступать по дороге Борисов - Бегомль в сторону Мстижа. 30 апреля враг стал медленно пробираться через лес. Несмотря на все его предосторожности, партизанам удалось нанести в самой чаще удары по флангам и даже по тылу полка. Фашисты отступили и прекратили наступление на борисовском направлении.
   Но немцы не отказывались от замысла очистки своих тылов от народных мстителей, захвата Бегомля, восстановления дорог: Докшицы - Лепель, Минск - Витебск. Для этого была проведена операция "Корморан". Предварительно немцы захватили Ушачский район, партизанам Полоцко-Лепельского соединения с трудом удалось вырваться из окружения.
   Операция "Корморан" была намного масштабнее, чем "Коттбус". Проводилась она в основном силами резервов второго эшелона группы армий "Центр". За основу брался план прошлогодней операции, даже котел для окружения был выбран тот же - болота (правда, в районе озера Палик). На востоке партизанской зоны была создана жесткая линия окружения вдоль дороги Лепель - Борисов. Надо было разгромить партизан, чтобы потом создать на Березине рубеж обороны от советских войск. Возле озера Палик планировалось окружить и разгромить 19 партизанских бригад.
   Многие бригады пошли именно туда, куда их гнали. Но "Железняк" и еще одна бригада под командованием Покровского решили прорвать кольцо окружения.
   5 июня был потерян Бегомль, а значит - и связь с Большой землей, и возможность эвакуации тяжелораненых. Последних пришлось укрыть в подземном госпитале. Они сумели пережить битву.
   6 июня 1944 года враг, наступая со стороны Плещениц, взял Литвичи, Веретей, Отрубы; группа от Долгиново уже слилась под Бегомлем с докшицкой. Был захвачены: Кальник, Ускромье, Бабцы, -- продолжалось наступлени в тыл партизан. В ночь на 7 июня основная часть бригады "Железняк" переправилась через Цну и приготовилась на плацдарме к дальнейшему прорыву. Утром надо было дойти до речки Вилия, повернуть на север и собраться в жамойскоом лесу на западе Бегомльской зоны. Прорыв был осуществлен, из окружения выбралось и несколько других бригад. Затем "Железняк" вышла по приказу БШПД на дороги в тылу немцев. На реке Березина 5-й, 7-й, 6-й отряды между Кальником и Бродом встретили 35-ю гвардейскую танковую бригаду генерала А.А. Асланова, помогли организовать переправу, а 6-й и 7-й отряды пошли дальше, на Берлин.
   Остальная часть бригады вылавливала остатки фашистских войск, которые скрывались в лесах в тылу 3-го Белорусского фронта. Всего было уничтожено до 63 групп, убито 477 солдат и взято в плен 1334 человека.
   Итак, в ходе карательной операции "Корморан" бригада "Железняк" совместно со всеми бригадами северных районов Минской области сковала крупные резервы немцев из второго эшелона группы армий "Центр", сорвала попытки фашистов создать оборонительный рубеж по реке Березина севернее Борисова, не допустила восстановления шоссейной дороги Плещеницы - Лепель и удержала свой район до подхода советских войск. Были нарушены коммуникации витебской группировки немцев, затруднено маневрирование этими силами. Тысячи жителей освобожденных территорий помогали быстро восстанавливать коммуникации уже для Красной Армии.
   К 12 июня 1944 года, еще до наступления советских войск, бригада "Железняк" уже снова действовала в своем районе, исключая лесной массив в районе озера Палик, где "варился котел". Бегомльский район стал одним из важнейших плацдармов для наступления Красной армии в ходе освободительной операции "Багратион".
  
  
   Заключение
   Много, очень много славных белорусов погибло в жестокой борьбе с фашистскими оккупантами, и что ни смерть - то смерть героя. Конечно же, не все герои погибли. Но приведем несколько примеров.
   Медсестра Валентина Мальчик вынесла с поля боя свыше 200 раненых партизан с их оружием, за что удостоена 5 правительственных наград.
   Героями Советского Союза стали командиры бригады - Манкович и Титков. Которые своими умелыми действиями спасли сотни жизней партизан.
   В начале операции "Коттбус" связной 4-го отряда В.Тарасевич попал в окружение фашистов, которые хотели его взять живым в качестве "языка", но отважный боец метнул под копыта своей лошади противотанковую гранату и погиб, уничтожив вместе с собой и до десятка гитлеровцев.
   Пулеметчик 1-го отряда Максим Герасименок, проникавший по скрытым тропинкам в тыл врага, однажды уничтожил около двух десятков вражеских солдат и 3 офицера.
   Автоматчик В.Г. Тараканов шел на связь, и, встретив карателей, укрылся за кустом. Но они двигались прямо на него. Тогда он выскочил из укрытия, и, пустив очередь, закричал: "Автоматчики, ура!" И прорвался.
   Политрук одной из рот 2-го отряда повел бойцов в контратаку, уложил не меньше 10 врагов и был убит.
   В ходе карательной операции "Корморан" Николай Сушко, мстя за смерть младшего брата, с которым вместе защищал дорогу, бросился в контратаку, стреляя из пулемета на бегу, и привел отряд к победе.
   Политрук Д.Г. Соломаха при штурме пустосельского гарнизона собственным телом закрыл амбразуру огневой точки.
   М.В.Ромыш и С.Д.Карпов вдвоем истребили отделение гитлеровцев, ведших огонь из бункера.
   Не все имена известны, не все были вознаграждены по заслугам - даже оставшиеся в живых, но ведь главная награда для них была, в конце концов, "родная, вольная зямелька". Да, они спасли Беларусь, но не будет безосновательным также утверждение, что во многом они обусловили и освобождение всей восточной Европы. Оставь они Красную Армию в такой критический момент один на один с немцами, еще не известно в чью пользу и когда завершилось бы это великое противостояние. Нас поражают эти "волаты" белорусской земли, которые, будучи самым миролюбивым народом, смогли дать отпор такому страшному зверю как фашизм. На одного убитого партизана приходилось до десяти (а порой и больше) уничтоженных вражеских солдат! И это если учесть, что партизаны - простые граждане, не профессиональные воины! Мирные жители всем жертвовали ради партизан. Простые белорусы, по незнанию либо насильно мобилизованные в фашистские части, потом все равно переходили на сторону советских, либо американских, канадских войск (это касается искусственного 100-тысячного ополчения, которое немцы вывели в Германию, где оно само распустилось). Почти все, как один стали дружною стеной против захватчиков. Вот это воистину великий пример борьбы народа за свою свободу - порыв миллионов людей, которые ощутили себя единым целым, одним существом; высшая степень самосознания! И осознания себя самих в первую очередь людьми - ответственными за судьбу всего человечества.
  
  
  
   1
  
  
  
  
Оценка: 4.67*13  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"