В очередной раз меняю текст, так как плохо получалось структурировать написанное и донести именно то, что хотел. В этот раз удалось, как мне кажется.
Есть такой разряд людей, которых я называю патологически недовольными. На самом деле, называю я их не совсем так, но в данном случае я вынужден использовать эвфемизм. В моей "классификации" в эту группу входят разные люди, такие как люди требующие, обиженные, обнаглевшие и некоторые другие. В какой-то мере, с моей стороны, это навешивание ярлыков, но я постараюсь объяснить, что я имею в виду. Так вот, людей таких я встречал и встречаю достаточно много. И я считаю, что быть патологически недовольным - это болезнь, от которой можно излечиться. Но обо всём по порядку.
Главная черта, по которой вы можете определить таких людей, проста - они всегда считают, что вы им что-то должны. Может быть, конечно, не вы конкретно, но они считают, что кто-то что-то им должен без сомнений. Если описывать вкратце, то механизм превращения обычного человека в патологически недовольного, достаточно прост. Сначала человек считает, что ему кто-то что-то должен. Когда же он не получает то, что ему "должны", на этой почве у него возникает недовольство. Если таких ситуаций в жизни человека много и он не знает, как с ними справиться, то недовольство становится патологическим.
Вы спросите, почему у человека возникает недовольство. Объясняется это достаточно просто. Если человек, считает, что ему кто-то что-то должен, он автоматически ставит ожидание от каких-то событий на достаточно высокий уровень. Чем выше уровень ожиданий человека, тем сильнее растёт недовольство, если ожидания оказались хуже, чем действительность. На данном этапе у человека возникают определённые эмоции. Если он не может справиться с ситуацией и повлиять на неё, тогда возникает разочарование. Если же человек чувствует, что он может повлиять на ситуацию, возникает гнев. Обе эти эмоции неразрывно связаны с недовольством. Более подробно вы можете почитать об этом у Александра Свияша в его книге "Вскрываем механизмы эмоций". Мне кажется, что этот процесс он описал очень доступно и подробно.
Вернёмся к тому, что проистекает из эмоций. Если человек в чём-то очень разочарован, то он, скорее всего, станет обиженным. Это связано с бессилием, так как обида - это простейший и легчайший способ попытаться повлиять на ситуацию, практически не затрачивая внутренних ресурсов. Чаще всего - способ бессознательный. Таким образом, патологически недовольный человек, который неспособен повлиять на ситуацию (как он думает), часто бывает обиженным на окружающих его людей, обстоятельства, а бывает и на жизнь в целом.
Как я уже говорил, если человек чувствует, что у него есть силы справиться с ситуацией, то возникает эмоция гнева. А поскольку человек считает, что ему что-то должны, то он начинает это требовать, переходя в разряд требующих. Естественно, в разных обстоятельствах и с разными людьми, все ведут себя по разному. Поэтому сегодня просто обиженный человек, может завтра превратиться в требующего. И наоборот, требующий человек, которого достаточно резко осадили и не дали того, что он требовал, может перейти в разряд обиженного, если поймёт, что исправить ситуацию он не в состоянии.
Рассмотрим примеры. Вы взяли патологически недовольного человека на работу, его устроила заработная плата и занимаемая должность, он работает и всё у него хорошо. Но стоит ему узнать, что он зарабатывает меньше, чем вы, сразу же возникает недовольство - и должность не престижная, и зарплата маленькая. Человек начинает требовать повышения и зарплаты и должности, ну или чего-то одного из вышеуказанного. А вы ему отказываете, так как видите, что ничего, в его отношении к работе, не изменилось. Недовольство растёт, человек начинает работать всё хуже и хуже. И, как правило, всё заканчивается увольнением. Повышение зарплаты помогает ненадолго, оно лишь оттягивает момент увольнения, так как удовлетворить патологически недовольного человека вы не сможете.
Не стоит путать данную ситуацию с той, когда вы взяли на работу человека амбициозного. Там совсем другой случай. В том случае человек просит повышения, так как понимает, что способен на большее и все его результаты показывают, насколько сильно он отдаётся работе. И самое главное, вы понимаете, что он готов отдаваться еще больше, так как имеет огромный потенциал. Хотя, как правило, такие люди не просят ничего, а вот руководство самостоятельно принимает решение об увеличении зарплаты и повышении должности. В любых неудачах, которые происходят с амбициозными людьми, они, в первую очередь, будет искать причину не во внешних воздействиях, а в себе самих. Изначально такие люди не считают, что им кто-то что-то должен.
Патологически же недовольные люди хотят получить больше, но ничего не давать взамен, так как во-первых, они уверены, что раз вы получаете много, значит вы и им должны платить больше. Во-вторых, они считают, что сам факт их присутствия на работе уже много значит. Поскольку они считают, что им все должны, то действуют они по пути наименьшего сопротивления. Такие люди искренне считают, что они работают исключительно хорошо и являются незаменимыми. Это заблуждение, так как "незаменимых людей не бывает". Это не мои слова, а слова моего бывшего начальника, к которым, в своё время, я относился со скептицизмом. Сейчас же я понимаю, насколько он был прав.
Конкретный пример: была у нас на работе сотрудница, которая очень хорошо выполняла свою работу, была очень ответственной и вела дела так, как полагается. И несмотря на то, что в душе она была очень доброй и отзывчивой, помогала бездомным животным и пожилым людям в домах престарелых, сработаться с ней было сложно. Однажды, после того, как она увидела, какие объемы денежных средств проходят через наш расчётный счёт, она попросила взять её в учредители компании. Её не интересовал процент заработка (а он был невелик), она вообще об этом не думала. Её интересовал лишь сам факт того, что суммы большие, а она вносит свой вклад в работу и общее дело, а значит она должна стать одним из учредителей. Она искренне верила в то, что её работа какая-то особенная и исключительная, и что мы не можем без неё справиться. Естественно, в просьбе было отказано. А после этого начались разговоры по поводу повышения зарплаты, так как по её мнению, мы должны были ей её повысить. И мы её повысили, так как объём работы, конечно же, возрос. Но этим всё не закончилось и разговоры продолжались...
В итоге, за три года работы, её зарплата выросла в 4 раза, и стала выше, чем средняя заработная плата по городу на такой же должности. Но и этого ей было мало, так как каждое завершение квартального периода были разговоры о том, что кроме неё никто не работает, все куда-то разъезжаются, а она бедная решает все наши проблемы. Преподносилось это всё не в самом лучшем тоне, периодически сопровождалось хамством, скандалами и закончилось тем, что во время очередного конфликта, она предложила поставить точку в своей работе и передать дела. Реакция моя была не такой, как она ожидала, так как я согласился с её предложением. В один миг человек лишился работы и погрузился в обиды, считая что я должен был поступить по другому. Дела она никому не передавала, так как не брала трубку и не отвечала на сообщения. Унижаться и умолять её остаться, тоже никто не стал, что было для неё дополнительным ударом. Вот так патологически недовольный человек сначала побывал в роли требующего, а затем перешёл в разряд обиженных. В итоге, в течение одной недели была найдена другая сотрудница, которая начала спокойно и размеренно работать, не жалуясь на свою судьбу и не считая, что кто-то ей что-то должен сверх того, о чём была изначальная договорённость.
Другой пример: девушка устроилась на работу на должность офис менеджера. Спустя пару месяцев она начала просить поменять ей должность на "помощник руководителя", так как быть офис менеджером совсем не престижно. Причём эта девушка не считала чем-то плохим свои ежедневные опоздания на работу, несмотря на такие же ежедневные замечания. У неё всегда находилась тысяча оправданий, таких как пробки, несработавший будильник и тому подобное.
Я уверен, что она действительно верила в то, что приехать на работу вовремя ей мешают внешние обстоятельства. Но она ни разу не попыталась исправить ситуацию, так как по её мнению все вокруг были виноваты в её горестях и бедах. У таких людей есть не только вера в то, что им все должны, у них также есть вера в то, что от них мало что зависит. Если какая-то работа у такого человека не выполнена, он найдёт вам тысячу причин, почему так произошло. Виновные будут найдены немедленно, но его самого в этом списке не будет. Так было и у этой девушки. Поэтому с обязанностями своими она, тоже, справлялась не ахти как, в делах был беспорядок, желания работать тоже не было. Конечно же, в просьбе о повышении и изменении должности было отказано.
Спустя какое-то время я заметил, что ситуация ухудшилась - мотивация к работе совсем пропала, она перестала хорошо выполнять даже то, что не требовало вообще никаких усилий. Мозг её полностью отключился и мы её потеряли. Сначала образно, а потом и физически. Конец года был ужасен, так как она совсем обленилась. Но это не помешало ей начать свой первый рабочий день в новом году с вопроса о повышении зарплаты. Наглости на этот вопрос ей, вполне, хватило. Она не знала, что решение об её увольнении уже было принято больше двух месяцев назад. К моменту её увольнения я составил список замечаний к её работе. Список занял три страницы формата А4. Когда ей дали его почитать, она сказала, что считает эти замечания незначительными и очень обиделась, когда её попросили написать заявление об уходе. Должен заметить, что на руки ей выдали выходное пособие в размере месячного оклада, но и это не спасло ситуацию. В этот день она начала названивать общим знакомым и жаловаться, что с ней поступили не по-человечески. Мыслей о том, что она сама поступала не по-человечески, например, игнорируя телефонные звонки на рабочий номер и говоря об их отсутствии, у неё не было. Для неё было совершенно нормально обманывать, глядя в глаза. А ведь мы могли потерять ценных клиентов. Её это не заботило, достаточно было того, что она считала себя незаменимым работником. Через неделю после увольнения, она начала выкладывать в социальных сетях информацию о том, какая она сильная, мудрая и умная, и с какими свиньями ей довелось работать. А всё почему? А потому что она считала, да и считает наверное, что ей должны были больше, чем она получила и что поступить с ней должны были совсем по другому.
Я не зря описываю ситуации, связанные с работой. Я считаю, что работа - это такой инструмент, как скальпель, который может обнажить истинное лицо человека, содрав с него маску. Если вы видите, что у сотрудника на столе гора каких-то бумаг, все пыльное и грязное, даже не надейтесь, что в делах у такого человека будет порядок. Там будет тоже самое. Как глаза являются зеркалом души, так и рабочий стол является зеркалом человека и его поступков. Бывает, конечно, что человек настолько сросся со своей маской, что он научился держать рабочий стол в чистоте и порядке. Тогда стол чист, но в делах бардак. Наоборот же, к сожалению, не бывает.
Но вернёмся к повествованию. Другой тип патологически недовольных людей - это люди, дорвавшиеся к власти или деньгам. Я не говорю, что все кто получил власть или деньги, сразу же попали в этот разряд. Это совершенно не так, есть много примеров, когда очень состоятельные люди остаются абсолютно адекватны в любых ситуациях. Наличие денег и власти не заставляет их чувствовать превосходства над другими людьми. Я говорю о тех людях, которые получив вышеуказанные ресурсы, не сумели справиться с собственным эго, и оно разрослось настолько, что вышло далеко за пределы их тел, сделав их слишком важными персонами в собственных глазах. Таких людей можно даже назвать обнаглевшими. Наглость не возникает на ровном месте, она размножается в человеке, взрастая на семенах безнаказанности за его поступки. Чем больше в жизни происходит ситуаций, где человек не получил никакой расплаты за свою наглость, тем более наглым он становится.
Однажды я наблюдал такой случай. На автозаправочную станцию подъехал дорогой автомобиль. Из автомобиля вышел мужчина и начал кричать на заправщика, после того, как тот задал стандартный вопрос "Вас заправить?". Мужчина кричал о том, что это и есть работа заправщика и он обязан заправлять автомобиль, не задавая таких глупых вопросов. Я убеждён, что мужчина и в самом деле верил в то, что ему должны заправлять его машину. Ошибка та же - слово "должны" и чувство собственной важности. Если бы не это, то просьба заправщика его бы порадовала, но уж никак бы не огрочила и не разозлила. Как и в предыдущих случаях, ожидания человека не совпали с реальностью.
Довольно часто я сталкиваюсь с другими примерами из этой же серии. Бывает едете вы по КАДу, например. Едете в левом ряду, так как все остальные плотно забиты машинами. Да и левый-то, честно говоря не летит, а скорее плетётся. И тут, вдруг, в хвост вам пристраивается другой автомобиль и начинает моргать дальним светом, чтобы вы его пропустили. Вы бы с радостью, да вот только самому ни перестроиться ни ускориться - всё забито автомобилями. Но ваш сосед по потоку не унывает и продолжает обстреливать вас дальним светом.
Я всегда пытался понять, но так и не понял, что движет такими людьми. Они, видимо, считают, что я могу подпрыгнуть, вместе с машиной, раствориться в воздухе, запрыгнуть на ограждение, в общем сделать всё что угодно, лишь бы пропустить особо спешащего вперёд. А происходит это по той же причине, что и в других случаях - человек считает, что вы должны уступить ему дорогу. По какой-то причине он решил, что он более достоин того, чтобы ехать впереди. У каждого причина своя. Может быть он решил, что у него лучше и дороже машина, может быть он считает себя чересчур важным, но самое главное, он решил, что ему должны.
Обратный пример, когда при почти пустых правых рядах, человек предпочитает ехать в левом и никого не пускать вперёд. Здесь, мотивация человека к таким поступкам очень похожая и причины те же. Он настолько важен в собственных глазах, что уверен, что все должны ехать за ним. Бывают, конечно, и другие примеры, когда человек едет и увлеченно беседует по телефону, забыв про дорогу, или когда не знает правил дорожного движения, или просто не думает, что доставляет кому-то какие-то неудобства. Такого человека назвать обнаглевшим можно, но лишь с большой натяжкой. Это другая ситуация и не нужно их между собой не путать.
Я мог бы привести вам еще много примеров, но и этих достаточно, чтобы понять, что я имею в виду. Теперь о том, почему я считаю патологическое недовольство болезнью и говорю, что от этой болезни можно избавиться. Дело в том, что некоторое время назад, когда я был молод и горяч, меня тоже можно было бы назвать патологически недовольным во многих ситуациях. Потом я понял, что это мне мешает жить и я начал снижать ожидания. Вы знаете, это реально работает. Я не предлагаю вам снижать ожидания настолько, что вы будете готовы жить в грязи, как свиньи, работать за копейки и неделями не мыться. Я предлагаю вам действовать разумно и аккуратно. Когда вы столкнётесь с тем, что будете чем-то очень недовольны, задумайтесь и ответьте сами себе на вопросы: "Почему я недоволен этим событием? Что я делаю не так?". Найдя ответы, вы сможете понять как с этим быть и что нужно менять в своём мировоззрении.
Давайте я проведу вам небольшой тест на выявление обнаглевшего человека. Представьте, что ваша девушка (или ваш молодой человек, в зависимости от ваших предпочтений) ест мороженое. У вас мороженого нет. Вы о чём-то беседуете, а она в это время продолжает его есть. Потом она заканчивает и выбрасывает стаканчик. Вы очень хотели мороженого, но она вам его не предложила, и не дала съесть ни ложечки. Вопрос: кто в данном случае обнаглевший? Наверное ваша девушка, которая о вас не заботится и съедает всё подчистую? Верно? Если вы считате, что это так, то я вас поздравляю - обнаглевший в данном случае вы. А знаете почему? А потому что вы считаете, что она вам что-то должна, должна о вас заботиться, должна предлагать вам мороженое, должна предугадывать ваши желания и так далее. Так вот, это не так. Если у вас не хватило смелости, мужества, или чего-то там еще, чтобы самостоятельно попросить у неё поесть мороженого, то здесь нет её вины. Вы были настолько важны в своих собственных глазах, что попросить мороженое было выше вашего достоинства. Поэтому, это ваша вина, что вы остались без мороженого, и она полностью лежит на ваших плечах. Может быть вашу девушку настолько увлёк ваш разговор, что она даже не успела подумать о том, что вы чего-то хотите. Поразмышляйте над этим, когда вы в следующий раз будете чем-то недовольны.
Ну и напоследок, я никого не призываю относиться к таким людям, которых я описал, плохо. Лично я, пообщавшись с подобными людьми, начинаю их жалеть, так как я понимаю, насколько тяжело им живётся. Я ведь и сам через это прошёл. У таких людей очень высокие ожидания от многих событий, и, как правило, такие ожидания не оправдываются. Вместо того, чтобы наслаждаться тем, что они имеют и, самое главное, ценить это, такие люди выражают своё недовольство. Безусловно, быть недовольным в каких-то ситуациях - это нормально, но это допустимо в разумных пределах. Когда же недовольство гипертрофированно, то это ненормально, так как заставляет человека испытывать кучу негативных эмоций. В первую очередь, любому человеку следует искать причины своих неудач в себе, в своём отношении к окружающему миру, а не во внешних обстоятельствах. Вам никто и ничего не должен, забудьте это слово. Если вы попробуете это сделать, то у вас обязательно получится всё наладить, и жизнь ваша станет наполненной смыслом, положительными эмоциями и гармонией.