Популярность песен Александра Вертинского в СССР была очень высока в период 1930-1960 гг., несмотря на полное игнорирование государством его творчества в 1930х - первой половине 1940х гг. и весьма дозированной официальной подачи его песен в период второй половины 1940х - 1950х гг. Отголосок этой популярности можно увидеть в том, что в нескольких фильмах советского кино, прямо или косвенно цитируются песни Вертинского.
Первое исполнение зафиксированно в х/ф "Котовский"(1942 г.), в котором ресторанный певец в занятой белогвардейцами Одессе, явно изображает самого Вертинского. Он поёт песню Вертинского "Безноженька" -
Ночью, на кладбище строгое,
Лишь только месяц взойдёт,
Крошка-малютка безногая,
Пыльной дорогой ползёт
..........................
1916
Популярность этой песни нашла отражение в рассказе В.Шукшина "Миль пардон мадам!", в котором слепой инвалид войны, "гастролируя" по сибирским деревням, исполняет под гармонь дежурный репертуар песен, в котором "Безноженька" занимала первое место по популярности среди оставшегося, в большей части женского и пожилого населения. Автор данной заметки слышал эту песню от родной бабки, которая побираясь c сестрой на оккупированной территории в 1943-1944 гг., также исполняла эту песню по деревням Белоруссии и Смоленщины.
В художественном фильме "Дело Румянцева"(1955 г.), первый куплет песни "Танго Магнолия"(правда - без слов), наигрывает на пианино вор Шмыгло -
В бананово-лимонном Сингапуре, в бури
Когда поёт и плачет океан,
И гонит в ослепительной лазури
Птиц дальних караван
.....................................
1931/1932
Следующее упоминание песни Вертинского состоялось в х/ф "Калина красная"(1973), в эпизоде, где главный герой в исполнении Василия Шукшина издевается над следователем-женщиной -
"Ну что ты смотришь, милая моя? Будешь ты прокурором, будешь. Поедешь на курорт - встретишь там молодого красивого адвоката. И ПО БЕЛОЙ ЛЕСТНИЦЕ, ВЫ ПОЙДЁТЕ ПРЯМО В РАЙ"
И когда Весенней Вестницей
Вы пойдёте в синий край,
Сам Господь по белой лестнице
Поведёт вас в светлый рай
....................................
(Ваши пальцы пахнут ладаном 1916)
Самое известное и "полное" исполнение песни Вертинского в советском кино, относится к культовому т/ф "Место встречи изменить нельзя"(1979 г.) Герой фильма в исполнении Владимира Высоцкого напевает под пианино, правда, перемежая слова песни разговором -
Где вы теперь? Кто вам целует пальцы?
Куда ушёл ваш китайчонок Ли?
Вы кажется потом, любили португальца?
А может быть, с малайцем вы ушли?
В последний раз я видел вас так близко,
В пролёте улицы умчало вас авто...
Мне снилось что теперь, в притонах Сан-Франциско
Лиловый негр вам подаёт манто...
1916
По воспоминаниям друзей детства Высоцкого из числа московской, довольно образованной молодёжи, их круг в начале и середине 1950х гг. отлично знал песни Вертинского, наравне с официальной эстрадой в лице Л.Утёсова, К.Шульженко и "блатным" фольклором. Напротив, рок-н-ролл, даже если и был им известен, совершенно не вызывал того преклонения, который приписывается мифическим "стилягам", составлявших согласно рассказов и фильмов новейших мифотворцев, якобы значительную часть советской молодёжи столичных и крупных городов.
Последнее, известное автору упоминание песни Вертинского в советском кино, содержится в х/ф "Зеркало для героя"(1987 г.). Герой фильма в исполнении Ивана Бортника передаёт по телефону в органы МГБ ложный донос на начальника шахты -
"Два двенадцать! Жду...
Точно известно, что ограблением шахтёрской кассы руководил начальник шахты Тюкин!
Кто говорит? Говорит Москва...
(положил трубку, молчит несколько секунд)
ЕГО ЯСНЫЕ ЯРКИЕ ОЧИ ДО КОНЦА РАЗГЛЯДЕЛИ ВРАГА"
И в седые холодные ночи,
Когда фронт заметала пурга
Его ясные, яркие очи
До конца разглядели врага
.........................
Песня о Сталине
1949