Анчуков Сергей Валентинович : другие произведения.

О природе военного дела, военном искусстве и военной науке

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Является ли военное дело, которым мы заняты всю сознательную жизнь достоянием науки или военного искусства, к чему мы, бывшие и настоящие офицеры генерального штаба, несомненно, имеем прямое отношение? Вопрос не простой, но ответить на него необходимо тем, кто занят непосредственно военным делом и двигает "военную науку".

  С. Анчуков
  
  "О природе военного дела, военном искусстве и военной науке".
  
  Сегодня, когда со всей очевидностью Россия вступила в сумеречный рериод своего развития, когда война и политика имеют "карнавальный характер", не лишним будет поразмышлять вместе с А. А. Кресновским "О природе военного дела, военном искусстве и военной науке". Является ли военное дело, которым мы заняты всю сознательную жизнь достоянием науки или военного искусства, к чему мы, бывшие и настоящие офицеры генерального штаба, несомненно, имеем прямое отношение? Вопрос не простой, но ответить на него необходимо тем, кто занят непосредственно военным делом и двигает "военную науку".
  Очевидно, что военное дело имеет двойственную природу.
  С одной стороны оно как практическая сторона деятельности командиров и начальников, поддается соизмерению и анализу, оно - рационально. С другой - по "строю мыслей", способам достижения целей и реализации замыслов, военное дело ни с какой другой деятельностью несоизмеримо и потому сугубо иррационально. В своей духовной основе военное дело - искусство.
  Отсюда рациональное в деятельности командира и начальника - достояние военной науки с ее собственными приемами и методами анализа военного бытия, в то время как духовная иррациональная сторона, подчас далеко выходящая за рамки обыденного или принятого понимания суровой действительности, - достояние военного искусства.
  Подобно благородному металлу - искусство не может применяться в чистом виде, а наука не может быть "позолотой" практических действий и результатов.
  В любом деле важно уловить, где кончается вдохновение - источник искусства, и начинается наука, как средство избежать многих ошибок.
  И в самом деле, самый гениальный план рискует оказаться иррациональной химерой, если он не сообразуется с реальностью, но в равной степени излишний рационализм в действиях без предвидения и научного обоснования может привести к весьма печальным последствиям.
  И тем не менее... Первое место - военному искусству, второе - военной науке.
  Но бывают случаи, когда наука как бы затеняет военное искусство. Случаи эти соответствуют критическим периодам развития военной мысли, упадку искусства, его душа как бы отлетает от существующих форм, военное дело, жаждет, но пока не находит новых путей решения насущных проблем.
  В буквальном смысле - практика не умеет, а наука не знает...
  В результате - вместо стройной военной организации появляются "полчища", которым не нужно искусства, а вместо науки - наукообразные химеры и пустые слова. Именно это мы видим сегодня.
  И "сумерки военного искусства", которые мы наблюдем в настоящее время, в известной мере, должны компенсироваться коллективом, образцом которого мог бы служить настоящий Генеральный штаб. Именно на него и на отдельных его представителей ложится во времена смуты бремя "полководчества" - разумного сочетания предвидения, как метода научного познания, и искусства управления войсками в новых непростых условиях. Только ГШ может рассматриваться в качестве гарана успеха в будущем.
  Увы, если быть до конца объективным, то искусства (в полном его смысле) сегодня в военном деле не так уж много, а ГШ ВС РФ в современном состоянии не может претендовать на роль "удерживающего".
  Сегодня в военном деле, одновременно "глубоко рациональном и вместе с тем иррациональном", тем более, можно и нужно надеяться на людей творческих, способных применить на практике опыт прошлого, полученные ими лично новые научные знания, и лишь в некоторой степени можно полагаться на отдельные элементы искусства и понимающих смысл дела вождей.
  Выход из этого затруднительного положения - в применении диалектического принципа "возвращения на старые, проверенные основания на качественно новом витке развития".
  Это имеет прямое отношение к военному делу, которым мы (от Верховного главнокомавндующего до лейтенанта) сегодня как бы заняты.
  Беда в том, что ни искусства, ни вождей, ни диалектического способа познания мира в современном военном деле и в строительстве ВС России нет и в помине, а Генеральный штаб в его современном состоянии едва ли может рассматриваться как идеальный коллектив способный к "полководчеству" в сумеречный период развития исскусства.
  Дело плохо, господа!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"