Жужа и Маха в интерьере, или Плюсы раздвоения личности
Самиздат:
[Регистрация]
[Найти]
[Рейтинги]
[Обсуждения]
[Новинки]
[Обзоры]
[Помощь|Техвопросы]
|
|
|
Аннотация: обзор рассказов конкурса женской прозы "Высокие каблуки-2010"
|
"Дожили-таки. Дождались. Конкурс "ВК-2" начался". - Маха посмотрела в окно и потерла лапки. По протоптанной в снегу тропинке трусила Жужа с пакетом молока в авоське. Вот что значит правильная политика при совместном проживании: Маха греет для подруги место на диване, а Жужа идет за молоком для Махи. Зато, выпив теплого молочка, можно будет и за литобзор конкурсных рассказов приниматься. А без "выпив" - ну никак. Не пойдет.
Часом позже подруги расположились на диване и занялись обсуждением конкурсных рассказов.
La-Concha. "Памяти Оталоры"
- Вот смотрю я на тебя, Жужа, и диву даюсь. Как ты серьезно ко всему относишься. Словарями обложилась, в сеть полезла. Ты что, Борхеса первый раз читаешь? Или милонгу забыла как танцевать?
- А я ответственная. Мне вникнуть надо, чтобы проникнуться. Это ты у нас там что-то слышала, здесь что-то видела. А спроси у тебя фамилию актера в сериале "Унесенная тоже плачет", так будешь ответа ждать до второго пришествия.
- Что есть, то есть. Мне главное - атмосфера, любовь, тайна творчества. Так, знаешь, нырнешь в этот нектар и растворяешься, растворяешься... Вот это мое.
- Ты уж поаккуратней растворяйся. Мне одной обзора не осилить.
- Да ладно, Жужа, не беспокойся. Так что скажешь о рассказе?
- А хороший. Пожалуй, из лучших пока. Стиль, построение - все нравится. Вкусно читать. И номинации соответствует. Финал хоть и грустный, но безнадежностью не пахнет. Дона Каэтано помнят многие. Это чего-то да стоит. Вот только сносочку про ту же милонгу я бы сделала. Конечно, всякая уважающая себя собака должна это знать. Но и автор, если он уважает уважающую себя собаку, мог бы о ней позаботиться. Милонга-то раньше только танцем была, а теперь так и танго-вечеринки называют.
И вот насчет примечания. А надо ли оно в рассказе? Тем, кто знает о ком речь, - не нужно. А для остальных оно ни о чем не говорит, потому как мало кто из читателей увлекается латиноамериканской литературой, магическим реализмом, постмодерном, журналом "Ла Конк" и прочая. Это мое, Жужино, мнение, но легкий аромат снобизма щекочет мои чуткие ноздри.
Линда Гудмен. "Как я шубу покупала"
- Маха, мне твоя задумчивость даже нравится иногда. Только ты скорее выныривай из нектара своего, я тут рассказ нашла, про шубу. Животрепещущая тема, особенно в декабре.
- Ну, мы-то с тобой всегда вовремя меняем шубки. А героине рассказа не позавидуешь. Взмокла вся, пока козлика своего нашла.
- Пожалуй, я козлику не позавидую...
"Гринписовка ты моя, - подумала Маха. - Знала бы ты, что из собак тоже шубы шьют, так держала бы свое мнение при себе. Автор-то крутенек, вдруг тебя достанет?"
- А в чем счастье, Жужа? - спросила опять впавшая в задумчивость Маха.
- Ты это про что? - Жужа даже опешила.
- Да номинация-то "Счастливый случай". А счастье в чем? Полагаю, сесть в лужу в новой шубке - это не оно?
Вы не видели Жужу в глубокой задумчивости? И не надо, я вас умоляю. Берегите нервы.
Скрипачка. "Полет Шмеля"
Маха хмыкнула, улыбнулась и потрясла Жужу за плечо.
- Ты смотри, какую я пглестную вещицу для тебя отрыла.
- На черный день прятала, что ли? - Жужа медленно возвращалась к действительности.
- Жужа, очнись. Это - позитив. Просили у девочек позитива в рассказах - так нате.
- Позитив я люблю, - встрепенулась Жужа. - Помню, как-то...
- Жужа, тут о музыке еще, о скрипке.
- Я больше гармонь уважаю. Это ты у нас по высокому искусству специалистка. Рояль да скрипка - лучшие друзья всех Мах.
- Нет, ты смотри, как интересно. Папа Павлика родил сына Павлика и потом внука Илью. Где-то я уже это читала... "Авраам родил Исаака...".
- Не умеешь ты между строк читать, Маха. Всем понятно, что у внука свои мама с папой были. Последнему щенку понятно. Просто зачем на них время тратить? И дело это интимное. Чего его напоказ выставлять. Где-то там, в затишке встретились, влюбились. Не без того, конечно. И... вот вам внучек. Мальчик-то хороший получился.
- А мне подробностей душевных не хватает. Ну, хоть пару абзацев бы. И по смыслу, по времени абзацы разбить. А то я как-то путаюсь и спотыкаюсь.
- И чего придираешься? Рассказ-то хороший. Смотри, меня даже проняло, как автор музыку описывает. И Михалнаумыч - просто мечта ученика. Для Ирины, безусловно, встреча с ним - счастливый случай. Мы-то все больше принцев ждем. А тут - учитель. Непривычно.
- Да хороший рассказ, хороший. Мне того и жалко, что мог лучше быть. Не так много и надо бы исправить.
В итоге Жужа и Маха пришли к тому, что:
- рождение внука Ильи надо бы подготовить романтической историей родителей;
- временные отрезки в рассказе как-то разделить чисто визуально;
- грассирование Михалнаумыча в мыслях - весьма спорно;
- мы бы и Пчелку, и Шмеля в тексте закавычили. Это же названия произведения, а не имена собственные.
Кэт. "Есть только миг"
Маха отхлебнула молока и зажмурилась. Есть в жизни приятные моменты. Она не только из промокших лап и прищемленных хвостов состоит.
- Вот кошмар-то какой...
- Что там, Жужа? - Маха благодушествовала, и Жужина увлеченность очередным рассказом ее пока не затронула.
- А вот, почитай, что делается.
Маха прочла:
"- А теперь о ситуации на дорогах, - сказала диктор, - два часа назад на трассе Минск-Гродно произошла страшная авария. Водитель МАЗа не справился с управлением на скользкой дороге, грузовик выехал на встречную полосу и врезался в автомобиль 'Тойота Королла'. Молодой водитель и его спутница погибли на месте...
...Жизнь остановилась на вдохе, как от удара хлыстом. Мелькнула на экране груда серебристого искореженного металла, и мир провалился во тьму..."
- Жужа, если ты скажешь, что это в номинации "Счастливый случай", то я тебя шлепну тапкой.
- Мне что, жизни не жалко? Это - мелодрама.
- Жужа, это - ужастик.
- Но там все хорошо кончается. Все живы, свекровь любит невестку, ребеночек родится.
Маха начала читать сначала. И, дочитав рассказ, почесала лапой за ухом.
- На конкурсе точно только две номинации?
- Ага, две.
- Была бы номинация "Случай из жизни" - ему бы туда. Документалка чистой воды. Конечно, не дай бог никому такое, но... Нет, Жужа. Это не мелодрама. Ты в школе пересказ текста делала? Так вот это - пересказ случая из жизни. Не более.
- А рынок в Гродно хороший... Я там себе как-то купальник покупала.
Жужа вздохнула и отхлебнула молока из Махиной чашки. Чего не сделаешь от расстройства.
Настасья Сельская. "Маленький черный человечек"
- Жужа, у тебя бывает второе впечатление?
- Обижаешь, однако, ни за что. У меня и первое бывает. Вот, так впечатлилась рассказом, что второго впечатления мне не пережить.
- А что в нем такого? Рассказ как рассказ. Тема что ни на есть женская. Язык не корявый.
- Так ты читала?
- Угу.
- Перечитывать будешь?
- Не-а, не буду.
- А почему?
- Да неинтересно. Вот, Жужа, парадокс: и тема женская, и язык не корявый, и к мелодраме приблизили пробегом мальчика Олежки по жизненному полю героини. Даже муки физические присутствуют наряду с моральными сожалениями о невозможности жить как раньше. А не трогает.
- Ты погоди судить сгоряча. Ты попробуй второе дно поискать или даже третье.
- Жужа, вот когда ты крышку с кастрюльки снимаешь, ты чего ждешь?
- Мяска жду. Теплого, вкусненького...
- Вот. И будешь ты там второе дно искать, когда это вкусненькое мяско слопаешь, так?
- Положим, не всегда. Смотря сколько там его было.
- А если тебе плоскую тарелку под крышкой предложили? Красивую такую, в цветочках и загогулинках. Пусть даже с голубой каемочкой. И по тарелке двигается туда-сюда один маленький черный...
- Нет! Не произноси это слово!
- То-то.
Занавес.
Туземка. "Робинзонша на острове каннибалов"
Жужа отнюдь не лишена любви к литературе. Но, хотя ее и трогают описания природы, а мечтать, начитавшись о красотах окружающей среды, Жужа не станет. Это удел Махи. Вот о том, как эти красоты поданы читателю, какими средствами для этого воспользовался автор - в этом Жужа покопаться любила. В поэзии ее особенно привлекала звукопись. "Жужа жарит жутко жирную..." Вообще-то жарила она рыбу с не очень благозвучным названием пристипома. Однако присутствие в этом названии легкого греческого оттенка примирило Жужу с рыбой. Но как ни крути, а и греческий оттенок не поможет Жуже закончить фразу словом на букву "ж".
Раздавшийся грохот заставил ее забыть и о рыбе, и о звукописи в поэзии. В кухню ввалилась Маха. Она колотила поварешкой о дно перевернутой кастрюли и скандировала: "Я - богиня! Я - богиня!"
- Конечно, Маха. Конечно, ты - богиня. Сядь на стульчик и успокойся. И да пребудет с нами Сила.
- Нет, Жужа, ты не поняла. Мы все богини, все до одной. Я прозрела! Просто мы не так живем. Или, скорее, не в том месте. Все - на острова, к аборигенам! Только там можно найти свободного, еще неприрученного Ивана.
Махины глаза сверкали, рыжая шерсть переливалась.
"Стоит только на пять минут оставить одну, как она тут же чего-то начитается", - подумала Жужа. - "И, кажется, я знаю, что это было".
- Голубушка, уж не про Робинзоншу ли ты читала?
- О, да, да!
- Тогда понятно. Теперь остынь и подумай. Чтобы на такой остров съездить - состояние нужно отдать. А у тебя всех сбережений - электричкой до грядок прокатиться. И у нас можно жить ничуть не хуже. Напустил в ванну теплой воды, лег в нее, глаза закрыл - вот тебе океанская лагуна. Важно только силу воображения включить. И еще небезынтересно понять, чем тебя заинтересовал рассказ. Прошу, не тащи себе в рот всякую гадость! Что это у тебя такое обугленное?
- Жужина жуткая жратва, - не моргнув глазом, ответила Маха.
"Вот ты мучаешься, мучаешься, слово ищешь. А придет Маха и - раз, все на место встало. Только что она все-таки ест?"
И тут до Жужи дошло...
- Рыбка! Пристипомушка! - по ее щекам покатились слезы.
- Не плачь, милая, а то:
Адмирал сейчас придет,
Нашу Жужу заберет.
Жужа примолкла. А Маха продолжила:
Мы посмотрим за диван.
Может там сидит Иван?
- Ну, Маха, ты поэта Петрушу переплюнула! Мне он понравился, кстати. И вообще, персонажи в рассказе яркие. Чуть подзабыли старушку, доверили одну фразу про каннибалов. Ну, да что ей еще доверить можно, с ее маразмом? А остальные типажи фактурные. И речевые характеристики в самый раз.
- Все так, да. Только мне показалось, что автор торопилась и не вычитала рассказ, не выловила всех блох.
Жужа автоматически почесала бок.
- Ты про что, Маха?
- Да вот местоимение "он" плодится в одной фразе. Или словосочетание "умник Виктор". Может, как-то еще его можно охарактеризовать? И Робинзонша в названии будит ассоциацию с необитаемым островом. Шляпку она забыла в номере, но пошла за ней в каюту. И вообще, странно как-то, что на соседний остров идет катер с каютами для каждого пассажира. Это подходит для судна более крупного размера. А все же я повеселилась! Спасибо автору.
P.S. Ни одно животное при чтении рассказа не пострадало.
Оливка. "Непослушная игрушка"
Жужа и Маха смотрели в окно на падающий снег. Махе очень хотелось на улицу, поиграть в снежки, покататься на санках. Но подруга сказала, что пока они не прочитают намеченные рассказы, никто никуда не пойдет. Вот характер!
- Жужа, ты в детстве любила в куклы играть?
- Угу, любила. А ты?
- Я с машинками больше возилась. А если тебя кукла не слушалась, ты что делала?
- В угол ставила.
- А почему?
- Ну... Положено так.
- Ага, понятно. Тогда вот тебе рассказ, почитай.
Жужа читала сосредоточенно, сдвинув брови и подперев лапой подбородок. Наконец, она закончила читать, вздохнула и сказала:
- Ситуация банальная. Привычная. Одна сторона - одушевленная, а другой в этом отказано. Никак нельзя соглашаться на роль бессловесной игрушки.
- Игрушка-то прозрела. Лучше уж поздно, чем никогда. А рассказ все же пресноват получился. Как и сюжет. Ну, устрой она погром в этом баре или сделай еще что-то нестандартное, не свойственное ей. Залезла бы на сцену и запела, к примеру. Это же джаз-бар, кажется? Может, в героине талантище зарыт? Небанальный сюжетный ход в банальной ситуации, вот. А получилась тихая сидячая забастовка вместо интересного финала.
- Жуженька, а пойдем в снежки играть? Придем и все-все, что осталось, дочитаем, а?
И Жужа согласилась.
Ёлочка. "Ловушка для Золушки"
Маха что-то мурчала себе под нос, читая очередной рассказ.
- Жужик, ты где? Иди сюда.
Подруга не откликнулась. И Маха пошла за ней. Жужа сидела на полу в коридоре и рассматривала свои сапожки. Вероятно, с таким несчастным лицом старуха у Пушкина смотрела на разбитое корыто.
- В чем дело, дорогая?
- Маха, ты помнишь Елисейские поля? Помнишь улицу Риволи?
- Так я и не забывала про них. Как сейчас перед глазами...
- Я вот думаю, Маха... Почему на Елисейских полях набойки на моих сапожках вели себя цивилизованно, по-европейски, а на родной земле сразу решили жить своей жизнью и понеслись неизвестно куда?
- У нас для этого просто условия созданы. А в Париже до такого еще не додумались. Да что набойки - здесь каблуки можно потерять. Или чувство собственного достоинства, если попробуешь из вытащить.
- Понятно. 'Ловушку для Золушки читаешь'.
- И когда это ты успела вперед меня прочесть?
- А пока ты свои валенки на батарейку пристраивала сушить. Я на название клюнула. Потом решила, что оно не очень подходит рассказу.
- Согласна. Примерно как если бы автор назвал его 'Война и мир'. Ассоциации определенные вызывает. О детективе С. Жапризо. И бог бы с ним, с детективом. Но бедняжку Золушку эксплуатируют нещадно. В прошлогоднем конкурсе был рассказ 'Награда для Золушки', если не ошибаюсь.
И еще вот фразочка:
В полу была решетка, она имела мелкие прорези, именно в ней и застряли каблуки.
Словно из кусочков разного цвета, как те сапоги. И застреваешь в ней не хуже 'шпилек' в решетке. Тем более, что сам рассказ читается достаточно легко.
- Миленький такой, - сказала Жужа, ставя на место свои сапожки.
Маха подозрительно посмотрела на подругу. 'Миленький' в Жужиных устах можно было трактовать как угодно.
Софья Ковалевская. 'Врата Наслаждения'
У одной тётеньки не было ребеночка. Уж какие только дяденьки ей не помогали. И тётеньке эта помощь очень нравилась. Половину рассказа нравилась.
А потом она стала читать книжки и делать пассы, как научил ее еще один дяденька. И родила ребеночка.
Нужно просто захотеть! И заняться Практикой.
*Рассказ был прочитан Жужей и Махой старушкам возле подъезда, и имел успех. Слушатели плакали.
** Кастанеду мы читали. Кастанеда - наше все!
Лилия. 'Утренние слезы'
Строгий костюм, шляпка, перчатки в тон обуви и сумочке. Шерстка причесана волосок к волоску. Знакомьтесь - мисс Жужа Марпл.
- Дорогая Маха, мне этот рассказ напоминает один из уже прочитанных нами.
- Те же отпечатки пальцев?
- Тот ж отпечаток... мысли.
- А подробнее? - Маха откусила кусочек орехового печенья.
- Милочка, и в том рассказе - 'Врата Наслаждения' - и в этом вкус греха смакуется (прости, не подберу более подходящего слова) одинаково. Я бы сказала - с наслаждением. Меняет ли женщина партнеров, или мужчина думает о девках - все едино. Будто один человек в двух лицах.
- Дорогая Жужа, ты меня убедила. Один стиль... Погрешностей много: знаки препинания не на местах, засилие в соседних предложениях местоимений 'те', 'та', 'тот', союзов 'и'. Корявое построение фраз, масса совершенно напрасно закавыченных слов. А финал незабываем:
И он так и сделал.
Сел на самолет.
И взмыл в воздух.
- Да... Пей чай. Замечательный букет. Мне помогает.
Мисс Жужа и мисс Маха дружно подняли чашки с настоящим английским чаем.
Именинница. 'Букет'
Маха что-то бубнила себе под нос, делая пометки в блокноте. Наконец, она вздохнула и отложила ручку в сторону.
- Жужа, я совсем запуталась. Родственники, друзья. Чьи-то дети. Даже не поняла чьи. Попыталась их систематизировать. А они расползаются, перемещаются, приходят, уходят. Даже посчитать не могу.
- Угу, многовато народа собралось. И диалог, практически, не прерывается. Для рассказа объемом 13 k это перебор. Слишком большая нагрузка на читателя.
- В таком случае выхода два: увеличить объем текста и постараться избавиться от непрерывного диалога. Либо ограничить круг действующих лиц.
- Возможно, Маха, тогда будет понятно при чем тут вообще букет? У меня такое впечатление осталось, что он появился только для подкрепления названия рассказа.
- И могло бы получиться хорошо, - Маха задумалась. Подчистить текст, вычитать. А то мне фраза одна покоя не давала. Словно я на какой-то твердой кочке спала.
'Когда она смеялась, то нарочно выворачивала губы, как при чистке зубов, и демонстрировала окружающим кропотливую работу модного стоматолога'.
- Жужа, я честно пыталась вывернуть губы, все утро пыталась. Не получилось. И потом, можно продемонстрировать итог работы стоматолога, а не саму работу. Если только он у дамы сейчас во рту не находится и не трудится над ее прикусом.
- Маха, я с тобой согласна. Особенно в части работы над прикусом. Предлагаю закрыть тему. А то я сразу вспоминаю про кариес на правом клыке. Пожелаем успеха автору!
Именинница. 'Эксперимент'
'Жужа, у тебя были добрачные связи?' - невинный взгляд Махи не предвещал ничего хорошего.
'Маха, поскольку у меня брачных связей не было, значит не было и добрачных', - извернулась Жужа. Дипломатом бы ей быть.
Маха вздохнула. Она пыталась вспомнить что-нибудь хорошее из своей не бурной личной жизни. Кого-нибудь хорошего даже не было смысла вспоминать. Эх, да что там... Пожатье лап, сиянье глаз и мокрые от слез прощальные записки. Собственно, этим все начиналось и заканчивалось. Конечно, как приличной девице, ей замуж периодически хотелось. Но самым сказочным и прекрасным Махе представлялся процесс подготовки к свадьбе. Все эти кружева, ленточки, бантики, цветочки, фата, конфеты, шампанское, и - жених. Ах, какая разница что будет потом, если сейчас так хорошо! Сказка - так по полной программе.
Жужа тоже вздохнула. Кружева и ленточки - дело второе. Первое - за кого выйти замуж? Друзей у Жужи было много. Два. Знакомых тоже перебывало... Вспоминать - только время тратить. Но уж больно трезвый взгляд у Жужи. Она пыталась исправить этот огрех. Но головная боль после исправления заставила отказаться от этого дела. Ничего, время для поиска жениха еще есть. Ей всего-то... А вот об этом не надо. Это больное.
Дорогой автор, сами того не предполагая, ввергли вы девиц в глубокие размышления. Почти о смысле жизни. Несмотря на всю легкость и веселый нрав вашего рассказа.
Не совсем правильно, на взгляд Жужи и Махи построены некоторые фразы. Что-то в этом супе не хватает, как говаривал классик нашей литературы. Попробуем разобраться.
1. Немудрено, что я быстро привыкла к Пашкиной помощи и, признаюсь честно, частенько злоупотребляла.
Частенько злоупотребляла ЕЮ. Иначе на память сразу приходит злоупотребление спиртными напитками.
2. ...не имел штампик в паспорте.
Не имел ШТАМПИКА (род.п.)
3. Но забор заявления решила отложить.
Слово ЗАБОР выглядит тут как-то не к месту. Вроде забора крови. Не поменять ли фразу так, чтобы укокошить его навсегда? Например так: 'Но заявление решила не забирать'. А?
4. ... меня выводила (ИЗ СЕБЯ) его манера общения
... выдавали ему номера (ТЕЛЕФОНОВ, ИЛИ СВОИХ ТЕЛЕФОНОВ) на визитках салона
Ведь я не любила Павла, а любил ли меня он, или это просто была привычка любить меня? Уберите последнее 'меня', оно, явно, лишнее.
тьму-таракань - ТЬМУТАРАКАНЬ, ТМУТАРАКАНЬ - слитно.
И еще есть незначительные царапки. Вычитайте.
Жужа и Маха желают успеха!
Брунгильда. 'Почти романтическая история'
- Маха, я в магазин. Ты тут без меня абы что не читай. А то что я буду делать с тобой, начитавшейся? Валерианку тебе нельзя давать, ты после нее начинаешь доказывать, что искусство - двигатель прогресса. Единственный выход - манной кашей кормить. Так я варить ее каждый день устала. Такая ты у мня впечатлительная.
- Жуженька, не беспокойся. Я тебя дождусь.
Когда Жужа вернулась, из комнаты доносилось, мягко говоря, Махино пение:
'Природа, прислоняясь к моим плечаааааам...'
'Не дождалась', - подумала Жужа. И оказалась права.
Маха, закутанная в пуховый платок, смотрела в окно на заснеженные деревья и... пела, в общем. Мечтательное выражение лица (мордочкой язык не поворачивается назвать), тихо вздымающаяся грудь (она-таки есть) и затуманенный слезами взгляд зеленых глаз наводили на мысль, что читнула она нечто хорошее, доброе и светлое.
- Жужа, я так расчувствовалась, что даже замерзла. Как описана природа этого дикого и прекрасного Севера!
- Понятно. 'Почти романтическая история'. Да, Маха, да. Очень жаль, что описание природы редко встретишь в нынешней женской прозе. Вроде она сама по себе, а мы сами по себе. Как врач и здоровье. А тут она и к месту, и хорошо нарисована.
- Только вот кто такой гнус?
- Маха, это хуже блохи. Гнусное дело просто. Считай, нам с тобой повезло, что в здешних местах его не встретишь.
- И написан рассказ ровно, хорошо. Добротно сделан, словом. Милые такие герои. Не испорченные цивилизацией. А что ты с магазина принесла?
- Из магазина, Маха. Так же, как из армии. Автору стоит поправить это в тексте. И кое-где знаки препинания проверить. Пожелаем ему успеха!
Мисс Климова. 'Не кисни, Сеня'
- Маха, ты любишь анекдоты?