Publication of this Russian language edition was made possible through the generosity of
Mr. George Rohr
(New York City)
and is lovingly dedicated to the memory of his grandmother
Mrs. Perla Rohr
Посвящается Небесному Создателю, подарившему нам Ребе
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Сколь совершенными мы ни были бы, какими бы счастливыми, богатыми или талантливыми, в какой-то момент у нас возникает потребность обрести более глубокий смысл жизни. И никогда еще такая потребность не ощущалась так остро, как в наши дни. Мы ищем смысл жизни в молитвенных домах и в собственных сердцах, в произведениях самых разных философов, психологов, духовных учителей.
В чем отличие этой книги? "К жизни, полной смысла" - это практическая подборка положений из учения рабби Менахема-Мендла Шнеерсона, признанного лидера и учителя, известного всему миру "Ребе". Хотя Ребе был еврейским лидером, его учение несло в себе универсальную идею, призывая всех людей в мире вести добродетельную продуктивную жизнь, к единству. Кончина Ребе 12 июня 1994 года вызвала глубокую скорбь не только у сотен тысяч хасидов, последователей Любавичского Движения, которое он возглавлял с 1950 года, но и у глав государств, религиозных общин, журналистов и миллионов людей, признававших его высокую духовность, самозабвенное руководство, его приверженность задачам просвещения и совершенствования общества.
В последние годы жизни Ребе освещавшие его деятельность средства массовой информации сосредоточили свое внимание на вопросе, был ли он Мошиахом. При этом часто упускался из виду тот факт, что Ребе был блестящим и добросердечным лидером и учителем, а это привело к беспрецедентным масштабам его влияния, легендарной преданности ему всех его последователей.
Эта книга представляет собой попытку изложить учение Ребе перед широкой аудиторией. Содержащиеся в ней материалы касаются самого Ребе, но это отнюдь не его биография, затрагивают теологические вопросы, но это не богословский труд. Ребе был известным ученым, авторитетом как в светских, так и в духовных вопросах, но эта книга не является научным исследованием. Автор ставил перед собой задачу открыть современным читателям, от весьма благочестивых до самых далеких от религии, целиком поглощенных материальными интересами, новую перспективу, позицию для осмысления каждого важного аспекта жизни, будь то повседневные заботы или проблемы, касающиеся души человека. Прежде всего книга имеет своей целью решить практическую задачу - наметить вехи, ориентируясь на которые можно наполнить жизнь большим смыслом.
Хотя подход Ребе и его руководство были подлинно революционными, его учение вряд ли можно назвать новаторским. По сути дела, сила его состоит в том, что оно представляет собой развитие многовековой традиции Торы. Тора (само это слово означает "наставление") включает в себя не только Библию, но и коллективные письменное и устное учения (и их толкования), которые передавались в виде неразрывной цепи от учителя к ученику со времен Моше. На каждый вопрос, выдвигаемый современной жизнью, Ребе находил ответ в Торе, той самой Торе, которая была дана Моше на горе Синай, той самой Торе, неколебимые истины которой являлись основой человечества с момента его сотворения.
Ребе применял эти универсальные истины к ситуациям, порожденным реальной жизнью, от радостного чуда рождения человека до тяжкого горя, связанного с его смертью, от научно-технической революции до самого определения того, что есть Б-г. (Слово "Б-г" в книге написано через черточку без буквы "о" в соответствии со стилем Ребе, на основании традиции, в соответствии с которой, когда мы пишем о Б-ге, следует испытывать чувство благоговейного трепета, чувства, что Б-г превыше каких-либо человеческих слов.)
С учетом всеобъемлющего характера учения Ребе в книгу включен и тот материал, который, возможно, уже знаком некоторым читателям, в частности тем, кто сведущ в богословии и изучал Тору. Несомненно, излагая свои постулаты, Ребе исходит из учения своих предшественников, но вскрывает при этом новый смысл, далеко выходящий за наши первоначальные представления о той или иной идее. Одним из его талантов была способность излагать информацию, идеи прошлых эпох в наиболее применимой форме. Он обнаруживал скрытую общность и истинность во всех областях знаний, во всех аспектах жизни. Величайшей данью трудам Ребе было бы сказать ему: "Из вашего учения я не узнал ничего нового, ведь я всегда подсознательно чувствовал, что это так!" Это указывает на самую глубокую истину, истину, звучащую изнутри, а не навязываемую извне.
Данная книга составлена по материалам, взятым из самых разнообразных источников. Ребе было написано очень много - сотни эссе на разные темы и свыше 200 тысяч писем людям различной судьбы, разных профессий и религиозных убеждений. Он выступал перед группами людей и встречался с тысячами отдельных лиц, которые искали у него совета и наставлений по самым разным вопросам, от личных до политических. Он был учредителем многих благотворительных и просветительских организаций и часто выступал перед их членами. Его многосторонняя деятельность, его повседневные взаимоотношения с людьми, даже, на первый взгляд, самыми простыми, таят в себе бесчисленное количество уроков. Однако основным способом, который Ребе использовал, излагая свое учение, и главным источником материала для написания этой книги послужили его фарбренген, "собрания".
Такие собрания проводились несколько раз в месяц в центральной любавичской синагоге на Истерн Парквей, 770, в районе Краун Хайте Бруклина в Нью-Йорке. На них стекались тысячи людей, последователей Ребе и гостей со всего света. Ребе обычно садился на возвышение в передней части зала. Там же, на возвышении, сидели его пожилые последователи и высокопоставленные лица, прибывшие на фарбренген. Согласно традиции хасидизма несколько часов посвящалось пению и
провозглашению тостов Лехаим, которые чередовались с серьезными выступлениями Ребе по широкому кругу вопросов, от личных до общественных и чисто теологических.
Нередко Ребе открывал фарбренген с обсуждения того, как сегодняшний день соотносится с главой Торы, который положено читать на этой неделе, или с приближающимся праздником. Он объяснял значение актуальных тем дня, различных аспектов, в совокупности придававших данному фарбрешен уникальный смысл. Ребе мог посвятить несколько часов обсуждению спорного вопроса в Талмуде (антологии Еврейского Закона и устных поучений, включая Мишну и Гемору, составленной в период со II по V столетие н.э., содержащей комментарии к Торе и анализ ее положений). Прежде всего он исследовал этот вопрос с помощью "обычных" инструментов талмудистской логики, затем переходил к объяснению его внутреннего, духовного измерения. То же самое он делал и с классическими комментариями Раши к Пятикнижию, с каким-нибудь высказыванием из "Поучений Отцов", юридическим аспектом из Кодекса законов Маймонида или мистической аллегорией из Зогара. Порой во время фарбрешен Ребе анализировал то или иное историческое событие или даже текущие события.
Стиль Ребе был неподражаем. Он цитировал стих из Пятикнижия или отрывок из Талмуда, затем задавал вопросы и контрвопросы с целью выявить множество пластов одной истины, черпая аргументы из разных областей знаний, от буквального и юридического смысла до метафоричного, от талмудистского и мистического до хасидской традиции толкования Торы, обязательно затрагивая и философские, и психологические выводы, вытекающие из обсуждаемого вопроса.
Но какой бы ни была тема беседы, Ребе всегда заканчивал ее одним и тем же: как это приложимо к нашей повседневной жизни? Он постоянно подчеркивал, что благочестивые слова ничего не стоят, если они не приводят к добрым поступкам, если их результатом не становится хотя бы одно действие, направленное на помощь ближнему, хотя бы одна монета на благотворительность. Мысль должна подкрепляться делом.