Аннотация к разделу: 1."Отцы Авраама" (1.9 МБ); 2."Земля Хананейская" (0,9 Мб).
Истоки История, мифология и религия предков древних евреев. Магия соприкосновения с прошлым деликатна и летуча. Самюэль КрамерВ современной истории отсутствует единая, установившаяся, точка зрения на происхождение, корни предков колен Израилевых. Существует мнение, что древние, ветхозаветные, евреи - аморейские, сутийские племена. В равной сте- пени, а, быть может и более широко, распространена версия об арамейском про- исхождении предков ветхозаветных евреев (по Геродоту, "палестинских сирий- цев"). Недостаточно пристально рассмотрены и причины и сроки исхода предков ветхозаветных евреев из "Ура Халдейского", их история в период между этим исходом и эпохой Судей. Нет убедительных доказательств причастности пред- ков ветхозаветных евреев к захвату гиксосами Египта. Амарнский период исто- рии колен Израилевых совершенно выпал из поля зрения учёных.Без каких-либо претензий на исчерпывающую полноту, осуществлена по- пытка описания истории предков ветхозаветных евреев, племён Евера-Авраама, со времён сотворения мира (приход в страну Сеннаар) и до эпохи Судей в Хана- ане, включая период образования союза Израильских племён.Доказательству, обосновывающему принадлежность еврейских племён вре-мён Евера-Авраама первоначально к семитским, аккадским племенам, а затем и к народу "черноголовых", сформировавшемуся в результате этногенеза ассими- лировавшихся племён аккадцев и шумеров, посвящена значительная часть на- стоящей работы. Архаичная месопотамская "вера отцов" Авраама прослеживается со времён неолита и до поры становления библейского, доиудаистического монотеизма (мо- заизма). Воссоздана картина столкновения месопотамской, языческой, религи- озной концепции и монотеистического учения Эхнатона, в результате которого и выкристаллизовался мозаизм. В этой связи разобрана одна из сложнейших проб- лем древней религии Израиля - феномен "Золотой Телец"; выявлено место и наз- начение знаменитой заповеди: "Не вари козлёнка в молоке матери его".Осуществлена попытка связи величайшего пророка еврейского народа Мои- сея (Моше) с определённой исторической средой. Сделано обоснованное пред- положение, представляющее Моисея как конкретную историческую личность, как одного из высших сановников эпохи правления фараона Аменхотепа IV Эхнато- на. Возможная дата Исхода Моисея из Египта определена в соответствии с доку- ментами и фактами, характеризующими то время, и несколько отличается от принятой в еврейской традиции.Попутно изучен ряд специфических тем шумеро-аккадской и ханаанейской мифологий, таких, в частности, как годы жизни "Допотопных патриархов" или суть и содержание протоханаанейского института рефаимов (рапаитов).Сочетание сведений письменных источников с археологическими и иными свидетельствами, их взаимная корреляция, способствовали более полному и объективному освещению рассмотренных вопросов.Поскольку древние источники часто носят отрывочный, неуловимый, а под- час и недостоверный характер, либо вообще отсутствуют, немало положений в этой работе основаны на предположениях и интуиции и поэтому могут быть адекватны исторической истине лишь частично.Работа изложена в четырёх книгах: Отцы Авраама, Земля Ханаанская, Гиксо- сы и их потомки и Исход евреев из Египта.
Познание конкретного семантического смысла и назначения наскальных изображений продолжает оставаться главной проблемой петроглифики и в настоящее время. И посему в работе, на основе метода сакральной символики, подробно рассмотрено (интерпретировано) более ста петроглифов Кавказа и иных мест. Определено назначение таких символов, как, в частности, свастика, отпечаток ладони руки, различного вида спирали, а также конкретизируется символика, связанная с культами Великой богини-матери и бога-отца, солярные эмблемы, разобран "текст" Бокиндукского камня (Чечня).
Исход евреев из Египта подробно описан в Ветхом Завете, многократно обсуждался веками, но, тем не менее, реальность Исхода и ныне продолжает оставаться в достаточной степени дискуссионной. Существует мнение (55.с49), что произошло несколько исходов. Так, Исход Моисея, как принято пола-гать, - это бегство порабощенных евреев из Египта, в то время как иные исходы расцениваются как изгнание (и соотносятся с гиксосами или "сирийцем Ирсу"). Надпись об одном из таких исходов сохра-нилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э.
В древности люди обычно испытывали трепет, благоговея перед сакральными символами и эмблемами, и, в том числе, перед знаками письма, поскольку и буквы, и числа имели божественное происхождение и обладали магической силой.
На основе данных и методов популяционно-генетичеќского анализа (в дополнеќние к археологичеќским, историческим, этнографическим и антропологичеќским сведениям), рассмотрен вопрос о кровнородственной принадлежности племён протоханаанеев к анатолийским (арменоидным), хатто-хурритоязычным этносам, а также родство ханаанеев и евреев. Предложен статистический метод оценки сходимости интервалов частотностей (измерения различных авторов) идентичных гаплогрупп Y-хромосомы гаплотипов различных популяций.
Постулируется, что волна протоиндоевропейцев (праариев), носителей "позднеямќной" культуры, прокатившись по восточному побережью Средиземного моря в 2500-2100 гг. до н.э., достигла Египта, где и основала V (солнечную) династию.
В свете достижений археологии, лингвистики и генетики, при непредќвзяќтом и комп-лексном рассмотрении, выясняется, что жители Древней Анатолии, - особенно на-туфийцы, динариды и арменоиды (хатти и хурриты) активно участвовали во многих судьбоносных исторических событиях Ближнего Востока, и сыграли весьма значимую роль в формировании и распространении производящего хозяйства, а также и ряда иных аспектов материальной (технологические инновации) и духовной культуры (культово-мифологические представления) не только в Древней Евразии, но и во всей Ойкумене.
Повествование охватывает, практически,все стороны жизни древних шумеров.Использована масса клинописных текстов, археологические материалы, шумерские пословицы и поговорки.
Многие учёные не отрицают, что в период господства гиксосов в Египте хабири (хаабиру, апиру), "возможно, предки какой-то ветви древнееврейского народа, сыграли в стране (Древнем Египте) очень заметную роль", связывая это мнение с возвышением библейского Иосифа до ранга первого вельможи государства.
Рассмотрены некоторые культово-мифологические представления хатти, адыгов и абхазов. Предпринята попытка толкования этимологии некоторых значимых теонимов этих этносов, а также таких этнонимов как адыгэ, абешла, абаза; некоторых сакральных терминов. Обосновывается предположение о том, что первая волна мигрантов-каску пояќвилась в западной части Северного Кавказа не позднее 3900 г. до н.э..
Доказательству, обосновывающему принадлежность древнееврейских колен эпохи Евера-Авраама первоначально к семитским, аккадским племенам, а затем и к народу "черноголовых", сформировавшемуся в результате многовекового этногенеза ассимилировавшихся племён аккадцев и шумеров, посвящена эта книга.
Исход евреев из Египта под предводительством Моисея подробно описан в Священном писании, многократно обсуждался веками, но, тем не менее, эта тема и теперь продолжает оставаться в достаточной степени дискуссионной. Существует мнение о том, что произошло несколько исходов из Египта. Надпись об одном из них сохранилась в папирусе Анастази VI, датируемом последними годами XIII в. до н.э. Считается, что Исход Моисея - это бегство евреев из Египта, в то время как иные исходы расцениваются как изгнание и связываются с гиксосами или "сирийцем Ирсу".
Господь Бог наказал народ свой строптивый, многогрешный и лишил его доли в Эдеме ("Эден",шум.,- "долина, степь"), в Месопотамии; но Праведный и Милосердный простил избранный Им народ, отпустил его прегрешения и привёл племена Евера-Авраама (Втор.8.9) в другую "долину, низменность" ("Кна(а)н, Хна(н)",хан.), прекрасную, как Эдем, "текущую молоком и мёдом", где ни в чём не будешь иметь недостатка, которую создал, провидя времена грядущие.
Предпринята попытка толкования и уточнения ряда фактов истории и религии, а также и этимологии определённых теонимов, этнонимов и некотрых понятий хурритов (прахатто-хурритов) и их потомков - нахско-дагестанских этносов, посредством использования шумерского, аккадского, ханаанейского, хаттского, хурритского и ряда др. лексиконов. И несомненно, что гипотетичность и неоднозначность отдельных толкований и обобщений нуждается в дальнейшем уточнении и разработке.
Представление об извечном существовании единого и единственного Бога, зародилось ещё на заре человечества. Рассмотрены (в сравнительном аспекте) основные божества древних Египта, Аравии, Ханаана, Месопотамии и Элама, Анатолии и Кавказа, Западной и Восточной Европы, Индии, Китая и (попутно) Америки. Установление этимологии многих важнейших теонимов (как попытка, не претендующая на достоверность во всех случаях) позволило оценивать (определять) вероятную функциональность (предназначение) и значимость как богов, так и отдельных культурных героев. Описаны и сопоставлены архаичные святилища и храмы (их конструктивная эволюция); особенности характера даров и жертвоприношений, их специфическая сакральная связь с культом божества; концепции посмертной участи.
Уникальный храмовый комплекс эпохи мезолита "Гёбекли Тепе", его конструкция и рельефы, которыми "сплошь покрыты" (Клаус Шмидт) колонны (столбы) его святилищ, рассмотрен посредством применения метода сакральной символики, что позволило оценить культово-мифологическую концепцию, заложенную при возведении храма.
Представление об извечном существовании единого и единственного Бога, зародилось ещё на заре человечества. Уже в палеолите (в мустье) существовала вера в две его ипостаси (мать-отец), каждая из которых, при необходимости, проявляла себя либо как Великая мать (возраст "палеолиќтической веќнеры", обнаруженной в Марокко, - 500-300 тыс. лет.), либо как бог-отец, - как естественная "супружеская" пара, перманентно созидающая жизнь. И это воззрение проявилось у кроманьонцев и их потомков.
Разделы статьи: Куро-аракская культура. Куро-аракцы в Ханаане и Египте. Кавказ перед эпохой куро-аракской культуры. О древнейших религиозных представлениях Кавказа. К вопросу о символизме орнаментов куро-араксской культуќры.
Уникальные, насыщенные сакральным содержанием, памятники архаичной культуры - петроглифы, всегда интересны и нередко чрезвычайно удивляют, раскрывая совершенно неожиданные грани мировос-приятия древнего человека. Так, петроглифы Байкала и Сибири высвечивают древнейший ранненеолитический пласт земледельческих представлений протобурят, казалось бы - номадов
В третьем томе работы (сборнике статей) рассмотрены некоторые культовые представления эпохи палеолита, а также вопросы, связанные с влиянием праариев на историю Египта, с заселением древними евреями Ханаана, о протошумерах и их контактах с праариями. Приводится анализ амурских и иных петроглифов, а также архаические представления бурят в свете петроглифов.
Рассмотрено становление минойской цивилизации со времён раннего неолита; её генетическое родство с культурой этносов Древней Анатолии. Культово-мифологические представления минойцев и их божества представлены в свете прочтения графем, содержащихся на древних фресках, кольцах, росписях саркофагов и чаш.
В статье показана способность разума человека (гоминида) палеолита (включая и "нижний" его период) подняться до такого уровня сознания, дабы в соответствии со сложившимися у него за тысячелетия культово-мифологическими представлениями связывать свое бытие при жизни, а также и посмертную участь, с ролью высших сил (т.е. религиозность возникла на заре человечества). Эпохе среднего палеолита (возможно, и несколько более ранним временам) Homo sapiens обязан и возникновению концепции "Единый Бог", и разделению Его образа на ипостаси "Мать-Отец", а также и, в частности, сакрализации некоторых чисел (количеств) и знаков (символов). Погребальная же практика неандертальцев (ритуалы ингумации) пережила и их самих (к примеру, принесение цветов на могилу). Воззрения неандертальцев на конструктивные особенности (в т.ч. и форму) сооружаемых ими святилищ обрели статус традиционных и широко использовались в эпоху мезолита (святилища Гебекли Тепе), да и много позднее.
5. Как выяснилось, этносы, сложившиеся в Анатолии (Малая Азия): альпиниды, динариды и арменоиды/анатолийцы (в частности, хатти и хурриты) активно участвовали во многих судьбоносных исторических событиях Древнего Ближнего Востока. В работе описано возможное формирование этих антропологических типов (расообразование) со времён верхнего палеолита, и их распространение в Евразии.
Бытует мнение, что на заре своей истории праарии Ойкумены составляли (образовали) группу в определённой мере связанных, близкородственных племён, говоривших на диалектах одного и того же праязыка и долгое время живших в пределах единой территории (как некой "прародины"). По вопросу же локализации этой древней прародины ариев в общеарийскую эпоху, существует (со времён нач. ХIХ века) довольно много весьма различных, и даже взаимоисключающих гипотез, усќловно разделяемых на азиатские и европейские. Так, в работе В.А. Сафронова "Индоевропейские прародины" таких гипотез приведено не менее десятка. В частности, это (из позднейших): курганная (М. Гимбутас. 2006); степная (J.P. Mallory. 1989); переднеазиатская (Т.В. Гамкрелидзе, В.В. Иванов. 1984); анатолийская (К. Renfrew. 1987); зона Карпатского бассейна (Н.Д. Андреев. 1986).
Во многих трудах античных авторов пеласги предстают не только как наиболее древний, довольно многочисленный и продвинутый (в частности, как строители и земледельцы) этнос Эллады, но и как люди весьма "благочестивые и добродушные", а также и как предприимчивые, мобильные, довольно воинственные и агрессивные (племена пеласгов с острова Лемнос нападали на Афины (по Геродоту)). При захвате новых земель пеласги часто вытесняли местное население; однако и их самих нередко изгоняли с обжитых мест.
Цивилизация Китая многообразна и уникальна, а истоки её возникновения сокрыты в глубинах тысячелетий. Хотя и китайское общество с древнейших времён развивалось, преимущественно, не по канонам, присущим классической евразийской цивилизации, тем не менее, верования, характерные ещё для кроманьоидов верхнего палеолита Ойкумены, сохранялись в Китае, в русле его богатейшей культурной традиции, в течение всего доисторического периода, а некоторые из них и позднее.
Предпринята попытка толкования и уточнения ряда этрусских слов и понятий посредством использования шумерского, аккадского, ханаанейского и др. языков, поскольку, как выяснилось, немало этрусских терминов соотносится с лексиконами различных этносов (как, к примеру, в "велиќком и могучем"). Предположительно уточнены: наполнение образа этрусской Великой богини-матери Уни (ад-дитивно) и функциональность некоторых иных богов, "топография" и символизм печени из Пьяченцы, а также и отдельные погребальные представления. Этрусский алфавит статистически сопоставлен с древним финикийским. Ак-центировано анатолийское происхождение этрусков.
Обосновывается религиозно-историческая связь "еретических" сект ессенов (в том числе кумранитов и каббалистов) с ранним мозаизмом и его предтечей - учением Эхнатона
Обосновывается гипотеза об изначальной принадлежности западных иберов к шу-меро-аккадским племенам "черноголовых", иммигрировавших на Пиренейский полуостров.
Описаны возможные миграции древних этносов на Индостан. Рассмотркны некоторые верования и божества доведического периода. Акцентируется аддитивность источников формирования индской культуры. Интерпретировапно содержание изображений ряда хараппских печатей. Так, одна из синкретических зооморфных фигур соотнесена с богом Парджанья. Показано, что на знаменитой печати с прото-Шивой изображён не бог-отец Шива, а бог Неба Варуна. Выяснилось также, что автохтонный бог Вишну почитался как Двуединое божество.
Рассмотрен ряд проблем миграции праариев на Балканы, Пелопоннес и в Малую Азию (в т.ч. и протоармян, а также и этимология их самоназвания). Некоторые культово-мифологические представления балканских праариев и автохтонного населения Балкан и Анатолии представлены в свете артефактов. Предпринята попытка интерпретации отдельных топонимов, этнонимов и теонимов. Описано "бегство" троянцев и их союзников на Апеннинский полуостров.
Как повествует История, империя III династии Ура подверглась тотальному разрушительному нашествию племён амореев-номадов, вследствие чего многие из "народа черноголовых" (шумеро-аккадцы) были вынуждены навсегда покинуть родину. Особенно массовым было бегство населения при подавлении восстания "народа черноголовых" царём Самсуилуной, разрушившим Ур, Урук, Ларсу и многие другие цветущие города.
Во втором томе работы рассмотрены предпосылки возникновения и распространение земледельческой матриархальной культуры, а также описана религиозная и социальная революция, произошедшая при смене раннеземледельческой культуры скотоводческо-кочевой патриархальной, навязанной миру номадами - ариями и семитами. Подробно описаны Великие богини многих этносов Ойкумены, а также арийские (и, в частности, кельтские, германские, норвежские, скифские) и семитские (древнеаравийские, аморейские, арамейские, староаккадские и древнееврейские) боги (рассмотрена этимология теонимов: Сатурн, Зевс, Афина, Эзус, Кром Круах и др.). Изложены концепции посмертной участи, бытовавшие у древнего человека.
Бытует мнение, якобы подтверждённое историческими преданиями Книги Иисуса Навина и археологическими данными о том, что во второй пол. ХIII в. до н.э. группа номадов-евреев вторглась из Заиорданья в Ханаан.
Согласно данным палеоантропологии, археологии, этнографии, филогенетики и ряда письменных источников на территории Древнего Китая в своё время обитали: пекинский человек, денисовский человек, неандертальцы, кроманьонцы, ориньякодные натуфийцы и борребю, племена ариев, потомки анатолийских "фермеров" (в т.ч. альпиниды и динариды) и, вероятно, арменоиды - куро-аракцы. И все они, по-видимому, внесли тот или иной вклад в формирование генотипа и облика протокитайца за счёт многовековых процессов метисизации.