|
|
||
Как и в предыдущем случае, вся
информация собранная здесь найдена мною в Интернете.
ПРОЕКТ ГРИФОН.
Грифон - существо с головой и
крыльями орла и телом льва; мифический зверь, соединяющий качества короля зверей
и короля птиц (Голова и когти орла, а тело
льва). Потому он
обозначал силу и бдительность, кроме того, в средневековой Европе он олицетворял
двойственную природу Христа - божественную и человеческую. Грифон способен отыскивать
и тайно хранить золото, поэтому он стал символизировать науку и ростовщичество.
В геральдике различается грифон женского рода - с крыльями, и мужского - без крыльев.
Любимый зверь Эдуарда III, грифон стал одним из королевских символов животных Англии.
Образ этот древневосточного
происхождения, там грифон вместе с другими фантастическими животными должен был,
как считалось, охранять золото Индии. Греки полагали, что грифоны были стражами
золотых копий скифов.
Сказочное существо, полуорел,
полулев, с длинным змеиным хвостом. Сочетание двух главнейших солнечных животных
указывает на общий благоприятный характер существа; греки посвящали его Аполлону
и Немезиде. Грифон, подобно дракону в некоторых легендах, охраняет пути к спасению,
располагаясь рядом с Древом Жизни либо иным подобным символом. С психологической
точки зрения грифон означает взаимосвязь психической энергии и космических сил.
В средневековом церковном искусстве грифон, начиная с мозарабийских миниатюр, становится
очень распространенным персонажем и, будучи образом противоречивого характера, представляет,
например, как Спасителя, так и Антихриста.
(гриф) - сказочное животное,
символизирующее господство над двумя сферами бытия: землей (посредством своего туловища
- львиного) и воздухом (посредством своих головы и крыльев - орлиных). Типологические
предпосылки этого символа можно обнаружить на Древнем Востоке, например в ассирийских
сочетающих несколько видовых животных признаков существах, называемых карубу, откуда
произошло еврейское херуб (херувим, один из чинов ангельских в христианстве). Частое
изображение грифоновидных существ в персидском искусстве создало предпосылки для
утверждения их в глазах иудеев как символа Древней Персии. В Греции грифоны символизировали
уверенное в своих силах, но при этом бдительное, проницательное могущество. Грифон
фигурирует в качестве животного, наездником которого выступает Аполлон, а также
в качестве стража золота гипербореев на далеком Севере. Грифон указывается в качестве
воплощения богини мести Немесиды, вращающим колесо судьбы. В одной из легенд грифон
символизирует высокомерие (лат. superbia), поскольку Александр Великий пытался-де
преодолеть границы небес на летящем грифоне. Представляемый первоначально в качестве
дьявола-похитителя душ, уже у Данте грифон становится символом обеих природ (божественной
и человеческой) Христа, а именно вследствие владычества его на земле и на небе.
Солнечная символика обоих животных, составляющих грифона, укрепляет эту положительную
трактовку. Поэтому грифон также считается победителем змея и василиска, воплощающих
демонов дьявольского толка. Само вознесение на небо Иисуса Христа символически связывается
с грифонами. В различных ремесленных поделках (текстильные изделия, золотокузнечество
и др.) изображения грифонов весьма популярны. То же и в геральдике, в которой Бёклер
(1688) расшифровывает грифона так: "Грифоны изображаются с туловищем льва,
головой орла, длинными ушами и когтистыми орлиными лапами, что должно значить соединение
ума и силы".
Грифон - это гибрид льва
и орла - одна из разновидностей фантастических существ, которыми древние народы
населяли мир своих представлений. Древнейшие из них известны еще из Египта: это
всевозможные комбинации львов и птиц с человеком. Самая популярная и широко известная
из таких комбинаций - это Сфинкс. В Индии и Персии обретали в основном комбинации
львов или быков с хищными птицами. Как именно и где из всего этого развились Грифоны
- наукой не установлено. На территории Греции Грифоны встречаются на памятниках
искусства доисторического Крита (XVII-XVI века до нашей эры), а затем в Спарте
(VIII-VII века до нашей эры).
В литературе об этих существах
первым упомянул Гесиод (VIII-VII века до нашей эры) - если верить античному комментатору его произведений. Первое дошедшее
до нас упоминание принадлежит Геродоту (5 век до нашей эры). Он пишет, что это чудовища
с львиными телами и орлиными крыльями и когтями, которые живут на крайнем севере
Азии и охраняют от одноглазых аримаспов (сказочных обитателей севера) месторождения
золота. Эсхил называет Грифонов "птицеклювыми собаками Зевса, которые не лают".
Более поздние авторы добавляют
массу подробностей в описание Грифонов: это самые сильные из зверей (за исключением
львов и слонов), свои гнезда они строят из золота, с героями и богами в конфликты
не вступают.
Изображениями
Грифонов украшали оружие, саркофаги и канделябры. Несколько изображений сохранилось
на вазах и монетах (в основном на монетах из Абдеры, с острова Телос и даже на современных
монетах Ватикана) Интересно, что Грифоны удержались и в христианском искусстве,
сыграв роль символа воскресения из мертвых, а в средние века Грифон стал излюбленным
геральдическим зверем.
В
христианстве это мифическое существо, которое
обычно изображается с крыльями орла и с телом льва, имеет два противоположных значения.
С одной стороны, оно символизирует Спасителя, а с другой - тех, кто подавлял и преследовал
христиан, поскольку являет собой сочетание хищного орла и свирепого льва.
В Египте в образе грифона объединяется львиная форма проявления царя с образом сокола
бога Неба Гора. Грифон уже в Древнем царстве является символом победоносного властителя,
который шагает но трепещущим телам своих врагов. Во времена Птолемеев и Рима в образе
грифона изображались также боги Солнца Гор и Ра. Как демоническое существо с крылатым
туловищем льва и головой сокола грифон появляется уже на магических палочках в Среднем
царстве; его изображение, подвешенное перед повозкой, ведет солдата к победе над
тифоническими животными. В поздний период грифон считается "могущественным
животным" и символом воздаваемой справедливости; Птолемеи в конце концов приписали
его к греческой богине Немезиде.
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"