Раевская Злата: другие произведения.

Мой Тургенев

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

 []
  
   "Как хороши как свежи были розы..."
   (И. С. Тургенев)
  
   В шестнадцать лет мне ближе всех были Цветаева с ее "Мой Пушкин", Булгаков ( "Бег" и Мастер и Маргарита), Алексей Толстой ("Хождение по мукам"), Достоевский "Униженные и оскорбленные", "Война и мир" Толстого и "Дворянское гнездо" Тургенева, Чеховские "Драма на охоте" и "Три сестры", поэзия Блока и Есенина. Все это питало ум, сердце и душу, формировало особый эмоциональный мир. Но еще совсем недавно зачитывалась взахлеб иностранной литературой...
   Пресыщенная к восьмому классу (до нельзя) зарубежными писателями (Голсуорси, Ремарк, Гарсиа Маркес, какие-то там итальянцы и всем известные французы, японцы, наряду с литературой попроще Чейзом, Агатой Кристи и т.п.) на три года окунулась в животворящий мир русской классики, связав себя с "живым, ручным существом", говорящим на " музыкально недоговоренном русском" , как определил Набоков.
   А все началось с "Дворянского гнезда".
   Хотя, на самом деле, гораздо раньше. В пять лет мои родители брали с собой в кинотеатр, на просмотр "Война и Мир" в двух версиях голливудской и русской, которые смотрела с не меньшим интересом, чем шедший тогда по экранам фильм "Анжелика, маркиза ангелов". Отец писал диссертацию о Боткине. Очень много работал, в основном по ночам. Но иногда позволял себе отдых, брал в руки маленькие томики Пушкина и Лермонтова, если это было летом, развалившись на полу в зале , в то время как мы с сестрой ползали вокруг него, смешно барахтаясь, и читал нам стихи вслух. У него был красивый от природы, звучный голос. Так с детства полюбила декламации стихов, всегда с наслаждением, без тени скуки, слушала по телевизору, как читали стихи Пушкина - Олег Даль, Лермонтова - Михаил Казаков, Цветаеву, уже намного позднее, конечно, - Маргарита Терехова. А однажды по радио мне посчастливилось услышать старые записи удивительной силы бархатного, божественного голоса самого Яхонтова.
   Первыми книжками, которые взяла в руки для самостоятельного чтения в шесть лет, после большой желтой Азбуки , а не синему школьному букварю, по которой мама учила меня читать, были как раз, те самые, маленькие томики избранных стихов великих русских поэтов. Я выбирала стихи "покороче" и покрасивее, на мой детский взгляд, и заучивала их наизусть. Например Лермонтовские:
   "Отворите мне темницу,
   Дайте мне сиянье дня,
   Черноглазую девицу,
   Черногривого коня!
   Я красавицу младую
   Прежде сладко поцелую,
   На коня потом вскачу,
   В степь, как ветер уличу.".
   Следом Пушкинская "Роза" :
   "Где наша роза?
   Друзья мои!
   Увяла роза,
   Дитя зари!..."
   и как ни странно:
   "Полумилорд, полукупец....". Завораживала ...непонятность.
   В личной библиотечке уже с первого класса самыми любимыми книгами, перечитываемыми не на один раз, были: "Кавказский пленник" Толстого, "Мои университеты" Горького и рассказы Чехова. Отдельные рассказы Чехова питали врожденное чувство жалости, а исповедь Горького помимо этого, любовь к "страшным историям", свойственную всем детям в определенном возрасте.
   Ну и конечно в школе моим кумиром был Дубровский. Помимо этого почти всю школьную классику, я, задолго до того как ее проходили в школе, пересмотрела в виде экранизаций или спектаклей по телевизору. Это и "Печорин" , и "Мертвые души", и "Накануне" и многое другое, пьесы Островского и Горького. Благодаря телеэфиру познакомилась практически со всем репертуаром Малого театра.
   Благодаря раннему приобщению к истинной литературе, мой мозг никогда нельзя было насытить одним только лишь развлекательным чтением: приключениями, фантастикой, мистикой и детективами. Хотя, безусловно, с самыми лучшими образцами этой литературы я была ознакомлена. По две-три книги, а порой больше, от каждого именитого автора... Далее мое сознание жаждало кого-то неистового рывка. В этом состоянии способна была одолеть, что угодно, если под рукой не оказывалось достойного образчика художественной литературы, даже вузовский учебник математической логики, как это было в четвертом классе, например. Порой, с особым неистовством листала энциклопедию Ефрона и Брокгауза, останавливая свое внимание, не только на обнаженных фигурах скульптуры античности, но и на биографии Спинозы, например. Дело в том, что в домашней библиотеке среди огромного количества книг, преимущественно по истории и философии, художественных, за исключением собрания сочинений Проспера Мериме, почти не было. Поскольку в этом не имелось практической необходимости, и их некуда было ставить. Мама, имея блестящее библиотечное высшее образование, которое получила в единственном пожалуй в Союзе специализированном Харьковском библиотечном институте, в какой бы город не забрасывала судьба нашу семью, всегда была обеспеченна местом в самой главной библиотеке того или иного города, в т.ч. областного. Имея постоянный абонемент, необходимость в хранении книг дома отпадала. Художественные книги жили в нашем доме ровно столько, сколько их читали.
   Но, выбирая книги для чтения я всеми фибрами души стремилась к зарубежной классике, начиная с джентльменского набора Стивенсон, Бичер Стоу, Марк Твен,Майн Рид, Купер,Джек Лондон, Диккенс, затем, Дюма и Драйзер , Жуль Верн (это правда уже из другой серии), Сервантес, Гюго, Стендаль, Флобер,Гонкур, Золя и Бальзак следом. Позднее Мопассан, Мериме,Фицджеральд, Томас Манн, Галлон и пр. Иные времена, иные нравы, экзотика в природе, одежде, быте . Захватывающие приключения, любовные коллизии, истории и история разных стран и веков. Помимо этого в "моем репертуаре" присутствовала фантастика и детективы.
   Все это развлекало, питало ум и воображение, но редко затрагивало душу.
   Известный фильм Адрона Кончаловского любила с детства, а вот с романом отношения долго не складывались. Сборник в мягкой обложке "Рудин. Дворянское гнездо" появился в нашей квартире достаточно рано, чуть ли не с начальных классов, наряду с "Моими университетами" Горького и рассказами Чехова.
   У отца к тому времени уже была большая библиотека, аккуратно, наконец-то, размещенная во всю стену до потолка на стеллажах, смонтированных умелым мастером.
   Однако этот сборник Тургенева почему-то постоянно, как неприкаянный, гулял по столам, и все время попадался мне на глаза, и в руки.
   Я делала неоднократные попытки прочесть "Дворянское гнездо", но всякий раз останавливалась после знакомства с историей семьи Лаврецкого, его детства, юности и брака от... невыразимой скуки.
   Но вот однажды, на закате одного августовского дня, в лето между шестым и седьмым классом, находясь дома одна, и изнывая от жажды чтения, случайно взяла в руки сборник, и открыла произвольно... с конца. В комнате было сумеречно, взгляд остановился на открытой странице, одновременно с лучами заходящего солнца. Так, что сумела, не включая свет, прочитать попавшийся мне отрывок. Эта была сцена объяснения Лаврецкого с Лизой Калитиной. И так сошлось, что прочитанное показалось мне невероятно красивым и, наконец, нашло созвучный отклик в душе. У меня перехватило дыхание, из глаз брызнули слезы, и книжка выпала из рук. Я и не представляла, что отношения между мужчиной и женщиной могут быть столь... возвышенными и прекрасными. Мне тут же захотелось перечитать страницу снова, чтобы вновь вернуть свои ощущения, но к своему удивлению, не могла найти "то самое место", и прочитала роман весь целиком на одном дыхании.
   С тех пор , снова и снова, перечитываю этот роман, исключительно с вымытыми волосами и мыслями, испытывая некий катарсис, очищение от всего наносного, фальшивого и пошлого. Это не происходит достаточно часто, поскольку здесь очень важно внутреннее состояние души. Сам Кончаловский находит эту историю сусальной. Но я категорически против. Долго думала, что это самая несправедливая по отношению к главным героям история. Вечная тема, когда люди добрые и хорошие жертвуют своим счастьем в угоду тем, кто этого не заслуживает. Роман очень религиозен, и финал в духе православного христианства. И лишь серьезно заболев однажды, примирилась с его печальным финалом, придуманным Тургеневым.
   Перечитывая роман в наше время, порой натыкаюсь на то, на что раньше не обращала внимание, например: ответ русского классика на актуальный сейчас вопрос по поводу изменения российского культурного этического кода, о котором назойливо талдычат либералы в СМИ.
  
   "Лаврецкий поднялся и начал возражать Паншину; завязался спор.. Лаврецкий отстаивал молодость и самостоятельность России; ..Паншин...объявил, что умные люди должны все переделать.."
  "Он(Федор Лаврецкий) доказал ему невозможность скачков и надменных переделок с высоты чиновничьего самосознания- переделок, не оправданных ни знанием родной земли, ни действующей верой в идеал, хотя бы отрицательный; ...требовал прежде всего признания народной правды и смирения перед нею - того смирения, без которого и смелость противу лжи невозможна;.."
  
   Так с этого романа началась моя неуемная любовь к русской классике.
   По строю мысли, языку, мне, безусловно, ближе Лев Толстой. Так, например, со школы запомнился и казался забавен отрывок из Войны и Мира, любимого романа Хемингуэя, где Толстой развивает мысль о том, что случайностей не бывает, приводя притчу о стаде баранов.
   После окончания школы, в мою жизнь вновь вошла зарубежная литература. Однако в сердце я всегда храню, те чудесные минуты, которые мне подарил Тургенев, полное собрание сочинений которого прочитала впоследствии.
  . Сказалась ли это на моей жизни? Стала ли я лучше? Ответ скорее отрицательный, чем положительный. В том смысле, что моя жизнь не сложилась счастливее и правильнее, чем у тех людей кто "не болел" русской классикой. Несмотря на открытые мне истины, делала и продолжаю делать ошибки... "Ибо слаб человек..." Могу с уверенностью лишь сказать, что эти книги поддерживали меня в самые трудные периоды жизни, а об остальном не мне судить.
   И сейчас, попадая в книжный магазин, равнодушно скользя глазами по полкам с красочными книгами глянцево-фэнтэзийно-постмодернисткого толка, лишь на секунду беру в руки нашумевшие имена, с тем, чтобы пробежаться выборочно по строчкам. Разочарованно возвращаю книги на место, и уверенным шагам иду к заветной, как правило, самой дальней полке... с русской классикой.
  
  
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Мороз "Эпоха справедливости. Книга вторая. Рассвет."(Постапокалипсис) Д.Куликов "Пчелинный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) М.Лунёва "Мигуми. По ту сторону Вселенной"(Любовное фэнтези) Е.Флат "Невеста из другого мира"(Любовное фэнтези) А.Уайт "Краудсайд"(Научная фантастика) С.Елена "Беглянка с секретом. Книга 2"(Любовное фэнтези) Е.Флат "Невеста из другого мира 2. Свет Полуночи"(Любовное фэнтези) В.Василенко "Стальные псы 4: Белый тигр"(ЛитРПГ) Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург"(Киберпанк) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик)
Хиты на ProdaMan.ru Моя другая половина. Лолита МороАртефакт для практики. Юлия ХегбомИзбранная ветром. Ушкова СветланаГончая. Ли МаринаСердце морского короля (Страж-3). Арнаутова ДанаОт меня не сбежишь! Кристина ВороноваОдним днем. Ольга ЗимаМой парень — козёл. Ника ВеймарРаненный феникс. ГрейсТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"