Шевеления и трепыхания, связанные не так с войной, как с послевоенными... катаклизмами, в наступлении которых никто не сомневался.
Аргат
Межведомственное совещание по вопросам образования
Как реформировать сложившуюся и закостеневшую от времени, но исправно работающую систему, чтобы она обновилась, не перестав работать и не утратив ничего ценного из наработанного. Это не вопрос, а рабочее задание.
Объединённый Комитет по вопросам образования был не самым новым и не самым заметным. Возникнув когда-то из встреч и бесед за рюмкой чая и чашкой коньяка , он долго оставался чем-то негласным, внешне незначимым, и, пожалуй, первым серьёзным мероприятием, ставшим официальным созданием комитета, стала именно организация общедоступных школ. И пошло, и поехало, и покатилось.
И вот ожидаемый и внезапно возникший... вызов. Трещина, которая вот-вот станет пропастью. Перешагнуть или перепрыгнуть? Или построить мост? Или просто засыпать? А чем? Вернее, кем? А если перейти от анекдотов к серьёзному обсуждению... Ведь и дальше притворяться, что ничего особенного, что ничего этакого не существует, уже нельзя. Боишься - не делай, делаешь - не бойся, шагнул - так иди.
Заседали разумно расширенным составом. Главы соответствующих отделений всех ведомств, отцы-командиры и начальники ведомственных училищ и академий, главы отделов всех трёх Академий, ректорат Университета и директора гимназий. Даже от Храма пришли трое. Сидели молча, слушали, что-то записывали, но - к общему облегчению - не возражали. Были, разумеется и от Дома-на-Холме. Но не в форме и в качестве каких-то там референтов.
Главная проблема, из-за которой и собрались, это грядущее увеличение обучаемых. Не первый случай в древней и богатой истории ургоров, но настолько массовый и необычный по составу... Да, запрет на обучение... рабов, коллеги, пользуемся соответствующей времени события терминологией, был не то, чтобы снят, но не применялся достаточно давно, поглощённый принципом, что содержание и использование полностью компетенция владельца. Да, и, конечно, нуждался в упорядочивании. Но пустили на самотёк и дождались...
Три главных вопроса системы образования неизменны, время и обстоятельства меняют только ответы. Кого учить? Чему учить? Как учить? И четвёртый вопрос, от решения которого зависит результат. Кто будет учить?
С первым вопросом решили сравнительно быстро. Обучаются дети от семи до пятнадцати лет. Назовём это начальным для первой четырёхлетней ступени, и общим средним для второй от одиннадцати до пятнадцати лет. Общедоступная школа должна быть общедоступной. Назвались - соответствуйте. Все дети по решению родителей. Программа второй ступени корректируется в соответствии с местными условиями. Убираем специфически городское и вводим... м-м, поселковое? Нет, коллега, необходимое для сельского хозяйства. Растениеводство, животноводство... Но это через четыре года, успеем конкретизировать. Классно-урочная система, сочетание теории с практикой... ну, это как везде. Ежегодные переводные и выпускные экзамены, аттестация, подтверждающие документы... Устав, нормативы и - главное - финансирование. В общем всё это отработано на городских общедоступных...
Ведомственные училища и академии - забота ведомств.
Корректирующие классы и группы - тоже уже отработанная система по переводу ученика, курсанта и даже студента из системы одного ведомства в систему другого.
- Здесь ничего не меняем.
- Пока не меняем.
- Классы и группы первичной грамотности на предприятиях...
- Да, по возможности.
- В посёлках сможем начать уже этой осенью?
- Не думаю. Возлагать преподавание на управляющих нецелесообразно.
- А на их жён?
- Да, с соответствующими выплатами может сработать.
- Коллеги и соратники, определимся с тремя п .
Дружный смех, и практически хором и почти нараспев:
- Посильность, последовательность, постепенность.
Обсуждение конкретизировалось и приняло форму мозгового штурма . Договорились довольно быстро и достаточно продуктивно.
- Не слишком ли спешим, коллеги?
- Надо бежать изо всех сил, чтобы оставаться на месте.
- Да, отстать от кочевья - это остаться наедине с волками.
- Или преследователями.
- Умели древние формулировать.
- Соратники, во многих частях такие группы возникают стихийно.
- Да, мне сын писал...
- Мы упорядочиваем этот процесс, включаем в общую систему подготовки.
- А преподаватели?
- Оттуда же. Так сказать, свои.
- Грамотным сразу даём аттестованных рядовых и по результатам повышаем до сержантов.
- Логично.
Прошлись ещё раз по основным направлениям, обговорили кое-какие нестыковки программ.