"... жизнь опасна вдвойне, когда лезешь не в своё дело..."
Зубенков А. А.
Аннотация:
Приключения профессора Яна Крейды в Москве.
Ему предстоит разгадать величайшую тайну Московского Кремля, которая способна развалить Россию.
Веками хранимые секреты - и смертельно опасное путешествие по подземельям прошлого...
Посвящается Зубенковой Людмиле Александровне
В КРЕМЛЕ
Там, где мильоны звёзд-лампадок
Горят пред ликом старины,
Где звон вечерний сердцу сладок,
Где башни в небо влюблены;
Там, где в тени воздушных складок
Прозрачно-белы бродят сны -
Я понял смысл былых загадок,
Я стал поверенным луны.
В бреду, с прерывистым дыханьем,
Я всё хотел узнать, до дна:
Каким таинственным страданьям
Царица в небе предана
И почему к столетним зданьям
Так нежно льнёт, всегда одна...
Что на земле зовут преданьем, -
Мне всё поведала луна.
В расшитых шёлком покрывалах,
У окон сумрачных дворцов,
Я увидал цариц усталых,
В глазах чьих замер тихий зов.
Я увидал, как в старых сказках,
Мечи, венец и древний герб,
И в чьих-то детских, детских глазках
Тот свет, что льёт волшебный серп.
О, сколько глаз из этих окон
Глядели вслед ему с тоской,
И скольких за собой увлёк он
Туда, где радость и покой!
Я увидал монахинь бледных,
Земли отверженных детей,
И в их молитвах заповедных
Я уловил пожар страстей.
Я угадал в блужданьи взглядов:
- "Я жить хочу! На что мне Бог?"
И в складках траурных нарядов
К луне идущий, долгий вздох.
Скажи, луна, за что страдали
Они в плену своих светлиц?
Чему в угоду погибали
Рабыни с душами цариц,
Что из глухих опочивален
Рвались в зелёные поля?
- И был луны ответ печален
В стенах угрюмого Кремля.
Осень 1908, Москва (Цветаева)
Пролог
Московский Кремль, 19.34
"Вся, правда, внутри".
Сорокалетний археолог рассматривал дверь, найденную в подземельях Московского Кремля.
"Как же ее открыть?"
Он начал свой путь в облачении старинных вещей: грязный от пыли пиджак, большие штаны, а на голове шляпа.
Все время он пытался сдвинуть каменную преграду. Но ничего не получалось. Дверь не поддавалась.
"Я знаю оно за нею".
Раздались неподалеку голоса.
-- Вот он. Хватай его, - сказал один из незнакомцев.
Археолог увидел перед собой двух здоровых мужиков в советской форме.
-- Я нашел, я нашел ее... - кричал он.
Но они его не слышали.
-- Сталин приказал убить тебя, если ты будешь сунуть свой нос туда, куда не просят. А ты сунешь.
Незнакомец достал пистолет и выстрелил археологу прямо в голову.
-- Уходим.
-- А как же труп?
-- Здесь пусть гниет. Все равно больше никто не посмеет сюда, явится.
***
Ян Крейда подскочил на мягком кожаном сиденье, стряхнув остатки сна. Он был один в огромном купе вагона. На заднем плане ровно гудели стуки колес поезда.
- Господин Крейда, - раздался над головой трескучий голос, - мы подъезжаем.
Крейда выпрямился и убрал распечатку с лекцией в кожаный портфель. Сон настиг Крейду на середине статьи о московском Кремле. По-видимому, о покойной матери напомнило неожиданное приглашение от Александра Сымана, полученное утром. Александр был давним наставником Яна.
Шестидесятитрехлетний профессор, историк и ученый взял Крейду под свое крыло почти двадцать лет назад. Несмотря на внушительное состояние и принадлежность к влиятельной семье, голубые глаза Александра всегда лучились смирением и теплом.
Солнце уже село, но Крейда по-прежнему видел четкие очертания города. От его предрассудка в переплетении расходились улицы столицы.
Даже в купе Крейда чувствовал почти мистическую мощь Москвы. Он любил этот город и, как только поезд остановился, ощутил в груди приятное волнение.
Крейда собрал вещи, поблагодарил проводницу и вышел из роскошного вагона на улицу. Холодный янтарный воздух дарил чувство приятной свободы.
Белый туман сплошным покровом стелился под ногами, и Крейде показалось, что он ступает не на асфальт, а в воду.
-- Здравствуйте! - раздался мужской голос с украинским акцентом. - Профессор Крейда!
Радостно махая рукой, к нему спешил мужчина средних лет.
-- Добро пожаловать в Москву.
Крейда улыбнулся.
-- Спасибо.
-- Меня зовут Николай, я из пассажирской службы! Пойдемте, машина уже ждет.
Он пошел за ним к стоянке.
-- Профессор, - робко проговорил мужчина, - не вы ли тот самый Ян Крейда, который пишет о разных тайнах?
Он кивнул.
-- Так и думал! - просиял Николай. - Я недавно читал вашу книгу о тайнах Питера.
-- Вы, наверно, имеете, ввиду Санкт-Петербурга?
-- Точно, - неловко. - Именно.
Николай почувствовал, что он не настроен, говорить о работе.
-- Извините, что-то я совсем заболтался. Вам, наверно, ужасно надоело, что вас везде узнают... Ваш внешний вид, выдает вас.
Крейда окинул себя взглядом.
На нем был темный, дорогой костюм, лаковые, черные, туфли, белая рубаха и, все это украшал шею галстук-селедка. Главное, что все сидело, как на модели.
Что касается самого Крейды, то он был стильный и очаровательный тридцатипятилетний мужчина. С безумно красивой улыбкой и с ослепительными карими глазами.
Николай рассмеялся.
-- Этот костюм страшно устарел! В свитере вы бы выглядели более стильно.
"Что!?" - подумал Крейда.
-- Спасибо! Я учту, - усмехнувшись, ответил Крейда.
На его счастье, впереди показался черный лимузин, из которого вышел представительный мужчина в темном костюме.
-- Господин Крейда! Меня зовут Игорь. - Он услужливо открыл дверь. - Добрый вечер. Добро пожаловать в Москву.
Крейда оставил Николаю чаевые за радушный прием и сел в шикарный салон лимузина. Несколько секунд спустя машина выехала с территории вокзала.
Гоня машину, водитель заглянул в путевой лист и сделал короткий звонок.
-- Здравствуйте! - деловым тоном сказал он в трубку. - Меня просили позвонить, когда я заберу клиента. - Он помолчал. - Да, ваш гость, господин Крейда, прибыл, и к восьми вечера я доставлю его в Кремль. Рад помочь.
Крейда улыбнулся.
"Да уж..."
Александр Сыман легко и непринужденно распоряжался немалой властью, не забывая, однако, ни мельчайшей детали.
Крейда откинулся на спинку сиденья. Шум вокзала постепенно стихал - через двадцать-двадцать пять минут они уже подъедут к Кремлю, а пока хорошо бы собраться с мыслями. События разворачивались так стремительно, что Крейда только сейчас осознал, какой необыкновенный вечер его ждет.
***
Виктор Громов услышал бой часов. Он поднял глаза. Почти восемь. Громов завернулся в хлопковый халат и вышел в коридор. Воздух шикарной однокомнатной квартиры был напоен резким ароматом духов, которыми Виктор постоянно пользовался. Маленький молодой человек прошел по коридору мимо бесценных, древних, египетских ваз.
По дороге он бросил взгляд сквозь окно и полюбовался классическим видом: сияющий московский Кремль светился мрачной силой на фоне темного зимнего неба.
"Я знаю... они там", - подумал Громов.
Речь шла о сокровищах. Об этом знало всего несколько человек. Еще меньше людей имели представление о том, как хитроумно его спрятали. По сей день это оставалось величайшей тайной страны. Те немногие, кто знал истину, утаивали ее. Или были уже мертвы.
"Я вас найду..." - подумал Громов.
Виктор зашагал в спальню. Там играла музыка: что-то из классики Баха.
Громов вошел в комнату и притворил за собой дверь. Подойдя к шкафу, он остановился перед зеркалом. Он посмотрел на свое отражение и медленно снял халат.
Виктор взглянул на свои руки, которые были все в шрамах, а затем подумал:
"И все-таки я силен..."
От увиденного Громов воспрянул духом и ощутил прилив сил. Он спрятал свое тело обратно в халат, подошел к окну и посмотрел на таинственный город Москва.