ЛИТЕРАТУРНЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ? 13.
Не могу не уделить своего внимания таким направлениям в литературном искусстве, как фантасмагория и гротеск, пожалуй сюда же можно отнести такой параметр выражения литературной мысли как фарс. В литературных произведениях не часто можно встретить эти, обозначенные мною выше, способы передачи авторской мысли. Но это скорее обусловлено непростым языком самих этих способов повествования, и описания чего-либо. Но именно непростой по своему содержанию язык фантасмагории дает автору множество художественных инструментов, способных наполнить его произведение оригинальными смыслами, идеями, аллегориями и подтекстом. В параметрах фантасмагории, гротеска и фарса, можно отобразить самые сложные смыслы, понятия и явления, эти параметры лишают их важности самих себя, и это есть хорошо, ибо важность, как приторный сироп, убивает всю остроту мысли, новизну и оригинальность идеи. Гротеск позволяет говорить серьезно о несерьезном, и несерьезно о серьезном, не смывая смысла доносимой до реципиента информации в "унитаз" важности и поучительной приземленности. Он позволяет автору соединять на первый взгляд несоединимое, заставляя непримиримые антагонизмы заключать "пакт о ненападении", в границах освещаемого произведения. И это дает прозаику огромное поле для маневра, а так же уйму нехоженых литературных тропинок, позволяющих создать свой, собственный, неповторимый авторский "аромат", индивидуальной литературной реальности. Фантасмагория же, разрешает автору раздвинуть горизонты своей фантазии до "космических" масштабов, смешивая то, что казалось бы смешать невозможно, только она позволяет сделать это красиво. Смешивая зеленый цвет с красным мы неизбежно получим грязь. Но если не смешивать эти цвета "в лоб", напрямую, а делать это посредством цветов-посредников, например через синий, который является нейтральным, как по отношению к красному, так и к зеленому, в общей картине не возникает никакого диссонанса, наоборот, она приобретает новое, свежее "звучание", так и в литературном произведении, используя смыслы и понятия посредники, можно смешать в параметрах фантасмагории что угодно, и в каком угодно порядке, что безусловно привлечет внимание искушенного читателя, того, кто хочет находить в литературе все новые для себя смыслы. К тому же гротеск и фантасмагория позволяют донести то, что трудно передать с помощью вербальных способов передачи информации, одевая сверхсложные, абстрактные смыслы, в незамысловатые одежды иронии, сарказма, гротеска, и высокоинтеллектуального фарса. Красавицы аллегории сделают свое дело, и сложный для восприятия философский пассаж, превратится в полушутку, не теряя при этом своей смысловой наполненности. И еще, самое действенное лекарство для человеческого социума, способное излечить его болезни, это ирония, а его величество гротеск, и его слуга фарс, позволяют автору смеяться с серьезным выражением лица. А это бесит наши пороки сильнее, чем гневная отповедь моралиста. И последнее, эти параметры дают в руки прозаика острый кинжал, для защиты от всезнаек, дураков, ханжей, выскочек и хранителей литературных догм. Всегда, на вопрос автору, - "Скажите, какие таблетки вы принимаете, перед тем как браться за перо?" Можно спокойно ответить, - "Для людей приземленных, и тех кто произошел от обезьяны, я всегда заботливо пишу, - ФАНТАСМАГОРИЯ." Помогает. Как-то так однако.