Литературные размышления Љ32. Роль финала в лит. произведении.
Роль финала в литературной прозе. Как свита делает короля, так финал литературного произведения, или сценария, делает произведение или фильм состоявшимся. В литературе и кинематографе сейчас наблюдается острый кризис сюжета. Сюжет, это скелет произведения. Если есть кости, мясо можно нарастить, используя ранее уже кем-то обыгранные ходы. Финал произведения это неотъемлемая часть сюжета. Отсутствие хорошего финала, - это скелет-инвалид. Или без рук, или без ног, а хуже всего когда без черепа. И как бы вы харизматично не замутили начало, нагнав тайны, загадки, недосказанности, чтобы заманить мозг реципиента, без должного финала, даже если вы не провалили середину, основную сюжетную линию развития событий, повторюсь, без сильного, неожиданного, оригинального финала, всё произведение превращается в историю средней руки.
Сейчас смотрю на Т. К. "Культура" "Идиот" по Ф. М. Достоевскому, режиссёр Бортко. Заметьте, вроде бы ничего особенного не происходит. Рутина человеческих отношений, вечная битва Марса и Венеры. НО, согласитесь, сколько страстей, сколько тёмной и светлой эстетики в поступках героев, сколько ситуативности в происходящем. Вы скажете; - Ну так это Достоевский. А я отвечу: - Ну так учиться нужно у лучших. Великий автор, знаток человеческих душ. Талантливый режиссер. Смотрю и получаю кайф, даже без водки.....
Финал не должен быть предсказуем. Он должен быть послевкусием, которое соединяет все представленные сюжетные блюда, от аперитива, через основные блюда, к десерту. Но финал, это даже не десерт, это именно послевкусие. Это те мысли, которые вы долго потом будете гонять по вкусовым пупырышкам своего восприятия, вспоминая прочитанное вами, или увиденное на экране. (Чёрный Прозаик).