Герои июня 1941г. Лучший истребительный авиаполк. 123 иап, воевавший на устаревших И-153 "Чайка"
Первый раз прочитал об этом полке у Марка Солонина в книге "На мирно спящих аэродромах", помом он вспомнил этот полк в серии передач на ютубе о Блокаде Ленинграда:
Полк на устаревших самолетах И-153 "Чайка" в боях с самолетами Мельдерса, те на новейших мессерах, по немецким документам, что очень важно, 22 июня немцы потеряли 10-12 самолетов.
Потом через Москву был переброшен на Ладогу.
Командир полка:
Майор Сурин Борис Николаевич - с 20 марта 1940 года по 22 июня 1941 года. Погиб в воздушном бою.
Командир 123-го ИАП майор (на фото капитан) Борис Николаевич Сурин
Майор Мищенко Филипп Михайлович - с 23 июля 1941 года по 10 ноября 1942 года.
Военный комиссар полка: Батальонный комиссар Гольдфельд Лазарь Ильич - с марта 1940 года по 22 ноября 1942 года. Назначен на должность заместителя командира 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка по политической части.
Сам Майор Б. Н. Сурин провёл 4 воздушных боя и сбил при этом 3 вражеских самолёта, но погиб и сам.
Так, в первый же день войны, лётчики 123-го истребительного авиационного полка уничтожили 30 самолётов противника, в том числе командир полка Майор Б. Н. Сурин сбил 3, а И. Н. Калабушкин - 5 вражеских самолётов в 3-х боевых вылетах, став первым советским асом в этой войне. Он уничтожил 2 Ju-88 утром, Hе-111 в полдень и 2 истребителя Ме-109 к вечеру.
[ Согласно данным М. Ю. Быкова лётчик одержал по 3 личные победы в течение 2-х дней: 22 Июня и 24 Июня 1941 года.]
Сильной стороной полка было значительное число опытных лётчиков, включая командира полка майора Б. Н. Сурина, его заместителя капитана Н. П. Мажаева, комэсков, их заместителей и часть командиров звеньев. К 22 июня из 87 лётчиков только 10 были сержантами, прибывшими из школ в 1941 году. Ещё 47 человек были лётчиками второго года службы, а 30 служили в ВВС более двух лет.
К началу войны лётчики 123-го ИАП смогли в среднем налетать на И-153 по 15 часов за полгода, и полк никак нельзя было назвать боеготовым. Но воевать пришлось именно с такой подготовкой. Боеготовая матчасть состояла из 58 исправных И-153 с М-63. Ещё 40 машин (20 новых Як-1 и 20 учебных И-15бис, УТИ-4, УТ-1 и У-2). Управление полка и его 1-я, 2-я и 4-я эскадрильи базировались на двух аэродромах в 5-10 км севернее Кобрина - основном Именин и запасном Стригово, - а 3-я эскадрилья обосновалась прямо на границе на аэродромах Брест и Лыщицы. https://warspot.ru/10019-vynuzhdennye-dratsya-s-udovolstviem
Jagdgeschwader 51 'Mölders' (JG 51) (51-я истребительная эскадра 'Мёльдерс') - эскадра истребителей люфтваффе. В начальный период действовала на Западно-Европейском театре Второй мировой войны, участвовала в Битве за Британию. В этот период являлась одной из лидирующих эскадр по количеству побед.
Вернер Мёльдерс. Первым в истории воздушных боёв перешёл рубеж в 100 сбитых. Всего сбил 101 самолёт противника во время Второй мировой.
Опытный враг.
'На мирно спящих аэродромах' Марк Солонин:
10-я САД
Дивизия под командованием полковника Н.Г. Белова базировалась восточнее Бреста, в районе Кобрин - Пружаны - Пинск. В дивизии было четыре полка: 123-й ИАП (71 летчик, 61 самолет И-153), 33-й ИАП (70 летчиков, 44 самолета И-16), 39-й БАП (49 экипажей, 43 самолета СБ и 9 Пе-2), 74-й ШАП (70 летчиков, 62 самолета И-15 бис и 8 Ил-2).
Район базирования 10-й САД оказался прямо на острие главного удара самой мощной группировки вермахта - 2-й танковой группы под командованием Гудериана. Здесь же действовала самая крупная по численности (121 исправный 'Мессершмитт'), да и самая боеспособная по числу многоопытных асов-истребителей эскадра JG-51, полностью перевооруженная на 'мессеры' последней модификации Bf-109F. Кроме того, в полосе Брест - Кобрин вела боевые действия и истребительная группа I/JG-53, также вооруженная Bf-109F. Казалось бы, противостоять им на 'Чайках' и 'ишаках' было почти невозможно. Более того, район Бреста оказался той единственной точкой на карте огромного советско-германского фронта, где истребители люфтваффе имели значительное численное превосходство (по состоянию на 1 июня в 10-й САД было только 90 исправных истребителей).
Тем не менее, когда самый длинный день в году закончился, летчики эскадры JG-51 доложили всего лишь о 12 сбитых советских истребителях. На 5 сбитых истребителей (четыре 'Чайки' и один И-16) претендуют пилоты I/JG-53. В то же время в журнале потерь люфтваффе за 22 июня 1941 г. мы обнаруживаем 8 упоминаний об истребителях эскадры JG-51, сбитых или поврежденных в районе Бреста: два 'Мессершмитта' уничтожены полностью (100%), три получили серьезные повреждения (60, 70 и 80%), три получили повреждения, исправимые в полевых условиях (20, 40, 40%). Сравнивая эти две цифры - 12 и 8, не надо забывать о том, что мы имеем дело с принципиально различными величинами: с одной стороны - число заявленных побед, с другой - признанных самим противником потерь. .....
С какой стати доклады немецких летчиков должны считаться более достоверными?
Вики:
Полк формировался с 1 марта по 25 марта 1940 года на аэродроме Болбасово в 15 километрах юго-западнее Орши, на базе лётного состава 32-го, 33-го и 41-го истребительных авиационных полков. В период с 5 по 25 мая 1940 года на базе полка формировался 129-й истребительный авиационный полк на самолётах И-153.
На 22 июня 1941 года базировался на аэродромах Именин, Стригово, одна эскадрилья базировалась на площадках Брест и Лышицы. Был вооружён 61 самолётом И-153 при 71 лётчике. 19 июня 1941 года в полку были собраны 20 самолётов Як-1, однако личный состав не успел переобучиться; кроме того для самолётов не было топлива.
Свои данные, естественно завышены:
Принимает участие в боевых действиях с первого дня войны, вёл ожесточённые воздушные бои в районе Бреста, отчитался об уничтожении или повреждении 20 самолётов противника за один день (по другим данным, 30]. Лётчик П. Н. Калабушкин по советским данным в трёх вылетах уничтожил 5 самолётов.. Старший политрук В. Ф. Сиротин сбил 22 июня три немецких самолёта и 23 июня - ещё один.. После полудня 23 июня 1941 года аэродром Стригово был занят противником, и остатки полка в количестве 15 исправных машин (много самолётов полка было уничтожено дневным, пятым по счёту налётом люфтваффе) перебазировались на площадки близ Пинска. По иным данным, 15 самолётов - это сводный отряд истребителей оставшихся от всех полков дивизии. До конца июня 1941 года остатки полка вели бои в районах Кобрина, Бреста, Пинска, Бобруйска.
1 июля 1941 года лётный состав отбыл на аэродром Монино в 4-й запасной истребительный полк, где до 13 июля 1941 года переучивался на Як-1, получил самолёты и перелетел к месту базирования на аэродром Набережная.
28 июля - 29 июля 1941 года полк переведён на аэродром Едрово для защиты крупного железнодорожного узла Бологое и вошёл в состав 7 иак ПВО Ленинграда. Находился в оперативном подчинении командующего Ладожским районом ПВО. В октябре 1941 года некоторое время переформировывался в Череповце, где получил 6 МиГ-3. Задачей полка с 17 октября 1941 года было прикрытие объектов на западном берегу Ладожского озера и западного участка ледовой трассы до острова Зеленец.
О полке:
http://ava.org.ru/iap/27g.htm
27 гвардейский истребительный авиационный Выборгский полк ПВО [123 истребительный авиационный полк ПВО]
6 июня 1942 года. Пидтыкан Иван Дмитриевич. Старший лейтенант. Командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда не вручена в связи с гибелью.
10 февраля 1943 года. Харитонов Василий Николаевич. Старший лейтенант. Командир звена 123-го истребительного авиационного полка 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда 803.
14 февраля 1943 года. Жидов Георгий Никанорович. Капитан. Командир эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка 7-го Истребительного Авиационного Корпуса ПВО удостоен звания Герой Советского Союза. Золотая Звезда 808.
Интересны воспоминания о боевых действиях 123-го АИП в книгах Л.М. Сандалова.
'В первый день войны в неравном бою погиб командир полка Сурин Борис Николаевич, который провел в этот день четыре воздушных боя и лично сбил три самолета противника. Он возвратился на Кобринский аэродром тяжело раненным и скончался, не выходя из самолета. Как в Кобринском, так и в Пружанском истребительных полках осталось всего по 10-12 самолетов.
Подъезжая к Жабинке, увидели, как фашистские бомбардировщики волна за волной на небольшой высоте устремились к Кобрину. Навстречу им вылетели две небольшие группы наших истребителей. Одна из этих групп в составе четырех самолетов И-153 ('чаек') сбила два фашистских бомбардировщика и смело вступила в бой с вражескими истребителями.
................