Звёзды Светят: другие произведения.

Избранники заморских богов.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
Уровень Шума. Интервью
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мир через 555 лет после большого Попадалова.


Избранники заморских богов.

  
  
   Пять двадцатишестилетних Избранников сидят за столом. Сидят они в мягких, очень роскошных и своеобразных креслах, похожих на римские ложи или креслодиваны. Кресла эти трёхсидельные и полагаются только Избранникам - дабы они сидели посередине кресел, а по бокам от каждого в обнимку с Избранниками полулежали их красивые служанки. А под столом на бархатной подстилке разлёгся сонный рыжий шолоуитцкуинтли.
   С одной стороны от стола через большое окно виден зимний северный пейзаж, заснеженные сопки, и, на фоне ярких звёзд, игра зелёных сполохов Кетсалькоатля в тёмном небе; с другой - большой телевизор передаёт сообщение об очередном полёте космического корабля типа "Шокотль".
   Избранники смотрят его вполглаза, неторопливо кушают разложенные на столе деликатесы, поглаживают полуголых служанок и ведут свой неспешный разговор:
  
  -- Вот нам уже по 26 лет.... - сказал Лунный Журавль, Избранник богини Койольшауки, Золотые Колокольчики, украшенный наголовным обручем, увешенным мелодично звенящими золотыми колокольчиками и шариками, и нагрудным золотым медальоном с изображением разрубленной на куски богини - Осталось 4 года, и настанет наше время...
  
  -- Этого не так уж мало - мы уже прекрасно пожили, с 15 лет только и делаем, что бездельничаем, жрём, пьём да щупаем красивых девочек - ответил Зелёный Лягуш, Избранник бога Тлалока, Заставляющего Расти, украшенный наголовным обручем с изображениями больших совиных глаз и нагрудным золотым знаком в форме кувшина - и нам многие завидуют. Вспомните, какой всегда бывает кошмарный конкурс на должности Избранников, и даже их служанок... Многие хотели бы так, как мы - до возраста в тридцать и одну треть лет только и делать, что наслаждаться жизнью и готовиться взойти на теокалли... Зато потом - молодыми на небо; встречай нас, Тонатиуичан!
  
  -- Да, получив такой прекрасный задаток, мы сможем гордо и с песнями взойти на теокалли, когда наступит наше время! - добавил Беложопый Шмель, Избранник бога Уицилопочтли, Колибри Юга, украшенный ажурным золотым шлемом, стилизованным под летящего колибри и нагрудным золотым медальоном с изображением колибри - так, что тащить и держать нас не придётся!
  
  -- Разумеется! - провозгласил Белый Кролик, Избранник бога Тескатлипоки, Дымящегося Зеркала, на наголовном обруче которого было несколько зеркал, вся одежда обшита маленькими зеркалами, и на груди висел золотой медальон с изображением ягуара - а уж насчёт меня сомневаться вовсе не приходится. Отец мой был Избранником богини В Одежде Из Голубого Нефрита, и в своё время взошёл на теокалли с песнями. Мать моя была его постельной девочкой, но - дочерью Избранника Сердца Гор, да ещё и одной из любимых служанок моего отца, потому я оказался не рабом, а гражданином, и получил право самому экзаменоваться на Избранника. По линии отца младший брат моего прадеда был Избранником Владыки Утреннего Рассвета, а по линии матери сестра моей бабки была любимой служанкой Избранника Белой Облачной Змеи...
  
  -- Да, у тебя генеалогия - сказал Блестящий Кварц, избранник богини Ицпапалотль, Обсидиановой Бабочки, украшенный наголовным обручем с блестящими обсидиановыми вставками и нагрудным обсидиановым медальоном с изображением бабочки - но всё одно экзаменовался ты на общих условиях...
  
  -- Что поделаешь, иначе никак. Приезжают ацтекские жрецы со своей непонятной техникой, которую они называют ментоскопы, и пропускают мимо неё всех желающих по очереди. А техника мерцает огоньками индикаторов... определяет, кто, прожив молодость в своё удовольствие, благодарно и добровольно с песнями взойдёт на теокалли, а кого тащить придётся... Благодарного провозгласят Избранником одного из богов, дадут избранническое имя... и уж потом он сам экзаменует желающих стать его служанками!
  
  -- Название это - ментоскопы... слово это вроде как не на науатле, а на древнеэллинском... а когда была цивилизация эллинов, предкам ацтеков оставалось ещё полтора тысячелетия до выхода из Страны Цапель...
  
  -- У ацтеков много загадочного и непонятного... полтысячелетия назад они внезапно усилились настолько, что смогли одним ударом грома расшириться на весь наш шарик...
  
  -- Да, это было великое завоевание... всем шибальба! Многие сопротивлялись, но никто не устоял... И не нравилось завоёвываемым даже не столь само по себе завоевание, сколь цветочные войны... В ходе завоевания ацтеки убивали лишь постольку, поскольку желали заставить выставлять цветочные войска, предназначенные вовсе не для гибели на поле боя, а для более возвышенной Судьбы!
  
  -- Ну, нашему народу как раз в этом повезло - мы обложены не обычным налогом цветочных войн, а налогом Избранников... У нас всё добровольно! Можно вспомнить, как наши предки сначала против этого налога буянили, потом недовольно тянули, а сейчас отбоя нет от желающих стать Избранниками! Это же высшее удовольствие разумного человека - не работать! Наслаждаться жизнью, пока молодой, а потом отблагодарить за такое свершившееся благодеяние - торжественно прибыть в Теночтитлан, увидеть напоследок столицу мира, напиться-нажраться на ритуальном пиру и гордо с песнями взойти на теокалли... Точнейше в возрасте тридцать с третью лет! А когда жрецы двумя взмахами обсидианового ножа откроют дорогу в Дом Солнца - оказаться смелым духом и вкусным телом!!!...
  
  -- Непонятно только, почему ацтеки к нам отнеслись лучше, чем к западноевропейцам, и много лучше, чем к членовредителям... наши предки сопротивлялись их завоеванию едва ли не дольше, чем ихние...
  
  -- Западноевропейцы были спесивы и чванливы, что ацтекам очень не понравилось. Насчёт членовредителей - тоже понятно, почему. Членовредители признают только одного бога, которого называют - Не Имеющий Товарища и никак не изображают. Ацтеки содеяли им великую милость, когда определили, что это тот самый бог Тлоке Науаке, Содержащий Всё В Себе, которому тоже не делается изображений... И предложили по-хорошему - признать остальных богов и подчиниться ацтекам, как их избранному народу. Членовредители гневно возразили, что для них нет никаких богов, кроме Не Имеющего Товарища, и вздумали сопротивляться. А каково сопротивляться ацтекам - это весь шарик хорошо знает...
  
  -- Лучше уж сразу самим повеситься! Тех же западноевропейцев завоевали с ходу... Нескольких сотен ацтеков с их оружием и техникой хватало на целое государство! А иногда и нескольких десятков оказывалось достаточно...
  
  -- Вот это самое оружие... непонятно, откуда оно у них взялось! Вспомните историю ацтеков - это же была примитивная цивилизация каменного века, металлов у них почти не было, медь ценилась дороже золота, а железа вовсе не знали! И не только машин не было, а даже колёс обыкновенных! И вдруг внезапно всё у них появилось - и металлургия, и машиностроение, и автоматическое оружие, и электроника, и нефтедобыча, и химия... И даже фармакология!
  
  -- Да, западноевропейцев они химией травили, и членовредителей тоже... Тогда у ацтекских вторженцев было в основном четыре образца оружия - автоматический карабин, дальнобойная винтовка, револьвер и миномёт, из которого неплохо стреляли не только осколочными, но и хлорпикриновыми минами. Иногда были ещё пулемёты, лёгкие пушки и охотничьи картечные ружья. И вездеходы на газогенераторах...Этого хватало для быстрых побед - у европейцев тогда были всего-то дульнозарядки да ножики... Вот и прошли сквозь них, как на параде! Один ацтек мог шутя выкосить целую колонну...
  
  -- Оружие - это ещё не всё... Но вот откуда у ацтеков взялись океанские корабли и умение на них плавать?!... Они же были чистейше сухопутным народом и плавали разве что на чинампах по Тескоко... И откуда у них взялись летательные аппараты, нагонявшие такой ужас на завоёвываемые народы?!... И откуда взялась у них эта терминология, там же множество эллинских и латинских корней... Как там в ихней песне поётся: "Бог Хлорциан похож на туман, бог Хлорциан карает обман..." Почему-то нигде, кроме этой песни, такой бог не упоминается...
  
  -- Вспомните ещё подробности ацтекского взлёта. Когда читаешь историю, создаётся впечатление, что им было заранее всё известно - где какая природа, где какие народы, и даже карты всего шарика у них внезапно появились из пустоты... ещё и с пометками, где какие ископаемые... И подробные инструкции, как с кем поступать, коим ацтеки тщательно следовали - потому и нашему народу удалось устроиться не так уж плохо. На теокалли мы восходим добровольно! И, вовсе непонятно, почему они к нам присоединили земли от Везера до Аляски, и выставили это как большое благодеяние... Ещё и провозгласили это исполнением воли полубогов-попадотлей...
  
  -- Есть и такое мнение - что эти самые мифические попадотли были пришельцы из другого мира, научившие ацтеков очень многому и поднявшие уровень их цивилизации с каменного века до машинного, едва ли не атомного... Не то со звёзд прилетели, не то из параллельных миров прокололи...
  
  -- Сомнительное мнение. Если со звёзд - почему именно ацтеков так возвысили?!... Если проинструктировали хорошо относиться к нашему народу, то почему наш народ не научили тому же?!... И откуда на звёздах такая терминология - или у эллинов тоже были свои попадотли?!... Слово-то это тоже вроде как эллинское, почти Попандопуло... И почему больше не прилетают?!... А если они из параллельных миров - опять-таки почему больше никто не появляется?!...
  
  -- Было ещё такое мнение, что попадотли - это пришельцы из будущего, вернувшиеся в прошлое, чтобы изменить историю...
  
  -- Если так, то всё одно всплывает тот же вопрос - почему пришли именно к ацтекам?!... И почему получается так, что сделали всё возможное и невозможное, чтобы ацтеки не только весь шарик прибрали, но и сами собой при этом остались, то есть все свои обычаи сохранили?!... Жертвоприношения - это понятно, нужно же дать возможность Избранникам быть Избранниками, но вот цветочные войны... Они были нужны, когда нехватало мясной пищи, но что за смысл их сохранять в условиях пищевого изобилия?!...
  
  -- Сами ацтеки на эти темы так рассуждают, что народ - это образ жизни, и потому изменить народу Традиции суть то же самое, что истребить народ полностью и освобождённое пространство заселить другим народом... И эти идеи возводят как раз к попадотлям!
  
  -- А не из прошлого ли заявились попадотли?!... Как раз у эллинов была сохранена египетская легенда о стране Атлантиде, которая была на западе от Геракловых Столбов, весьма развитой научно и технически, так, что могла бы весь мир завоевать, но непонятно почему затонула примерно 13 тысячелетий назад. Остались от неё только Азорские острова, бывшие когда-то вершинами высоких гор. Интересно название это - Атлантида, если от него отбросить эллинское окончание, то получается всё тот же самый Ацтлан...
  
  -- Надо будет при случае проконсультироваться у Избранников Атла, Атлатуа, Атлакамани,
   Атлакойи, Атлатонин, а заодно и Амимитля...
  
   - Неужели и вправду - древнейшие предки ацтеков смогли каким-то образом удрать в далёкое будущее, к своим одичавшим потомкам, и спрогрессировать их так, что потомкам получилось то, что не удалось предкам - завоевать весь мир?!...
  
  -- Если легенды о попадотлях хорошо копнуть, то получается, что это вроде как высокоразумные существа, но пришли они перво-наперво именно к ацтекским жрецам, а всё остальное содеяли уже во-вторых... Так что это ещё посмотреть, были ли попадотли или всё это сказки жрецов...
  
  -- Между прочим, как раз в этом году будет 555 лет от пришествия попадотлей... Но вроде как никто в Мексике это особо не отмечает... И почему-то никаких таких храмов попадотлям не построено, и даже изображения попадотля никто не видел... неужели это всего лишь мифические персонажи, в которых даже сами ацтеки не очень-то верят?!... Но как же тогда получилось, что их предки внезапно поумнели?!...
  
  -- Сами ацтеки как раз находят всё это в порядке вещей - что их предки внезапно поумнели и усилились... Да и мы, в принципе, тоже... Разве есть среди нас такие, кто хотят, чтобы всё стало как до ацтеков, когда наши предки были зажаты между западноевропейцами и членовредителями и были вынуждены свирепо бороться за выживание?!... И разве есть среди нас желающие отменить систему Избранничества?!...
  
  -- Как раз наоборот! Многие сожалеют, что они не Избранники или их постельные девочки, и потому вынуждены работать! Но - надеются, что если не они сами, то хоть их потомки станут Избранниками...
  
  -- С чем их и поздравляем!...
  
   Тем временем по телевизору закончилось сообщение о полёте космического корабля, и началась слезливая мелодрама западноевропейского производства, как какому-то знатному западноевропейцу выпало участие в цветочной войне; он этого, разумеется, не хотел, да деваться было некуда.
   Избраннники с сонным видом слушали, как киногерой поёт под гитару:
  
  
   На мне тогда был новенький мундирчик,
   А на тебе - малиновая шаль.
   Но твой папаша был ко мне придирчив,
   Мне потерять пришлось тебя, а жаль...
   На мне уже болтались аксельбанты,
   Всех умилял блеск новых эполет.
   Со мной знавались в Лиссабоне франты,
   У дам мадридских новых ждал побед...
   Я им читал французские сонеты
   В ночном саду в последнюю весну,
   И под луной светились эполеты,
   С которыми ушёл я на войну...
   Вас ждёт курорт и винные фонтаны,
   Меня же ждёт цветочная война,
   Придётся мне взойти на теокалли,
   А вас уже несёт в Чимор волна...
   Сказал бы я заморским мореходам -
   "В Миктлан бы вас!", иначе б я не смог.
   Я счастлив тем, что ты спаслась от жертвы,
   Ну что ж, прощай, храни тебя Тлалок...
  
  
  -- Так и должно быть! - прокомментировали фильм Избранники - им цветочные войны, а нам культ Избранников с многолетней подготовкой!
  
  -- Как говорят злые западноевропейские языки, с многолетним откормом и нагулом...
  
  -- А хотя бы и так - нас оно устраивает, а это главное!
  
  -- И их бы устроило, если бы им было дозволено...
  
  -- Что да, то да...
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   0x08 graphic
  

Примечания.

  

Пантеон Ацтекских богов

  
  
   Аколмистли (Acolmiztli) - бог подземного мира.
  
   Аколнауакатль (Acolnahuacatl) - бог подземного мира.
  
   Акуэкукиотисиуати (Acuecucyoticihuati) - богиня океана, проточной воды и рек. Связана с культом Чальчиутликуэ - является её ипостасью. Покровительствует работающим женщинам.
  
   Амимитль (Amimitl) - бог озёр и рыбаков.
  
   Астлан - "Страна цапель", мифическая прародина ацтеков. В сказаниях описывается как остров посреди большого озера. Первоначально ацтеки, как и другие народы науа, считали своей прародиной Чикомосток - страну, находившуюся где-то на северо-западе от долины Мехико. Миф об Астлане возник после образования у ацтеков собственного государства.
  
   Атл (Atl) - бог воды.
  
   Атлакамани (Atlacamani) - богиня штормов, берущих начало в океане.
  
   Атлакойя (Atlacoya) - богиня засухи.
  
   Атлатонин (Atlatonin) - одно из имён ацтекской богини-матери.
  
   Атлауа (Atlaua) - "Владыка вод", могущественный бог воды. Ассоциируется со стрелой (атлатль). Также является богом покровителем рыбаков.
  
   Айаутеотль (Ayauhteotl) - богиня инея и тумана, наблюдаемых только ночью или рано утром. Ассоциируется с тщеславием и знаменитостью.
  
   Иламатекухтли - "Старая владычица", в мифологии ацтеков богиня, связанная с культом земли и маиса, первая жена Мишкоатля, одна из ипостасей богини земли и деторождения Сиуакоатль.
  
   Истаксиуатль (Iztaccihuatl) - "Спящая женщина". Дочь ацтекского правителя, возлюбленная Попокатепетля. Боги превратили их в горы.
  
   Ицлаколиуке (Itzlacoliuhque) - бог обсидианового ножа. Одно из воплощений Тескатлипоки.
  
   Ицли (Itzli) - бог каменного ножа и жертвоприношений.
  
   Ицпапалотль - "Обсидиановая бабочка", богиня судьбы, связанная с культом растений. Первоначально была одним из божеств охоты у чичимеков. Изображалась в виде бабочки с крыльями, утыканными по краям обсидиановыми лезвиями, или в виде женщины с когтями ягуара на руках и ногах. Была убита Мишкоатлем.
  
   Ишкуина (Ixcuina) - богиня похоти, покровительница проституток и изменяющих супругов.
  
   Иштлильтон (Ixtlilton) - "Чёрное личико", богиня медицины, здоровья и исцеления, а также празднеств и игр. Ей совершались жертвоприношения, когда ребёнок начинал говорить; больных детей лечили водой из кувшинов, стоявших перед статуей Иштлильтон.
  
   Камаштли (Camaxtli) - бог войны, охоты и судьбы. Творец огня. Один из 4 богов, создавших мир. Является также племенным богом чичимеков.
  
   Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - "Пернатый змей". В мифологии ацтеков и тольтеков бог-демиург, создатель человека и культуры, владыка стихий. Один из основных богов тольтеков, ацтеков и других народов центральной Мезоамерики. Он принимал участие в создании и разрушении различных мировых эпох, и правил одной из мировых эпох, создав для этой эпохи человека из костей людей предыдущих эпох, собранных в Миктлане. Также он является и богом ветров Эхекатлем (одна из его форм), и богом вод, и изобилия. В качестве бога вод, он повелевал молниями, которые по своим формам напоминали ацтекам силуэты небесных змей. Считается, что он сын Коатликуэ и брат-близнец Шолотля. Как носитель культуры, он подарил миру кукурузу (маис) и календарь, и является покровителем искусств и ремёсел. По одному из мифов, после смерти он превратился в утреннюю звезду (Венеру) и стал ассоциироваться с Тлауицкальпантекухтли. У тольтеков его оппонентом выступал Тецкатлипока ("дымящееся зеркало"). Позже ацтеки сделали из него символ смерти и возрождения, и покровителя жрецов. Жрецов высших санов называли его именем - Кецалькоатль. Бога Кецалькоатля часто ассоциируют с правителем-жрецом тольтеков Топильцином Се Акатлем, правивший Тулой в Х в. Жрец был сыном Мишкоатля (Камаштли) и Чимальман, и был рождён в Мичатлауко (Michatlauhco) "Глубокие воды, где водится рыба". Культ Кецалькоатля был широко распространён в Теотиуакане, Туле, Шочилько, Чолуле, Теночтитлане и в Чичен-Ице.
  
   Коатликуэ (Coatlicue) - "Она в платье из змей", Коатлантонан - "Наша змеиная мать". Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни. Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("400 южан-звёзд") и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"), чтобы принести жертву. Коатликуэ - олицетворение земли, из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды. Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.
  
   Койольшауки (Coyolxauhqui) - "Золотые колокольчики". Богиня земли и Луны. Контролирует 400 божеств звёзд Уицнауна. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.
  
   Койольшауки (исп. Coyolxauhqui -- "Золотые колокольчики") -- в мифологии ацтеков богиня Луны и (по некоторым версиям) Млечного пути. Изображалась с золотыми колокольчиками, или шарами, на щеках. Старшая дочь богини Коатликуэ, которую та родила от обсидианового ножа, и сестра 400 богов южного звёздного неба Сенцонуицнауа. Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.
   Когда Коатликуэ забеременела от шара из перьев колибри, Койольшауки сочла её опозоренной и убедила братьев убить мать, чтобы смыть оскорбление. Однако Уицилопочтли выпрыгнул из чрева матери в полном воинском облачении и убил сестру, а братьев обратил в бегство и многих перебил. Пылающим змеем Шиукоатлем он отрубил Койольшауки голову, которая упала к подножью храма Коатепек, где скрывалась Коатликуэ. Затем он забросил отрубленную голову высоко в небо, где та стала луной (таким образом, Коатликуэ могла каждую ночь видеть на небе лицо своей дочери). Тело сестры Уицилопочтли расчленил и бросил в глубокое ущелье.
   Считается, что в мифе о смерти Койольшауки отражено представление о солнце, олицетворяемом Уицилопочтли, которое разгоняет ночную тьму. Койольшауки можно считать ацтекской ипостасью лунного божества Мецтли, обычно изображаемого мужчиной. Как правило, её представляли в виде воительницы -- с обнажённой грудью, но со шлемом на голове и со змеями (или верёвками) на руках и вокруг талии, либо в виде отрубленной головы. Там, на круглом камне в основании лестницы Главного храма Теночтитлана, Койольшауки изображена распростёртой ничком, с отсечёнными от тела конечностями и головой и черепом, привязанным к поясу.
  
   Кочиметль (Cochimetl) - бог коммерции, покровитель торговцев (купцов).
  
   Майяуэль (Mayahuel) - в мифологии ацтеков первоначально одна из богинь плодородия, затем богиня, давшая людям агаву и алкогольный напиток октли. Богиня магуэй (вид агавы). Превращалась в магуэй, вселяя в растение чары долголетия. Изображалась в виде женщины с 400 грудями.
  
   Макуильшочитль (Macuilxochitl) - "5 цветок". Бог музыки и танцев. Бог весны, любви и веселья, покровитель искусств. Другое имя - Шочипилли.
  
   Малинальшочи (Malinalxochi) - сестра Уицилопочтли. Волшебница имеющая власть над скорпионами, змеями и другими жалящими и кусающими насекомыми пустынь.
  
   Мецтли (Metztli) - лунный бог.
  
   Мештли (Mextli) - главный бог мексиканцев, давший название страны. Часто его ассоциируют с Уицилопочтли. Ежегодно ему приносили в жертву сотни людей. Мешитли был богом войны и штормов.
  
   Миктлан (Mictlan) - в мифологии ацтеков загробный мир, делившийся на девять уровней. Последний уровень подземного мира, располагался на севере. Все души, за исключением воинов павших в боях, женщин и детей, умерших во время родов (они отправлялись в Тонатиуичан или "Дом Солнца"), и утопленников (они попадали в Тлалокан), попадали в него, где обретали вечный покой. Однако, чтобы добраться до Миктлана, душам приходилось совершать полное опасностей путешествие. Во время похорон мёртвых наделяли магической силой и при помощи бога Шолотля они могли удачно добраться до Миктлана. Путь туда длился четыре дня. Умерший должен был пройти между двумя грозившими раздавить его горами, при этом - избежать нападения змеи и гигантского крокодила, пересечь восемь пустынь, подняться на восемь гор, вынести морозный ветер, метавший в него камни и обсидиановые лезвия. Последнее препятствие - широкую реку покойник пересекал на спине маленькой красной собаки. Добравшись до правителя Миктлана - Миктлантекухтли, умерший подносил ему свои дары и получал своё место в одной из девяти преисподних.
  
   Миктлантекухтли (Mictlantecuhtli) - "Владыка царства мёртвых". В мифологии ацтеков владыка загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова. Его жена - Миктлансиуатль. Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших, чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекухтли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое, бросился бежать. Рассерженный Миктлантекухтли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца. Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу. Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.
  
   Миктлансиуатль (Mictlancihuatl) - супруга Миктлантекухтли, богиня подземного мира.
  
   Мишкоатль (Mixcoatl) - "Облачная змея", Истак Мишкоатль - "Белая облачная змея", Камаштли - бог звёзд, полярной звезды, охоты и войн, и туч, отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа. Иногда в мифах он является ипостасью Тескатлипоки - он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод, который раскрутил вокруг оси как сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли, рождённого от Коатликуэ. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках. Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку").
  
   Нагуаль (Nagual) - дух-покровитель в образе животного или растения. Для определения Нагуаля около хижины новорождённого рассыпали песок; появившиеся утром на нём следы и указывали животное. У каждого бога и человека есть свой нагуаль, с которым он разделяет судьбу до самой смерти. Например, у Уицилопочтли нагуаль - колибри, у Кецалькоатля - пернатая змея, у Тецкатлипоки - ягуар, у Тонатиу - орёл.
  
   Науаль (Nahual) - покровители (защитники) смертных. Они созданы из той же материи, что и смертные. У каждого смертного есть свой науаль, который приглядывает за ним.
  
   Нанауацин (Nanauatzin) - бог, пожертвовавший собой, чтобы солнце и дальше могло светить. Покровительствует храбрым и мужественным людям.
  
   Омакатль (Omacatl) - "2 тростник". Бог праздников и удовольствий. Является одним из аспектов Тескатлипоки. На одном из празднеств делали из маиса фигурку бога, а потом съедали её.
  
   Омесиуатль (Omecihuatl) - богиня-творец. Жена Ометекухтли. В ацтекской мифологии было два прародителя всего сущего - богиня Омесиуатль и её муж Ометекухтли.
  
   Ометекухтли (Ometecuhtli) - "2 Владыки ". Бог-творец, бог огня. Занимал самое высокое место в ацтекском пантеоне богов. Владыка (или бесполый господин) двойственности и единства противоположностей. У него не было чёткого культа и центра его культа, но считается, что он присутствовал в каждом ритуале и в каждой вещи во всём мире.
  
   Ометеотль (Ometeotl) - божество противоположностей. Совмещал в себе и женское и мужское начало.
  
   Опочтли (Opochtli) - "он, кто разделяет воду", древний чичимекский бог рыболовства, охоты и ловли птиц ловушками. Возможно ему поклонялись ещё в Астлане.
  
   Пайналь (Paynal) - "торопливый", посыльный Уицилопочтли.
  
   Патекатль (Patecatl) - "Он из страны лекарств", бог исцеления, плодородия и алкогольного напитка октли - "владыка корня пульке" - является олицетворением трав и корней, необходимых для приготовления октли. Муж богини Майяуэль, вместе они являются родителями Сенцон Тоточтин ("400 кроликов"). Изображался с топором и щитом или с листом агавы и копательной палкой в руках. Первоначально был божеством хуастеков.
  
   Попокатепетль (Popocatepetl) - молодой воин, влюбившийся в Истаксиуатль, дочь правителя. Боги, сжалившись над ними, превратили их в одноимённые горы.
  
   Сенцон Тоточтин (Centzon Totochtin) - "400 кроликов". Группа распутствующих и пьянствующих божеств.
  
   Сенцонуицнауа (Centzonuitznaua) - боги южных звёзд. Являются братьями бога-солнца Уицилопочтли, выступившими против него.
  
   Сивататео (Civatateo) - упоминания об этих вампирах восходит к ацтекской мифологии, считается, что они служили богам. Так, они обладают магическими силами жрецов. Все они являются - знатными женщинами, умершими во время родов и вернувшиеся на землю. Эти существа подкрадываются к путешественникам на перекрёстках дорог и прячутся в храмах или в церквях. Вид у них ужасающ (сморщенные, ссохшиеся), и они белые как мел. У них на одеждах и на теле (татуировки) часто встречаются рисованные головы мертвецов или другие глифы.
  
   Синтеотль (Centeotl) - "Бог кукурузы", божество молодой кукурузы. Является сыном Тласольтеотль и, иногда, упоминается в качестве мужа Шочикецаль. Изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной и палкой-копалкой или початками в руках. В некоторых мифах выступает в женском облике. В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики под разными именами; ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он считался покровителем земледельцев и золотых дел мастеров, живших в Шочимилько.
  
   Сипактли (Cipactli) - в мифологии ацтеков самое первое морское чудовище, имеющее вид одновременно рыбы и крокодила, из которого боги Кецалькоатль и Тескатлипока создали землю. Тескатлипока пожертвовал своей ногой ради этого чудовища. Другое олицетворение земли - Тлальтекухтли, имевшее облик полужабы-полуаллигатора, было мужским; по некоторым мифам, Сипактли - жена Тлальтекухтли.
  
   Ситлалатонак (Citlalatonac) - бог-творец. Со своей супругой Ситлаликуэ создал звёзды. Является одной из ипостасей Тонакатекухтли.
  
   Ситлаликуэ (Citlalicue) - "Одежда из звёзд". Богиня-творец. Жена Ситлалатонака.
  
   Сиукоатль (Ciucoatl) - богиня земли.
  
   Сиуакоатль (Cihuacoatl) - "Женщина-змея". Одно из древнейших божеств в мифологии индейцев Центральной Америки. Богиня-мать земли, войны и деторождения, мать Мишкоатля. Покровительница родов и женщин, умерших во время родов, а также покровительница повивальных бабок и повелительница сиуатетео. Она помогала Кецалькоатлю в создании первых людей этой эры, которые созданы из костей людей предыдущей эры и крови старых богов, самопожертвовавшихся для этой цели. Изображается в виде молодой женщины с ребёнком на руках или в белой одежде, с черепом вместо головы, вооружённая копьеметалкой и щитом; иногда двухголовой. Её крик сигнализирует начало войны. Культ Сиуакоатль был особенно популярен в ипостаси Тонацин, а центр её культа находился в городе Кулуакан.
  
   Сиутеотео (Ciuteoteo) - духи подземного мира, живущие под патронажем Сиуакоатль. В образе орлов, спускают солнце с неба, когда оно находится в зените, домой в подземный мир, принося болезни детям. Также они являются душами женщин, умерших при первых родах или тех, кто был воинами.
  
   Талокан (Talocan) - место жилища ацтекских богов.
  
   Такатекухтли (Tacatecutli) - бог торговцев и путешественников.
  
   Таматс (Tamats) - бог ветра и воздушных масс народов Мексиканской долины.
  
   Теноч - в мифологии ацтеков культурный герой, сын бога Истак-Мишкоатля. В образе Теноча слились легенды об историческом лице, предводителе ацтеков во время их переселения в долину Мехико. При нём ацтеки основали на острове посреди озера Тескоко свою столицу, названную в его честь Теночтитланом.
  
   Теккистекатль (Tecciztecatl) - "Старый бог луны". Бог луны, представляющий её мужской аспект. Изображался старцем, несущим на спине большую белую морскую раковину.
  
   Теояомкуи (Teoyaomqui) - бог мёртвых воинов, один из богов смерти. Известен также под именем Уауантли.
  
   Тепейоллотль (Tepeyollotl) - "Сердце гор", бог земли, гор и пещер. По его вине происходят землетрясения и считается, что эхо тоже создаётся им. Его тотем - ягуар.
  
   Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов; покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий, вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира. Бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света. Он носит с собой магическое зеркало Итлачиаякуе (Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов, и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl - зеркало, Ipoka - дымящееся). Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы, символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей. Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро, он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха. Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек. Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой, под стать ему самому. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы и бога мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси: Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец", Титлакауан (Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся", Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник", Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя", Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и Науакуе (Nahuaque) - "Ночной Ветер".
  
   Тетеоиннан (Teteoinnan) - мать богов. Ипостась Тласольтеотль.
  
   Титлакауан (Titlacauan) - один из образов бога Тескатлипоки. Саагун упоминает, что больные поклонялись Титлакауану в надежде на его милосердие. На перекрёстках всех дорог ставили каменные сиденья, называемые Момустли (Momuztli), украшенные цветами (которые меняли каждые 5 дней) в честь одного из самых почитаемых божеств.
  
   Тлалок (Tlaloc) - "Заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства, огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений; у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао. Его культ получил распространение со 2 в. до н.э., потеснив более древний культ Кетцалькоатля. Тлалок изображался антропоморфным, но с глазами совы или кругами (в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу), с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Тлалока - зубчатая корона, тело - чёрного цвета, в руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой. По представлениям ацтеков, Тлалок - по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе, в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь, засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в виде кувшина). Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям, существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"), владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра. С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку. Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики. В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ; и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны, так как он пользовался необычайно широким почитанием. Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко. Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ Теночтитлана, была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове. В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений. Тлалок был владыкой 3-й из 5 ацтекских мировых эпох.
   Не был богом-создателем, он сам был создан другими богами. Считалось, что Тлалок живет на вершинах гор или во дворце над Мексиканским заливом. Во внутреннем дворе его жилища, в каждом из четырёх углов стоят четыре больших кувшина. В них содержатся дождь, засуха, болезни растений и ливни. Поэтому Тлалок иногда изображался в виде кувшина. Тлалок мог насылать ревматизм, подагру и водянку (ацтеки полагали, что люди, умершие от этих болезней, а также утопленники, после смерти попадали в рай Тлалока).
   Был благодетельным божеством, однако мог вызывать наводнения, засухи, град, заморозки, удары молнией.
   Изображался антропоморфным, с глазами совы или кругами в виде змей вокруг глаз. Тлалок носил зубчатую корону, имел тело чёрного цвета. В его руках был змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.
  
   Тлальтекухтли (Tlaltecuhtli) - "Владыка земли". Земное чудовище имевшее облик полужабы-полуаллигатора; по некоторым мифам, женой Тлальтекухтли является Сипактли.
  
   Тлальчитонатиу (Tlalchitonatiuh) - бог восходящего солнца народов Мексиканской долины.
  
   Тласольтеотль (Tlazolteotl) - "Богиня - пожирательница грязи (экскрементов)". Богиня земли, плодородия, секса, сексуальных грехов и покаяния (отсюда её имя: пожирая грязь, она очищает человечество от прегрешений); владычица ночи. Получила она своё имя согласно легенде так - однажды она пришла к умирающему человеку, который сознался в своих грехах, и она очистила его душу, съев всю "грязь". Тласольтеотль - одно из древнейших божеств Мезоамерики, восходит к "богине с косами"; ацтеки, вероятно, заимствовали её культ у хуастеков. Она также известна и под другими именами: Тоси ("наша бабушка"), Тлалли-ипало ("сердце земли"), Ишкуина, Тетеоиннан ("мать богов"), Чикунави-акатль ("девять тростник") и др. Тласольтеотль изображалась то нагой, то в одежде; отличительные признаки - носовая вставка в виде полулуния, головной убор из перьев перепёлки с куском ваты и двумя веретенами, окраска лица жёлтая; её символ - метла или человек, поглощающий экскременты. На празднике в её честь приносили в жертву девушку, из её кожи изготовляли куртку, которую надевал жрец, олицетворявший богиню. Затем следовало символическое её воссоединение с богом войны и солнца Уитцилопочтли и рождение бога молодого маиса. В годы засухи Тласольтеотль (в ипостаси Ишкуины) приносили в жертву мужчину. Привязав его к столбу, в него метали дротики (капающая кровь символизировала дождь). Тласольтеотль считалась покровительницей грешников.
  
   Тлауискальпантекухтли (Tlahuizcalpantecuhtli) - "Владыка утренней зари (рассвета)". Бог утренней звезды - планеты Венеры. Считается, что он выступал ещё одним воплощением Кецалькоатля.
  
   Тлиллан-Тлапаллан (Tlillan-Tlapallan) - 2-й уровень 3-х уровневых небес. Место для душ тех людей, кто познал мудрость Кецалькоатля.
  
   Тлокенауаке (Tloquenahuaque), Тлоке-Науаке - "Тот, кто содержит всё в себе", Ипальнемоуани - "Тот, кем мы все живём" - верховное божество. Первоначально он - один из эпитетов бога-творца Тонакатекухтли и бога огня Шиутекухтли, позже жреческая школа Тескоко стала олицетворять его с верховным творческим духом и воздвигла ему специальный храм, но без изображения Тлоке-Науаке.
  
   Тонакасиуатль (Tonacacihuatl) - жена бога-творца Тонакатекухтли.
  
   Тонакатекухтли (Tonacatecuhtli) - "Владыка нашего существования", бог, дающий людям пищу. Привнёс в мир порядок (когда тот был создан), разделив море и землю. Вместе со своей женой Тонакасиуатль считались творцами мира, первой божественной и человеческой парой, родителями Кетцалькоатля, владыками Омейокана - самого верхнего (13-ого) неба. Тонакатекухтли и его жена не имели специального культа. У майя Тонакатекухтли - верховное божество, было рождено и в женском и мужском обличии одновременно. Его имя переводится как "существо в центре" и символизирует неподвижную точку центра движущегося кольца, где всё сбалансировано, находится в равновесии и мирно покоится.
  
   Тонанцин (Tonantzin) - "Наша мать", богиня-мать. Известна в ипостаси Сиуакоатль.
  
   Тонатиу (Tonatiuh) - "Солнце", Куаутемок - "Нисходящий орёл", Пильцинтекухтли - "Юный владыка", Тотек - "Наш вождь", Шипилли - "Бирюзовый царевич". В мифологии ацтеков - бог неба и солнца, бог воинов. Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой. Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе, с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть, поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами, принесённых в жертву воинов, павших в боях. По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги. В текущей, пятой эре, им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин ("Четыре движения").
   О происхождении солнца у ацтеков имелось несколько мифов, наиболее распространённым был следующий.
   После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца. Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара. Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя, где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо". За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"), трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара. Нанауатль стал солнцем, Текистекатль - луной - богом Мецтли. Первое время луна светила также ярко как солнце, пока один из раздражённых этим богов не кинул в неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается в виде чёрного диска или сосуда с водой, на котором находится кролик. Тонатиу - покровитель союза "воинов-орлов", его символ - орёл. Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе.
  
   Тоци (Toci) - богиня-мать других богов, земли и исцеления.
  
   Точтли (Tochtli) - бог юга.
  
   Уауантли - см. Теояомкуи.
  
   Уицилопочтли (Huitzilopochtli) - "Колибри юга", "он с юга", "колибри левой стороны", "колибри-левша". Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца у многих индейских племён Центральной Америки). Уитцилопочтли обещал ацтекам, что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом. Это произошло при вожде Теноче. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов, а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник). Он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем, народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия. Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение Уитцилопочтли из хлебного теста с мёдом; это изображение после религиозных обрядов разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах Уитцилопочтли выступает как воин, побеждающий ежедневно силы ночи и не допускающий, чтобы они умертвили солнце; отсюда его связь с культовыми объединениями "воинов-орлов". Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму клюва колибри, сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками. В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На запястьях у него золотые браслеты, а на ногах голубые сандалии. Ещё его изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове и на левой ноге, и с чёрным лицом, держа в руках змею и зеркало. Он - сын Коатликуэ. По легенде, он отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной. Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств; ему приносились кровавые человеческие жертвы; в честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане. Святилище на вершине этого храма называлось Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) "Голубое небо". Дуран повествует о том, что в храме стояла деревянная статуя сидящего Уицилопочтли на голубой скамейке. По углам скамейку подпирали змеи. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы. А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему. В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища - посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли. Статуя в святилище изображала юношу покрытого плащом из перьев с ожерельем из жадеита и бирюзы, и с многочисленными золотыми колокольчиками. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской, а лицо было разрисовано полосками. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля. На его плече была выдолблена голова колибри. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками. В руках он держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый золотыми полосками.
  
   Уиштосиуатль (Huixtocihuatl) - "Соляная женщина", в ацтекской и до-ацтекской мифологии являлась богиней плодородия. Богиня соли и солёных вод. Один из источников называет Уиштосиуатль женой бога смерти Миктлантекухтли. Считалась покровительницей распутства. По некоторым данным является старшей сестрой Тлалока. Изображалась в одежде, покрытой волнистыми линиями, с белым щитом и камышовым посохом в руках.
  
   Уэуэкойотль (Ueuecoyotl) - "Старый, старый койот". Бог секса и безудержного веселья, песен и танцев, одна из ипостасей Макуильшочитля (Шочипили); по происхождению, очевидно, божество племени отоми. Изображался в виде сидящего койота или в антропоморфном облике с музыкальными инструментами в руках. Был покровителем смутьянов и тех кто разносит слухи.
  
   Уэуэтеотль (Huehueteotl) - "Старый бог", бог огня. Ещё одно имя бога - Шиутекухтли.
  
   Цицимиме (Tzitzimime) - бог(и) звёзд.
  
   Чальмекасиуильт (Chalmecacihuilt) - богиня подземного мира.
  
   Чальмекатекухтли (Chalmecatecuhtli) - бог жертвоприношений.
  
   Чальмекатль (Chalmecatl) - бог подземного мира.
  
   Чальчиутлатональ (Chalchiuhtlatonal) - бог воды.
  
   Чальчиутликуэ (Chalchiuhtlicue) - "Она в одежде из нефрита", Матлалькуейе - "Она в голубой одежде". В мифологии ацтеков - богиня пресной воды, проточных вод - управляет всеми водами на земле. Жена Тлалока, сестра тлалоков, мать Сенцон-Мимишкоа (звёзд северной части неба). Отождествляла собой молодую красоту и страсть. Изображалась рекой, из которой росло колючее грушевое дерево полное плодов, символизирующих человеческое сердце. Либо изображалась в виде молодой женщины, сидящей среди водного потока, в головном уборе из синих и белых лент, с двумя большими прядями волос вдоль щёк. Она устроила потоп (в наказанье грешникам), который уничтожил четвёртый мир. Она являлась покровительницей путешествующих по воде.
  
   Чальчиутотолин (Chalchiutotolin) - "Птица, украшенная драгоценностями", бог эпидемий, болезней. Одна из ипостасей Тескатлипоки.
  
   Чантико (Chantico) - "Та, кто живёт в доме". Богиня огня домашнего очага и огня вулканов. Когда она нарушила запрет на употребление в пищу паприки (красный перец) в дни поста и съела жареную рыбу с паприкой, Тонакатекухтли превратил её в собаку.
  
   Чикомекоатль (Chicomecoatl) - "7 змей", богиня маиса в классическом периоде жизни ацтеков. Иногда её называют "богиней пищи", богиней изобилия, она являлась женским аспектом кукурузы. Каждый сентябрь молодая девушка, изображавшая Чикомекоатль, приносилась в жертву. Жрецы обезглавливали её, собирали кровь и поливали ею статую богини. Далее с трупа снимали кожу, которую надевал на себя жрец. Изображали (описывали) её по разному: девушкой с водяными цветами; женщиной, чьи объятия означали смерть; и матерью, носящей с собой солнце в качестве щита. Она является двойником бога маиса Синтеотль, их символом является ухо из кукурузы. Иногда её называют Шилонен.
  
   Чикомешочтли (Chicomexochtli) - бог и покровитель художников.
  
   Чиконауи (Chiconahui) - богиня домашнего очага и хранительница семьи.
  
   Чиконауиэхекатль (Chiconahuiehecatl) - малозначимый бог-творец.
  
   Чикомосток - "Семь пещер", в мифологии чичимеков - легендарная прародина, отправная точка странствий многих племён.
  
   Шилонен (Xilonen) - "Мать молодого маиса", Шканиль ("кукурузница" у киче) - богиня молодой кукурузы, покровительница бедняков. Её ещё называют "покрытая волосами", намекая на ворсистый початок кукурузы. В середине лета в её честь приносили в жертву людей, чтобы умилостивить её и собрать хороший урожай маиса. Она - жена Тескатлипоки. Изображалась в виде девушки, одетой в жёлто-красное платье.
  
   Шипе-Тотек (Xipe Totec ) - "Наш владыка со снятой кожей", "Наш вождь ободранный", Тлатауки Тецкатлипока - "Красный Тецкатлипока", Ицтапальтотек - "Наш вождь плоского камня". В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева, покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года. Шипе-Тотек был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли. Его символ смерть и перерождение природы. Для прироста и маиса, и людей, он разрезал свою плоть и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя верхнюю оболочку перед тем как прорасти). После того, как он сбрасывает с себя старую кожу, он появляется обновлённым, блестящим и золотистым богом. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву. У всех народов Центральной Америки существовал такой праздник с обрядом жертвоприношения Шипе-Тотеку, на котором жрецы, облачившись в кожу принесённого в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами, захватившими пленных. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Шипе-Тотек был также богом западной стороны света. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку. Чаще всего он изображался в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове - коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках - фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси. Сапотеки считали его покровителем своей нации. Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco).
  
   Шиукоатль (Xiuhcoatl) - "Огненный змей". Олицетворение засухи и выжженной земли.
  
   Шиутекухтли (Xiuhtecuhtli) - "Владыка года", в мифологии ацтеков бог огня, властелин вулканов. Культ Шиутекухтли и его изображение засвидетельствованы ещё в доольмекское время. Он был богом огня как небесного, так и подземного, жестокого, всепожирающего, но одновременно и богом домашнего очага, о чём свидетельствуют его другие имена и ипостаси: Цонкастли ("желтоволосый"), Куэсальцин ("пламя"), Тота ("наш отец"), Уэуэтеотль ("очень старый бог"), Тлальшиктеника ("сидящий в пупе земли"), "мать богов, отец богов" и др. Он - олицетворение света во тьме, тепла в холоде и жизни в смерти. У ацтеков он изображался с лицом, раскрашенным наполовину красной, наполовину чёрной краской, головное украшение составляли два тростника или бабочка; в руках у него или жезл или щит, или копал (курительная смола) и кадильница. На праздниках его статуя всегда приносилась последней, так как он стар и ходит очень медленно. Как бога света и огня, его также изображали с красным или оранжевым лицом с курильницей на голове. Его женой называют Чальчиутликуэ, хотя в других мифах её считают женой Тлалока. В конце 52-летнего цикла люди боялись, что боги уничтожат их, и чтобы умилостивить богов, они устраивали в их честь праздники, где Шиутекухтли (как бог огня) был в особом почёте на этих торжествах (в центре внимания). Ему посвящались сердца, вырванные из поджарившихся на углях тел жертв.
  
   Шокотль (Xocotl) - бог огня и звёзд.
  
   Шолотль (Xolotl) - у тольтеков и ацтеков является богом света и проводником мёртвых в Миктлан. Ацтеки считают его братом-близнецом Кецалькоатля. Как владыка вечерней звезды и олицетворение Венеры, он "сталкивает" солнце за океан, вызывая закат, а потом охраняет всю ночь путешествие солнца по подземному миру. Шолотля изображают либо в виде скелета, либо человеком с собачьей головой.
  
   Шочикецаль (Xochiquetzal) - "Цветочное перо", Се атль - "Один вода", Масатеотль - "Оленья богиня". В мифологии ацтеков - богиня любви, цветов, плодородия.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
   13
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Ильясов "Знамение. Час Икс"(Постапокалипсис) А.Верт "Пекло 3"(Киберпанк) А.Зимовец "Чернолесье"(ЛитРПГ) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Субботина "Чужая игра для Сиротки"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) Н.Пятая "Безмятежный лотос 3"(Уся (Wuxia)) А.Завадская "Архи-Vr"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"