Зырянов Алексей Викторович : другие произведения.

Литературный Аваддон как ангел премиальной бездны

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензия-фельетон на книгу Марии Галиной "Покрывало для Аваддона".
    Публикации:
    1) Газета "Литературная Россия" номер 8 (от 25 февраля 2011);
    2) Литературный портал "Книгозавр" (29.03.2011).

Покрывало для Аваддона [Мария Галина]

   "Литературный Аваддон как ангел премиальной бездны"
  
   Мария Галина. "Покрывало для Аваддона" (повести и рассказы); Москва, изд-во "Текст", 2002 г.,160 с.
  

Медными крыльями грозно стуча,

Вышла из дыма с коня саранча.

Львиные зубы, коса как у жён,

Хвост скорпионовым жалом снабжён.

Царь её гордой сияет красой,

То Аваддон, ангел бездны земной.

(Афанасий Фет "Аваддон")

   Несуразные итоги премий, почившие во чреве прений, подтолкнули на раздумья о поиске зачатков тех безумий, что несомненно теплились задолго до скончания "нулевых".
   Мне кажется, я смог узреть рожденье смуты через конкретный образец литературы.
   Я, буду откровенен, издавна пленён эзотерической мистерией. Мне таинства и символы заполонили ум в то время, с коим надвигался новый век. Но здесь, в своей рецензии, литературный мистицизм раскрою всё в том же для себя ключе, как принял его сам совсем недавно.
   Иной виток, иная жизнь в литературе. В России зарождалась смута на экономически благоприятном фоне. В разрозненной писательской общине, где, не признавая факты друг для друга, заводилась саранча - фантастика в литературе.
   Доселе с лёгкостью живя разъединёно, одна собою стала подменять классический мотив для прозы.
   И вот уж третье тысячелетье, в котором обычный "реализм" померкнет на смену мистицизму, в котором варятся Пелевин и Сорокин.
   Один заимствовал из Кастанеды мудрость, чтобы заполнить ею Пустоту словесных выражений, чтоб и герои не болтали глупость, когда их автору взбредёт их мучить в текстах.
   Другой всей мудростью пренебрегал, а тексты наполнял гнуснейшим мусором своих воззрений, коим несть числа читателей он приобрёл в России.
   Так вот, иные времена настали, и вышла на берег крутой с бумажной "Волги" повесть той Марии Галиной, которая статьи критические писала для журналов.
  
   Повесть "Покрывало для Аваддона" в двухтысячном вошла в шорт-лист авангардной премии Аполлона Григорьева. О ней поведаю на тот предмет несоответствия в итогах премий всем нашим чаяньям читательским, которыми живёт и весь наш лит.процесс.
  
   Тайные сообщества, библейские пророчества и каббала с магическими камнями - всё будет здесь в избытке, заранее, читатель, тебя предупрежу.
   Анекдотичны похождения двух неординарных девушек, коими в еврейских кладбищах могилы убираются и тщательно приводятся в тот надлежащий вид, что иностранцам нравится, и, соответственно, которыми за это щедро платится тем героиням-девушкам по пятьдесят "бакинских" долларов на рыло, миль пардон.
   Спасает женский юмор - он самый привлекательный тот элемент в повествовании, что не даёт читателю законнейших сомнений на счёт уплаченных за книгу всех деньжат. Всё произведение на ровном уровне - сплошная беготня и поиски. Мария Галина использует здесь методы Донцовой Дарьи: бессмысленна цепочка ситуаций, которые из памяти порой уходят за очерёдным поворотом по сюжету. Героини прорисованы в диалогах как живые вместе с мальчиком со скрипкой, но, в такой поспешной череде событий, на других героев не хватает слов для описаний, как тут же всё сменяется - уходит фон второстепенных личностей, чтоб сразу же пуститься в марафон по-новому для главных героинь.
   Здесь, в произведении Галиной, мир как будто наш, но всё в нём, всё-таки, там чуточку не так, как всё привычным кажется читателю на самый первый раз. Феерия из мистики и юмора - спасает положение, но всё-таки не верится, что может быть и так, как всё нам здесь представлено по мнению писателя.
   Увидится любому здесь и сплошь да рядом заговор, преступный синдикат, стрельба из автоматов и взрывы наугад. Мария Галина об этом скажет в спешке, и мы всё изобилие не видим в самой точности, совсем не успевая с автором разглядывать присутствие столь "второсортных" личностей, которые на путь встают одесских героинь. Казалось бы, в какой-то мере, страшен мир. Но эту, вот, догадку вам сейчас же опровергнет столь милая компания из двух чудесных дамочек (одесских педагогов) и мальчика со скрипкой. Им всё, как диво дивное любому из читателей, легчайшим обстоятельством покажется история, вот словно бы здесь речь идёт о совсем уж незатейливом походе малых деточек в одной из группок ясельных.
   И веришь до конца: всё будет хорошо у них, и лишь синяк скромнейший на мягком месте одной из героинь напомнит им те незабвенные часы столь необычнейших, забавных происшествий. И в них там, кстати, всё намешано, и я представлю вкратце. Всплывают имена еврейские, затем упоминанье о магических камнях, потом уж и сказания библейские, а следом каббала - всё вперемежку там, ну, в общем - винегрет.
   Но раз за разом весело становится к концу. И стиль художественный мягонький - ведь женскою рукой! Но памятуя о высоких темах в любой литературе, буду откровенен в своих чувствах. А чувства эти выражу вот так: узнал исход истории, закрыл страницу повести, и сразу же забыл, о чём конкретно сказано в прочитанном из книги.
   Кому захочется развлечься так, моя рекомендация: читать, читать, читать. А тем, кому такое "фэнтези" из беготни героев в поисках чего попало всё же - скучный жанр, поведаю одно: достаточно имён в литературе, кто на верхних полках, к которым можно возвращаться вновь и вновь, а писателя Марию Галину оставьте молодёжи. Её критические тексты куда для нас серьёзней, чем суповой набор из мистики, преступности и Библии.
   Любой тут будет удивлён, что уморительная повесть в премиальный список с нефантастическими текстами вошла, откуда "сексуальная контрреволюционерка" Павлова и петербуржец Кононов на пьедестал взошли. Возможно, вследствие того был сделан выбор, что текст с красивейшей аллюзией в занятных выражениях, в котором сам сюжет взрывается в мозгу снопами искр из ловких пертурбаций, как нынче всё же принято у "модненьких" писателей.
   Задумайтесь не в шутку, кто выгоднее в прозе: фантаст иль реалист? Кто с истиной не дружит: пёстрая фантазия иль мрачный реализм?
   Есть у фантастов премии свои, а не фантасты сами по себе. Давайте все так жить, а не навязывать стороннее. А то, глядишь, нагрянет к нам всамделишный ужасный Аваддон.

4-5 февраля 2011

Алексей Зырянов, Тюмень


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"