2000-летию со дня Рождения
Иисуса Христа посвящается...
Музыкальная притча в двух действиях.
(Сцены, что могли происходить
МАРИЯ Магдалина.
АВИТАЛА,
ИОАННА,
РАХИЛЬ, женщины Магдалы.
МАТФЕЙ,
ФОМА, ученики Иисуса.
СУСАННА,
ИУДИФЬ, галилеянки.
ТУЛЛИЙ, римский центурион.
Прочие девушки, уроженки Магдалы.
Действие происходит у колодца на окраине селения Магдала, в Иссахаровых пределах Галилеи, в тридцать третьем году от Рождества Христова.
Девушки поют песню
"Магдала".
Земля у нас - как горе неизбывное
и как предание библейское.
Она убогая и заунывная,
как будто песня иудейская.
Она кремниста и гола, -
пустыня первозданная,..
но всё же наша Магдала -
Земля Обетованная!
Она живёт легендами счастливыми,
как жили здесь сыны Адамовы,
и как селилось мирно под оливами
благое племя Авраамво.
Когда-то сказочно цвела,
как рай, благоуханная...
Но и поныне Магдала -
Земля Обетованная.
Не позабыло всё, что было ранее,
местечко, Богом позабытое,
и затаилось, словно в ожидании -
когда настанет время сытое.
Сидит у Божьего стола
и ждёт небесной манною
хорошей доли Магдала,
Земля Обетованная!
Спев песню, девушки уходят. У колодца остаются МАРИЯ, ИОАННА, АВИТАЛА и РАХИЛЬ. Они наливают воду в кувшины.
АВИТАЛА. Мария, давай, я тебе помогу.
МАРИЯ. Не надо, я сама.
АВИТАЛА. Я просто боюсь, что ты одна не сможешь донести.
МАРИЯ. Мне не тяжело...
ИОАННА. Что ж, иди, Мария,.. Только гляди, не пролей воду по дороге...
МАРИЯ. Отчего я должна пролить воду? Вы думаете, что я такая неловкая?
ИОАННА. Что ты, Мария? Вовсе нет. Просто, будь внимательна...
МАРИЯ. Я всегда внимательна... Это вы невнимательны. Вы не замечаете даже цветы, что распускаются по дороге к колодцу...
РАХИЛЬ. Хорошо, хорошо, Мария. Иди...
Взяв кувшин, Мария уходит.
РАХИЛЬ. Всё равно она скоро вернётся... Как увидит какой-нибудь цветок - и ну его поливать. Не успокоится, пока всю воду по дороге не выльет.
АВИТАЛА. Бедняжка!..
Появляются Левий МАТФЕЙ и ФОМА.
МАТФЕЙ. Мир вам!..
ФОМА. Мир вам, добрые девы и женщины Магдалы!
МАТФЕЙ. Красавицы! Не дадите ли и нам испить воды из вашего колодца?
ИОАННА. А вы кто такие будете, пришельцы?
МАТФЕЙ. Нехорошо отвечать вопросом на смиренную просьбу.
ИОАННА. Времена сейчас недобрые. Трудно понять, что на уме у первого встречного.
АВИТАЛА. А вдруг вы испортите нашу воду?
МАТФЕЙ. Чем же мы можем испортить вашу воду?
РАХИЛЬ. Вы правоверные иудеи?
ФОМА. А почему вам так важно это узнать?
ИОАННА. Что ж, судя и по вашей манере отвечать вопросом на вопрос, вижу, что вы - истинные сыны Израилевы.
ФОМА. Да. Мы - мужи Галилейские. Идём сейчас из Капернаума на празднества в Иерусалим. Меня зовут Фома. А это Левий, прозванный Матфеем. Вам легче стало, любопытные? А теперь дайте напиться.
МАТФЕЙ. Но это будет не вся правда, Фома! Мы не ответили по сути их вопроса. (Девушкам.) Да, я иудей, галилеянин из Капернаума, но в последнее время правоверным в вашем понимании я себя не назвал бы.
РАХИЛЬ. Так вы не нашей веры?
АВИТАЛА. Вы что - язычники?
ИОАННА. Ступайте-ка отсюда подобру-поздорову!
МАТФЕЙ. Эх, женщины!.. Если б вы знали дар Божий, то прежде чем нам просить у вас напиться, вы сами просили бы нас дать вам воду живую!
РАХИЛЬ. Какую ещё "воду живую"?
АВИТАЛА. Вы что, с собой принесли?
ИОАННА. Вам даже почерпнуть нечем. И с какой стати мы будем просить у вас воды из нашего колодца?
МАТФЕЙ. Всякий пьющий эту воду захочет пить снова, а кто будет пить воду, которую мы могли бы дать, не будет жаждать вовек, и эта вода сделается в нём источником воды, текущей в жизнь вечную!
ИОАННА. Что он такое говорит?
АВИТАЛА. Он заговаривается не хуже нашей Марии!
ФОМА. В самом деле, Матфей, что это вдруг на тебя нашло?
МАТФЕЙ. Я только сказал то, что говорил Учитель.
ФОМА. Когда он такое говорил?
МАТФЕЙ. А помнишь, как шли мы через Самарию? Сихарь помнишь?
ФОМА. Сихарь помню.
МАТФЕЙ. Мы тогда зашли в город купить еды, а Учитель остался у колодца на окраине.
ФОМА. И это помню.
МАТФЕЙ. Так вот. Я вернулся в числе первых и, придя к колодцу, услышал эти слова Учителя. Он говорил это какой-то самарянке.
АВИТАЛА. О ком это вы?
ФОМА. Ну, знаешь... Одно дело, когда так говорит Учитель, и совсем другое дело, когда это говоришь ты.
МАТФЕЙ. Не вижу разницы, Фома. Слово Учителя - словом и остаётся.
АВИТАЛА. О ком вы?
ФОМА. Нет, Матфей,.. ты не обижайся, но когда ты это говоришь, мне смешно делается.
МАТФЕЙ. Что тебе смешно?
ФОМА. Как ты там сказал? "Вода сделается в нём..." Я знаю, чем вода сделается в тебе...
МАТФЕЙ. Как ты можешь, Фома?
ФОМА. Что?
МАТФЕЙ. Как ты можешь возводить хулу на слово его?
ФОМА. На его слова я ничего не возводил. Мне наоборот не нравится, когда вы начинаете Его слова коверкать...
АВИТАЛА. Да о ком это они?!
МАТФЕЙ. То есть, как - "коверкать"?
ФОМА. Ну, переиначивать.
МАТФЕЙ. Переиначивать?
ИОАННА. Вам поговорить хочется? Ступайте своей дорогой и говорите себе,.. по дороге... Благо, она у вас длинная...
МАТФЕЙ. Помолчи, женщина! Фома, что значит - "переиначивать"?
ФОМА. Я не хочу об этом говорить. Тем более, при этих добрых женщинах, которые вряд ли нас поймут.
МАТФЕЙ. Нет, Фома! Скажи мне сейчас, иначе я крепко обижусь на тебя. А я не хочу таить обиду в сердце своём!
ФОМА. Что тебе сказать?
МАТФЕЙ. Ответь мне - когда я переиначивал слово Учителя?
ФОМА. Да постоянно!..
МАТФЕЙ (опешив). То есть, как?..
ФОМА (примирительно). Ну, хорошо, не переиначивал, а пересказывал по-своему. Ты и записи делаешь, я видел.
МАТФЕЙ. Это чтобы лучше запомнить Его слова.
ФОМА. Вот-вот! А потом начинаешь нам пересказывать... Послушаю - ну всё не так... Ну, хорошо, точнее - не всё так...
МАТФЕЙ. Разумеется, не всё так. Иисус говорит иносказаниями. И каждый толкует их в меру своего понимания. А кому-то их понять просто не дано. Не обижайся, Фома...
ФОМА. А ты, значит, понимаешь?
МАТФЕЙ. А я понимаю... В меру своего разумения, конечно..
ИОАННА. Не о том ли вы Иисусе, что проповедует в Капернауме какую-то новую веру?
АВИТАЛА. Я слышала, он великий лекарь. Одним наложением рук его слепые прозревают, хромые ходят, и даже, страшно сказать - мёртвые встают...
МАТФЕЙ. Сказано: слухом полнится Земля Ханаанская...
РАХИЛЬ. А я слыхала, одни почитают его за великого пророка, а другие - за вероотступника.
МАТФЕЙ. На это Он говорил так: "Имеющий глаза - да увидит, имеющий уши - да услышит!.."
ФОМА. А ещё Он говорил: "Не надо метать бисер",.. ну и прочее... Пошли отсюда, Матфей.
ИОАННА. Подождите!
АВИТАЛА. Какой ещё бисер?..
ИОАННА. Мы дадим вам воды. Присядьте, отдохните с дороги, путники, и поведайте нам о нём!
МАТФЕЙ. От воды не откажусь, ибо с полудня алчу... (Пьёт.) Примите от сердца благодарность мою!..
ФОМА (пьёт). Хвала вам, жёны колена Иссахарова!..
МАТФЕЙ. Вот видишь, Фома! Вот видите, женщины! Стоило упомянуть одно только имя его, - и вы тут же сами предложили нам воду, и сами попросили у нас живой воды, сиречь Божественного Слова Его!
ФОМА. Матфей, выражайся проще. Не тебе говорить притчами.
МАТФЕЙ. А знаешь ли, отчего Учитель говорит с нами иносказательно?
ФОМА. Отчего?
МАТФЕЙ. Да оттого, что чистые Слова Божьи, отражающие чистые и высокие Помыслы Его, недоступны человеческому пониманию. Мы люди простые и грешные по сути своей, мы и слов-то этих не знаем - о чём с нами говорить?
ФОМА. Ты же только что сказал, что Его понимаешь.
МАТФЕЙ. Я говорил, что понимаю только в своей мере. Я немного знаю грамоту и счёт, ибо был мытарем, а прочие из нас - рыбаки и скотоводы. Из нас даже ни одного книжника нет. Вот Учитель и говорит с нами словами, которые нам понятны.
РАХИЛЬ. О чём же он говорит?
МАТФЕЙ. О виноградаре, о лозе, о закваске, о рыбной ловле...
ИОАННА. И как же это звучит?
И Матфей поёт песню
"Притча о севе".
Посеяли, и при дороге
иное упало зерно...
Но птицы его поклевали -
совсем не всходило оно.
Другое упало при камне,
где не было много земли.
Но солнце ростки иссушило,
и всходы завяли в пыли.
А третье упало в терновник,
но вот поднялись сорняки,
и в терниях семя пропало,
без солнца завяли ростки.
Упавшее в добрую землю
сторицею дружно взойдёт...
Имеющий уши - услышит,
имеющий разум - поймёт.
АВИТАЛА. И что же в этих словах божественного?
ФОМА. Да. Мне интересно, как ты им ответишь, Матфей...
МАТФЕЙ. Божественного в сих словах, может быть, и не было бы ничего, если бы не произносил их Сын Божий!
АВИТАЛА. Кто?
ИОАННА. Кто Сын Божий?
МАТФЕЙ. Иисус, прозванный Назореем, истинный Мессия, Помазанник Божий!
АВИТАЛА. Они богохульствуют!
РАХИЛЬ. Вы сказали - Мессия? Кто Мессия?
МАТФЕЙ. Иисус из Назарета, наш Раввуни, Учитель наш. Именно о нём возвещали Пророки, хвала Ему!
РАХИЛЬ. Но кто же назвал его Мессией?
АВИТАЛА. Богохульники!
РАХИЛЬ. Нет, не так мы узнаем о приходе Мессии. С его пришествием ударит гром, разверзнется земля, и все честные иудеи падут ниц перед лицом его. О нём протрубят Ангелы в небесах, а не скажут два путника в пыльной обуви и поношенных одеяниях.
ИОАННА. Вы сказали, он родом из Назарета? Была я в том Назарете, ничего особенного, город как город, немногим больше нашей Магдалы. Нет, не из Назарета придёт Мессия.
ФОМА. Ты слышал, Матфей? Она сказала то же, что говорил Филиппу его родственник Нафанаил. "Разве что-то доброе может прийти из Назарета?" Что ни говори, а люди рассуждают здраво.
МАТФЕЙ. И ты туда же, Фома! Как ты можешь? Я не понимаю, зачем же ты ходишь с нами, если не веришь, что Иисус - Сын Божий?
ФОМА. Ну, почему это я не верю? Я верю. Точнее, я очень хочу в это верить, для того и иду за ним. И буду идти, пока не увижу Славу Божью на челе Его. Я должен удостовериться. Просто, я из тех людей, которые верят только глазам и ушам своим. Я из тех людей, которых нужно убедить.
И здесь Фома поёт свою песню
Не зачислишь меня в простаки и невежды.
У меня всё проходит проверочку строгую.
Перед тем, как купить полотно для одежды,
обязательно ткань я руками потрогаю.
Самому надоело весьма,
но зато уж меня не обманут.
И слова "Маловерный Фома",
я боюсь, поговоркою станут.
Не могу я так верить, чтоб раз! - и готово!
Потрясает меня Иисуса Учение,
но настолько оно необычно и ново,
что невольно в душе возникает сомнение.
Изветшают дворцы и дома,
жизни многих в безвестии канут,..
но слова "Маловерный Фома",
я боюсь, поговоркою станут.
Я бы так вам сказал: понимаете, братцы,
слово - самая тонкая в мире материя;
а стремленье потрогать, во всём разобраться,
принимаете вы за моё недоверие.
И одно меня сводит с ума:
что лишь этим я буду помянут...
И слова "Маловерный Фома",
я боюсь, поговоркою станут.
МАТФЕЙ. Никогда не слышал от тебя слов пророческих. Кажется, впервые ты угадал каким-то озарением сердца своего. Но хвалиться здесь нечем. Это дурная слава, Фома.
ФОМА. А я не о славе думаю. Я правду узнать хочу.
АВИТАЛА. Какую правду? О чём?
ФОМА. Я хочу узнать - истинно ли учение Его.
РАХИЛЬ. И мы хотим это узнать.
МАТФЕЙ. А я не хочу. Я это и так знаю. И думать нужно прежде всего о спасении души своей. Никто не спасёт свою бессмертную душу и не увидит Царства Божия, если не верит в него. Потому что Он, Иисус, Сын Божий - истинный и единственный путь к Отцу своему Небесному! Горе вам, маловерные! Не познать вам Славы Его и не увидеть жизнь вечную!
ФОМА. Хорошо ты нами распорядился, Матфей. Только не тебе придётся это решать. А о себе ты как измышляешь? Уж ты-то, конечно, спасёшься?
МАТФЕЙ. Я очень надеюсь, что душа моя обретёт спасение и успокоение в Царствии небесном, ибо всем сердцем верую в Иисуса, верю каждому слову Его!
ФОМА. Что я слышу? Кто это говорит? Уж не бывший ли мытарь это говорит?
МАТФЕЙ. Да я был мытарем. Но при чём здесь это, Фома?
РАХИЛЬ. Мытарь? Так нам о новой вере проповедует мытарь?
ФОМА. Мытарь, который трясся над каждым динарием, теперь делает вид, что он святее самого первосвященника!..
МАТФЕЙ. Да, я был мытарем. Но всё это в прошлом, Фома. Как только я увидел глаза Учителя, как только услышал Его голос, такой кроткий и одновременно такой властный,.. голос, которому немедленно хочется подчиниться, - в одно мгновенье мир для меня словно перевернулся. Точнее, он был перевёрнут в моих глазах, а сейчас он встал, как нужно. Иисус сказал: "Следуй за мной". И я оставил всё, всю пошлину, что с таким трудом собирал целый месяц, я встал и пошёл за ним.
ИОАННА. Мытарь бросил деньги? Это немыслимо.
МАТФЕЙ. Всё это в прошлом. Но хочу вступиться и за своё прошлое. Я, как и ты, Фома, боюсь, что мытарство тоже войдёт в поговорку, станет обозначением маеты и самого неблагодарного труда. Но чем же он плох, чем же он вам так не угодил, этот труд? Учитель говорил нам, что ему больше по душе грешный мытарь, чем самодовольный, возвышающий сам себя фарисей.
(В это время за водой начинают приходить девушки. Наполнив кувшины, они не уходят, прислушиваются к разговору.)
А Матфей поёт песню
"Мытарь".
Мытарство - это символ доли несчастливой.