Лавкрафт Говард Филлипс : другие произведения.

Революционная мифология

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод эссе "Revolutionary Mythology" из сборника "Collected Essays. Vol. V"


Говард Филлипс Лавкрафт

РЕВОЛЮЦИОННАЯ МИФОЛОГИЯ

   События в нашей маленькой сфере любительской журналистики иногда удивительным образом совпадают с событиями внешнего мира. Объявление в кругах Объединённой Ассоциации о том, что предстоящее эссе мистера Генри Клэпхема Макгэвака "Предпосылки Американской революции" [1], в котором будут разобраны некоторые мифы янки, выходит почти одновременно с бурей негодования, пробуждённой среди профессиональных американских патриотов прискорбным промахом пацифистского военного секретаря при профессоре Вильсоне; который в предвыборной речи 16 октября утверждал, что современные мексиканские бандиты сравнимы с американскими революционерами времён армии генерала Вашингтона [2].
   Секретарь Бейкер, несомненно, совершил ещё одну типично вильсоновскую ошибку, проведя параллель между чистокровными англосаксонскими повстанцами 1775 года и стадом полукровок, нацеленных только на грабёж, которые хрюкают, стреляют, резвятся и вообще плохо себя ведут возле нашей южной границы; но громкое осуждение исходит скорее от истины, которую он упустил, чем от ошибочных выводов, что он сделал.
   Американская Революция создала более чудесный фонд подлинных легендарных преданий, чем любое другое событие в современной истории. Не только для пролетариата, но и для большинства наших интеллигентных соотечественников колонисты, ставшие причиной выхода Америки из состава Британской Империи, предстают как незапятнанные герои; как настоящие Галахады, Баярды и Сиднеи [3]. Взрослые люди трезво полагают, что защитники Георга III были сонмом земных серафимов, подобных которым не знали ни до, ни после. Достаточно охотно мы соглашаемся с наличием слабости у обеих противоборствующих сторон во время внутренних конфликтов, через которые прошла наша раса. Размышляя о гражданских войнах, кульминацией которых стала узурпация Кромвеля, мы все, с одной стороны, признаём, что король Карл Первый был слаб, что его обещания не были нерушимыми, а многие из его сторонников являлись расточительными и распутными людьми; а с другой стороны мы признаём, что мятежники были поспешны, жестоки, грубы, лицемерны и вдохновлялись многими абсурдно ложными идеями. Ни Чарльз, ни Кромвель не являются для потомков своих последователей сверхъестественным существом "sans peur et sans reproche" [4]. Но при упоминании о Континентальной армии 1775-1783 годов средний американец делает неосознанный акцент на молитве и проклинает любого возможного хулителя с истинным пылом фанатика. То, что в отряде американских колонистов, вышедших из-под власти Великобритании в 1775 году, было, по крайней мере, несколько человеческих существ, хорошо доказано внимательными студентами. То, что эти существа в полной мере обладали тем, что мы называем "человеческой природой", также известно. Это заставляет "Консерватора" слегка улыбнуться легендам о революционных богах и героях, которые рассказываются у каждого костра янки и передаются устно и письменно каждому последующему поколению.
   Американская Революция возникла в результате фатального непонимания между англичанами на родине и англичанами на этом континенте. Ни одна из сторон не может претендовать на исключительную санкцию Небес, ни одна из сторон не должна быть очернена позором. Саксы сражались с саксами, как всегда сражаются мужчины с мужчинами. История каждой армии так же чиста или так же загрязнена, как и история любой другой группы сражающихся человеческих существ, которые ведут борьбу в лучших традициях цивилизованной войны. То, что определённое количество грабежей, поджогов и других нарушений существовало с обеих сторон, не вызывает удивления или возмущения у студента или историка, поскольку эти вещи неотделимы от вооружённого конфликта любого рода, хотя военная подготовка может изменить их. Даже святые крестоносцы древности относились к сарацинам менее по-христиански, чем нам хотелось бы представить.
   Если пришло время, когда революционная мифология может быть отправлена в почётное изгнание вместе с аналогичными преданиями младенческого Рима; если люди наконец-то могут открыто говорить правду об этих храбрых британцах и колонистах вчерашнего дня, можно надеяться, что справедливость восторжествует над самым злонамеренным классом во всей Америке - лоялистами, или "Тори". В 1775 году эта страна была законной частью британских владений, под истинной властью короля и его парламента. Мятежное решение большинства народа, конечно, не может служить основанием для жалоб на тех американцев, которые считали, что они должны отдать долг существующему правительству, и которые с доблестью и отличием защищали правление своего суверена. Часто утверждается, что под действиями "Тори" скрывается эгоистический интерес, и в некоторых случаях это действительно так; но только самое грубое невежество или самые злобные предрассудки могут таким образом опорочить множество патриотичных американских роялистов, которые добровольно страдали и умирали на службе третьего Георга.
  
   ПРИМЕЧАНИЕ РЕДАКТОРА
   Первая публикация: "The Conservative" 2, No. 3 (октябрь, 1916): [9-10]. Часть колонки "В Кабинете Редактора". Попытка снять слои "подлинных легендарных преданий", которыми обросла Американская Революция, в частности убеждение, что герои Революции были безупречными святыми, а Американские Тори (те, кто остался верен королю Георгу III) - презренными.
  
   Примечания
   1. Такого эссе не обнаружено. В своих колонках "Департамент Публичной Критики" ГФЛ положительно отзывается о нескольких других эссе Макгэвака об английской и американской политике, и истории, и два из них он опубликовал в своём "Консерваторе": "Американский пролетариат против Англии" (это эссе заняло весь июльский номер 1916 года) и "Генезис революционной войны" (июль, 1917; см. стр. 27).
   2. Речь произнёс Ньютон Дил Бейкер (1871-1937), военный секретарь при президенте Вильсоне (1916-21).
   3. ГФЛ ссылается на сэра Галахада (легендарная личность из предания о Короле Артуре); Пьер Террайль, сеньор де Баярд (1473?-1524), французский солдат, известный как Шевалье Баярд и прославившийся своими героическими подвигами на войне; и сэр Филип Сидни (1554-1586), английский придворный и писатель.
   4. "Без страха и упрёка" - эта фраза особенно часто используется в отношении Шевалье Баярда.
  
  
   Источник текста:
   H.P. Lovecraft
   Collected Essays. Volume 5: Philosophy; Autobiography and Miscellany
   Edited by S.T. Joshi
   Hippocampus Press, 2006
  
  

Перевод: Алексей Черепанов

29.05.2021

На поддержку автора и на корм для Грибков с Юггота

Яндекс-кошелёк (Ю Money): 41001206384366

PayPal: isha_bhikshu@yahoo.com

Карта Киви-Банка (до 03/22): 4693 9575 5739 6657

  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"