Чернин Михаил Матвеевич : другие произведения.

Евгения Чернина Неделя первая 21.12.1961

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я решил опубликовать найденные относительно недавно первые тетради жены, названные ею так и написанные перед и после своего дня рождения, когда мы оба не знали, что ожидает нас. И хотя эти тетради носят личный характер, в них отчасти отражено то время.

   Евгения Чернина
  
  Неделя первая
  
  21.12.1961
  
  Предисловие.
  Я решил опубликовать найденные относительно недавно первые тетради жены, названные ею так и написанные перед и после своего дня рождения, когда мы оба не знали, что ожидает нас. И хотя эти тетради носят личный характер, в них отчасти отражено то время. Другие ее дневниковые записи не сохранились, скорее всего, она уничтожила их раньше, до нашей женитьбы.
  Для справки: Рая - девушка, с которой я встречался раньше, она и привела меня в ЛИТО (Литературное объединение при библиотеке Маяковского). Антонина - соседка семьи Жени с телефоном, их комнаты были отделены тонкой перегородкой - так, что все слышно. Антонина разрешала пользоваться ее телефоном (дверь своей комнаты не закрывала и разрешала Жене пользоваться ею, когда уходила).
  
  После долгого перерыва снова дневник. На сей раз без длительного вступительного слова; я не нарушаю свои традиции - не пишу в пустоту.
  Этот тебе мои откровения. Здорово, что они тебе нужны. Постараюсь не надоедать.
  Итак, что было позавчера?
  Мы сидели в доме культуры Кирова и говорили глупости. Не знаю как Мишка, но я ужасно лениво, от нечего делать, отругивалась. Снова обсуждался наболевший вопрос: "Что такое любовь?" Вопрос рассматривался во времени ( прошедшее, настоящее и будущее). Внезапно лениво родилась мысль: а не поставить ли точку на настоящем?
  Пока, до этого дня, было все-таки хорошо. Но когда люди встречаются ежедневно, то им становится мало смотреть на снег и на листья, и даже культурные развлечения не трогают. А дальше? Ну что будет дальше? Сумеем ли мы сохранить то хорошее, что черпаем друг у друга?
  Я пришла домой злая, на всех накричала и легла спать. Утром отправилась на работу. Пришла раньше всех и стала изобретать стих, задуманный накануне вечером. Потом было 15 минут девятого, мне страшно захотелось позвонить Райке. Позвонила. Ответил коммутатор.
  -Дайте город.
  Длинный гудок. Набираю номер.
  -Раю можно к телефону?
  -Что вы, еще никого нет. Все приходят к девяти.
  Вот черт! Звонит начальница. Надо кого-то послать в "Лакокраспокрытие" за аннотациями."Пошлите Женю." Женю?!- Нашли время! Зло ворча, запихиваюсь в пальто. А на улице холодно. Или нет, не очень. выхожу. Твердо решаю зайти на обратном пути к Райке. (Зачем?!) Я у нее давно не была в рабочее время. Еду. Час туда. Час обратно. Холодно. Тоскливо. Разные идеи идут в голову: А не взять ли билеты в кино? А не собрать ли людей в день рождения? А не поехать ли с Мишкой в Репино на воскресенье? А не поехать ли...? А не поехать...? А не...
  Поехать! Решено! Все! К Райке идти не хочется.
  Иду в столовую. Страшно весело. Настроение - на все сто! Снова иду к телефону:
  -Город дайте?
  Занят.
  -Город.
  Занят.
  -Город.
  Длинный гудок. Набираю номер.
  -Раю можно?
  -Можно. Рая!
  -Да.
  -Рая, это Женя. Ты не пойдешь сегодня на Фонтанку, на конференцию?
  -А кто там, я не читала.
  -Приходи ко мне, прочтем и поедем.
  -Нет, не хочется.
  -Ну, как хочешь. Да, я тебя очень прошу, передай Чернину, чтобы позвонил в 15 минут пятого мне домой.
  - Чернину? Ладно, передам.
  День тянется медленно. В три тридцать ухожу. Но что это7 Оказывается, комсомольское собрание. Собрание? Ну, нет. Мне сегодня не до собрания. Иду домой. 4 часа. 4.10. 4.15.4.20.
  Снова звоню Райке.
  -Ты передала Мишке?
  -Нет.
  -Ой, а я ушла с собрания.
  -Сейчас позвоню.
  Через 10 минут звоню снова. Райка говорит, что Мишка позвонит позже. обещаю приехать к ней в десятом часу. Иду есть. Загородила стулом Олька проход к окну.
  -Скажи заветное слово.
  Олька думает. Потом хитро улыбается:
  -Телефон звонит.
  Кидаюсь в комнату Антонины.
  Мы договорились встретиться в 9.30 у Райки. Сейчас мне надо ехать в библиотеку, а Мишке идти в больницу к папе.
  Библиотека. Народ старый, вернее пожилой. Между читальным залом и методическим кабинетом топчется группа людей. Это писатели -Сергуненков, Горышин, Инфантьев. Долго не начинали- может, кто-нибудь придет. Наконец, начали.
  Когда я говорю о том, что мне душно в четырех стенах, все принимают это как пышную фразу. Когда я говорю о том, что мне хочется в Братск, все смеются и обвиняют меня в глупом романтизме.
  "Там воры", - говорит мама, - воры и бандиты, и они тебя - еврейку да еще с твоим характером моментально убьют."
  "Убирайся, - кричит папа, - убирайся и чтоб ноги твоей здесь не было!"- и запирает дверь, чтоб я вдруг не ушла.
  А вот здесь, в библиотеке, передо мной выступают живые люди, побывавшие там - на Алтае, в Братске, в Монголии. Сергуненков - "советский ковбой". Им было тогда столько же лет, сколько мне сейчас, даже меньше. И вот - они стоят на сцене, живые, культурные, умные, хорошо одетые - совсем не дикие, и не воры, и не бандиты. Они пишут свои книги не "из пальца", и я им завидую, очень-очень завидую.
  "Они же мужчины",- говорит мама.
  Так было всю жизнь. Когда я хотела дружить "до гроба", мне отвечали:"Ты девочка. Девочки дружат до первого парня". Когда я хотела носить шапку-ушанку и уходить на ночь в походы, мне говорили: "Ну что ты, ты же девушка."И даже если когда хотелось сказать что-нибудь крепкое, то эта проклятая женственность вставала на пути.
  Я - девушка. И поэтому не могу сказать, что я люблю, что я хочу целоваться, что я именно сейчас, а не потом хочу то, что, может быть, не должна хотеть.
  К чему это, зачем? К чему идиотские условности? Нет. Я хочу и буду, всегда буду делать только то, что мне хочется и что я, а не мой прапрадедушка считает необходимым. Я никого и ничего не боюсь, кроме... кроме одиночества. Я не могу одна. Я теряюсь тогда в этом огромном мире. где ходят влюбленные и живут молодые, где пьют и пишут, где танцуют и смотрят на звезды, где делают хорошие вещи и совсем- совсем плохие.
  Ушла из библиотеки в девять. Как здорово, что надо торопиться! Бегу к "Октябрю". Сажусь на 45 автобус. Еле-еле вскарабкалась на сидение. Рядом парни. Говорят о литературе. Какие- то ужасно здоровые люди. И острят, и смеются, и вообще имеют человеческий вид. Стало даже обидно...
  Поднимаюсь по лестнице..
  Еще уходя из дома, я подумала, что надо сегодня что-то сделать. Ведь если повторится обычный вечер, если он будет совсем как тот, когда мы с Мишкой выдавали себя за супругов перед Райкиным гостем, то у меня отпадет всякая охота проводить время втроем, и мы с Черниным ступим еще на одну ступеньку лестницы, ведущей к разрыву. Я решила, что должно быть весело. Взяла с собой карты, из библиотеки принесла хорошую статью. И все-таки мне было почему-то стыдно и неприятно идти к Райке. Я уже давно не чувствовала себя смущенной до такой степени. Я не знаю почему. Ужасно обрадовалась, когда увидела около Рйкиной двери кроме Мишки его двоюродного брата. Это сразу избавляло от излишне интимных разговоров. И, действительно, вечер прошел хорошо. А когда мы ехали обратно, я нарочно провела Мишку мимо своей двери к трамвайной остановке. Так, пожалуй, лучше.
  Интересно, когда пишешь и потом читаешь, даже собственные поступки представляются совершенно в ином свете. со стороны увидела себя идиоткой. А как другие? Смешно даже.
  Сегодня день прошел быстро. Страшно надоело писать отчеты. Главное, что есть содержание, но никто не может оформить, никакая моя литературная обработка их не устраивает. Несколько человек бьются целыми днями над построением фраз.
  Дочитала "Ценой пепла" Гинзбурга. Мне кажется, что читать такие вещи просто необходимо. Какими мелкими и ничтожными представляются рядом с этим величайшим подвигом наши повседневные заботы. Все принимается иначе, острее, жизнеобильнее.
  Встретилась с Мишкой у ателье (была первая примерка его костюма), потом поехали на концерт. Было очень здорово. Я уже давно не получала от музыки такого бешеного наслаждения.
  Снова проводила Мишку на трамвай - теперь это войдет в традицию?!
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"