Фукс Юрий Петрович : другие произведения.

Лишних знаний не бывает!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Юрий Фукс
  
  Lib.ru
  
  
   Лишних знаний не бывает!
  
   Рассказ
  
  
   "Хороший человек изобрёл автомобиль!" - подумала бабушка Маша, энергично взбалтывая в миске
   жидкое тесто ложкой. - "Сосед и Костика заодно со своим сыном привезёт пораньше из школы,
  и самим сегодня ехать за внуком не надо!".
  
   Глянула в окошко, а там - они, легки на помине!
   Поторопилась приоткрыть входную дверь квартиры, а потом вернулась к тесту
  и ещё быстрее стала его в взбалтывать большой ложкой.
  
   Через несколько минут хлопнула входная дверь, грохнул об пол тяжёлый рюкзак
   второклассника и в кухню влетел оголодавший "покоритель наук" Костик.
  Ещё в прихожей услышал он частый стук ложки по стенкам миски, и спросил "сходу":
  - Баб, а что это будет?
  - Блинчики к чаю. Хочешь - со сметаной, а хочешь - с мёдом!
  - С мёдом, с мёдом! - обрадывался сластёна Костик. - Дай,
   баушка, хоть на один зубок попробовать!
  - Не готовы ещё, милый! К чаю - будут!
  - Где дедушка? Почему меня не встречает? - удивился Костик.
  - За свежим хлебом пошёл. Вот-вот вернётся! А что в школе у тебя нового сегодня было? -
  постаралась поменять тему бабушка. - Вымой руки мылом и приходи, расскажешь.
  Тут и блинчик первый подоспеет! Он - твой!
  
   Повторять не пришлось: вмиг внучек бросился руки мыть - и не то сделаешь
  ради любимых бабушкиных блинчиков!
  
   Вот и дедушка Серёжа подоспел со свежим хлебом! Не прошло и пяти минут,
   как все трое собрались в кухне. Как только Костик управился с горячим блинчиком,
   бабушка снова спросила внука про школьные дела.
  - Дай ещё блинчик! - попросил Костик у бабушки.
  - Только к чаю! - твёрдо заявила бабушка. - Что нового было в школе?
  - Мы сегодня учились вместе со старшими!
  - Как это? - изумился дедушка. - Быть такого не может!
  - Может, может! У нас в классе вода была на полу. Какие-то трубы порвались.
  Нас послали на верхний этаж. Где выпускники учатся. В кабинет биологии.
  - Там что - столы, как в классе? - спросила бабушка.
  - Да. Девчонки первые открыли дверь - и каааааак завизжат! Сказали, что без учительницы
   в кабинет не зайдут!
  - Чего вдруг? Там же листики-цветочки, ну, может, ещё зайцы-кролики в живом уголке
   травку жуют... - удивился дедушка.
  - Нет! Там скелет человека стоит: большой, страшный!
  - Ну, а мальчики? Тоже войти боялись? - спросил дедушка.
  - Мы же не трУсы! Вошли и расселись подальше от учителя.
  - Ну а ты - к скелету подходил? - допытывался дедушка.
  - Даже пальчиком рёбра трогал! А Сашка руку хотел скелету пожать!
  - Ух ты! - восхитилась бабушка. - И ни капли страха не было?
  - Не-а! Сашке Серову сестра рассказывала, что скелет в кабинете -
  из пластмассы сделанный. А Сашка - мне, как другу, сказал это по секрету.
  - И вы оба - были героями дня? - догадался дедушка.
  - Да! А потом пришла учительница и всё нам испортила...
  - Что вы на переменах делали? - спросила бабушка.
  - В коридоре бегали! Дежурных учителей там не было.
  - Старшеклассники вас не обижали? - забеспокоилась бабушка.
  - Не-а! Они с нами не бегали. Стояли у окошек и разговаривали.
  - Про что? - заинтересовался дедушка.
  - Не знаю! Когда пробегал мимо, несколько раз незнакомые слова слышал.
  Сложные и непонятные. Из чего они складываются - я знаю, а все вместе - не понял..
  - Не понял??? - изумился дедушка. - А из каких частей они состоят?
  - "Конь" и "курс", а второе слово - "имущество". Перед ним две или три буквы стоят.
   Какие - я забыл...
  - "Конь... курс... имущество"... - задумчиво повторил вслух дедушка.
  
   Бабушка первой на слух уловила в них общий смысл. Спросила Костика:
  - Может, это "конкурс" и "преимущество"?
  - Точно! - обрадовался внучек.- Вспомнил! : "Конкурсное преимущество"!
  - А, так там нет коня! Есть "кон" без мягкого знака в конце! Выходит,
  "Конкурсное преимущество" их волновало! - заключил дедушка.
  - Что это такое? - спросил Костик.
  - Конкурс - это соревнование в учёбе, в науке. Проводится, чтобы найти самых лучших
   в каком-то деле. Например, в физике, математике, или в другой умственной области -
  пояснил дедушка. - То же самое - при поступлении в университет или на работу.
  - Не только в умственной области! - вмешалась бабушка. - И в искусстве тоже!
  Например, конкурс скрипачей, певцов, пианистов, артистов балета.
  - В беге и прыжках тоже ? - спросил Костик.
  - Нет, там - соревнования, первенства по видам спорта - ответил дедушка.
  
   Тут бабушка потребовала прекратить разговоры и поскорее есть борщ, пока он не остыл.
   И дедушка, и внук молча заработали ложками: они знали, что в таких случаях
  лучше ей не перечить!
  
   А когда суповые тарелки опустели и бабушка стала раскладывать по большим тарелкам жареную картошку с котлетами, Костик вспомнил, что не всё спросил:
  - Есть ещё одно непонятное слово...
  - Всё - после обеда! Зря что ли я у плиты парилась - ешьте горячее! У меня ещё других дел полно! - рассердилась бабушка.
  
   Дедушка, глядя на внука, насупил брови и приложил палец к губам: "Ни слова!".
   Все быстро заработали вилками - было вкусно, да и хотелось поскорее добраться до блинчиков с мёдом.
  
   Как только был съеден последний блинчик, дедушка (вот молодец - не забыл!)
  спросил Костика:
  - А что-за третье слово? Назови, мы объясним!
  - Сволочь! - выпалил Костик.
  - Т-ты... ты... чего ругаешься?! - возмутилась бабушка, даже заикаться стала! - Прекрати немедленно!
  
   Дедушка поспешил на помощь внуку:
  - Да не ругается он! Костик даже не знает, что это! Потому и спрашивает нас.
  Родителей рядом нет, что ж ему - у прохожих на улице спрашивать?
  - Так объясни! Но чтобы слово это помойное я больше от вас не слышала! - сердито проговорила бабушка.
  - Это, Костик, плохое, ругательное слово. Так обзывают очень плохих, подлых людей, негодяев, способных на любую пакость.
  - Ты понятный ребёнку пример приведи, а то слишком туманно говоришь! - не утерпела бабушка.
  - Тебе нужен пример? - спросил внука дедука.
  - Нужен! - подтвердил Костик.
  - Тогда представь: школа проводит соревнования по бегу на стометровку. Впереди всех
  мчится лучший бегун школы, её чемпион. А за ним бежит, не отставая, новый ученик,
   который неделю назад появился в этой школе.
  
   Чемпион уже мысленно празднует победу и всеобщие восторги вокруг, как вдруг,
   метров за десять до финиша, его начинает обгонять новый ученик
  и вот уже выдвигается вперёд!
  
   Чтобы помешать новенькому прийти первым, чемпион исподтишка толкает его
  и новенький падает перед самым финишем...
  - Чемпион - сволочь!! - разволновался Костик,
  живо представив себя на месте новенького.
  - Правильно! - одобрил дед. - А где ты это слово подцепил?
  - В коридоре! У старшеклассников! Они говорили, что у сволочей -
  конкурсное преимущество, куда бы они не поступали.
   Учись хоть на одни пятёрки, а придёт сволочь сдавать экзамен в универ
  и займёт твоё место... Это кто такой?
  
   Тут бабушкино терпение лопнуло:
  - Прекратите сволочить всех вокруг! Что бы я это слово от вас никогда не слышала!
   А ты, внучек, переоденься и ступай во двор: там друзья твои мячик вынесли,
   поиграй с ними! Я через часок тебя с балкона позову - не теряй время зря!
  
   Повторять не пришлось: Костик кивнул и умчался переодеваться.
  Ещё бы! Футбол - это вам не арифметика!
  
  
   Дедушка с бабушкой помолчали: каждый по-своему переживал за внука.
  
   Вскоре хлопнула дверь квартиры - Костик помчался навстречу любимому занятию!
  
  
  - Что же, Серёжа: теперь Костик так и будет таскать домой мусорные слова? -
  с возмущением спросила бабушка.
  - Да. От мира не спрячешься! Взрослеет мальчик. Ты только не отпугивай Костика:
  пусть лучше у нас спрашивает, чем у друзей. Меньше вреда будет.
  А дома он много чего не слышал...
  - И теперь станет пускать эти слова в ход?
  - Ты, Машенька, зря волнуешься! Наверняка он уже слышал и знает многие слова
  покруче этого, но ведь не пускает их в ход! На атмосферу в нашей семье ориентируется,
   значит, есть у Костика тормоза! А слова родного языка надо знать и понимать,
  чтобы правильно на них реагировать. Помнишь, давным-давно мы в институте учили у Ленина:
   "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя". С этим - не поспоришь!
  - О как! Ленина на подмогу вызвал! - усмехнулась Маша, уже успокоившись,
  загружая обеденную посуду в моечную машину.
  - Дааа... - задумчво произнёс Сергей. - Верно говорят, что
  
   ШКОЛА - ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ,
  
   притом - ВСЯКИХ: и полезных, и вредных.
  
  
   С полезными знаниями можно детям помочь,
  
   а отсечь от них вредные - не в силах ни одна семья!
  
  
  
  17.5.2023
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"