Омежина Ирина : другие произведения.

Заметки о Кантемире

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Этот влиятельный род молдавских властителей появился в России в начале XVIII века, а уже к концу его - фамилия князей Кантемиров исчезла навсегда...

   Содержание:
  1. Кантемиры
  2. "Симфония" Антиоха Кантемира
  3. Читая VI сатиру Кантемира
  4. "О спящей своей полюбовнице" (переложение стихотворения А. Кантемира)
  5. "Песня" (переложение стихотворения А. Кантемира)
  6. "О себе"
  
 []
  
  

Кантемиры

  
  Этот влиятельный род молдавских властителей (*) появился в России в начале XVIII века, а уже к концу его - фамилия князей Кантемиров исчезла навсегда, пресёкшись во втором колене.
  
   Кантемиры служили верой и правдой русскому престолу, начиная с 1711 года, когда молдавский господарь Дмитрий Кантемир присягнул на верность России (впоследствии, ставшей второй родиной, как для него самого, так и для всей его многочисленной семьи).
  
   "Оный господарь человек зело разумный и в советах способный" - отметил в своём походном журнале Пётр Великий.
  
   Царь как в воду глядел.
  
   Из Молдавии "зело разумный" князь вывез не только своё семейство, но и 4000 молдаван обоего пола. Более того, он успел выхлопотать у царя особые привилегии, в частности, право суда над выходцами-молдаванами, а также право на личную свободу для себя и своих детей: "свободно ему, князю, ездить к Москве и в иные городы, также и посланным его, и сыновей своих послать для наук в знатные городы и иные христианские страны". Всё это ставило Кантемиров в исключительное положение перед прочими царскими подданными...
  
   У Дмитрия Кантемира в первом браке (**) было пятеро детей: Мария, Матвей, Константин, Сергей и Антиох.
  
   Княжна Мария, фрейлина императрицы Анны Иоанновны, умерла в 1757 году. Известна прежде всего тем, что была фавориткой Петра I.
  
   Князь Матвей, отставной гвардейский капитан-поручик, умер в 1771 году.
  
   Князь Константин, капитан Преображенского полка, умер в 1747 году.
  
   Князь Сергей, отставной бригадир армии. Доживал свой век в Москве, где и умер в 1780 году. Широкую известность в обществе получила его тяжба с племянником.
  
   Князь Антиох, самый известный из Кантемиров. Поэт-сатирик. Представитель русского двора в Лондоне и Париже. Умер в 1744 году.
  
  
   Из всех детей Дмитрия Кантемира один лишь князь Сергей оставил потомство (***) - двух незаконнорождённых дочерей.
  
  
  
   Примечания:
  
  * - Наивысшего расцвета и могущества род Кантемиров достиг в конце XVII века, когда князь Константин Кантемир получил от турецкого султана в управление Молдавию и титул господаря.
  После смерти князя, его сын Дмитрий (отец Антиоха Кантемира) был единодушно выбран молдавским народом в господари, однако этого избрания не признал султан. Молдавия досталась другому князю. В развернувшейся борьбе за власть князь Дмитрий несколько раз получал господарство в свои руки и вновь лишался его.
  
  
  ** - Кассандра Кантемир, урождённая княжна Кантакузен. По семейной легенде, происходила из рода греческих императоров. Женщина умная и образованная, она принимала непосредственное участие в воспитании своих детей. Благодаря её влиянию, греческий язык имел широкое распространение в семье наравне с молдавским, турецким и русским.
  
  
   В браке с Анастасией Кантемир, урождённой Трубецкой, князь Дмитрий имел двоих сыновей (умерли в младенчестве) и дочь. Анастасия Ивановна считалась одной из первых красавиц Петербурга.
  
  
  *** - Последним представителем боковой линии рода был Дмитрий Константинович Кантемир (внучатый племянник князя Дмитрия, и его полный тёзка) - храбрый офицер, награждённый георгиевским крестом. В 1771 году он оставил военную службу из-за постигшей его душевной болезни: Дмитрий Константинович вдруг возомнил себя... господарем Молдавии.
  
  
  
 []
  
  

"Симфония" Антиоха Кантемира

  
  
   Первой печатной работой девятнадцатилетнего Кантемира стала "Симфония на псалмы"* (1727 г.).
  
   С её изданием связана любопытная история.
  
   В 1726 году автор завершил работу над "Симфонией" и в июле этого же года представил рукопись Екатерине I с просьбой приказать напечатать в петербургской типографии.
  
   Высочайшего волеизъявления пришлось ждать четыре месяца: 2 ноября императрица передала рукопись директору типографии Абрамову, который немедленно пустил её в набор.
  
   Казалось бы, дело наладилось, однако и здесь Кантемиру пришлось ждать... целый год, прежде чем книга увидела свет!
  
   Интересный факт: в XVIII веке книги, печатаемые по именному указу, не являлись собственностью авторов, права на них целиком принадлежали типографии. Поэтому не было ничего удивительного в том, что Кантемир захотел приобрести в личное пользование несколько экземпляров своей "Симфонии". Для этого он прислал в типографию полторы стопы (**) книжной бумаги с просьбой сделать на его имя десять оттисков...
  
   Но печатание книги неожиданно было приостановлено: директор типографии ожидал ответа от Духовной Коллегии, под началом которой он служил - оказалось, Абрамову не сообщили, сколько экземпляров следует напечатать.
  
   Коллегия упорно молчала.
  
   Тогда Абрамов, по-видимому, решивший выслужиться перед начальством, приказал выпустить, ни много ни мало, 1250 экземпляров "Симфонии" (для сравнения - в 1719 году тираж сверхпопулярнейшей, неоднократно переиздававшейся, книги "Юности честное зерцало" составлял 1200 экземпляров). Неплохой старт для начинающего автора!
  
   И вот, наконец, книга Антиоха Кантемира увидела свет (правда, к тому времени с белым светом распрощалась императрица Екатерина I).
  
   Льстивый Абрамов поспешил преподнести по экземпляру "Симфонии" Петру II и его сестре Наталье Алексеевне, а затем раздарил ещё девять экземпляров членам Верховного совета и Синода, упустив, однако, из виду одну существенную деталь, а именно указ императрицы, запрещавший безденежно раздавать книги из типографии.
  
   Антиох Кантемир, не получивший ни одной книги (директор типографии сослался на то, что якобы без специального распоряжения не вправе исполнить его желание), вынужден был обратиться с просьбой в вышестоящие инстанции.
  
   Как ни странно, его просьбу удовлетворили.
  
   Абрамова призвали к ответу. Обнаружилась недостача одиннадцати книг.
  
   Директор типографии был признан виновным, а в качестве наказания определили ему "вместо жалованья выдать теми книгами, которых он множество без указу самовольно напечатал, а за взятую у господина Кантемира на напечатание оных книг бумагу отдать теми книгами по истинной цене, а именно четыре книги без удержания".
  
   Примечания:
  
   * "Симфония на псалмы" (Санкт-Петербург: Синодальная тип., 13 ноября 1727)
   ** одна стопа - 480 листов бумаги
  
  

Читая VI сатиру Антиоха Кантемира

  
  
  
Хорошо иметь домик в деревне.
(из современной рекламы)
  
  
  
  
   В истории литературы Антиох Кантемир известен как "родоначальник русской книжной сатирической поэзии" (всего написал девять стихотворных сатир*).
  
   Несмотря на то, что рукопись VI сатиры ("О истинном блаженстве") увидела свет в 1738 году, напечатана она была лишь спустя 24 года (уже после смерти автора).
  
   Основной задачей сатиры, как отмечал Кантемир в "Примечании", было показать: "что тот только блажен в сей жизни, кто, малым довольствуясь, живёт в тишине и добродетели следует".
  
   Каким же образом можно достичь "истинного блаженства"? Или, говоря современным языком практикующих душецелителей, как научиться быть счастливым?
  
   Счастье земной жизни, по Кантемиру, заключается в умении довольствоваться простыми вещами. Во-первых, быть поближе к тишине и уединению, понимаемые не в смысле полного бездействия, а как "добрые дела благонравия", которые, в свою очередь, подразумевают: 1) созерцательность ума (сосредоточенность мыслей на познании "причины и действа всех вещей") и 2) наличие свободной воли.
  
  Добродетель лучшая есть наша украса,
  Тишина ума под ней и своя мне воля
  Всего драгоценнее.
  
   Исходя из этого, возникает другая простая вещь. Быть подальше от всяких тщеславных и суетных мыслей (например, таких как стремление к богатству), которые лишь сбивают с пути добродетели.
  
   Причём речь идёт вовсе не об эфемерном, а потому малоэффективном, способе достижения счастья, напротив, вполне себе зримом и легко осуществимом в реальности.
  
  Малый свой дом, на своем построенный поле,
  Кое дает нужное умеренной воле:
  Не скудный, не лишний корм и средню забаву -
  Где б с другом с другим я мог, по моему нраву
  Выбранным, в лишны часы прогнать скуки бремя,
  Где б, от шуму отдален, прочее все время
   Провожать меж мертвыми греки и латины,
  Исследуя всех вещей действа и причины,
  Учася знать образцом других, что полезно,
  Что вредно в нравах, что в них гнусно иль любезно, -
  Желания все мои крайни составляет.
  
  
   Наверное, впервые в русской литературе провидчески прозвучало описание того, что в будущем трансформируется в образ-символ, известный сегодня как русская усадьба - "уникальное явление мировой культуры**".
  
   Достигшая своего расцвета к середине XIX века, усадьба создавала идеальные условия для занятия творчеством: "Усадьба - своего рода колыбель русской классической литературы, а при внимательном изучении - и русской поэзии, и русской драматургии, и русской живописи***".
  
   Так, идеал, воспетый Антиохом Кантемиром, ровно через 100 лет получит неожиданное воплощение...
  
   Но такая перспектива счастливого бытия привлекает далеко не всех. Большинство озабочено стремлением к богатству и приобретению высоких чинов, обрекая себя на постоянное беспокойство и хлопоты и, как результат, на несчастное существование. Суетного искателя материальных благ автор уподобляет человеку, взбирающемуся на высокую гору:
  
  Коей вершина остра так, что, осторожно
  Сколь стопы ни утверждать, с покоем не можно
  Устоять, и всякий ветр, что дышит, опасный:
  Грозит бедному падеж в стремнины ужасны;
  
  
   В сатире приведён забавный фрагмент, описывающий своеобразное руководство к действию по обретению малого чина (начальная ступенька к блестящей карьере). Из чего можно заключить, что даже малый чин достаётся соискателю большими страданиями (вот где придётся навсегда забыть о наличии свободной воли).
  
  Редко счастье на своих крылах кого взводит
  На высоку вдруг степень...
  
   А если и возведёт, в любой момент может спихнуть копком (пинком под копчик) вниз.
  
   Терпение и бесконечный труд - и всё ради сомнительного удовольствия обретения чина, который, как птица, может упорхнуть в любой момент к другому соискателю-сизифу.
  
  С петухами пробудясь, нужно потащиться
  Из дому в дом на поклон, в переднях томиться,
  Утро все торча в ногах с холопы в беседе,
  Ни сморкнуть, ни кашлянуть смея. По обеде
  Та же жизнь до вечера; ночь вся беспокойно
  Пройдет, думая, к кому поутру пристойно
  Еще бежать, перед кем гнуть шею и спину,
  Что слуге в подарок, что понесть господину.
   [...]
  Господскую сносить спесь, признавать, что родом
  Моложе Владимира одним только годом,
  Хоть ты помнишь, как отец носил кафтан серой;
  Кривую жену его называть Венерой
  И в шальных детях хвалить остроту природну;
  Не зевать, когда он сам несет сумасбродну.
  Нужно добродетелей звать того, другого,
  От кого век не видал добра никакого,
  И средь зимы провожать, сам без шапки, в сани,
  Притворяясь не слыхать за плечми слух брани.
  Нужно еще одолеть и препятства многи,
  Что зависть кладет на всяк час тебе под ноги, -
  Все ж те труды наконец в надежде оставят,
  Иль в удачу тебе чин маленький доставят.
  
   Но вот, как будто все препятствия остались далеко позади, желанная цель достигнута - на этом можно успокоиться и перевести дух. Ан нет! Обретённый с неимоверным трудом и унижением чин может преподнести своему носителю сюрприз в виде тягот военной службы ("против смерти груди пялить"), либо привести на должность в суде ("с пером в руках сносить шум и смрад приказный"), либо забросить на службу придворную, которую Кантемир сравнивает с опасным делом канатоходца: в любой момент "плясалыцики верёвочные" рискуют всё потерять из-за зависти и непрестанных козней окружающих.
  
   По прошествии многих десятилетий, всеми правдами и неправдами, наконец-то достигается высший чин, но к тому времени ленточный носитель звёзд, превращается в дряхлого старца.
  
  Вот уж достиг, царскую лишь власть над собою
  Знаешь; человеческ род весь уж под тобою
  Как червяк ползет; одним взглядом ты наводишь
  Мрачну печаль и одним - радости свет вводишь.
  Все тебя, как бы божка, кадить и чтить тщатся,
  Все больше, чем чучела - вороны, боятся.
  
   А счастье? Вероятно, на этом этапе жизненного пути, после стольких изнурительных хлопот, ожидает-таки старца вожделенная награда в виде истинного блаженства?
  
  Ужли покоен? - Никак! Покой отымает
  Дом пышный, и сладк сон с глаз того убегает,
  Кто на нежной под парчой постели ложится.
  Сильна тревога в сердцах богатых таится -
  Не столько волнуется море, когда с са́ма
  Дна движет воды его зло буря упряма...
  
   В примечаниях к сатире Кантемир дополняет свою мысль: "Глухой, за болезнью орудий уха или за лишением слуха, не может чувствовать сладость песни. Так и тот, кто страстьми мучится, не может наслаждаться богатством и славою".
  
   Впрочем, в самой сатире, вслед за рассуждением о незавидной участи богатых людей, автор тут же клеймит другую крайность:
  
  ...да и тот, что чает
  В бочке имя мудреца достать, часто голод
  И мраз терпя, не умен: в шестьдесят лет молод,
  Еще дитя, под начал отдать можно дядьки,
  Чтоб лозою злые в нем исправил повадки.
  
   И снова поясняет в примечаниях: "Во всяком деле есть своя мера; недостаток или излишек равно хулен. Так, высокомысленный человек, который славу и степени высокие с богатством жадно ищет, равно грешит, как и тот, что за леностью своею в нищете и незнатности тает".
  
  Мудрая малым прожить природа нас учит
  В довольстве, коль лакомство разум наш не мучит,
  Достать нетрудно доход невелик и сходен
  С состоянием твоим, и потом свободен
  Желаний и зависти там остановися.
  В степенях блистающих имен не дивися
  И богатств больших; живи тих, ища, что честно,
  Что и тебе и другим пользует нелестно
  К нравов исправлению; слава твоя вечно
  Между добрыми людьми жить будет, конечно.
  
   А если даже и будешь после смерти забыт, заключает автор в конце сатиры, быть просто добрым человеком - сама по себе награда немалая. Это ли не истинное блаженство...
  
  
  
   Примечания:
   (*) Сатира (лат. satira) - вид художественной литературы в прозе или стихах, ставящий своей задачей критику, обличение и высмеивание отрицательных явлений действительности. (Поэтический словарь Квятковского)
   (**) А. И. Фролов в предисловии к "Повседневной жизни русской усадьбы XIX века" (автор С. Охлябинин)
   (***) Там же.
  
  
  
  

"О спящей своей полюбовнице"

  
   Предисловие:
  Благодати - хариты, грации
  (в греч. мифологии богини, воплощающие доброе,
  радостное и вечно юное начало жизни).
  Спочивает - спит.
  Тыя - те.
  
  
  
   Антиох Кантемир
  "О спящей своей полюбовнице"
  
  
  
  Приятны благодати,
  Танцы вы водя под древом,
  Двигайте ноги легонько,
  Велите играть тихонько,
  Или, далее отшедши,
  Приятны благодати,
  Танцы вы свои водите:
  Любимица моя близко,
  Спочивает тут под древом,
  Взбудить её берегитесь;
  Когда взглянут тыя очи,
  Уже будут ничто ваши;
  Уж вам, красны благодати,
  Не похочется плясати.
  
  
  
  
  О СПЯЩЕЙ ВОЗЛЮБЛЕННОЙ
  
  О, лучезарные богини красоты, извечно юные хариты, близ дерева кружа в прелестном танце, старайтесь не шуметь:
  пусть ножки ваши легко порхают, чуть земли касаясь, а музыка играет еле слышно.
  
  О, лучезарные богини красоты, извольте отойти подальше, забрав с собой веселья гул: под сенью дерева любимая так сладко спит.
  Не стоит сон тревожить: когда она проснётся - богинь затмит красой своих очей, нечаянно отняв желанье танцевать.
  
  
  
   Антиох Кантемир
  "Песня"
  
  
  Житье - море неспокойно, а я челнок малый,
  Посреди вод безнадежден; бьют отвсюду валы.
   Ветры дышат ужасны,
   Стучат громы престрашны -
   Пришло погибать. (Два раза.)
  Нет надежды мне веселья зреть светлы лучи,
  Бед, напастей обступили вкруг грозны тучи;
   Камни грозят, то мели,
   Темней ночи наспели -
   Света не видать. (Два раза.)
  Феб сокры свои лучи, знать, для мене вечно,
  И бури мя согласились втопить непресечно.
   Трещит суденко бедно,
   Но увы! быти снедно
   Рок злой не пущает. (Два раза.)
  Охотно б я с того моря взад возвратился,
  Да не в моей то, ах! воли, коль в то пустился.
   Ты, боже, скончи беды!
   Даждь впредь жить без обиды,
   Где никто вздыхает. (Два раза.)
  
  
  
  
  ПЕСНЯ
  
  
  Жизнь - море бурное, а я - лишь утлый чёлн,
  Отчаянный, несчастный, во власти тёмных волн.
  
   Воют ветры страшные,
   Рыки грома ужасные -
   Время погибать!
   Время погибать!
  
  Мой жребий незавидный: угас надежды луч -
  Невзгоды окружили, как бездна грозных туч.
  
   Там скалы, тут мели
   Тьмой разом насели -
   Не совладать!
   Не совладать!
  
  Феб скрылся лучезарный, как видно, навсегда,
  Невзгоды уж готовы послать на дно меня.
  
   Стонет лодка бедная,
   Счастье ей неведомо -
   Злой рок!
   Злой рок!
  
  Охотно б согласился вернуться в край родной,
  Но изменить не в силах печальный жребий свой.
  
   Боже, свергни беды,
   Радость дай изведать
   Всем впрок!
   Всем впрок!
  
  
  
  
   Антиох Кантемир
  "О себе"
  
  Говорят мне женщины:
  "Анакреон, ты уж стар.
  Взяв зеркало, посмотрись.
  Волосов уж нет над лбом".
  Я не знаю, волосы
  На голове ль, иль сошли,
  Одно только знаю то,
  Что найпаче старику
  Должно веселитися,
  Ибо к смерти ближе он.
  
  
  
  АНТИОХ КАНТЕМИР
  (перевод стихотворения Анакреонта "О себе")
  
  
  Смеются женщины:
  "Анакреонт, уймись,
  Да в зеркало внимательно вглядись -
  Волос лишился ты давно,
  А всё по-прежнему играет естество!"
  
  Голубушки, не в том секрет -
  На месте волосы иль нет,
  Но знаю точно: в самом деле
  Пристойно старику веселье -
  
   он к смерти ближе всех...
  
  
  
________________________
  
  
  
Список используемой литературы:
  
  1. "Сочинения, письма и избранные переводы князя Антиоха Дмитриевича Кантемира", С.-Петербург. Издание И. И. Глазунова. 1867. [электронный источник РГБ]
  
  2. И. И. Шимко "Новые данные к биографии кн. Антиоха Дмитриевича Кантемира и его ближайших родственников", С.-Петербург: тип. В. С. Балашева, 1891. [электронный источник РГБ]

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"