Катя (и не только Катя) : другие произведения.

Тогда и теперь (1)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  
  Моя прабабка Мария Яковлевна прожила непростую жизнь, и она пользовалась всеобщим уважением у жителей деревня Барвиха, одним из основателем которой являлся мой прадед - Сергей Андреевич Сергеев.
  
  Прадед погиб во время гражданской войны. Гражданская война длилась с ноября 1917-го до лета 1923-го года.
  
  То был ряд вооруженных конфликтов между различными политическими, этническими, социальными группами и государственными образованиями на территории бывшей Российской империи, последовавших после установления власти большевиков в результате Октябрьской социалистической революции 1917 года.
  
  Весть о смерти моего прадеда долетела до Марии Яковлевны странным, необъяснимым образом. Был зимний морозный день, прабабка была в доме, услышала стук. Кто-то стучался в окно. Мария Яковлевна открыла входную дверь и никого не обнаружила. Только услышала мужской голос, что произнес: "Сергей Андреевич долго жить приказал".
  
  Так и осталась Мария Яковлевна одна с четырьмя детьми. Хорошо, что уже не слишком маленькими, подросшими. Старшему Сергею, хромому от рождения, исполнилось четырнадцать. Дочери шли друг за другом - двенадцать, десять и девять лет.
  
  Когда-то были и другие дети в семье Сергея Андреевича и Марии Яковлевны - Андрюшенька, Илюшенька, но их не стало в раннем детстве. Погребены они были на погосте Барвихинского храма Покрова Пресвятой Богородицы, принадлежащего владениям Московского женского Зачатьевского монастыря.
  
  Деревянная шатровая церковь с колокольней по проекту замечательного архитектора Александра Афанасьевича Латкова (с конца XIX века архитектора Троице-Сергиевой Лавры) была выстроена в 1910 году поблизости от того места, где ныне находится бывшая дача Алексея Николаевича Толстого. Позже, в 1926 году владения Зачатьевского монастыря и храма Покрова Пресвятой Богородицы, включая погост, оказались вблизи железнодорожной линии-узкоколейки, протянутой из Москвы, от станции Кунцево до станции Усово. Движение поездов до Кунцево начиналось от Белорусско-Балтийского вокзала.
  
  В 1927 году в барвихинских местах началась раздача земли под дачное строительство. Был организован дачный поселок Новь, на кооперативных началах построены первые ведомственные дачи Наркомата рабоче-крестьянской инспекции. Этот уголок, славящийся первозданной красотой природы, издавна привлекал представителей культурной, спортивной и политической советской элиты.
  
  С 1925 года церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы была закрыта, а в 1930-х годах разобрана. Местные жители отстаивали храм, составляли коллективные прошения, отправляли представителей с просьбами к властям.
  
  Пока Ленин был жив (Ленина не стало 21 января 1924 года), храм был действующим, но впоследствии, с приходом к власти Иосифа Сталина, начиная с 1929 года - года "Великого перелома", в стране начали происходить существенные изменения во внутриполитическом и экономическом курсе, связанные с отказом от НЭПа (Новая Экономическая Политика), началом форсированной коллективизации и индустриализации.
  
  Точно так в 1929 году изменилась политика государства в отношении религии. С этого времени Советское государство окончательно перестало "заигрывать" с какими-либо конфессиями. "Религиозный НЭП", характеризующийся частичной либерализацией, был свернут, началось ужесточение антирелигиозной борьбы. Причём отношение государства к религии становилось всё жёстче и жёстче с каждым годом.
  
  В борьбе с религией пропаганда стала постепенно отходить на второй план, уступая место открытой борьбе с религиозными организациями и репрессиями против верующих. Неслучайно период с 1932 по 1937 годы получил в истории церкви название "безбожной пятилетки".
  
  Главными методами борьбы с религиозными организациями стали конфискация зданий храмов, молитвенных домов, мечетей, синагог; лишение религиозных общин и союзов государственной регистрации, закрытие учебных заведений и изданий, а также фактический запрет на какую-либо активность вне церковных стен.
  
  С конца 1920-х годов волна посадок и расстрелов священнослужителей и религиозных активистов всех конфессий стала нарастать. Принятое 15 февраля 1930 года Постановление правительства "О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений" предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива "враждебных советскому строю".
  
  Моя бабушка Валентина Сергеевна и её сестры успели закончить церковно-приходскую школу при храме Покрова Пресвятой Богородицы в Барвихе. Где дети изучали не только Закон Божий и церковное пение, а также грамоту, письмо, арифметику, чтение, историю. Также при школе была столовая, где учеников кормили горячими обедами.
  
  Но эти времена закончились. Сначала церковь закрыли, а в 1930-х годах полностью ликвидировали. Землю, на которой стояла церковь (вместе с погостом), отдали под дачную застройку.
  
  Также в период с 1925 по 1932-й год в ходе коллективизации сельского хозяйства происходило активное раскулачивание (раскрестьянивание). Повсеместно. В том числе, и в наших барвихинских местах. Попала под раскулачивание и Мария Яковлевна.
  
  Прежде семья была была зажиточной, как в те годы стали называть - кулацкой. Хозяйство было обширным - четыре дома в деревне, да еще летняя дача над лесным прудом поблизости от места, где от Звенигородского тракта начиналась дорога на Подушкино.
  
  И дома, и поля, и дачники. Много лет семья Марецких (родителей актрисы Веры Марецкой) дачу снимали у Марии Яковлевны и Сергея Андреевича.
  И еще немцы - отец семейства был стоматологом.
  
  На скотном дворе были и лошади, и коровы. Красавица Звездочка (лошадь так звали, белую, с темной меткой на лбу. Потому и имя дали ей - Звездочка) трудилась постоянно. Вместе с хозяевами и с их подрастающими детьми. Но самим невозможно было справляться с таким хозяйством. Прадед Сергей Андреевич нанимал батраков. Для начала он людей за стол приглашал, кормил досыта, а сам всё поглядывал - кто как ест. Кто бойко, а кто ложкой еле ворочает.
  На работу нанимал самых шустрых. За труд платил хорошо, никого не обижал, не жаловались люди на него.
  
  Иногда из Гольёво в гости сестра прадеда наведывалась - Домна Андреевна. По соседству жила. С мужем, купцом первой гильдии. Но всё это было до революции, до коллективизации.
  
  
  январь 2021
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"