Резникова Екатерина Евгеньевна : другие произведения.

Государство и свобода в Рф

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  В "обществе сокращений" в РФ граждане страны, активно пользующиеся Интернетом и будучи сплоченными в общины, вступают друг с другом в новые информационные отношения. При общинной тяге людей друг к другу информационные отношения между ними персонифицируются: так, огромное количество времени в российских СМИ проходит в ответах ведущих передач на звонки зрителей и слушателей. Интеллектуальная особенность Интернета в РФ, оказавшейся демократической страной уже в эпоху развитой глобализации, является то, что это - интеллектуальная особенность российской свободы. Политическая свобода в России провозглашается прежде всего "сверху", часто методами государственной пропаганды и поэтому она, очевидно, составляет основное содержание внутреннего российского информационного потока, способствуя тем самым развитию молодой, "прямой демократии". Поэтому, по аналогии с информационно-распределительной функций Интернета в мире, российская политическая система может действовать как информационно-распределительная система политических ценностей в стране.
  Характер управления современным российским государством представляется сугубо элитарным, поскольку в умном постсоветском обществе трудно сделать карьеру и поскольку демократическая власть в РФ пока слишком рационально (научно) исследует общество в целях управления. Интеллектуальные потребности государства в РФ, таким образом, определяются им самим, и это создает для него прежде всего тягу к заимствованиям из традиции западной государственности. Однако новизна для мира демократического режима в РФ создает также и тягу к развитии в ней и собственных традиций, главной из которых является образ государства-опекуна всего населения, только недавно вышедшего из лона советского общественно-политического строя. Сказанное выше указывает на сугубо деятельный характер государственной власти в России, которой, в связи с общей традицией народного характера государства (идущей из времен позднего СССР) свойственна большая демократическая свобода. Это соответствует свободе умного постсоветского общества, в котором его общинные структуры определяют в основном социально-экономические цели граждан.
  Вероятно, сейчас в РФ нет уже того социально-политического "зомбирования", которое было характерно для взаимоотношений общества и государства во времена СССР. Дело в том, что с проникновением в Россию мирового Интернета общество начало познавать прежде всего капиталистический мир и в основном через "всемирную паутину", и влияние государственной идеологии на него до поры до времени ослабло. С вхождением РФ в мировую экономику в стране появилась определенная социально-экономическая свобода - в первую очередь в развитии частного бизнеса, и постсоветское общество, несмотря на появившийся в России прежде всего западный информационный поток, стало проявлять свои собственные национальные черты. Так, на волне современного духовно-религиозного подъема и при сравнительной новизне для РФ процессов создания ее капиталистической экономики общественные отношения элементализированись, то есть прежде всего в них упало идеологоческое влияние государства. Однако, как представляется, с началом во второй половине 2000-х гг. кризиса в России влияние государства на общество возросло, но теперь государственная власть, лишенная еще в годы перестройки в СССР своего тоталитарного характера, оказалась посредником между российским обществом и окружающим его миром, так явно усилило его научное изучение в целях управления. Открытие обществом в РФ указанной посреднической роли государства означало, как представляется, его "первое знакомство" с ним - и в первую очередь непосредственно с политической элитой (СМИ и др.). Это означало прежде всего элитарность государственного влияния на массы населения, что принесло, думается, усиление информационного потока из России и в Россию. Так, в государственной политике оказались закодированными: 1) ценности фундаментального либерализма и 2) преимущественно евроамериканская демократическая традиция государственной власти. Умное постсоветское общество, в помощью Интернета словно бы попав в "высший свет" политики и будучи сплоченным в общинные структуры, будет деструктурировать само себя, оказавшись в своей практической, трудовой деятельности и через Интернет в часто негостеприимных объятиях мировой цивилизации.
  Так, очевидно, в современной России складывается ее политическая система и прежде всего на основе народного волеизъявления, идущего "снизу". Сравнительно новая российская государственность, как представляется, еще только приспосабливается к указанному выше социально-политическому явлению и поэтому еще не достигла пика либеральных свобод. Есть исследователи, которые утверждают, что государственность в РФ развивается по особому, скажем, евразийскому пути, который предполагает сосуществование сильной президентской власти, свободного рынка при государственном регулировании и хорошо управляемого общества (здесь иногда встречаются оценки российского политического режима как авторитарного). Однако, можно сказать, что политическая свобода в России, учитывая консервативный и свободный характер ее сегодняшнего общества, это есть прежде всего наследие советских времен, а именно государственности "развитого социализма", в соседстве с новым народным религиозным духом. Интересно, что для общества РФ характерно в будущем как социальное расслоение, так и разрушение его духовного единства, поскольку сегодняшняя сильная государственная власть добилась от общества практически безоговорочной поддержки его внешней политики (ей свойственен во многом силовой характер) и при перенапряжении сил страны, фактически конфликтующей с НАТО, это может привести к кризису власти.
  Управляя умным обществом, государство в РФ очень часто эксплуатирует его информационно, то есть нарушая обычную обыденную секретность (и даже мафиозный характер) в отношениях между людьми, сплоченными в общины. Так, очевидно, в партнерских отношениях государства и общества могут наступить и кризисные моменты и в первую очередь пик военизации общества, которого не пример окружающий мир, с 1991 г. требующий у России как наследницы СССР развития политических свобод. Указанные факторы, очевидно, определяют особое место России в системе мировой глобализации, которое поведет ее со временем скорее всего к развитию именно демократических общественных структур, за которым потянется и государственная власть.
  В условиях переходного периода развития РФ большой практицизм идеологии означает и практицизм государственной власти - прежде всего по отношению к населению. Так государство, учитывая, что общество в РФ - умное, реализует себя прежде всего как профессионал в управлении, но такая профессионализация государственных кадров, как представляется, замедляет смену элит. На волне строительства капиталистической экономики бизнес как сравнительно новое для России явление - это также и своего рода профессиональное увлечение государственной власти, которая, будучи занята внутренними делами, также осваивает и внешнеполитическое пространство. Так, можно сказать, что экономика страны строится достаточно стихийно, поскольку в ней с фактором самоорганизации соседствует и конкурирующий фактор государственного регулирования (и даже планирования).
  Таким образом, в умном "обществе сокращений" растущее на капиталистической основе производство - это база для политической свободы, так как новая экономика РФ в эпоху развитой мировой глобализации - заложница новейших социально-экономических теорий. Тем не менее, своя собственная хозяйственная инициатива страны делает политическую свободу наделенной национальным характером, и в целом идет тяжелый процесс скорее приспособления экономики РФ к мировой экономике, чем ее развитие, скажем, по западному образцу. Следовательно, свобода в России связана не столько с успехами развития частного бизнеса, сколько с усвоением ее населением "высоких технологий" - и прежде всего для развития бизнеса государственного.
  Развитие в России государственного бизнеса решающий образом влияет на политическое настроение в стране, давая ему, с одной стороны, пищу для "политического ума" общества, а с другой, регулируя состояние самого этого общества, создает понятие экономического (а затем и политического) престижа. Задавая таким образом яркие образцы образа и уровня самой жизни, государство одновременно является и работодателем, и его способности к той же правовой опеке населения выражаются в его способности также и пропагандировать политическую свободу "сверху".
  При наличии умного постсоветского общества государство в РФ становится государством-специалистом (прежде всего в делах управления), и таким образом его функции как специалиста сужаются, превращая его в во многом саморегулирующийся политический, элитарный организм. При большом давлении умного "общества сокращений" "снизу" в этих условиях государство идет на ужесточение политического режима, что дает во многих случаях Западу повод считать, что этот режим - авторитарный. Однако, имея дело с консервативным и свободным, умным обществом государство в РФ твердо занимает оптимистическую позицию в деле развития политической свободы и, принимая во внимание прежде всего требования в области социальной безопасности, твердо опирается именно на демократические структуры и в частности руководствуясь конституцией 1993 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"