Русин Александр Олегович : другие произведения.

По следам Тангейзера

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как снять кота с люстры, если он ненастоящий

  
  Забавно бывает узнать о том, что случилось в Новосибирске из ЖЖ или федеральных новостей. Забавно потому, что я сам сижу в центре Новосибирска и из моего окна площать Красная... нет, не Красная площадь, конечно, а Красный проспект, но виден очень хорошо. И еще бы чуть-чуть - площадь Ленина была бы видна. Та, на которой и расположен Оперный. В котором и поставили Тангейзер.
  
  История с Тангейзером получилась долгоиграющая. Сначала про спектакль высказались хорошо. Но это высказывались театральные критики. А потом слово взяла РПЦ.
  
  Служители РПЦ усмотрели в Тангейзере богохульство и оскорбление чувств. Собственно усмотреть его там было несложно. Другое дело, что это спектакль. И поставили его в Оперном театре, а не в церковь с этой постановкой пришли.
  
  Вообще, богохульство при желании можно усмотреть во многих произведениях. Например, в Мастере и Маргарите. Там вообще образ Воланда в самом центре, а образ Иисуса как бы проходной. И еще кот. Огромный черный кот... ну сатанизм, в чистом виде сатанизм. Почему бы не запретить?
  
  Впрочем, у Булгакова есть хорошая отмазка. Булгаков - он советский писатель. А советский период - это период атеизма. Поэтому как советскому писателю Булгакову можно вертеть в своих произведениях и котов на люстре и голых баб на шабаше, а между этими оборотами образ Иисуса незатейливо вставлять.
  
  Тут уж если запрещать, то надо запрещать весь советский период со всем его богоборством, а не одного Булгакова. И была бы воля РПЦ, они бы без тени сомнений именно так и поступили, объявили бы все 74 года периодом сплошного греха и предали анафеме. Целиком. Оставили бы только роль церкви в победе над фашистами и все. А остальное - в анафему. Как ересь.
  
  Но не могут.
  
  Нет у РПЦ такой власти и такого влияния чтобы весь советский период взять и запретить. Со всей символикой и всеми произведениями, как это пытаются сделать сейчас на Украине.
  
  А вот на Тангейзер - силы есть.
  
  Тангейзер поставили не в советский период, а сейчас, только что. Более того - поставили как раз в то время, когда во всяких Эуропах вакханалия с Шарли Эбдо приключилась. А там тоже богохульство было. Правда авторов уже постреляли, поэтому к ним претензий теперь не может быть. Судить покойников ни по светским законам, ни по церковным не полагается, они уже на другой суд отправились, суд высшей инстанции, там разберутся лучше остальных.
  
  Зато Тангейзер...
  
  Вот на Тангейзере можно отграться. Он вот он. Не в Европе, а прямо здесь. В полной доступности. Свежепоставленный. Знай предъявляй.
  
  И для тренировки полезно, и в назидание другим постановщикам, чтобы неповадно было богохульством на сцене заниматься.
  
  Вообще, я об этом уже писал. Но прошлый раз дискуссия свернула куда-то в сторону, на обсуждение правильности и культурной ценности самой постановки.
  
  А какая собственно разница, хорошо поставили в Новосибирске Тангейзера или не хорошо?
  
  Ведь РПЦ подала иск не потому, что режиссер слишком вольно обошелся с Вагнером. Вовсе не классика пытались защищать деятели РПЦ. Их конкретно возмутило происходящее на сцене безотносительно того, кто там ставился - Вагнер, Шекспир или Ляпис Трубецкой.
  
  Готов спорить, если бы режиссер поставил Мастера и Маргариту и над распятием летала бы голая баба, а на люстре качался кот и втирал Иисусу про примус - РПЦ точно так же потребовали бы снять кота, вернуть примус владельцу, прикрыть Маргарите срам и убрать распятие из вертепа.
  
  Собственно спор о том, можно ли вообще вертеть на сцене распятие, Иисуса и голых баб в одно и то же время в одном и том же месте.
  
  Театр утверждает, что можно.
  
  Церковь утверждает, что нельзя.
  
  Собственно спор про это.
  
  Если хотите мое мнение, я считаю, что в театре можно. А в церкви нельзя. Богу богово, а режиссеру режиссерово. Так кажется всю жизнь было.
  
  Негоже попам в театре свои порядки устанавливать.
  
  Вы же не хотите чтобы клоуны приходили в церковь и раскрашивали там все по-своему, шариками распятия украшали чтобы стало веселей. Не хотите? Пуси Риот вот попробовали - их быстро угомонили. И правильно сделали. Потому что в церки все должно быть как в церкви. Это вотчина РПЦ, там церковный порядок должен быть.
  
  А в театре должно быть как в театре. Иногда с котами на люстрах, иногда с голыми бабами у распятия. На то и театр чтобы показывать жизнь с разных сторон, через призму фантазии режиссера. А если кому-то кажется, что у режиссера больная фантазия, то идите со своей здоровой фантазией и поставьте здоровый спектакль. И если у вас получится хорошо, то к вам зритель пойдет, а к плохому режиссеру не пойдет. Вот и все дела.
  
  Есть такой принцип - в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  
  Театр хоть и не монастырь, но там тоже есть свой устав. И негоже ходить в театр с уставом РПЦ.
  
  А кто не согласен - попробуйте снять кота с люстры. Для начала. Когда снимете - поговорим.
  
  
  06.04.2015
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"