Оркас Анатолий Владимирович : другие произведения.

Заметки на память (Топ Бд-18 light)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор топа читательского интересу конкурса БД образца 2018 года.

  Этот конкурс для меня оказался очень неожиданным. Хотя бы тем, что это ПЕРВЫЙ конкурс «БлэкДжек», в котором и в финал, и в топ читательского интересу попали рассказы, на мой взгляд, откровенно слабые.
  Я прекрасно осознаю, что я — не эталон, и мой вкус может не совпадать с мнением жюри (и читателй), но всё же… Ну, один, ну — два… Но почти все?
  Очень, очень странно! Я всё-таки считаю себя хорошим читателем и раньше моё мнение совпадало.
  Ну, поехали. Итак, обзор слабых рассказов, попавших в топ читательского интереса. Иначе не скажешь.
  
  1. Тихомиров В. Деда
  
  Победитель заслуженно занимает топ, потому что мнения на этот рассказ диаметрально разошлись. Одни считали, что ситуация описана очёнь точно и чётко, психологический накал рассказа заставляет переживать, образы великолепны, ситуация неоднозначна, другие считали, что рассказ — дырявое решето, с множеством психологических дыр, а образы натянуты, как пресловутая сова на глобус.
  Итак, ситуация. Маленький мальчик, проживающий на неизвестной планете с дедом. При этом называет местных существ земными названиями, что призвано запутать читателя, и это вполне удаётся. Ситуация «ёрш уколол» - более чем обычна, но то, что «ерши свернулись клубком, собираясь ночью вернуться обратно» - призвано указать, что названия не имеют ничего общего с земными рыбами.
  Тем не менее, сыворотка от них есть и в достатке.
  У мальчишки два занятия в жизни: рыбалка и просмотр фильмов. Причём, последнее парень не любит, ибо не понимает кайфа.
  И тут прилетают спасатели. Долгожданные. Которых ждал деда. Не пацан, деда! Деда постоянно мальчишке говорит, что скоро прилетят, а пацану те спасатели нужны — как рыбе зонтик.
  Прилетают. И удивляются, что мальчишка разговаривает! Лично я бы не удивился. Для меня — нормально, что дети умеют разговаривать. Даже если они живут одни, лично я как-то привык к этому. Прилетевшие, видимо, всю жизнь общались исключительно с Маугли, и этому удивляются. И, видимо, отнесясь как к Маугли, начинают откровенно грабить дом. При этом не стесняясь и не скрываясь, непонятно на что рассчитывая, то ли что мальчик от радости всё это сам отдаст, то ли что не понимает ценности происходящего.
  Деда стоит и молчит. А фигли говорить? Программа выполнена, спасатели прилетели, вуаля!
  Правда, «спасатели» уверяют, что «летели специально за ним», но тут же уверяют, что «бери не более двух килограммов, у нас корабль под завязку».
  Лично я не верю в космический корабль, имеющий точность грузоподъёмности плюс-минус два килограмма.
  И тут возникает проблема! Неожиданная. Тупая. Мальчик отказывается лететь без деда! Который «сто килограмм, не меньше». Тут возникает первая мысль о том, что деда — не человек. И спасатели его брать — оказываются.
  Какой выход придумал мальчик? Правильно! Убить! Убить спасателей.
  Вот лично я бы до такого не додумался. Не поговорить, не обсудить проблему и решение оной — убить! При этом количество бесхозно валяющихся по дому бластеров поражает. Оружейный склад, а не капсула!
  И какой страх о последствиях убийства у мальчика, выросшего под присмотром андроида в спасательной капсуле? Что его — арестуют! Не, я понимаю, мальчонка лингвистический гений, знает девять языков, но понимает ли он значение слова «арестуют»? Это когда ты сидишь в замкнутом пространстве, лишённый возможности общения с другими. То есть, так прошла вся его жизнь. И он этого боится? Или деда и тут его обманул?
  Хотя в конце уверяют, что андроиды не умеют обманывать.
  В результате мальчик таки улетел без деда, причем — долетел (во что я особенно не верю), а через 17 лет вернулся обратно, к любимому деду.
  Вот и весь сюжет. Который, грубо говоря, сводится к «мальчик убил тех, кто прилетел его спасать, при этом НИЧЕГО не изменилось, но он остался верен своему деду». Всё.
  И это — победитель! Причём, победитель по всем статьям!
  Уж не знаю, что там увидели остальные, какие тонкие чудеса души, но я сказал автору и повторяю здесь: рассказ проходной, но лично у меня не вызывал никаких переживаний, кроме жалости. Как всё глупо получилось… Просто глупо, и всё.
  А я не люблю глупость.
  Впрочем, польза от него есть. Я убедился, что и такой текст может победить.
  
  2. Инна К. Бд-18: Беглец
  
  Своеобразный рассказ. Диалоги некоего Дока с пациенткой показывают странный мир, окружённый Стеной. И есть вот такие, которые пытаются стену — пробить. И выбежать куда-то туда, в Прекрасный Мир, который, разумеется, только и ждёт, чтобы они туда выбежали, и начали там грабить и срать в своё удовольствие.
  Чем именно собираются заниматься в Прекрасном Мире те, кто туда стремятся — не указано. Просто вот хочу, и всё! И это «хочу» настолько мощное, что Док, по идее призванный лечить беглецов от их жажды свободы — сам заражается, и пытается пробить стену, потому что есть одно свидетельство того, кто там был.
  Но почему-то вернулся. Вернулся, чего-то написал, чего — никто не видел, но все знают наизусть.
  В общем, аллюзия на Спасителя с его Книгой с примерно тем же эффектом: народ бьётся о стену, которая, возможно, защищает их от пустоты или вакуума, и, разумеется, дохнет, но эффекта не достигает.
  Так велика, видимо, жажда бесцельной свободы, что уйма народу проголосовала за этот «восхитительный рассказ».
  
  
  3. Аноним Терапия
  
  Рассказы уважаемого Анонима для меня всегда сложны. Не оказался исключением и этот.
  
  Огромное количество эпитетов. Они разнообразны, цветасты, словно панцирь рака-отшельника, и столь же прочны. А сюжет прячется за ними, уподобляясь трусливой мыши, завидевшей кота. Кот нарисован, но мышь так решительно желает его бояться, что расцветила вход в норку, надеясь запутать или запугать глупого хищника…
  О чём это я?
  Итак, девочка, которая открыла в себе страшный дар. Все, кто покусились на её женственность — умирают. И тут она влюбляется в нового директора психдиспансера, в котором она работает, присланном на смену предыдущему, как раз и покусившемуся.
  О, эта прелестная тонкость, вряд ли осознанная, но от этого не потерявшая своей прелести! Любовь — это реакция организма на то, что ему, организму, очень нужно и полезно! И девочка влюбляется в того, кто, подобно ей, одержим похотливыми монстрами, только в душе. В рассказе не указано, к чему приведёт подобный союз, но явно предполагается, что минус на минус даст какой-то плюс.
  Эта работа была бы интересна, если бы не двусмысленное «открытое» окончание и этот цветастый стиль. ИМХО, повторяю, ИМХО!
  А многие восторгнулись.
  Но тут хотя бы есть чем.
  
  4. Тихонова Т.В. Ключ для дождя
  
  Начало данного рассказа лично для меня оказалось столь мощным «не верю!», что художественность остального текста пришлось отыскивать за ним, как завалившуюся за подкладку сторублёвку.
  Пожалуй, первая фраза этого рассказа — это образец. Образец того, как лично я бы НЕ ХОТЕЛ видеть начало любого рассказа!
 Жил человек как все, но порой его гневный рык напоминал львиный, а за спиной раскрывались крылья. Тогда она и заметила его - его левая нога при этом отбивала заячью дробь.
  В одной фразе смешать факты, домыслы, реальность, прошлое, будущее и аллюзии… это надо уметь! При этом, если фразу внимательно прочитать, она не означает ничего. Полная бессмыслица. Но при некотором желании можно в ней рассмотреть характеры человека, что и сделала «она». Два «его» подряд тоже никого не смутили, подумаешь, подумаешь? Фигня какая какая.
  Дальше весь сюжет строится на этой первой фразе, где развитие отношений и реакций всех персонажей привязывается к этой ключевой первой строчке, пытаясь, видимо, вдохнуть в неё смысл. И эта ключевая фраза повторяется раз за разом, видимо, очень понравилась.
  При этом сюжет, в принципе, добрый и хороший. Человечный очень. Видимо, именно это тепло и понравилось многим, к нему потянулись.
  А крылатого человека, не умеющего сдержать рык, напоминающий львиный, и с заячей душой — автору простили.
  
  
  5. Вишнева Е. Половодье
  
  Ещё один пример рассказа, первая фраза которого вводит в недоумение.
   В день прибытия мы натягиваем колючие свитера, кутаемся в куртки и идем разбивать базу.
  Ну, я понимаю: надо же с чего-то начать? Лично я после прочтения этой первой фразы задумался: это чем же этот «день прибытия» так отличается? То ли это дата такая, скажем, 15 мая, и в этот день прибытия мы по традиции идём разбивать базу? То ли просто вот сегодня мы сюда прибыли, и идём разбивать базу? Вообще-то иное было бы странно: очень удивительно, если базу разбивают не в день прибытия, а сильно позже (а до этого где ели/спали?).
  При этом я так и не понял точно, что именно имел ввиду автор.
  Ну, ладно. Приехали, разбили базу… Дальше что?
  Дальше обнаруживается тот самый фантэлемент, который делает этот рассказ фантастическим. Мы имеем (фигурально!) Главную Героиню, которая не спит.
  Причём, совершенно непонятно, то ли это человек с особыми свойствами, то ли нечеловек, то ли киборг… И что делает ГГ все эти положенных остальным 8 часов? Она лежит и «просматривает» чужие сны. Ну, или не просматривает — я так и не понял, что там происходит.
  И вот она в конце она то ли засыпает, то ли нет, видит какую-то картинку и передаёт в мир живых сообщение.
  Собственно всё. Больше в рассказе ничего нет.
  Рассказ многим понравился.
  
  6. Вербина Э. Бд-18: Цветочный мальчик
  
  А вот это — действительно интересный рассказ. Пусть он грешит излишней цветистостью, в нём есть несколько стилистических ляпов, пусть лично мне тематика не близка, но я чувствую хороший текст печёнкой. Или сердцем. Или что у меня там зорко…
  Мальчик (хотя, какой он мальчик? Юноша!) подбирает цветочные компоненты для каких-то своих тайных целей. То ли для соблазнения девиц, то ли для их удовлетворения. Что, собственно, практически одно и то же, с малюсенькой разницей. Если девицу соблазнить, получить удовольствие и бросить — то второй раз она, скорее всего, не согласится. Если же её после удовлетворить — она будет гоняться за тобой всю оставшуюся жизнь. Пока не разочаруется.
  Мальчика это полностью устраивает, и он то ли подбирает свои цветочные композиции для удовлетворения дам, то ли наоборот, успокаивает их, чтобы не зае… не утомили, в общем. А то могут же!
  Но рассказ явно кусок чего-то большего, потому что совершенно непонятным колом идёт история Учителя, который меняется, неизменно оказываясь какой-нибудь сволочью. В данном контексте он рассказ только портит, а в полном произведении, думаю, заблистает.
  Получил свою дозу интереса заслуженно.
  
  7. Григорьев Ф. Бд-18: Наблюдатель
  
  А вот этот шедевр мало кому понравился. Потому что рассказ занимает только 7-е место в топе. Наверное, потому, что в нём ни чернухи, ни убйств, ни смертей, ни даже похоти. Голая научная фантастика!
  Зато какая!
  Насколько шикарная ситуация (хоть и несколько шаблонная, эдакий доктор Ватсон при Шерлоке Холмсе), которая иллюстрирует парадокс Шредингера. Мне безумно понравилось! И сама идея, и её воплощение, и внутренняя логика, и сухой остаток. Неизвестно, правда, как будут взаимодействовать Вселенные лет через тыщу-миллион лет, но кого такие мелочи волнуют?
  Главное — фундаментальный закон использован! Глядишь, к тому времени, когда новая Вселенная подрастёт — человеки уже научатся пользоваться разумом.
  Абсолютно заслуженный топ!
  
  8. Томашева К. Бд-18: Мама
  
  Первый рассказ, прочитанный мной на этом конкурсе :)
  И я откровенно рад, что он дошёл до финала, хотя сам я ему высокую оценку не поставил.
  Мне не понравился мир, придуманный автором. Когда специально обученные взрослые специально обучают детей (видимо, специально отобранных и спланированных), для создания максимального комфорта и надёжности.
  Винтики в механизме общества.
  Всё понимаю, но — не нравится!
  А вот то, что здесь герои стремятся из этого механизма вырваться — почему-то радует. Сам не знаю, почему, прекрасно понимаю, что им от этого только хуже будет, но всё равно — радует!
  Поэтому, хоть моя оценка была невысока — ничто внутри не протестует, что другим он понравился.
  
  9. Герасименко А. Бд-18: Гадовы дети
  
  Очень необычная сказка! Классическая ситуация Гамлета, принца, оставшегося без наследства по причине интриги родственников. И интрига продолжается, мальчишки, свято уверенные, что они простые мастеровые Санкт-Петербурга, узнают о своём происхождении, и о том, что они не просто принцы, так ещё и нелюди.
  И?
  И шикарен итог сюжета! Вместо классического сюжета по возвращению законных прав на трон, хотя бы один из братьев предпочитает простую, но полезную и надёжную жизнь. Второй, правда, пробует, и тут выясняется, что первый — не лопоухий дурак, а строго наоборот.
  А финал вообще прекрасен: мир, дружба, любовь, и даже ядовитые зубы братца не помеха человеку с мозгами.
  Очень понравилось!
  Рад, что не мне одному.
  
  10. Маренин С. Бд-18: Честная память
  
  Обзираю с трудом, потому что и читал с трудом. Даже пришлось перечитывать.
  Ситуация фантастическая: человек пытается исправить глупость в прошлом. И ради этого готов сотворить сто тысяч глупостей в настоящем. Ради какой-то мечты жертвует всем настоящим. А потом будет жертвовать чем-то ещё, чтобы исправить вот это?
  Народу понравилось.
  Кстати. Мне тоже часто снится возврат в прошлое для решения сиюсекундных мелочей. И я тоже всегда попадаю не туда, в результате проблема отпадает сама собой.
  Здесь же — не отпадает.
  Упорный ГГ!
  
  
  Ну, а теперь о тех, кого я бы с удовольствием отметил хоть каким-нибудь вниманием, вдобавок к уже заслуженному.
  
  
  Вэдер О. Бд-18: Чудесная мышеловка
  
  Удивительный рассказ! Очень простой, без малейших намёков на Любовь, Верность, и прочие Слова с Большой Буквы. А так же чернухи и секса. При этом в этой немудрящей поделке истинная красота: хороший слог, отличный замут, прочная внутренняя логика, а так же (что немало!) - приятное послевкусие. Этот рассказ запомнился уже хотя бы тем, что я его буду вспоминать случайно, по ситуации.
  И улыбаться :)
  
  
  Ковалевская А.В. Бд-18: Пани Зося ищет рога для супруга
  
  Рассказ приятный, хотя и не содержит какой-то особой идеи, тем не менее юмор в нём настолько ненапряжный и естественный, что смеёшься открыто, весело, без всяких потуг. При этом ситуация странная: похвалить рассказ не за что, но и ругать не за что! Так что и остаётся голое воспоминание о чём-то приятном.
  
  Inspektorpo... Бд-18: Die Innenwelt
  
  
  Да, на этом БД Inspektorpro удостоился от меня высшей оценки :) Я понимаю, что это ничтожная награда за его труды, однако, мне понравился стиль, мне понравились правила игры, я абсолютно чётко доверяю происходящему, искренне переживаю за ГГ (в отличие от «Деда», где я персонажу не переживал совершенно), а так же мне понравилась та идея, которая вложена в эту дуэль.
  И та возможность, которая мячит перед ГГ. То, что у ситуации есть выход и его вполне можно реализовать — лично мне очень импонирует.
  Спасибо!
  
  Медведь В. Нотерия "Лишнее До"
  
  
  Этот рассказ лишь совсем немного не дотянул до «семёрки», однако, идея в нём настолько мощная, что он заслуживает отдельного упоминания. То, что ошибки ценны сами по себе, и редкость ошибок в исполнении Мастера может доставлять удовольствия даже больше, чем безупречное исполнение — очень необычная для меня и новая.
  Я это запомню!
  Может быть даже украду.
  
  
  Отдельно отмечу рассказ, не заслуживший никакого места и впечатления, зато отмеченный совершенно уникальными комментариями!
  Я был в нелёгком шоке, когда обнаружил, что читатели всеми силами стремились просветить автора в его «заблуждении», и хотя автор честно ответил, что заблуждением там не пахло, что всё сделанное — сознательно, преследует какую-то свою цель и изменению не подлежит — упорно продолжали «поучать новичка», доказывая, что надо делать по-ихнему.
  Лично я после этих комментариев задумался: а сколько читателей НА САМОМ ДЕЛЕ читают тексты? Или большинство видит в чужих текстах своё, мало имеющее отношение к написанному произведению, и именно по этому ИМХО как-то оценивают результат?
  И всем, кто уже готовится возразить «Так читают все рассказы» - нет, нет, и ещё раз нет! Приведу пример разницы, которую я имею ввиду.
  Есть фраза «Марья Ивановна пошла за хлебом». Нормальный читатель видит в ней некую женщину (или особу женского пола), у которой есть ноги (лапы?), которая умеет двигаться, и в окружающем мире можно достать (купить, украсть) хлеб.
  А некоторые читатели, видимо, к этой фразе относятся так «Марья Ивановна никак не могла пойти за хлебом, потому что его ещё не завезли в магазин, он закрыт, и вообще у неё денег нет».
  Не смотря на то, что все описанные причины никак не запрещают Марье Ивановне пойти именно за хлебом (она потом может обнаружить отсутствие денег или хлеба) — некоторые читатели уверенны, что никак не могла, и всё тут! А если могла — то надо специальным диалогом объяснять, что могла, а то непонятно!
  Можете не любить и не жаловать — рассказ вот он.
  
  Я. Амакава «Вкус халвы».
   Останется показательным как пример того, как читатели не желают верить автору, и требуют доказательства того, что доказывать не требуется. Тем не менее, не смотря на серьёзную критику, в топе читательского интереса она обошла даже меня!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"