Семевский Федор Николаевич : другие произведения.

Катастрофа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Приводится сводка статистических данных, рисующих изменение поведения людей в новое время в связи с долей православных среди русских. Сводка демонстрирует совпадение априорных предсказаний поведения людей в гуманитарной и православной системе ценностей и запретов.


Катастрофа

Реферат

   Приводится сводка статистических данных, рисующих изменение поведения людей в новое время в связи с долей православных среди русских. Сводка демонстрирует совпадение априорных предсказаний поведения людей в гуманитарной и православной системе ценностей и запретов.

Введение

   Христианская арийская цивилизация сейчас находится на вершине могущества и богатства. В то же время она в XX в. обнаружила кризисные явления. Одним из первых на это обратил внимание Шпенглер. Две мировые войны, великая депрессия, революция в России, фашизм - обнаружили иррациональные силы, таящиеся внутри рациональной цивилизации. Цивилизация, внешне благополучно, справилась с возникшими трудностями. Ведущее положение в мире Великобритании, Германии, России перешло к США, но лидеры в христианском мире менялись и раньше. Попытка Японии конкурировать с европейцами кончилось провалом. Фашизм и коммунизм потерпели поражение. Более полустолетия внутри христианской цивилизации царит относительный мир. В то же время кризис продолжает развиваться.
   Первая проблема - вымирание. На первый взгляд она не заслуживает внимания. Сейчас иммиграция восполняет население. С биологической точки зрения - это центральная проблема.
   Вторая, близкая к первой, - это постепенно проявляющееся превосходство монголоидов юго-восточной Азии над арийцами.
   Третья - это чрезмерный прогресс в области вооружений, который делает вполне реальной гибель человечества.
   Можно упомянуть и гипотетическую возможность необратимых изменений геофизики планеты.
   Все это, с моей точки зрения, симптомы кризиса. Попробуем разобраться в его причинах.
   Ограничимся первой проблемой. Почти очевидно, что первопричина лежит в самом человеке. Возможны три варианта. 1. Человек изменил среду обитания так, что его жизнь стала невозможной. 2. Отдельные успехи в технологической сфере привели к вымиранию. 3. Человек стал нежизнеспособным.
   Не формальные размышления над проблемой вымирания склонили автора к последней гипотезе, и только эта гипотеза развивается ниже.
   Во времени меняется все. Ограничимся данными по России. Рассмотрим процессы изменения, используя вместо шкалы времени, показатель изменения культуры, а именно - долю православных в народе.

Природа человека

   Насколько я знаю, в последние двести лет существенных изменений генофонда не происходило. Менялась культурная начинка человека. Эта начинка отражается в формально провозглашаемых ценностях и запретах и в законодательстве, поскольку законодатели действуют в соответствии с пониманием добра и зла распространенном в обществе и, конечно, собственными интересами. Реальное поведение людей - компромисс между инстинктами, заданными геномом, и культурными ценностями и запретами. Можно попытаться связать поведение людей с их культурой. При этом мы вынуждены пользоваться теми характеристиками культуры, которые есть. Эти характеристики удивительно несовершенны. В культурный класс православных формально попадает и человек, которого окрестила бабушка, и этим все его православие исчерпывается и осененный благодатью подвижник, вся жизнь которого проходит в постах и молитвах. В качестве характеристики культуры используется доля народа соблюдающего заповеди православия. Предполагается, что православие вытесняется системой ценностей и запретов гуманизма.
  

Убийства

   В Новом Завете приводится заповедь "не убий". Православие разрешает убийство на войне и казнь преступников.
   Гуманизм, вообще говоря, разрешает убийства. Во многих случаях они даже поощряются, например, в случаях защиты чести, политического террора и т. п.
   Мы связали статистику убийств с мерой православия населения России. В качестве такой меры здесь и далее использована величина снижения рождаемости через 9 месяцев после Великого поста в долях единицы (Миронов, 2001). Православная Церковь рекомендует воздержание во время поста. К сожалению, данные Миронова не охватывают новейшего времени. Здесь, в качестве суррогата, мы используем данные углубленной статистики религиозности (Vilar, 1999). Данные по убийствам взяты из официальной статистики. Автор приносит извинения читателю за неполноту сводки. Здесь и далее использованы конспекты автора, составленные в разное время.
   Доля православных в народе связана с таким показателем преступности как число убийств на 100 000 населения обратной зависимостью.

Таблица 1

Связь числа убийств на 100 000 жителей в год

с мерой религиознасти

Религиозность

0,19

0,16

0,15

0,15

0,15

0,15

0,14

0,09

0,07

Число убийств

3,03

4,61

4,76

4,28

4,52

4,49

4,52

5,03

3,13

Религиозность

0,07

0,07

0,07

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Число убийств

2,96

5,31

4,61

9,70

14,3

32,6

32,4

23,6

28,0

  
   Коэффициент корреляции - 0,69
   Число убийств, таким образом, растет с оскудением веры. Связь достаточно тесная.
  

Самоубийства

   В Новом Завете приводится заповедь "не убий". Самоубийство - особый вид убийства- в новом завете прямо не запрещается. Православное святоотеческое богословие осуждает самоубийство, но не безусловно. Грань между самоубийством и жертвой жизнью часто размыта. Гуманистическая этика, безусловно, разрешает самоубийство во всех случаях. Католики и православные в любое время реже идут на самоубийство, чем атеисты и протестанты. Инстинкт самосохранения выражен очень сильно и мешает распространению самоубийств.

Таблица 2

Связь числа самоубийств на 100 000 жителей в год

с мерой религиознасти

   Религиозность

0,48

0,42

0,38

0,34

0,25

0,21

0,20

0,19

0,13

0,1

0,1

   Самоубийства

1,65

1,76

2,30

2,75

2,00

2,69

2,96

2,92

3,20

3,8

4,7

  
   Религ.

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

   Самоуб.

38,8

31,1

23,1

23,3

24,4

26,4

31,0

38,0

42,0

41,0

39,0

  
   Коэффициент корреляции - 0,84.
   Число самоубийств, таким образом, растет с оскудением веры. Связь достаточно тесная.
  

Пьянство

   В Новом Завете, в отличие от мусульманства, употребление спиртных напитков не запрещается. Православное духовенство осуждало и осуждает пьянство. Пьяница делает несчастными своих близких и поэтому для христианина пьянство невозможно.
   Гуманитарная этика также осуждает неумеренное пьянство. Кроме того, пьянство препятствует достижению высшей ценности гуманитариев - денег.
   В России потребление спиртных напитков возросло (рис. 3), но в других странах христианской культуры - скорее уменьшилось.
   В христианском мире распространились и стремительно распространяются наркотики, отчасти замещающие алкоголь.

Таблица 3

Потребление водки (литры/душа год) и религиозность

   Религиозность

0,31

0,23

0,23

0,22

0,21

0,20

0,21

0,19

0,18

   Водка

10,90

10,10

9,80

9,80

9,60

9,30

9,50

9,10

8,70

  
   Религиозность

0,17

0,17

0,17

0,16

0,16

0,16

0,15

0,15

0,15

   Водка

9,24

8,62

8,00

7,64

7,76

7,64

7,51

7,02

6,16

  
   Религиозность

0,15

0,14

0,14

0,14

0,13

0,13

0,13

0,13

0,12

   Водка

6,16

6,03

6,53

6,53

6,28

6,16

6,16

6,53

6,40

  
   Религиозность

0,12

0,12

0,12

0,11

0,11

0,11

0,11

0,11

0,11

   Водка

6,03

6,03

6,40

6,28

6,90

7,40

7,76

7,76

6,90

  
   Религиозность

0,09

0,09

0,07

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

   Водка

7,30

8,64

9,72

26,67

17,50

14,20

20,70

23,00

15,00

  
   Коэффициент корреляции - 0,28
   Пьянство, таким образом, растет с оскудением веры. Связь не тесная, но вполне достоверная.
  

Репродукционное поведение

   В гуманитарной системе ценностей провозглашается свобода в репродуктивной сфере. Развод разрешается по инициативе, как мужа, так и жены. Детоубийство запрещается после по-разному регламентированного срока от зачатия. Разрешаются любые способы предотвращения зачатия и аборт на ранних фазах беременности. Провозглашается равенство полов, и не обязательность брака. Разврат в любых формах не осуждается.
   Коран разрешает развод по инициативе мужчины. Девственность не рассматривается как добродетель. Детоубийство запрещается. Разрешается многоженство.
   Новый Завет рассматривает воздержание как добродетель. Развод разрешается только при измене жены. Новый брак разрешается только вдовам и вдовцам. О многоженстве и убийстве детей нет даже речи. Обе религии исходят из семейной организации общества и требуют подчинения жены (жен) мужу.
   В первом приближении, христиане и мусульмане недавно одинаково успешно воспроизводились. Сейчас мусульманки рожают почти в два раза больше детей, чем христианки.
   Православные женщины до революции рожали в среднем по 7 детей.
   Сравнение по христианским странам не обнаруживает связи рождаемости с долей христиан в населении. По-видимому, все они должны быть отнесены к зоне господства гуманизма. Статистика по распространения гуманизма мне не попадалась.
   Видимо, люди, отказавшиеся от принципа любви к ближнему, невыносимы в общежитии в качестве жен, мужей, детей и родителей.
   Половой инстинкт продолжает действовать, но современная технология позволяет его удовлетворять без тесных контактов, без взаимных обязательств. Высшая ценность гуманитарной культуры деньги. Проституция и половая распущенность позволяет мужчинам удовлетворять свои потребности, не вступая в брак. Проституция дает пока приличный доход. Различные виды временных связей так же часто позволяют женщинам существенно улучшить свое материальное положение. Особенно выгодна такая стратегия была при социализме.
   Единственной страдающей стороной оказываются дети, родившиеся и не родившиеся, но они не голосуют и в условиях парламентской системы их интересы не учитываются политиками.
   Люди понимают, в некоторой мере, что существующая репродукционная политика приведет к катастрофе, но в соответствии с принципами гуманизма и природой ставят свой личный интерес впереди общественного.

Таблица 4

Аборты на 100 000 зачатий и религиознасть

Религиозность

0,31

0,16

0,15

0,15

0,15

0,15

0,14

0,05

Аборты

4,86

21,43

23,39

22,71

21,67

21,25

21,56

56522

Религиозность

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Аборты

66887

67000

68454

70149

68354

66777

67 320

   Коэффициент корреляции - 0,81
   Число детоубийств стремительно растет с оскудением веры. Связь тесная, вполне достоверная.

Таблица. 5

Разводы в год (приблизительно на 1000 браков) и религиозность

Религиозность

0,25

0,04

0,02

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Разводы

0,00

1,85

1,88

3,63

5,95

6,22

6,36

6,22

5,26

   Коэффициент корреляции - 0,81
   Число разводов растет с оскудением веры. Связь тесная, достоверная.
  

Таблица. 6

Внебрачные дети (%) и религиозность

Религиозность

0,15

0,01

0,01

Внебрачные дети

2,68

25,3

27,3

   Данных у нас мало, но сама связь не вызывает сомнений.
   Доля внебрачных детей растет с оскудением веры.
   Мы не приводим данных по рождаемости, так как православные могут иметь низкую рождаемость вследствие воздержания, особенно, после того как супруги расходятся. До революции рождаемость была в 7 раз выше, чем сейчас.
  

Технологический и экономический рост

   В рассматриваемом периоде имел место технологический и экономический рост. В какой-то мере его ускорение можно связывать с победой гуманитарной системы ценностей, хотя он происходил и при господстве православных ценностей. Резко возрос валовой внутренний продукт, меньше - валовой внутренний продукт на душу, почти не увеличилась реальная заработная плата. Резко увеличилась продолжительность жизни в основном за счет детской смертности. Самолеты позволяют за несколько часов перемещаться с континента на континент. Электрическая лампа дает лучшее освещение, чем лучина. Телефон и электронная почта позволяют общаться с людьми в любой точке мира с такой же легкостью, как с соседом. Результаты всего этого, какие-то жалкие. Русские имеют уникальный опыт для оценки этих результатов. Автор, например, утверждает, что качество голодной жизни при коптилке, без ванны и теплого туалета, не ниже, чем в условиях относительного современного благополучия. Межличностное общение в настоящее время, видимо, ниже по качеству, чем в прошлом.

Таблица. 7

Валовой внутренний продукт на душу в год ($ 1990 г.)

и религиозность

(Bourguignon, Morrison 1998)

Религиозность

0,41

0,29

0,21

0,15

0,10

0,06

ВВП

752

913

1 023

926

1 410

1 386

Религиозность

0,03

0,02

0,01

0,01

0,01

ВВП

2 834

3 936

5 564

6 438

4 671

   Коэффициент корреляции - 0,86
   Валовой внутренний продукт растет с оскудением веры. Связь тесная, вполне достоверная.

Таблица. 8

Индекс реальной заработной платы (1853 г. - 100 %)

и религиозность

Религиозность

0,28

0,27

0,27

0,26

0,26

0,26

0,25

0,25

0,25

0,24

Индекс

100

98

84

87

78

72

99

127

122

83

Религиозность

0,24

0,24

0,23

0,23

0,22

0,22

0,22

0,21

0,21

0,21

Индекс

94

93

87

82

86

77

83

85

70

69

Религиозность

0,20

0,20

0,20

0,19

0,19

0,19

0,18

0,18

0,18

0,18

Индекс

73

77

80

81

76

73

71

76

72

79

Религиозность

0,17

0,17

0,17

0,16

0,16

0,16

0,15

0,15

0,15

0,15

Индекс

72

74

77

72

78

85

84

88

82

82

Религиозность

0,14

0,14

0,14

0,13

0,13

0,13

0,13

0,12

0,12

0,12

Индекс

86

90

89

90

90

89

91

90

93

95

Религиозность

0,12

0,11

0,11

0,11

0,11

0,10

0,10

0,10

0,10

0,09

Индекс

100

94

94

95

89

88

90

92

97

98

Религиозность

0,09

0,09

0,09

0,09

0,08

0,08

0,08

0,08

0,07

0,07

Индекс

103

100

94

83

75

26

10

23

23

33

Религиозность

0,07

0,07

0,07

0,07

0,06

0,06

0,06

0,06

0,06

0,05

Индекс

44

64

74

81

90

92

66

48

34

30

Религиозность

0,05

0,05

0,05

0,05

0,05

0,04

0,04

0,04

0,04

0,04

Индекс

44

36

56

32

38

38

37

28

9

10

Религиозность

0,04

0,04

0,04

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

0,03

Индекс

8

8

7

6

7

8

16

30

38

40

Религиозность

0,03

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

Индекс

48

43

41

49

58

56

60

60

49

53

Религиозность

0,02

0,02

0,02

0,02

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Индекс

49

49

54

54

58

62

59

63

64

61

Религиозность

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Индекс

63

65

66

65

65

66

66

66

66

63

Религиозность

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

0,01

Индекс

62

60

58

57

56

55

54

53

42

28

Религиозность

0,01

0,01

0,01

0,01

Индекс

28

26

19

22

   Коэффициент корреляции - 0,31
   Реальная заработная плата падает с оскудением веры. Связь выражена слабо, формально достоверна.

Таблица 9

Продолжительность жизни и религиозность

Религиозность

0,409

0,151

0,099

0,06

0,029

0,013

0,009

Жизнь (лет)

25

30

33,5

44

64

69

70

   Коэффициент корреляции - 0,93
   Продолжительность постнатальной жизни увеличивается с оскудением веры. Связь тесная, достоверная. Если считать, что жизнь начинается с зачатья, связь исчезнет.
   Положительные эффекты, сопровождающие оскудение веры обусловлены развитием науки, технологии. Вера в Бога и развитие науки связаны сложно. С одной стороны глубоко верующий человек не склонен заниматься тварью, и стремится к познанию Бога. Это не способствует развитию науки и технологии. С другой стороны, наука требует самоотдачи, на которую не способен человек руководствующейся гедоническими инстинктами. История, вроде бы говорит о том, что наука развивается в моменты смены систем ценностей.

Обсуждение

   Оригинальность приведенных данных заключается в том, что по оси абсцисс отложена мера религиозности. Мы, конечно, получили бы приблизительно такие же результаты, если бы в качестве аргумента использовали время, долю городского населения, долю мускульной энергии в сумме энергетических затрат производства и т. п. В пользу сделанного выбора, конечно, говорит фундаментальный характер выбранного аргумента, и формальная причинная связь между принимаемой человеком системой ценностей и поведением. Меньшиков писал: "Теряя благочестие, народ теряет одновременно дисциплину гражданственности: из защитника закона он становится преступником его. Вместе с нравственной воспитанностью народ теряет трудовую разумность. Он становится анархичен, жаден, зол, жесток". Фактические данные согласуются с таким взглядом. Наличие корреляционной связи, конечно, не доказывает причинную связь. За наличие причинной связи говорит согласованность изменений. То есть поведение людей меняется так, как следует ожидать при раскрепощении от заповедей православия.
   Православная семья не может разводиться. Православные не могут убивать. Хотелось бы привести одномоментные статистические данные, демонстрирующие, что они действительно реже разводятся и убивают, но сделать это не просто. Для светской науки все связанное с религией было табуировано, а православная наука не занимается статистикой.
   Катастрофа прежде всего проявляется в падении рождаемости.
   Очень сильным соображением, в пользу выбора в качестве аргумента системы ценностей и запретов, являются гуттериты (ветвь анабаптизма), подчеркивающие недопустимость ограничения рождаемости любыми способами, кроме воздержания.
   У гуттеритов в США, на замужнюю женщину приходится 12 живорождений. При этом, ни в одной группе белого населения США в то же время среднее число живорождений на замужнею женщину не подымается выше четырех (Борисов, 1976).
   Ни один фактор, исследованный демографами, не дает такого эффекта.
   Упоминались еще две гипотезы, претендующие на объяснение причин катастрофы, - изменение среды и технологический прогресс в области средств подавления рождаемости. Демографы убедительно показали довольно близкое соответствие между получаемыми путем опросов оценками идеального, желаемого и ожидаемого числа детей и фактической рождаемостью. Соответствующие установки имеются уже у школьников, откуда можно заключить, что установка на желаемое число детей формируются в основном в детстве (Борисов, 1976).
   Особо следует остановиться на роли средств массовой информации, особенно телевидения. Не секрет, что распространяется информация, которая дает выгоду распространителям, но не получателям. Есть веские основания полагать, что получателям она приносит очень существенный вред. Телевизор - замечательное техническое достижение. Вред он начинает приносить в обществе, провозглашающем как высшую ценность свободу распространения информации.
   Скорее всего, и изменение среды, и технологические новшества усугубляют кризис, но играют второстепенную роль.
   Центральная проблема - вымирание, с моей точки зрения, объясняется просто. Лица, отказавшиеся от принципа любви к ближнему, невыносимы друг для друга. Любовь исчезла, остался секс. Отсюда, естественно, возникают внебрачные связи и разводы и, как следствие, не нормальное воспитание детей в плохих и неполных семьях. Дети из таких семей еще менее способны к воспроизводству, чем родители. Процесс несет черты необратимости.
   Есть веские основания полагать, что кризис вызван победой гуманистической системы ценностей над христианской.
  

Литература

   Борисов В.А. 1976. Перспективы рождаемости. М, Статистика, 247 с.
   Миронов Б. 2001. Народ-богоносец или народ-атеист: как сильно россияне верили в Бога накануне 1917 года? Родина N 3.
   Семевский Ф.Н. 1995. Некоторые интересные следствия из принципа оптимальности. М, "Вереск", 38 с.
   Солженицын А. 1991. Архипелаг ГУЛАГ. М, Инком.
   Bourguignon F. and C. Morrison 1998 Inequality and development: the role of dualism. Journal of Development Economics, p.233-257.
   Интересно отметить, что обе попытки можно свести к конкретизации понятия ближнего. В коммунизме ближние - это пролетарии, в фашизме - это граждане государства с учетом национальности.
   Хорошо бы иметь выборки, в которых системы ценностей и запретов характеризовались возможно более полно (приводились бы списки с указанием меры приоритета), и детально описывалось бы поведение, но мне такой материал не попался.
   Террор стал осуждаться гуманитарной интеллигенцией только после взрыва торгового центра. Гуманитарная интеллигенция не осуждала убийств царских чиновников и Сталинский террор. Это четко показал Солженицын (1991).
   Сдесь и далее коэффициент корреляции приводится для логарифмической зависимости (y=aLog(x)+b)
   Дружинин (1996) связывает организацию семейных отношений с тонкостями догматики христианских конфессий.
   В православии женщина, прежде всего, - мать, в католицизме - жена, в протестантизме - равноправный член общества. Следуя этой логике, можно сказать, что в гуманитарной системе ценностей женщина - сексуальный партнер.
   Я предпочитаю не касаться тонкостей. Дружинин прав в другом. Семья - инструмент воспроизводства. Она основана на ответственности и отношениях "власть-подчинение".
  
   В 2003 г по 80 чисто христианским странам средняя суммарная рождаемость 2,17 по 26 чисто мусульманским странам 3,89
   Работники средств массовой информации требую для себя не ограниченной свободы, умалчивают о том, что Стюард Миль - идеолог либерализма требовал свободы любой деятельности, не причиняющей вреда другим. Неограниченной свободой, вообще говоря, пользуются не работники СМИ, а те кто им платит.
   Любовь между родителями и детьми соответственно так же должна уменьшаться в гуманитарной культуре. Я не знаю данных, которые могли бы подтвердить или опровергнуть данное положение, за исключением упрощения состава семьи.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"