Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Мотив Города

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    мотив, часто самостоятельно появляющийся при работе с клиентом в рамках символдрамы


Семкова М.П.

Использование мотива Города

в средней ступени символдрамы

   Мотив Города часто проявляется спонтанно в рамках основной и средней ступени символдрамы. Например, прогностически благоприятным признаком считается, когда при подъеме на Гору в одноименном мотиве зрителю открывается широкий ландшафт с городами и поселениями.

I

   Мотив Города или поселения часто появляется в снах, мифах и легендах. Этот символ чрезвычайно многозначен. Например, Город может служить фоном для сцен, символизирующих отношения с родителями.
   В данном случае, Город - это среда, где происходит адаптация личности к родительской семье и семейным ролям и разыгрываются связанные с этими конфликты.
   Отношения с матерью в сновидениях иллюстрирует следующий случай.
   Оля, очень одаренная и самостоятельная девочка 13 лет, старшая сестра в неполной семье, видела повторяющийся сон. Отношения с матерью в это время были достаточно напряженными. Она видела свой родной город, улицу, где она жила (все выглядело так же, как и наяву). На ее улице живут гладкие глиняные существа, лишенные рта. Девочка пытается накормить их булкой, и это ей в конце концов удается.
   Данное сновидение отображает противоречия в ее отношениях с матерью: она нуждается в эмоциональной зависимости от матери, но не получая ее в достаточном количестве, идентифицируется с кормящей матерью сама.
   В 18 - 20 лет подобные сновидения посетили ее вновь. В то время она поддерживала в духовных метаниях своего мужа и массу своих друзей.
   В отношениях с мужем ей не хватало тепла (муж был личностью шизоидно акцептуированной), со свекровью сложились конкурентные отношения.
   Город окрасился в черные, багровые и охристые тона. Здания разрушались. Глиняные существа превратились в аморфных монстров, видимых только боковым зрением. Они были голодны.
   Ее мир, основанный на идентификации с матерью, стал нестабильным и был готов вот-вот разрушиться. Замужество и начало собственной семейной жизни ускорили этот процесс.
  
   Отношения с отцом.
   Константин, выпускник мединститута 23 лет. Его отец покинул семью вскоре после рождения сына Во время поступления в интернатуру Константин видел следующий сон.
   Он находится где-то на окраине Москвы в домах типа "хрущовок". Он должен прибыть в один из институтов к своему будущему научному руководителю. Он садится в автобус и по грязной, разбитой дороге доезжает до моста через реку. На этом сон обрывается.
   Здесь научный руководитель символизирует отцовскую фигуру, с которой молодой человек должен идентифицироваться. Район "хрущовок", грязная дорога могут отражать его сниженную самооценку, а нахождение его руководителя в центре Москвы свидетельствует об идеализации отцовского образа.
  
   В терминах гештальт-терапии, в отношениях родителей и ребенка Город является фоном, а фигурами - те персонажи, которые действуют в сновидении.
   Часто мотив Города в сновидении касается проблем социальной адаптации. Он может символизировать отношение клиента к социуму и определение своего положения в нем. По характеру передвижения сновидца внутри Города, начала и конца его маршрута, встреч с важными фигурами можно судить о том, какие цели он ставит, какими способами пытается реализовать их и насколько ему сопутствует успех.
  
   Елена, 24 г. (выраженная акцентуация личности шизоидного типа). Готовила себя к научной работе, но после окончания педагогического ВУЗа была вынуждена работать простым учителем в школе. Она сомневалась в том, сможет ли адаптироваться в социуме с помощью механического соответствия социальным нормативам.
   Она находится в школе, где проходила педагогическую практику в группе своих одноклассников. Они собрались на занятии, но преподаватель запаздывает. Наконец преподаватель пришел и приказал студентам срочно расходиться по домам - началась эпидемия, люди превращаются в насекомых. Он не успел договорить, его кожа стала деревянистой, за спиной выросли стрекозиные крылья, и он вылетел в окно.
   Елена в одиночку возвращается в общежитие. По городу гуляют толпы людей-насекомых, напоминающих деревянные куклы с приклееными улыбками. В ее институте все уже превратились в насекомых. В том институте, где она мечтала работать, еще остались люди. Она движется туда. Ее друг, к которому она шла, отсутствует - дверь его кабинета распахнута, и не известно, стал ли он насекомым, или просто сбежал.
   Вечером насекомые гуляют парами по городу, не обращая внимания на людей. Те решают, как им быть. Часть садится в автомобиль и уезжает. Один из преподавателей Елены (авторитетный для нее человек) и она решают остаться, чтоб искать уцелевших людей и жить вместе с ними.
   Она протестует против жесткости социальных стандартов (люди превращаются в насекомых, внешне от них практически не отличаясь) и социального давления. Это сновидение предлагает множество тактик: от приспособления и избегания до создания сообщества выживших.
   2 года спустя: Елена работает с трудными подростками и готовится к поступлению в заочную аспирантуру.
  
   Константин, 23 лет, в гипнагогической фантазии оказался на берегу реки. Была поздняя осень, сумерки. Через реку был переброшен большой белый мост с плотиной. Он поднялся на мост и увидел оттуда большое заводское здание и дальше - здания музеев. Он прошел по мосту и направился к центру города. В данном случае было важным преодоление границы (переход через мост) и направленность движения к центру города.
   Успешная социальная адаптация должна быть связана с процессами интеграции психики, иначе приспособление окажется однобоким и дискомфортным.
  
   Эта связь хорошо прослеживается в случае терапии 18-летнего аутичного гимназиста по методу символдрамы, проведенном Х. Лейнером.
   Юноша на первом же сеансе увидел великана, живущего в пещере. Задача психотерапии состояла в том, чтоб великан постепенно вышел к людям. Сначала он помогал крестьянам в поле, потом устроился коридорным в гостинице. Постепенно великан уменьшался в размерах, а юноша, представлявший его, становился более коммуникабельным.
   Здесь были интегрированы и преобразованы инфантильные тенденции всемогущества этого 18 летнего юноши.
  
   Сновидения о Городе могут быть связаны и с попыткой интеграции полярных качеств собственной психики.
   Елена, 24 года (акцентуация личности по шизоидному типу). Ей трудно понять, зачем вообще нужны эмоции, поэтому возникают трудности в поддержании партнерских отношений. Она старшая дочь в семье алкоголика и начальницы среднего звена. Ее социальными приоритетами являются достаточно высокое положение в обществе и материальное благосостояние. В сновидении она в ноябрьскую ночь оказывается в незнакомом районе, застроенном деревянными домами. Ее сопровождает подруга, которую Наталья считает своим гидом в мире эмоций. Вокруг темно, сыро, на улицах ни души. Переулки напоминают лабиринт. Сновидице страшно. Подруга подбадривает ее: "Не бойся, я тебя проведу". Внезапно Наталья оказывается в респектабельном районе, застроенном многоэтажными домами. Там лето, светло, сухо, растет травка. Ее сопровождают преподаватель и его лохматый добродушный волкодав. Потом преподаватель, рядом с которым ей было тревожно, исчез. С нею остался пес, и она успокоилась.
   Полярность "трущобы - респектабельный район" отражает конфликт между ее невысокой самооценкой и стремлением к социальному престижу.
   Потребность в зависимости и неспособность поддерживать близкие отношения символизируют подруга, преподаватель и пес, сопровождающие ее. Эти персонажи исчезают внезапно, так же, как и она, когда истощается в отношениях, которые кажутся ей слишком насыщенными эмоциями. Множество этих субличностей (вероятно, ее отщепленная эмоциональность, авторитарность и агрессия) и отсутствие ясной связи между нищим районом и фешенебельной частью города говорит о том, что процесс интеграции этих полярностей в ее личности только начался.
  
   Для интеграции психики и социальной адаптации важны переживания, связанные с созданием собственного "идеального Я" и Персоны (набором социальных ролей, предоставленных коллективной психикой, с которым личность бессознательно идентифицируется).
   Сновидение Зои, двадцатидвухлетней зависимой и несмелой женщины с сильно заниженной самооценкой. Видит во сне город, в который переехала к мужу. Лето, яркий полдень. Улицы очень широкие, город чистый, дома веселые и яркие. На небе ни облачка. Улицы пусты. Она мчится на тройке белых коней (управляя колесницей) и счастлива от красоты города и ощущения скорости. Это сновидение представляет собой компенсацию привычных для нее установок на неудачливость, незаметность и зависимость, исходящие из ее давящего Суперэго. Во сне она смелая и яркая, и сама управляет, куда ей двигаться.
  
   Важен и мотив покидания Города, желание выбраться из него. Этот мотив становится значимым при переживании разных кризисов и в предсмертных переживаниях.
   Захар Иванович, 93 г. При упоминаниях о смерти начинал сильно тревожиться. Страдал сенильной деменцией, практически ослеп. После того, как в его комнате сделали перестановку мебели, перестал ориентироваться в окружающем: ему казалось, что он находится в больнице, а весь город стал огромной тюрьмой. Он очень просил помочь ему выбраться оттуда. Возможно, тюрьма и больница символизировали его самого, его тело и привычные жизненные стереотипы и страхи, которые мешали ему спокойно умереть.
   Бронислав, 46 лет, болел раком желудка, заболевание очень быстро прогрессировало. За 3 дня до смерти стал грезить о том, что собирается в дорогу, куда-то едет в поезде. Умер довольно быстро и спокойно.
  
   Еще К.Г. Юнг отмечал, что образ Города во сне может символизировать Самость. Он приводит в пример свое сновидение в котором он находился в Ливерпуле (во сне это значило "полюс мира"). В центре Города находилась площадь. Часть кварталов окружала пруд с островом посередине, где цвела розовая магнолия. Юнг интерпретировал это как выражение собственной Самости. Для него оказалось важным, что его Ливерпуль имеет два центра: площадь (центр для всех) и дерево на острове (личный центр К. Г. Юнга). Если Город в сновидении является символом Персоны или Самости, то важно, что видящий сновидение не сливается с ним, он является самим собой. Это, как и существование личного центра - дерева позволяет избежать опасности инфляции - "раздувания" сознания, которое идентифицируется с архетипическим материалом.
   Самость достаточно часто изображается как Город. Это, например, Китеж, затонувший под угрозой нашествия монголо-татар и сохранившийся в глубине озера Светлояр. Картина Н. Рериха "Град обреченный", на которой изображен белый Город, обвитый удавом, символизирует Самость, находящуюся в ситуации, которая угрожает распадом психики. Змей может не только душить, но и защищать Город, что характерно для архаических механизмов защиты Самости, которые складываются при серьезных травмах довербального периода развития психики.
   Город, который символизирует образ Самости - это или Город-Рай (вспомним песню Б. Гребенщикова "Город золотой"), либо Город с достаточно сложной структурой. Таков Город Праведных ("Откровение Иоанна Богослова") - он окружен стенами из драгоценных камней, в него ведут жемчужные врата, через его центр протекает Река Жизни и растет вечно цветущее Древо: такой Город символизирует хорошо развитую Самость, в отличие от незрелой Самости, сходной с материнскими мало структурированными образами (например, звездное небо или райский сад).
   Сновидения о становлении Самости содержит много архетипического материала, который объединяется в пары полярностей.
  
   Константин, 26 лет, врач. Начал обучение психотерапии. Видит город на воде, сам находится где-то на его окраине. Во сне он знает, что это Шанхай. Он - на окраине города, где располагаются помойки и мост с жилищами в 2 этажа, где живет беднота. Наступает утро. Он оказался на дне, так как у него конфисковали все имущество. К нему подходит девочка лет 15 - вьетнамка, одетая в красное бикини с юбочкой и в сабо. Ее кожа покрыта пятнами от зеленки - она переболела ветрянкой. Это проститутка. Константин идет за ней, и она приводит его в хижину под мостом. Там очень тесно, пол завален старыми газетами. В ней живет худой темнокожий старик. Это отец юной проститутки, он знахарь, который умеет заживлять раны с помощью заклинаний. Константин пьет с ним чай и беседует. Потом старик отвел Константина в соседнюю хижину, где лежал юноша с длинной гниющей раной на бедре. Константину предстоит излечить эту рану. Он долго концентрируется и просит у старика инструмент для наложения скобок (нечто среднее между пинцетом и луком). Константин два часа возится с этой раной. Старик в течение получаса заживил такую же длинную рану у молодой проститутки. Потом старик и Константин вышли к реке. Константин собрался уходить. Старик бережно обнял его за плечи и сказал: "Неужели ты так их не любишь? Пока ты накладывал скобки, юноше было очень больно".
   Этот сон относится к становлению Самости Константина. Образ Города-помойки, где течет своя духовно богатая жизнь, неожидан. Это тот философский камень, который находят среди отбросов. Мудрый старик, который связан близкими отношениями с юной проституткой, раненый юноша, который символизирует психологические травмы самого Константина - это полярности, присущие Самости. Архетип "Раненого целителя", символизируемый парой "юноша-жертва" - "лекарь-старик", имеет прямое отношение к профессиональному самоопределению Константина. Заключительные слова старика о любви Константин расценил как прямое указание на его слабое место - уклонение от сопереживания и озабоченность при этом оказанием чисто практической помощи.
  
   Символика Города может отражать отношения со значимыми фигурами прошлого (родители, наставники), и проблемы социальной адаптации и интеграции полярностей личности. Поэтому разрабатываемый автором мотив символдрамы "Город" будет востребован при работе на средней ступени символдрамы.
   Тактика психотерапевта при работе с "Городом" заключается в сопровождении клиента в его странствиях, помощи в проявлениях самостоятельности в Городе, побуждении к исследованию и свободному творчеству. Терапевт может конфронтировать клиента с желанием совершить побег из Города (но не следует принуждать клиента оставаться там помимо его воли). Следует фиксировать внимание клиента на его действиях, целях, деталях его маршрута и связях между различными частями Города.
   Мотив задается достаточно свободно: клиента или просят представить себе Город или другое поселение или увидеть Город среди ландшафта, который представится ему.
   Подходы к мотиву "Город" в символдраме могут быть самыми различными.
  
   Возвращение в родной Город. Может появиться спонтанно уже при прохождении основной ступени символдрамы. Может быть полезен, когда в сессии символдрамы личность приобрела много новых переживаний, после каких-то сложных переживаний в актуальной жизненной ситуации.
  
   Мотив Города (или поселения) в проработке отношений с матерью. Оксана, 22 года (зависимость от матери, необходимость профессионального самоопределения)
   Она идет по пыльной грунтовой дороге, уходя с луга, который ей не очень понравился (там было душно). Дорога ведет через колосящиеся поля. С поля к дороге подходит крестьянка и провожает девушку до деревни. Это одна длинная улица, совершенно безлюдная. За околицей пасется всего одна пегая корова. Девушка и крестьянка подходят к избе. Оксана очень устала в пути. В гостях у крестьянки она попила молока, поела ягод и отдохнула в саду, поиграла с сыном крестьянки, который был предоставлен самому себе и у которого не было игрушек.
   Вечером она решила поехать в родной город. Для этого надо было выйти к автобусной остановке на шоссе.
   Путь по деревне занял очень много времени, она сильно устала. Она вышла на шоссе и прошла еще полкилометра. Автобуса на том месте, где он должен был остановиться, все еще не было. Когда автобус подъехал, ей пришлось гнаться за ним. Внутри было тесно, и ей пришлось стоять.
   В данном образе отражены потребности пациентки в зависимости от матери. Эта зависимость была в целом удовлетворительной (колосящиеся поля, деревня, корова и доброжелательная крестьянка, появившиеся в рамках этого мотива). Имели место травмы, связанные с нехваткой эмоциональной "подпитки" от матери (луг скорее неприятен пациентке, корова в деревне всего одна, сын крестьянки не имеет игрушек и развлекает сам себя в одиночестве). Ей удалось проработать эти травмы в образе - она напилась молока, поела ягод и поиграла с ребенком. Путь в родной город здесь значил выход из зависимых отношений с матерью, для которых она еще не совсем подготовлена (она не знает, как пройти к шоссе, устает по дороге, автобус не приходит вовремя). Ей приходится прикладывать усилия - гнаться за автобусом. Дальнейшая психотерапия была направлена на исследование возможностей Оксаны жить независимо от ее матери.
  
   Вступление в Город и движение в Городе к лично значимой цели свидетельствует о процессах социальной адаптации личности, о ее приоритетах и способах достижения целей.
   Иван, студент-юрист, 23 года, страдает алкоголизмом I стадии. Он проходил психологическую реабилитацию у одного из наркологов Ижевска. Ему было предложено визуализировать свою мечту. Иван увидел себя поздней осенью, утром, идущим по центральной улице того города, где он учился и жил. Он направлялся в свой офис, офис располагался в двухэтажном здании, где работали самые разные арендаторы. Войдя в свой кабинет, который производил впечатление запущенности и необжитости, он ждал до обеда - клиенты не приходили. Потом подошел довольно требовательный клиент, и Иван не мог понять, что тому надо. Внезапно и неожиданно для себя Иван запер кабинет и покинул здание. После блуждания по городу он вышел в лес, поздно вечером нашел в лесной чаще ручеек, покрытый льдом. Он напился из ручья и опустил туда голову, после чего напряжение отпустило его.
   Социальная адаптация не является самоцелью. Исходя из этого видения, мечта Ивана о социальном престиже не удовлетворяла его - он был вынужден работать на этот престиж так, что это не приносило ему удовлетворения. Достижение успеха оказалось не таким уж необходимым, как ему казалось.
   Виктор, 33 года (чиновник довольно высокого ранга, очень замкнутый, обратился к психотерапевту, так как испытывал смущение, выступая перед аудиторией). Он увидел себя в сумерках на опушке леса (опушка леса была задана как стандартный мотив основной ступени символдрамы, который используется при работе со страхами). Он был в маленьком летательном аппарате, больше похожем на скафандр. Виктор летел, не касаясь земли. Наступали сумерки. Из леса вышел человечек в красном и попытался проникнуть внутрь его скафандра. Виктора это встревожило, и он поднялся в воздух. Он направился к возвышающейся над лесом телебашне и свернул от нее в Город, попутно разбираясь с рулевой панелью своего скафандра.
   В Городе был ясный день. Виктор летел над совершенно пустым прямым бетонным шоссе. Город оказался геометрически правильным, его улицы были сплошь забетонированы, не встречалось ни растительности, ни машин, ни людей. Дома больше напоминали бункеры. В центре высилась зеркальная башня. Несколько машин и большая группа людей (обслуживающий персонал) окружали ее. Подлетая, Виктор увидел на ее зеркальной поверхности отражение человека в белом скафандре. Он не понял, было ли это его отражением. Ему не понравилась безжизненность Города, и он улетел на песчаный пляж у теплого моря. Он снял скафандр и плавал в море, пока не устал и не захотел спать.
  
   Полет над Городом - экзистенциальный мотив, связанный с обобщением пройденного жизненного этапа и прощанием с ним.
   Олеся, 21 год (не находит в жизни применения своим моральным ценностям. Хочет жить ради служения обществу, братства и милосердия. Социально не адаптирована, состоит в экологической организации, имеющей черты деструктивной секты).
   В образе "Город" представила ночь с огоньками окон и автомобильных фар. Внезапно картина изменилась: душный летний день, она находится на перекрестке двух оживленных улиц. Горит красный свет, много машин, толпятся люди. Все это раздражает ее, она хочет домой. Собирается ехать домой на автобусе, идет к остановке мимо церкви, где сидят нищие. Милостыни им не подает. Ждет автобуса, он появляется довольно скоро, влезает в него. Там некуда сесть, тесно, душно, ее толкают. Автобус очень долго едет по городу, мимо чахлых деревьев и тюремного вида зданий интерната. Ей неприятно, она чувствует раздражение. Потом автобус въезжает в лесопарковую зону, воздух свежеет, и часть людей выходит. Автобус подъезжает к ее остановке. Она выходит. Вокруг растут деревья. Раздражение покидает ее, ей спокойно, она наслаждается красотой этого места.
   Ей было предложено полетать над городом. Ранняя осень, день. Она отправляется на маленькую речку, на берегу которой часто бывала в детстве. Летит низко и медленно. Пролетая мимо строящегося с нарушением природоохранных законов дома, она страдает от беспомощности что-то изменить. Пролетает над значимыми для нее местами родного города, не задерживаясь над ними надолго, вспоминает важные для нее впечатления, связанные с этими местами. Вылетает на обрывистый берег пруда, поросший соснами. Это место напоминает ей побережье Балтийского моря в Латвии. Она хочет лететь вдоль берега, но чувствует внутреннее сопротивление. У нее садится голос. "Лететь дальше нет смысла," - говорит она.
   Психотерапевт напоминает, что она может лететь куда захочет и с любой скоростью. Олеся стремительно покидает город и поднимается на большую высоту. Вылетает к знакомой ей лесной реке, на которой была в экспедиции с товарищами по экологической организации. Там тихо и спокойно, по воде медленно плывут листья. Она хотела бы провести у реки недели две, но решает, что не может потратить столько времени на чистое созерцание. Часть этого транса, связанная с движением по городу и возвращением домой, связана с дискомфортным для нее чувствам социального давления, протеста против жизни в том социуме, где ей приходится жить и желания вернуться к себе.
   Важные для нее места над городом связаны с попытками ее организации бороться против экологических нарушений (обычно безуспешными) и с детскими воспоминаниями о красивых природных местах, которые сейчас уже застроены домами.
   Психотерапевт обращал внимание на все попытки клиентки убежать, покинуть город.
   Перед нею стоял выбор, который она воспринимала так: социальная адаптация (устройство на работу, которая ее не устраивает, стремление быть "как все") или несмотря ни на что быть собой.
   Через несколько месяцев она предприняла серьезную попытку стать самостоятельной и прервать зависимость от экологической организации - уехала в отдаленную деревню работать учителем. Через полгода работы у нее возобновилась депрессия, она вернулась домой и к своим товарищам по организации. Попытка взросления также сильно напоминала бегство. Полет к реке в трансе напоминал это ее решение.
   В этом случае клиентка покинула Город стремительно, не прощаясь с ним и не тратя время на "отпускание" связанных с прощанием чувств.
  
   Мотив прощания, выхода из Города, может быть полезен в терапии сенильных расстройств и кризисов, связанных с переживаниями предстоящей смерти или завершением важного жизненного этапа.
   Святослав Васильевич, 62 г. После выхода на пенсию появилась бессонница и приступы сердцебиения. Профессионально успешен, честолюбив, сохранил активный образ жизни - занимается спортом, строит новый дом. После конфликта с чиновниками по поводу строительства дома приступы сердцебиения участились, из-за чего не мог спать. Было проведено 8 сессий символдрамы (мотивы Луга, Ручья, Дома и Встречи со значимым лицом). В заключительной сессии увидел себя в арабском городе, в котором работал в молодости. Из делового центра пошел на базар, потолкался там и вышел к порту. Заметил, что у порта ведутся раскопки античного города; с помощью бульдозеров раскапывают хорошо сохранившийся мраморный храм со статуями. Близко к раскопу он не подходил, а отправился на пляж - посмотрел на море, побродил по воде и искупался. После транса был воодушевлен, рассказывал о том, как работал в Ливане и о том, чем сейчас заполнена его жизнь. Пришел к выводу, что деловой центр и базар - это ценности молодого возраста (общение, успех, предприимчивость), которые сейчас для него отходят на задний план. Раскопки города - это что-то духовное, что будет занимать его в старости (с характером этих духовных ценностей еще не определился).
  
   Мотив путешествия в Городе позволяет работать с проблемами социальной адаптации, способствовать решению мировоззренческих и этических вопросов, важных для клиента.
   Образ Города может спонтанно появляться в символдраматических сессиях при работе клиента с полярностями его личности.
  
   Алина, 32 г. Успешный дизайнер. У нее имидж "железной бизнес-леди". Страдает из-за трудностей отношений с мужчинами - либо отвергает партнера, либо становится зависимой от него. Шестая сессия символдрамы была посвящена мотиву "Ручей". Почувствовала напряжение в груди, которое преобразовалось в образ дамбы. "Я - дамба, я перегораживаю течение реки. Я - река, постепенно, но слишком медленно, я могу подточить основание дамбы". Река полноводна, у самой дамбы расположена станица, напомнившая пациентке о "Вечерах на хуторе близ Диканьки", она немного сказочная. Жители пользуются дамбой как мостом, и им нет нужды освобождать реку. После дамбы русло реки песчаное, сухое, оно ведет к морю. У моря стоит красивый город-порт, похожий на Одессу.
   Видит дома, рынок, в порту стоят парусные корабли. Она обозревает этот город с дамбы.
   Если река символизирует ее жизненную силу и эмоциональность, то дамба связана с запретами в этой сфере, но она имеет и коммуникативные функции (служит мостом), является опорой на социальные достижения (клиентка смотрит на Город с дамбы).
   Социальная адаптация этой клиентки хорошая, так как Город виден с близкого расстояния. Полярности "Река-Дамба" и "Станица-Город" отражают возможность интеграции прежде отрицаемых ею качеств (наивность, эмоциональность, стремление к покою).
   В других сессиях, которые проводились по методике "горячего стула" (гештальт-терапия), эта полярность отразилась в образе наивной, импульсивной и зависимой Рапунцель и Сильной Бизнес-Леди, контролирующей ее.
   В седьмой сессии символдрамы она оказалась на втором этаже шикарного магазина. Она боится, что ей не хватит денег на покупки. По левую руку стоят пыльные полки со старомодными шляпками (это ассоциируется с рутинными занятиями на ее нынешней работе). Справа - очень красивые платья: одно из них напоминает свадебное, другое - в комплекте с черным фраком. Денег на оба платья сразу не хватает. Она ничего не купила. Она видит зеркала, но отводит от них взгляд. Она спускалась на первый этаж по широкой мраморной лестнице, застеленной красным ковром, по сторонам которой стоят лакеи в красных с золотом ливреях. На первом этаже - супермаркет для богатых, людей там много. Оставаться в супермаркете она не хочет, так как чувствует себя там слишком бедной. Она выходит на крыльцо и внезапно оказывается в парке. Она сидит на лавочке, читает детектив и кормит булкой пару лебедей, плавающих в пруду.
   Эта сессия касается интеграции содержаний Персоны и выбором между Рапунцель (свадебное платье = архетипический образ Вечной Невесты) и Бизнес-Леди (одеяние, сочетающее в себе и платье, и фрак).
   Она видит себя бедной, недостаточно успешной. Денег на женственные наряды у нее не хватает (создать образ слабой красивой женщины ей не удается).
   Внезапный "перескок" из магазина в парк свидетельствует о том, что клиентка пока не может интегрировать полярный материал, касающийся уравновешивания образов Рапунцель (она в этом образе кормит лебедей) и Бизнес-Леди (которой не хватает денег на платья). Мир эмоций станет доступным для нее, если она "снизит планку" своего карьерного роста, но это значит для нее стать бедной, человеком второго сорта.
   Спускаясь по лестнице ("опускаясь"), она отворачивается от зеркала: нежелание видеть свое отражение связано с сопротивлением в принятии себя не столь успешной, как ей бы хотелось.
  
   Близко к проблемам Персоны находятся и вопросы, связанные с формированием образа "Идеального Я".
   В работе с воссозданием образа "Идеального Я" и удовлетворением некоторых нарциссических тенденций может быть важен мотив строительства Города. Это экзистенциальный мотив для работы в критических ситуациях, связанных с крахом прежнего Идеального Я или с разрушением привычного образа жизни. Мотив позволяет клиенту проявить его потенциальные способности к свободному творчеству.
  
   Николай, 20 лет (очень тяжело переживал разрыв с невестой, для которой оказался недостаточно успешен и самобытен. Разочаровался в будущей профессии, хотел бросить технический ВУЗ и стать педагогом). В работе с этим мотивом он оказался в какой-то тропической стране (в Африке или в Индии), что напомнило ему о докторе Швейцере. Был вечер. Тепло и ясно. Он стоял на лугу и смотрел, как его невеста, не оборачиваясь уходит к горизонту и пропадает из вида. Он обернулся и увидел мраморный остов строящегося здания, который обвивала сверкающая бронзовая лестница, направленная вверх. Рядом строились еще какие-то дома (но сейчас рабочих там не было). Эта была новостройка религиозного центра. Николай пошел дальше, увидел живые районы города и спортивную площадку. Ему было лет 25, на нем красовался изящный строгий костюм, а в руках он нес волейбольный мяч. Его звали Николай Швейцер. На спортплощадке его поджидала компания мальчиков лет 12-13, которые отправились с ним играть в волейбол.
   Николай Швейцер, учитель и отчасти харизматический лидер - это его идеальное Я. Новостройка храмового комплекса может означать начало процессов интеграции Самости, которые сейчас пока приостановлены (рабочих нет на стройке, техника стоит). 3 года спустя он окончил ВУЗ, который решил не бросать. Ищет место преподавателя в училище. Хранит верность покинувшей его невесте: "Хуже мне не надо, а лучше - вряд ли я встречу".
  
   Все сессии, описанные в данной работе, взяты из индивидуальной работы в символдраме у "продвинутых" клиентов. Использовать метод в начале работы не совсем целесообразно: клиент спонтанно переходит на проработку мотивов основной и средней ступени, чаще "Луга", "Дома" и отношений со значимым лицом.
   Елена, 32 г. (сессия в ситуации учебного тренинга). Представляет город из скученных домишек, похожий на лабиринт. Ей трудно сориентироваться, куда двигаться дальше. Хочет пройти в один из домов, открывает калитку, но от дальнейшего продвижения ее что-то удерживает. Она вспоминает, плача, о своем отце, который недавно умер. Этот пустой домик напомнил ей о нем. Проплакавшись, решает идти прямо. Выходит к белому двухэтажному дому с занавесками и цветком на окне. Дом перегораживает улицу, образуя тупик; она хочет войти, но не находит дверей. Пролезает в окно, разбивая цветочный горшок. В доме ее встречают мать и бабушка. Она общается с ними и в конце концов говорит им, что хочет строить свою жизнь по-своему. После этого ей удается найти дверь и выйти на улицу. Город изменился, он стал просторнее, и ей легче в нем сориентироваться. Она воодушевлена и чувствует себя хозяйкой города.
   Город в данном случае выступал как фон для решения проблем в отношениях с родителями, которые клиентка неоднократно прорабатывала в рамках других психотерапевтических методов. В данном случае целесообразнее было воспользоваться мотивом "Дом" и "Значимое лицо".
  

Список литературы

   1. Д. Калшед "Внутренний мир травмы", СПб, 2000
   2. Х. Лейнер "Основы глубинно-психологической символики". В сб. "Символдрама" под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет , 2001.
   3. Я.Л. Обухов "Удовлетворение архаических потребностей - использование метода символдрамы. В сб. "Символдрама" под ред. Я.Л. Обухова и В.А. Поликарпова МИ.: Европейский гуманитарный университет, 2001.
   4. К.Г. Юнг "Воспоминания, сновидения, размышления", СПб, 1997
   5. К.Г. Юнг "Сознание и бессознательное", СПб, 1997.
   Семкова М.П. Использование мотива Города в средней ступени символдрамы 17
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"