Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Оценка эффективности работы психолога с клиентами

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


ЭКСПРЕСС-ОЦЕНКА ЭФФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА С КЛИЕНТАМИ

   Оценка качества психологической и социальной помощи - проблема очень сложная. Если оценку проводит клиент, он может быть субъективен: говорить то, что, по его мнению, хочет услышать специалист - или же обесценивать полученную помощь. Общественные организации и представители субъектов профилактики могут не учитывать особенностей отношений клиента и консультанта, а также личностных особенностей клиента. Поэтому лучше, если качество работы будет оценивать сам консультант - как post factum, после окончания работы, так и предварительно - оценивая те параметры личности клиента, его семейной и социальной ситуации, которые заведомо будут сказываться на эффективности психологического консультирования.
   Было исследовано 97 клиентов, 16 детей и 81 взрослый. С помощью дискриминантного анализа были выявлены критерии, значимые для оценки эффективности предстоящей работы. Этим критериям были присвоены соответствующие численные баллы. Данные отражены в таблице 1.

Таблица 1.

Критерии, значимые для оценки эффективности работы с клиентом

Лист прогнозирования качества работы для специалиста по социальной работе и психолога

  
   КРИТЕРИИ БАЛЛЫ

Возраст клиента

   Взрослый
   1
   Ребенок
   6

Кто клиент

   Только идентифицированный клиент
   1
   Не вся семья (некоторые члены семьи - изгои)
   5

"Воспитание" клиентов

   Проводилась просветительская работа
   3

Отношения с субъектами профилактики

   Клиент направлен школой
   2
   Клиент направлен отделением профилактики безнадзорности (ОПБН)
   1
   Клиент направлен комиссией по делам несовершеннолетних (КДН)
   3
   Клиент выявлен на социальном патронаже
   4
   Клиент направлен врачом
   5
   Клиент приглашен психологом
   7
   Клиент приглашен другим членом семьи
   4

Типы конфликтов

   Школьный конфликт
   2
   Детско-родительский конфликт
   3
   Супружеский конфликт
   4
   Конфликт с субъектами профилактики
   5
   Прародительский конфликт (трех поколений)
   6
   Клиент отрицает свою роль в конфликте
   7

Как окончено консультирование

   Отказался от консультирования
   5
   Прекратил консультирование без предупреждения
   10
  
   Оценка возможной эффективности работы делалась на основании суммы полученных баллов: баллы начисляются клиенту и складываются, и на основании их суммы делается предположение о возможном эффекте консультирования. То или иное количество баллов присвоено показателю для удобства подсчетов и в зависимости от того, насколько трудно работать с подобными проблемами. Чем хуже прогноз работы, тем больше баллов получает клиент.
  
   У взрослых клиентов есть достоверные различия по количеству набранных баллов между тремя группами клиентов (Н Краскалла - Уоллеса = 48,96; р < 0,001). Клиенты 1-й группы, где нет эффекта, набирают больше баллов, чем клиенты 2-й группы, где есть значимые препятствия изменениям (U Манна - Уитни = 136,00; р < 0,001) и больше, чем клиенты 3-й группы, добивающиеся эффекта (U Манна - Уитни = 10,50; р < 0,001). Между клиентами 2-й и 3-й групп имеются достоверные различия по количеству набранных баллов (U Манна - Уитни = 58,00; р < 0,001).
   Труднее прогнозировать эффективность психологической помощи у детей. Мотивация детей к психологической помощи сильно зависит от того, как к ней относятся их родители, а изменения блокируются тем, что дети играют роли выживания в семье, и их проблемы условно выгодны для сохранения семейного гомеостаза. Среди детей были выделены те же три группы, значимо различающиеся по количеству набранных баллов (Н Краскалла - Уоллеса = 7,40; р < 0,05). По критерию Манна - Уитни не выделено различий между детьми, которые не добились эффекта от психологической помощи (группа1) и теми детьми, у которых существуют серьезные препятствия к получению пользы от психологической помощи (группа 2). Есть достоверные различия между детьми 1-й группы, не добившихся эффекта, и детьми 3-й группы, добившимися эффекта от психологической помощи (U Манна - Уитни = 3,50; р < 0,01). Есть достоверные различия между детьми 2-й группы, в которой есть препятствия для получения эффекта от психологической помощи, и детьми 3-й группы, добившимися эффекта от психологической помощи (U Манна - Уитни = 0,00; р < 0,05).
   Достоверных различий по количеству набранных баллов между взрослыми и детьми нет. Количество баллов в зависимости от эффективности психологической помощи отображено в таблице 2

Таблица 2

Показатели взрослых и детей в зависимости от исхода психологического консультирования по данным экспертной оценки

Эффективность консультирования

Количество баллов

ВЗРОСЛЫЕ

ДЕТИ

   Нет эффекта
   11 - 47 (в среднем 26,33)
   15 - 34 (в среднем 26,14)
   Есть препятствия консультированию
   2 - 28 (в среднем 16,91)
   14 - 20 ( в среднем 16,67)
   Есть положительный эффект
   2 - 17 (в среднем 7,00)
   6 - 13 (в среднем 8,67)
   Мы видим, что эмпирические значения эффективности консультирования пересекаются между собой. Для того, чтобы выяснить, какие же значения этого показателя надежнее для практики, нужно качественно проанализировать истории этих клиентов.
   У тех взрослых группы 1 (не добившихся положительного эффекта), кто набрал менее 20 баллов, есть заметные для специалиста особенности, которые необходимо учитывать, и связаны они с нежеланием клиента разглашать информацию о себе. Это скрытность, замалчивание важной информации, страх самораскрытия, появление на консультации в условиях дефицита времени, неумение говорить о своих чувствах и проблемах, невежество - все это может заставить специалист счесть, что особых проблем у клиента нет. Те, кто набирает от 21 до 25 баллов - это так называемые "гости": они пришли, чтобы помочь кому-то другому, а у них самих проблем якобы нет.
   У тех взрослых группы 2 (имеющих препятствия для позитивных изменений), кто набрал меньше 15 баллов, имеются иллюзии о том, изменений достичь просто - они хотят получить советы психолога и исправить все сами; при этом они не готовы к серьезным изменениям, пугаясь их. Если же клиенты этой группы набирают больше 25 баллов, то это говорит о сильном желании избавиться от почти невыносимых страданий и в то же время о серьезном недостатке ресурсов для этого.
   У тех взрослых группы 3 (добившихся эффекта), кто набрал больше 15 баллов, имеются не только психологические, но и серьезные социальные проблемы, которые они пытаются разрешить сами.
   У тех детей группы 1 (не добившихся положительного эффекта), кто набрал менее 20 баллов, не было возможности ходить к психологу из-за каких то внешних обстоятельств, они обратились только за экстренной помощью. Те, кто набрал больше 25 баллов, являлись носителями проблем семьи или играли роли выживания, их поведение на консультации контролировали их родители. Мальчик, набравший наибольшее число баллов, страдал легкой дебильностью. Детей из группы 2 было всего трое они набрали 15 - 20 баллов. На консультации они были исключительно с родителями, которые контролировали их поведение, и все они играли роль "козлов отпущения" - и дома, и в школе. Родители этих детей работать над собой не хотели и предлагали ребенка в качестве носителя проблем.
   Дети группы 3 (добившиеся эффекта), набрали меньше 13 баллов. Они приходят на индивидуальные консультации, и родители поддерживают их в этом.
  
   Можно предложить следующий алгоритм работы:
      -- Если взрослый клиент набирает больше 25 баллов, то он нуждается в комплексной помощи: не только психолога и специалиста по социальной работе в центре социального обслуживания, но и от других субъектов профилактики. Эффективность же межведомственного взаимодействия - это тема других исследований.
      -- Если взрослый клиент набирает 21 - 25 баллов, у него нет мотивации для работы над собой ("гость", "визитер"). Специалист по социальной работе и психолог работают с такими клиентами в команде, уделяя особое внимание укреплению отношений такого клиента и помогающих профессионалов: выслушивают мнение клиента о том, как помочь носителю проблем, просвещают клиента - "визитера".
      -- Если взрослый клиент набирает 15 - 20 баллов, необходим анализ его ситуации и личностных особенностей, обязательно более глубокое исследование образа жизни клиента и его окружения. Это группа, где выводы нельзя делать поверхностно. Такие клиенты могут находиться в очень сложной ситуации, когда необходима психологическая и социальная помощь плюс привлечение при необходимости специалистов из других субъектов профилактики; скрытность и формальность таких клиентов бросаются в глаза.. Либо это мотивированные, сильно страдающие клиенты, которым необходима не только психологическая помощь, но и помощь в налаживании от ношений с другими субъектами профилактики.
      -- Если взрослый клиент набирает меньше 15 баллов, это клиент психолога. Либо эти клиенты активно работают над собой, либо принимают решение о том, что к консультированию пока еще не готовы.
      -- Если клиент-ребенок набирает 14 баллов и больше, то это носитель проблем семьи. Если он психически здоров, а его интеллект соответствует возрастной норме, то необходима работа с его родителями для выяснения того, выгоду при носят проблемы ребенка. Если родитель сопротивляется такой работе, то необходимо привлечение специалистов из других субъектов профилактики - для того, чтобы не дать семье "убежать" от консультирования и для того, чтобы создать ребенку благоприятное социальное окружение вне семьи. Родителям таких детей могут потребоваться консультации социального педагога и юриста.
      -- Если клиент-ребенок набирает меньше 14 баллов, то с ним может работать психолог. Для родителей может потребоваться психологическое и педагогическое просвещение, индивидуальное или семейное консультирование.

Литература:

   Манухина Н. Инструменты краткосрочной практики. - М.: Независимая фирма "Класс", 2014. - 440 с.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"