Шавырин Сергей : другие произведения.

Огненный нимб Марины Цветаевой

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    А что если петля Марины Цветаевой и костёр Жанны Д'Арк это различные варианты успения пресвятой богородицы? "Ещё меня любите за то что что я умру." Кто ты, царица Хатшепсут?


   Огненный нимб Марины Цветаевой
  
   Когда я начинаю думать о Марине Цветаевой - первое что приходит мне в голову - её стихи так ярко и сильно представленные Аллой Пугачёвой:
  
   Уж сколько их упало в эту бездну,
   Разверзтую вдали!
   Настанет день, когда и я исчезну
   С поверхности земли.
  
   Застынет всё, что пело и боролось,
   Сияло и рвалось:
   И зелень глаз моих, и нежный голос,
   И золото волос.
   ...
  
   Но что это? Стихи написаны девушкой в 1913 году... то есть ей в это время был 21 год. К чему такой трагизм и драматическое ожидание конца? Такое настроение вполне бы подошло человеку в более зрелом возрасте. Пугачёва, исполнила эту песню, когда была в середине своих 40-х. Её клип с Голубого Огонька 1989 года показывает немолодую женщину уже умудрённую опытом и размышляющую о смысле жизни... Правда всё встанет на места - если эта женщина Жанна Д'Арк. Она была сожжена на костре инквизиции, когда ей было 19 - как раз в том возрасте, в котором Марина Цветаева написала свой "Реквием".
   Чем больше я пытаюсь проникнуть в настроение и существо Марины, тем больше она ассоциируется у меня с Жанной Д'Арк. Именно такой должна была стать Жанна, если бы родилась вновь. Изучению творчества и жизни Марины Цветаевой посвящено неисчислимое количество материала, и я не собираюсь в какой-то мере пересказывать или комментировать этот материал. Своей задачей я ставлю найти самые общие параллели, которые могут стать предпосылками к полному отождествлению Марины Цветаевой и Жанны Д'Арк - через одну реинкарнацию и далее - найти все исторические инкарнации этого человека. Очевидно, что эта задача стоит вне области литературоведов и историков, хотя требует самое общее представление и о том и о другом. Мы очень мало знаем о том каким человеком по характеру была Жанна Д'Арк. Подробности жизни Цветаевой хорошо известны, несмотря на то, что остаётся множество загадок. Совместное рассмотрение этих людей позволит взглянуть в прошлое и понять какой на самом деле была Жанна Д'Арк и в то же время значительно более глубоко понять внутренний мир Марины Цветаевой.
  
   Начнём с того, что одним из самых сильных впечатлений молодой Марины было знакомство с произведением Эдмона Ростана "Орлёнок". Под этим именем в бонапартистских кругах был известен сын Наполеона Бонапарта - Наполеон II. Это произведение было первым, которое Марина перевела с французского. Во время своей работы она закрывалась в комнате, завешивала шторы и обклевала стены наполеоновской символикой. Вместо богородицы она вставила в киот портрет Наполеона, глядевшего на горящую Москву. Её перевод не сохранился. Главный драматизм, связанный с Орлёнком заключается в том, что он мог бы стать мощнейшим символом для восстановления бонапартизма и вполне возможно, что его трагическая смерть могла быть связана именно с этим. Утверждается правда, что находясь в австрийском плену, Наполеон II умер от естественных причин.
   Между Орлёнком и Жанной Д'Арк существует самая непосредственная аналогия. Сын Наполеона перед смертью находился в плену иностранного государства, которому был очень невыгоден ввиду того, что он мог стать знаменем для нового опасного движения. Ходили слухи, что он был отравлен. Главной причиной сожжения Жанны Д'Арк, когда она находилась в английском плену была опасность англичан, что она снова может поднять свой символический флаг "Орлеанской девы" и играть враждебную Англии роль на политической арене.
  
   Духовное наполнение Жанны Д'Арк непосредственно перед казнью полностью коррелирует с тем какие настроения переживал Орлёнок перед смертью в Австрийском плену. Увлечение Ростаном и Наполеоном Мариной Цветаевой - одна из самых сильных предпосылок к тому что в прошлой жизни Марина Цветаева была Жанной Д'Арк.
  
   Многие стихотворения Цветаевой, особенно раннего периода, содержат в себе прямые и скрытые параллели с судьбой Жанны. Например, вот это...
  
   Пригвождена к позорному столбу
   Славянской совести старинной,
   С змеёю в сердце и с клеймом на лбу,
   Я утверждаю, что - невинна.
   ...
   Эти стихи, исполненные многими современными бардами, включая и Татьяну Никитину, показывают девушку, совершенно напрасно уничтожаемую толпой. Интересно, что есть и второе стихотворение начинающееся с тех же слов где есть прямой намёк на трагедию Жанны Д'Арк...
  
   Пригвождена к позорному столбу,
Я всё ж скажу, что я тебя люблю.
   ...
   Что если б знамя мне доверил полк,
И вдруг бы ты предстал перед глазами --
С другим в руке -- окаменев как столб,
Моя рука бы выпустила знамя...
   ...
   Сей столб встаёт мне, и не рокот толп --
То голуби воркуют утром рано...
И всё уже отдав, сей чёрный столб
Я не отдам -- за красный нимб Руана!
  
   "Красный нимб Руана" - это костёр на котором сгорела Жанна Д'Арк в городе Руан. Даже названия сборников стихов Цветаевой - "Царь девица" и "На красном коне" опять же возбуждают ассоциации с Жанной Д'Арк.
   <Добавить стихотворные параллели>
  
   Рассмотрим простой пример который тем не менее говорит о многом... Прага и история Праги не нашли своего места в творчестве Цветаевой - тем не менее один артефакт всё же заслужил её внимания и это был памятник Брунцвику, сыну князя Зикфрида, героя чешской повести. Марина посвятила этому памятнику стихотворение "Пражский рыцарь". Этот памятник юноше в доспехах, с поднятым мечом вполне отвечал её вкусам. Памятник был проникнут глубоким католическим религиозным пафосом - вполне по духу соответствующему временам Жанны Д'Арк.
  
   - "С рокового мосту
Вниз - отважься!"
Я тебе по росту,
Рыцарь пражский.

Сласть ли, грусть ли
В ней - тебе видней,
Рыцарь, стерегущий
Реку - дней.
  
   Хорошо известным фактом является бисексуальность Марины Цветаевой. Например, С. Полякова отмечала, что в этом ничего удивительного нет, и что сама Марина часто упоминала об этом в письмах и мемуарных очерках. Связь Цветаевой с Софьей Парнок была бурной. Софья была открытая и "воинствующая" лесбиянка, у которой было множество женских партнёров. Некоторые подробности этой связи нашли своё отражение в цикле "Подруга". Тот факт, что Сергей Эфрон ушёл в марте 1915 года на фронт добровольцем, было возможностью выхода из его невыносимого положения...
   Хорошо известно то Жанна Д'Арк обладала многими мужественными чертами и постоянно носила мужскую одежду. Окончательный приговор суда инквизиции был формально связан с тем, что она вновь уже в тюрьме одела мужскую одежду. Вообще трудно себе представить чтобы девушка которая была способна с флагом в руке и на коне выступать впереди французского войска поднимая его боевой дух была бы лишена сильного мужского начала.
  
   Как это ни странно для поэта, у Марины Цветаевой был строгий аналитический мужской ум. Как далеко бы не занесли её всплески чувственности, она в любую минуту могла спокойно встать, оправится и как ни в чём не бывало продолжить делать то, что ей нужно. Именно о таком специфическом уме упоминают исторические источники когда описывают характер Жанны Д'Арк.
  
   Наконец, самой главной центральной чертой Марины Цветаевой, которая проходит через всю её жизнь и творчество является особое отношение к виртуальной реальности. Для того чтобы создать поэтические произведения, а этой цели Марина посвятила всю свою жизнь, она старалась превратить обыкновенную реальность в виртуальную реальность. Возможно, самое объективное описание этой главной особенности этого человека смог выразить тот, кто был ближе всего к ней - её муж Сергей Эфрон. Итак - письмо Эфрона Волошину декабрь 1923 года, в Коктебель - крик души который очень ярко описывает самые глубинные струны Марины....
  
   ... Единственный человек, к<отор>ому я мог бы сказать все -- конечно Ты, но и тебе говорить трудно. Трудно, ибо в этой области для меня сказанное становится свершившимся и, хотя надежды у меня нет никакой... И моя слабость и полная беспомощность и слепость М<арины>, жалость к ней, чувство безнадежного тупика, в к<отор>ый она себя загнала, моя неспособность ей помочь решительно и резко, невозможность найти хороший исход -- все ведет к стоянию на мертвой точке.
  
   М<арина> -- человек страстей. Гораздо в большей мере чем раньше... Отдаваться с головой своему урагану для нее стало необходимостью, воздухом ее жизни. Кто является возбудителем этого урагана сейчас -- неважно. Почти всегда (теперь так же как и раньше), вернее всегда все строится на самообмане. Человек выдумывается и ураган начался. Если ничтожество и ограниченность возбудителя урагана обнаруживаются скоро, М<арина> предается ураганному же отчаянию. Состояние, при к<отор>ом появление нового возбудителя облегчается. Что -- не важно, важно как. Не сущность, не источник, а ритм, бешеный ритм. Сегодня отчаяние, завтра восторг, любовь, отдавание себя с головой, и через день снова отчаяние. И это все при зорком, холодном (пожалуй вольтеровски-циничном) уме. Вчерашние возбудители сегодня остроумно и зло высмеиваются (почти всегда справедливо). Все заносится в книгу. Все спокойно, математически отливается в формулу. Громадная печь, для разогревания которой необходимы дрова, дрова и дрова. Ненужная зола выбрасывается, а качество дров не столь важно. Тяга пока хорошая -- все обращается в пламя. Дрова похуже -- скорее сгорают, получше дольше.
  
   "всегда все строится на самообмане. Человек выдумывается"
  
   "И это всё при зорком, холодном, циничном уме... Всё спокойно математически отливается в формулу..."
  
   Для того, чтобы произвести на свет продукт - стихи, обыкновенная реальность преобразуется в виртуальную реальность и эта новая синтетическая реальность становится основой для творчества. Созданные таким образом стихи, не смотря на техническое совершенство, носят искусственный, синтетический характер. Виртуальная реальность может при определённых условиях обладать фантастической силой. Так в случае с Жанной Д'Арк - не имеющая никаких объективных исторических предпосылок легенда о том, что только "девственница из Лотарингии" должна спасти Францию смогла из виртуальной реальности воплотиться в конкретную и совершенно реальную девушку, которая смогла очень искусно сыграть эту легенду. Это привело к реальным историческим результатам... Причём вместе с душевным порывом - девушка обладала очень строгим и жёстким умом, который позволял ей всегда быть "в седле".
  
   Здесь находится очень важная концепция. Во многих случаях развитием мира движут не объективные процессы, а виртуальная реальность. На протяжении 70-и лет, во времена СССР Россия жила под воздействием теорий, которые сейчас большинство признают виртуальной реальностью ("классовая борьба", "руководящая роль пролетариата и партии", "коммунизм", итд.). Виртуальная реальность является основой практически всех религий... "Еврейская угроза", "историческое превосходство арийской расы" явились виртуальной реальностью, которая в руках Адольфа Гитлера смогла показать всему миру кузькину мать.
  
   Но какой бы всесильной не была виртуальная реальность - она не перестанет быть виртуальной, не имеющей никакой или почти никакой связи с реальностью. И отсюда вытекают все трагические последствия её использования для преобразования мира. Главной ошибкой Жанны Д'Арк было то, что она не смогла во время остановиться. Какой бы красивой не была легенда о "лотарингской девственнице", и какими бы не были её объективные успехи в битве при Орлеане и коронации дофина - она ни при каких обстоятельствах не смогла бы при сложившихся конкретных условиях взять Париж. Более того, пока она продвигала дофина к власти - она была его союзником. Как только дофин получил достаточно власти и оказался в относительной безопасности - легенда и девушка стали откровенно ему мешать. Благодаря этому французы достаточно прохладно отнеслись к Жанне Д'Арк когда она попала в реальную беду и не попытались помочь ей не смотря на то, что она находилась в английском плену около года.
   Что конкретно должна была сделать Жанна чтобы оказаться в относительной безопасности? После того, как дофин был коронован и произошёл коренной перелом в войне, она должна была отойти на третью позицию и стать послушным вассалом короля и снять с себя символический титул "орлеанской девы". В крайнем случае, она могла бы вернуться к себе в деревню --- но совершенно ясно, что у такой яркой и сильной девушки не могло найтись для этого достаточно тормозов. Трагический конец был для неё в любом случае неизбежен.
  
   Литератор Ольга Колбасина-Чернова писала так о Цветаевой:
   Марина не выносила атмосферы благополучия, ее стихией была трагедия -- героизма, жертвенности, бедности и гордыни, непревзойденной Марининой гордыни: Я есмь -- и я иду наперекор.
   Виртуальная жизнь Марины Цветаевой и довольно пренебрежительное отношение к объективной реальности неизбежно должны были привести её к трагедии. Литератор Николай Еленев писал, что, не смотря на похожесть петли Есенина и Цветаевой, Сергея он мог бы увидеть избежавшим такого конца - в случае Марины другого конца он видеть не мог. Была бы Марина "ближе к жизни" - смогла бы избежать петли --- но была бы она при этом Мариной Цветаевой и Жанной Д'Арк?
  
   Мы в деталях знаем, кем была Марина Цветаева. Мы с исторической достоверностью знаем многие детали жизни Жанны Д'Арк, но до нас не дошло практически ничего о то что за женщина была Мария, мать Иисуса, не смотря на то, что в католицизме и православии ей воздаётся наравне с её сынулей... Концептуальная связь между Марией и Жанной-Мариной заключается в главной идее - использовании виртуальной реальности для преобразования действительности. Не смотря на почти полное отсутствие исторической объективности в отношении Марии, на основании одного только существования этой женщины строится мировая система почитания. Мария является центральным персонажем одного из сильнейших религиозных культов в мире. Если у Марины Цветаевой и существовала жизненная задача в масштабах цивилизации, то эта задача должно быть объективное и наглядное представление - кем на самом деле была Мария.
  
   После победы под Орлеаном Жанну прозвали "Орлеанской Девственницей" (фр. la Pucelle d'OrlИans). Тем не менее, русский перевод её прозвища "Орлеанская дева" - имеет прямое отношение к Богородице, поскольку эпитет "Дева" (фр. la Vierge) в средние века в Западной Европе применяли исключительно к ней. В случае с Жанной и Марией вопрос о "девственности" носил центральный, ключевой характер. Правда, девственность Марии в момент рождения Иисуса принимается без доказательства. Жанна Д'Арк для доказательства своей девственности должна была пройти через серию унизительных процедур.
  
   Поскольку мы практически ничего не знаем о матери Иисуса, то можно попробовать найти общие параллели между тем что случилось с самим Иисусом и Жанной Д'Арк - а таких параллелей достаточно много. Иисус назван "спасителем". Кого именно он спас и от кого вопрос довольно тёмный. Во всяком случае, евреи не приняли его как "мессию" поскольку для евреев он ничего не сделал. Религия, которая была впоследствии создана на основании культа личности Иисуса, послужила одной из причин ненависти к евреям по всему миру, вплоть до геноцида. Жанна Д'Арк стала реальным "спасителем". Она смогла защитить государственную независимость Франции в самый критический период столетней войны.
  
   Для того, чтобы жители древней Иудеи приняли Иисуса, как "мессию", он использовал древние сказания, в частности Исаии, что иудеи должны ожидать прихода того, кто их "спасёт". Главной идеей Жанны Д'Арк было сыграть роль из легенды мифологического волшебника "Мерлина", предсказавшего кто именно должен спасти Францию.
  
   Главной силой, которая помогла Жанне встретиться с дофином и склонить его к использованию древней сказки Мерлина для победы при Орлеане, были широкие народные массы, которые благодаря особенным качествам девушки смогли поверить в то, что она действительно "лотаригская спасительница". Сам факт, что для суда Иисус должен был лично встретиться с наместником цезаря в Иудее - Пилатом, говорит о том, что к тому времени он уже смог возбудить широкие народные массы, которые обсуждали его на предмет "мессии". При этом очевидно средства массовой информации хранили молчание. Иосиф Флавий не удостоил Иисуса своим вниманием...
  
   Главная причина, по которой необходимо было уничтожить Иисуса, заключалась в том, что он мог стать совершенно неуместным символом. Он не только мешал иудейским священникам в выполнении их непосредственных обязанностей, но и более того: мог стать флагом для мятежников, которые выступали против власти Рима. Жанна Д'Арк как символ была на политической арене неуместна ни англичанам - противникам французам ни верхушке французов которые видели в ней опасность для своего влияния в стране.
  
   Смерти Иисуса и Жанны были очень живописны - распятие и сожжение на костре вполне драматичны для того, чтобы выжать слезу из потомков. "Не скажу про живых, а покойников мы бережём". Жанна Д'Арк была причислена к лику святых, а Иисус вообще был назван богом.
  
   Опустимся ещё глубже. Наиболее подходящей и по-видимому единственной кандидатурой на роль Марии и Жанны Д'Арк может быть только одна из самых сказочных личностей в истории Древнего Египта - царица-фараон Хатшепсут. Эта женщина первой в мире одела мужское платье и была единовластным правителем Египта в течение целого поколения. Она обладала по-видимому настолько сильной внутренней энергией и силой, что смогла "задвинуть" на весь период своего царствования другую удивительную личность в истории Древнего Египта - Тутмоса III. Тутмос III считается самым выдающимся полководцем и завоевателем. Возможно, также что близость к Хатшепсут сыграла огромную роль на становлении его собственного характера. Известно, что некоторые жёны Тутмоса III были дочерями Хатшепсут. Для установления легитимности своей власти в Египте, царица впервые в истории использовала идею прямой божественности своего рождения. Она выдвинула идею о том, что была фактической дочерью Амона-Ра.
  
   В этой идее нет в общем ничего нового - поскольку все цари именовались "сыновьями Амона" и "сыновьями Ра". Но рельефы Хатшепсут описывают сам процесс посредством которого она стала дочерью бога в откровенных подробностях. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри мы можем видеть бога на пути к царице Яхмос, матери Хатшепсут. "Он (Амон) сделал себя похожим на величество ее мужа Аакеперуре (Тутмоса I). Он нашёл ее (царицу Яхмос), когда она спала посреди красот дворца. Она пробудилась от запаха бога, который почувствовала в присутствии его величества. Он вошёл к ней немедленно..."
  
   Тут Брэстед, который первым переводил эти надписи, переходит на латынь, но все ясно и без перевода. В заключение Амон произносит перед очарованной царицей краткую речь: "Хатшепсут будет имя этой моей дочери, которую я поместил в твое тело. Она будет превосходно царствовать во всей этой стране". Следующие сцены показывают события, жизненные и религиозные, связанные с рождением божественного ребёнка. Хнум, "создатель людей", получает от Амона указание сформировать младенца и ее ка - нечто вроде гения-хранителя - на своем божественном гончарном круге. Затем показана царица с новорождённым младенцем на руках, окружённая традиционными богинями родов и повивального искусства. Насколько впечатлялся реальный зритель, остаётся открытым для сомнений.
  
   Это очень напоминает "благовещение", рождение "сына бога Иисуса" и последующие иконы богородицы с младенцем на руках...
  
   И самое последнее. Хатшепсут - единственная кто в самой древней истории достоверно сама руководила войсками. Новейшие исследования доказали, что она лично возглавляла один из двух совершённых во время её правления военных походов в Нубию, а также контролировала Синайский полуостров, Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину. В частности, ведение военных кампаний царицей подтверждает надпись в Тангуре - победная реляция, высеченная на скале в районе Второго порога Нила. Более того, возможно, Хатшепсут командовала египетскими войсками в ряде походов против мятежных сирийских и палестинских городов.
  
   Если человек, который уже имел высшую власть и стоял во главе империи рождается вновь, то он подсознательно стремится вернутся на то место в мире и обществе где он уже однажды был. Возможно, той роли, которую занимает Мария в христианстве, мы должны быть обязаны ей самой. Молодая женщина, родившаяся во французской деревне, нашла возможность возглавить французские войска и встать рядом с царём благодаря старой легенде. Главным орудием для того, чтобы доказать свою уникальность и вознестись над толпой для Марины Цветаевой была её природная способность сочинять стихи.
  
   Итак, подведя итог, получается следующая цепочка из исторических персонажей, которые претендуют на обладание одной и той же "душой" и разделённые лишь временем и воплощением. Царица Хатшепсут - Мария - Жанна Д'Арк - Марина Цветаева. Эта гипотеза даёт широкие возможности для изучения особенностей конкретного объекта "человеческая душа", который в таком случае приобретает объективный научный смысл. Интересно, что термин "успение пресвятой богородицы" может быть применён также к сожжению Жанны Д'Арк и самоубийству через повешение Марины Цветаевой.
  
   И самое интересное - что "их упало в эту бездну" уже не менее 4-х и вряд ли эта последовательность когда-нибудь прервётся ... не это ли называется бессмертием?
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"