Шеметев Александр Александрович : другие произведения.

Александр Шеметев Российские экономисты о стратегии экономического развития: обзор

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассказывается об основных тенденциях развития Российской экономической науки за последние годы по основным ее научным школам: центральной, Северо-Западной, Урало-Сибирской.

  

Александр Шеметев, к.э.н. (anticrisis2010@mail.ru)

  Alexander Shemetev [Alexander Shemetev]
  

  

Российские экономисты о стратегии экономического развития: обзор

  

  

Аннотация: В статье рассказывается об основных тенденциях развития Российской экономической науки за последние годы по основным ее научным школам: центральной, Северо-Западной, Урало-Сибирской.

  

  

Ключевые слова: тенденции экономического развития, экономическая наука в России, экономика России, экономические научные центры России.

  

  

1. Достижения Российской экономической науки на фоне достижений других наук с момента распада СССР (за последние 22 года)

  

Россия - это очень большая страна. Россия также является важным научным центром. В настоящее время наука России находится на этапе коренного рывка в развитии. Ввиду этого особый интерес представляет анализ и структурирование научных исследований. Возникают актуальные вопросы: сколько в России исследований кандидатов наук, сколько - докторов наук. Также нет данных по динамике численности даже кандидатов науки и докторов наук даже в общем количестве.

  

Автор настоящей статьи провел собственное исследование, которое позволило определить место экономической науки в системе научных знаний России. Результаты этого исследования явились базисом для написания первой вводной части настоящей статьи, посвященной обзору экономических школ России за последние 27 лет.

  

Российская наука с 1932-1934 года является централизованной. Это означает, что у нее есть единый надзорный орган - это Высшая Аттестационная Комиссия Министерства образования и науки РФ (ВАК РФ). Все ученые степени и звания, а также ведущие научные исследования в России подлежат экспертной проверке ВАК РФ. Таким образом, фактически, ученые степени кандидата наук и доктора наук в РФ выдаются Министерством образования и науки РФ после проверки экспертным советом ВАК РФ. Это касается, в частности, экономики. Все прочие ученые степени кандидата и доктора наук полученные в России и выданные не Министерством образования и науки РФ, не котируются на территории Российской Федерации. Рабочими языками науки в РФ являются русский и английский - любые исследования в России могут быть выполнены на любом из этих языков.

  

В 99,8% случаев ученая степень кандидата или доктора наук присуждается на основании комплексного научного исследования, включающего в себя ряд более мелких исследований. В оставшиеся 0,2% случаев входит присуждение ученой степени по совокупности исследований и достижений.

  

Автору данной статьи на основании комплексных исследований удалось определить место экономических наук в структуре научного знания России по количеству фундаментальных и прикладных научных исследований, на основании которых присуждены ученые степени кандидата и доктора наук за последние 27 лет.

  

Рис.1 – Защиты кандидатских диссертаций в России (1985-2012/прогноз/) [Alexander Shemetev]

  

Рис.1 - Защиты кандидатских диссертаций в России (1985-2012/прогноз/)

  

Рис.2 – Защиты докторских диссертаций в России (1985-2012/прогноз/) [Alexander Shemetev]

  

Рис.2 - Защиты докторских диссертаций в России (1985-2012/прогноз/)

  

Место экономических наук в структуре проведенных исследований в РФ:

  

Рис. 3 – Структура фундаментальных и прикладных успешных комплексных научных исследований в области экономики (в % от общего числа исследований), 1985 – 2012 (прогноз) [Alexander Shemetev]

  

Рис. 3 - Структура фундаментальных и прикладных успешных комплексных научных исследований в области экономики (в % от общего числа исследований), 1985 - 2012 (прогноз)

  

Согласно прогнозу автора статьи, в 2012 году в России с большой вероятностью будет проведено 81 268 фундаментальных и прикладных исследований по всем наукам; из них, 55 138 исследований окажутся неудачными, то есть, будут отвергнуты экспертными комиссиями на различных этапах, и только 26 130 исследований будут признаны успешными и весомыми по вкладу в Российскую науку. В том числе, 14 297 исследований будут касаться экономики, при этом, 9 700 исследований окажутся неуспешными.

  

Если посмотреть на картину с позиций 2011 года, то в 2012 году общий объем успешных исследований может увеличиться на 1,86%, при этом, на 6,43% может увеличиться общий объем успешных исследований в области экономики. В 2011 году 57 249 исследований можно считать неуспешными; доля успешных исследований составляет 30,94% от их общего числа. В экономике в 2011 году проведено 13 655 исследований, из которых только 4319 (31,6%) можно будет считать успешными.

  

Однако, количество исследований не всегда отображает направление движения развития экономической науки в стране. Автор данной статьи провел актуальное для России исследование основных трендов развития экономической мысли в России по объектам и предметам экономических исследований в России. Результаты я представил в виде следующей схемы:

  

Развитие российской экономической науки за последние 30 лет предлагаю проследить по основным этапам. [Alexander Shemetev]

  

Развитие российской экономической науки за последние 30 лет предлагаю проследить по основным этапам .

  

1 ЭТАП. До 1992 года в России преобладали исследования, связанные с управлением крупными государственными предприятиями и планированием государственного бюджета. В исследования закладывалась стабильная макро- и микросреда предприятий. В качестве основной экономической школы в рамках исследований была принята марксистская экономическая школа. Основным объектом исследований было распределение и перераспределение капитала, по сути, государственного капитала. Конкуренция, менеджмент качества, теория спроса и потребления, теория макроэкономического равновесия, теория свободного рынка, и некоторые другие концепции - анализировались в исследованиях лишь с позиции критики.

  

2 ЭТАП. В 1992 году в России окончательно отменен государственный контроль над деятельностью государственных предприятий, а также отменен контроль цен и контроль над макроэкономическими индикаторами. Последствия таких решений не исследовались российской экономической школой. Многие крупные российские предприятия банкротились, оказавшись неспособными к функционированию в условиях конкурентной среды. Сказывался острый дефицит знаний в области экономики. Появлялись хаотичные исследования новых для тогдашней России экономических понятий, таких как лизинг, факторинг, кредит, рынок ценных бумаг и другие. Исследования часто не были хорошо адаптированы для практического применения на предприятиях. Это создало своеобразный разрыв между наукой экономикой и практикой ее применения. На этом этапе ведущей экономической школой можно назвать политическую экономику Адама Смита. В результате внедрения предложенных учеными-экономистами мер, был быстро ликвидирован государственный контроль над экономикой и рынок начал пытаться регулировать себя сам.

  

3 ЭТАП. В 1995 году начался этап, когда экономическая наука стала проявлять черты описательной науки. Фактическими целями, задачами, предметом и объектом порядка 76% научных экономических исследований в России было посвящено описанию кризисных трендов в экономике. Рекомендации по преодолению кризиса носили часто теоретический характер и по большей части не применялись на практике. Ведущим экономическим течением этого этапа был Монетаризм. Государство стремилось контролировать экономику за счет методов денежно-кредитной политики. Однако это не могло остановить, по сути, спекулятивный характер многих операций в рамках существовавшей тогда экономики. Это вылилось в кризис Августа 1998 года, когда государственные облигации России фактически обесценились, банки прекратили выплачивать средства вкладчикам, обесценилась национальная валюта, и обанкротились многие Российские предприятия.

  

4 ЭТАП. В 1999 году был взят курс на модернизацию экономики. Проводились первые практические исследования в экономике. Экономическая наука стремилась поддержать стремительный рост экономики России. Создавались новые теории бюджетирования, новые системы показателей для управленческих целей, создание эффективных отраслей экономики,.... Часто эффективность ставилась в один ряд с понятием прибыльность. Российская наука нашла самую прибыльную отрасль - нефтедобычу, добычу ископаемого топлива, добычу полезных ископаемых. Приоритетной школой начала данного этапа было Кейнсианство - государство выступало в роли некоего "сторожа", стремившегося обеспечивать и поддерживать перспективные отрасли добычи и продажи ископаемого топлива и полезных ископаемых на внешние рынки. Для этого создавались проекты новых газо- и нефтепроводов, улучшалась инфраструктура портовых и пограничных точек сбыта, .... Постепенно школа Кейнсианства переросла в теорию максимизации доходов бюджета за счет высокодоходных отраслей.

  

5 ЭТАП. Мировой экономический кризис затронул Россию, главным образом, осенью 2008 года. Нефть, газ и прочие полезные ископаемые перестали быть стабильным прогнозируемым источником "легких" доходов. Это сказалось на общем экономическом фоне внутри России. Наиболее уязвимыми оказались мелкие и средние предприятия в экономике. Экономическая школа начала поддерживать концепцию монополизации экономики и созданию крупных корпораций в рамках страны. На практике это соответствовало поглощению мелких и средних корпораций крупным бизнесом, главным образом, "Московским бизнесом". Одновременно с этим зарождается концепция идеальной отрасли, главным образом, отрасли ископаемого топлива, которое должно продолжать приносить доходы в Российский бюджет. Уменьшение рисков происходит во многом за счет развития достижений науки риск-менеджмент - множество современных российских исследований посвящено риск-менеджменту.

  

6 ЭТАП. Данный этап начал зарождаться еще в 2006 году, когда пошла речь об одновременной децентрализации Российской науки за счет создания крупных федеральных университетов и одновременно о монополизации российской науки за счет создания крупных центров исследований и ликвидации мелких и средних вузов и центров исследований. На сегодняшний день в России можно говорить о формировании пока трех центров науки: центральная школа (г. Москва), Северо-Западная школа (г. Санкт-Петербург), Урало-Сибирская школа (г. Екатеринбург, г. Новосибирск).

  

Главной особенностью шестого этапа является то, что менее 2,5% всех экономических исследований в России посвящено практическому применению результатов экономических исследований в высокотехнологичных отраслях. В 2011 году в России проведено порядка 90 исследований на всю Россию по практическому применению экономических инноваций в высокотехнологичном секторе. По прогнозам автора, в 2012 году эта цифра должна составить порядка 75 исследований.

  

2. Обзор экономических исследований в России на современном этапе

  

Автор настоящей статьи провел независимые исследования по направлениям развития российских экономических исследований. Согласно полученным выводам, практически все исследования, проведенные в России за последнее время (с начала 2011 года по Август 2012 года), можно условно классифицировать по 4 макро-направлениям исследований:

  

1) Развитие секторов экономики (и деятельности предприятий);

  

Данный сектор можно условно разбить на 5 направлений исследований:

  

1) Риск-менеджмент и системы показателей;

  

2) Отраслевой подход (создание сильных отраслевых предприятий);

  

3) Управление ликвидностью и денежными потоками;

  

4) Управление объемами привлеченных ресурсов, улучшение управления кредитованием;

  

5) Экономические аспекты совершенствования результативности добычи ископаемого топлива (в дальнейшем - Добыча ископаемого топлива).

  

2) Миграция, трудовые ресурсы и инфраструктура;

  

Данный сектор можно условно разбить на 4 направления исследований:

  

1) Ослабление контроля со стороны власти и высшего руководства;

  

2) Капитальный ремонт; развитие жилищного фонда и инфраструктуры;

  

3) Целевые программы государственного финансирования;

  

4) Усиление контроля со стороны власти и высшего руководства.

  

3) Инновации;

  

Данный сектор можно условно разбить на 5 направлений исследований:

  

1) Инновации через формирование специализированных институтов;

  

2) Развитие методов инвестирования инновациями;

  

3) Инновации для отдельных высокотехнологичных отраслей и предприятий;

  

4) Образование, управление знаниями;

  

5) Инновации для ископаемого топлива и добычи полезных ископаемых.

  

4) Совершенствование результативности деятельности предприятий.

  

Данный сектор можно условно разбить на 5 направлений исследований:

  

1) Системы совершенствования качества менеджмента и качества продукции;

  

2) Логистика и связанные области исследований;

  

3) Совершенствование налоговой/учетной политики;

  

4) Имидж и корпоративная культура;

  

5) Превращение компаний в глобальный бизнес, интегрированные бизнес-альянсы.

  

Если рассмотреть данные макро-направления по школам, то получится следующая картина.

  

Если рассмотреть данные макро-направления по школам, то получится следующая картина. [Alexander Shemetev]

  

  

Автор проанализировал порядка 13346 исследований по экономике в России за последние 5 лет; объем выборки соответствует прядка 93,5% от общего объема всех исследований в области экономики в России за последние 1,5 года. Результаты исследований представлены в следующей таблице:

  

Автор проанализировал порядка 13346 исследований по экономике в России за последние 5 лет; объем выборки соответствует прядка 93,5% от общего объема всех исследований в области экономики в России за последние 1,5 года. Результаты исследований представлены в следующей таблице: [Alexander Shemetev]

  

Автор проанализировал порядка 13346 исследований по экономике в России за последние 5 лет; объем выборки соответствует прядка 93,5% от общего объема всех исследований в области экономики в России за последние 1,5 года. Результаты исследований представлены в следующей таблице: [Alexander Shemetev]

  

Автор проанализировал порядка 13346 исследований по экономике в России за последние 5 лет; объем выборки соответствует прядка 93,5% от общего объема всех исследований в области экономики в России за последние 1,5 года. Результаты исследований представлены в следующей таблице: [Alexander Shemetev]

  

  

Примечания к таблице:

  

1) Жирным черным шрифтом выделены экономические исследования, занимающие значительную долю в совокупном объеме исследований для России;

  

2) Красным выделены исследования, занимающие незначительную долю в совокупном объеме исследований.

  

Способом инновационного преобразования России из страны экспортирующей ресурсы в страну, экспортирующей инновации представители данной школы видят в формировании специализированных институтов наподобие Сколково, совершенствование методов инвестирования инноваций и инновации через совершенствование системы образования и управления знаниями, - в совокупности за последние 1,5 года в данном направлении в рамках центральной школы проведено чуть менее 1900 исследований в области экономики. При этом, исследований самой экономики в области высокотехнологичных производств Центральной школой за указанный период проведено всего порядка 40 исследований (так, например, представители Северо-Западной школы провели более 80 исследований в данной области).

  

Важную роль в развитии российской экономической науки занимает Северо-Западная научная школа (примерно 1/5 часть всех исследований в области экономики). Центром данной школы является город Санкт-Петербург. Примерно 1/3 исследований данной школы посвящены развитию отраслевого подхода в экономике, то есть, созданию сильных отраслевых предприятий. Примерно 8% исследований данной школы посвящено экономике, связанной с ископаемым топливом, что практически сопоставимо с аналогичным показателем у Центральной экономической школы. Порядка 1100 исследований посвященных экономике ископаемого топлива проведено в России за последние 1,5 года. Инновационное развитие России представители Северо-Западной школы видят, главным образом, через создание специализированных институтов и инновации для высокотехнологичных отраслей. Характерной особенностью школы является значительный объем исследований (порядка 8%), посвященных капитальному ремонту, развитию жилищного фонда и инфраструктуры.

  

Особенно среди них следует выделить город Екатеринбург (Урал) и город Новосибирск (Сибирь). Характерной особенностью Урало-Сибирской школы является тот факт, что примерно 1/3 исследований в рамках данной школы посвящена риск-менеджменты, системам показателей, образованию и управлению знаниями, системам совершенствования качества менеджмента и продукции. Инновационное развитие России представители данной школы видят, главным образом, через развитие образования и систем управления знаниями, а также через развитие методов инвестирования инновационных отраслей.

  

Общие выводы

  

Если говорить о развитии экономической мысли в самой России в целом, то примерно 1/3 исследований в области экономики в России касаются риск-менеджмента и систем показателей и индикаторов, отраслевому подходу и созданию сильных отраслевых предприятий и превращению компаний в глобальный бизнес и интегрированные бизнес-альянсы.

  

В целом, Российские экономисты ведут исследования и предлагают стратегии развития российской экономики за счет управления рисками, показателями, знаниями, .... При этом, экономическая современность России требует развития высокотехнологичных отраслей и крупных государственно-частных проектов, таких как, например, освоение Арктического шельфа. Что касается, например, того же Арктического шельфа, то исследования в этом направлении ведутся через призму инноваций в области экономики нефтедобычи.

  

Другое фактическое направление Российских исследований - это инновации и нано-технологии. ¼ часть Российских исследований сегодня посвящена созданию инновационной экономике России. За последние несколько лет было проведено чуть менее 3350 исследований в области создания инновационной экономики в России в различных аспектах. При этом, согласно авторским исследованиям, лишь около 130 исследований касались исследований по практическому применению экономических инноваций в высокотехнологичном секторе за последние 1,5 года. Экономическая наука на сегодняшний день развивается иррационально в данном направлении, так как исследуются главным образом распределение инвестиций для финансирования инновационных проектов, управление образованием и знаниями, созданием специализированных инновационных институтов и высоких технологий добычи ископаемого топлива, при этом, сами высокотехнологичные отрасли не получают должного объема экономических исследований.

  

Многие Российские ученые-экономисты сегодня выступают за усиление государственных ограничений, за усиление контроля со стороны государства и высшего руководства компаний для максимизации эффективности управления их развитием. Государство действительно ввело ряд ограничений, в соответствии с рекомендациями некоторых экономистов, что фактически не привело к развитию малого и среднего бизнеса.

  

На сегодняшний день существует проблема направленности научных исследований в области экономики в России, а также проблема соотнесения фактического развития экономики и управленческих решений государства и выводов исследований ведущих ученых-экономистов в России. Прослеживается консенсус исследований Российских экономистов и практической деятельности государства.

  

Список использованных источников:

  

1) Hedengren, David, Daniel B. Klein, and Carrie Milton. 2010. Economist Petitions: Ideology Revealed. Econ Journal Watch 7(3): 288-319;

  

2) Daniel Stastny. 2010. Czech Economists on Economic Policy: A Survey. Econ Journal Watch 7(3): 275:287;

  

3) Alexander Shemetev Complex financial analysis and bankruptcy prognosis and also financial management-marketing manual for self-tuition book. - Saint-Petersburg: Zodchiy, 2012. - 752;

  

4) N. Gorodnikova, L. Gohbert and others. 2012. VSE (Highest School of Economics): Indicators of science 2012. - 392;

  

5) Привалов Н.Г., Привалова С.Г. Роль некоммерческого сектора экономики в поддержании равновесия общественной системы. - Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2005.

  

6) Никитина Т.В., Белоглазова Г.Н. Основные аспекты и направления развития современной банковской науки// Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов.- 2005.-N 3.-С.69-81.

  

7) Какава Л.О. Инвестиционная политика финансово-промышленных групп: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: СПб., 1998 151 c. РГБ ОД, 61:99-8/204-9.

  

8) Елиссев С.М., Искаков И.Ж., Кинзенская И.Л. Политическая конкуренция и партии на постсоветском пространстве. - СПб: Нестор-История, 2011. - 256с.

  

9) Исследования российских учёных-экономистов.

  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"