Штокало Михаил : другие произведения.

Социологические идеи Огюста Конта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 3.28*17  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Статья посвящена роли Огюста Конта в создании социологии. Анализирется ряд трудов, посвященных этому вопросу. Подходы Конта к науке об обществе сопоставляются с идеями современной социологии. На основании этого сопоставления делается вывод о том, что роль Конта как основателя социологии как правило существенно преувеличивается Ключевые слова: Конт, социология, история науки.

  Социологические идеи
  Огюста Конта
  (Sociological ideas of Auguste Comte)
  Штокало Михаил
  (Shtokalo)
  
  Аннотация
  
  Статья посвящена роли Огюста Конта в создании социологии. Анализирется ряд трудов, посвященных этому вопросу. Подходы Конта к науке об обществе сопоставляются с идеями современной социологии. На основании этого сопоставления делается вывод о том, что роль Конта как основателя социологии как правило существенно преувеличивается
  
  Ключевые слова: Конт, социология, история науки.
  
  "Чтобы знать теорию предмета, надо знать историю предмета", - считал великий Гегель. Нельзя не согласиться с этим философом. В полной мере относится его мысль к социологии, её теоретическим построениям. Изучая их историю, можно получить знания о проблематике науки, поисках представителей различных школ и направлений.
  В отличие от истории социальной философии, истоки которой уходят в глубочайшую древность, историю социологии начинают обычно с середины 19 в., с Огюста Конта [1, 5].
  В чем же особенные заслуги этого ученого?
  "Конт - французский мыслитель, которого считают отцом социологии" сообщает нам Соцiологiя. Загальний курс, 2000 рiк видання [6, 260].
  "С появлением Конта социальная теория получает права гражданства в научном мире" - говорит тот же учебник.
  "Конт стал основателем не только новой науки, но и настоящего социологического подхода к анализу социальных явлений" - восхищается Соцiологiя за редакцiєю Макеєва [7,14].
  Но не все авторы разделяют это восхищение. Профессор Попова... Ирина Марковна... замечает, что Конт лишь официально провозгласил социологию, дал ей название, предложил проект, но не реализацию его [3, 127].
  Однако ни в этих, ни в большинстве других учебников дальше подобных общих фраз дело не идет. Попытаемся самостоятельно исследовать этот вопрос.
  Для этого обратимся к творчеству самого Конта. Наибольшую известность принес ему 6 томный "Курс позитивной философии". Значительное место в этом курсе занимает классификация наук. Эта классификация имеет у Конта иерархический характер, т.е. все науки могут быть расположены в ряд от простого к сложному. В основе наук стоит математика. Далее следуют: астрономия, физика, химия, биология и социология.
  На каких же принципах основывалась эта классификация?
  Все мы знаем о той выдающейся роли, которую играет математика в науке. Действительно, история показывает, что прогресс в научном познании связывается, в первую очередь, именно с введением количественных показателей [4, 152]. Качественный скачок происходит в развитии науки, когда она начинает обращаться к эксперименту, измерению, использовать математические методы.
  Как же, спрашивается, Огюст Конт относился к идее использования математики в социологии?
  Резко отрицательно.
  Отстаивая применимость в социологии простого и контролируемого наблюдения, сравнительного метода, Конт пренебрежительно относился к методам математическим. Он считал, что в социологии, физиологии и даже химии математике делать нечего [1,13].
  Согласятся ли современные социологи с таким утверждением? (поворот в сторону председателя. "Нет" - предполагаемый ответ).Очевидно, нет. Идем дальше.
  Как уже отмечали мои уважаемые коллеги на предыдущих заседаниях, социология Конта подразделяется на социальную статику и социальную динамику. Напомним вкратце суть этого разделения.
  Предмет социальной статики - устойчивые социальные структуры и их роль в сохранении общества как целого.
  Социальная динамика основное внимание уделяет изучению процесса изменения социальных явлений. Социальная динамика, по Конту, - это теория прогресса общества [1, 16].
  Но Конт все время говорит об обществе вообще и прогрессе вообще. Однако начинать с вопросов, что такое общество, что такое прогресс - значит начинать с конца [1, 19-20]. Откуда взять понятие об обществе вообще и прогрессе вообще, когда не изучена ни одна общественная формация в частности?! Но такое изучение не в духе Конта. В процессе работы над "Курсом..." он следовал другому принципу - изобретенному им правилу "церебральной гигиены", согласно которому для развития творческой мысли не следует читать того, что пишут другие. Все можно самому придумать. Уверенный в своей гениальности Конт не столько обосновывает, сколько изрекает свои мысли. Это придает его сочинениям, при всей их претенциозности, несколько наивный характер [1, 10].
  Так, в основу социальной динамики Конт кладет историю человеческого духа [1, 16]. А это же, согласитесь, чистый идеализм! И это при том, что позитивизм Конт считает чем то более высоким, чем идеализм и материализм.
  Ключом к пониманию истории является, по Конту, закон трех стадий. Согласно этому закону человечество проходит три стадии интеллектуальной эволюции:
  На первой, теологической стадии, все явления объясняются на основе религиозных представлений,
  Вторая, метафизическая стадия, заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы сущностями, причинами; задача этой стадии - подготовка почвы для
  последней - позитивной (или научной) стадии, на которой возникает наука об обществе.
  Приоритет в создании такой науки - социологии - Конт приписал себе. На таком основании изображал он свою философию как окончательное состояние человеческого ума [2]. Конт заявлял, что в его системе позитивное знание приходит к завершению, потому что он, дескать, охватил им и социальные явления, создал истинно-социальную науку - социологию.
  Прежде чем решиться сделать подобное заявление, человек проводит обычно глубокое научное исследование вопроса, в данном случае - истории. Однако Конт сознательно абстрагируется от конкретных форм исторического процесса.
  Контовская социальная динамика - это "абстрактная история", "история без имен, лиц" и даже без "названий народов", - как пишет он в 5 томе "Курса...".
  Конт берет только те исторические факты, которые подтверждают сконструированные им законы развития, отбрасывая все остальное как случайное и несущественное.
  Несомненно, что такие ограничения сильно облегчают работу социолога,... но зато и ценность его выводов оказывается весьма сомнительной [1, 16].
  Настолько сомнительной, что, как считает московский философ Трошкина, Конту не удалось не только создать социологию в целом, но даже и заложить основы этой науки [5, 66].
  Так... или иначе... думаю, нам следует критично воспринимать мнение поклонников Конта, отводящих ему столь почетное место в истории науки.
  
  Литература
  
  1. Кон И.С. Позитивизм в социологии. - М.: МГУ, 1964
  2. Конт Огюст // БСЭ-2, т.22 с. 441
  3. Попова И. М. Социология. Введение в специальность. - К., 1998
  4. Рузавин Г. И. Математизация научного знания
  5. Трошкина В.П. Социологическая концепция Огюста Конта. - М.: МГУ, 1984
  6. Пiча В. М. Соцiологiя. Загальний курс. - К.: Каравела, 2000 7. Соцiологiя. - К.: Укр. енц., 1999
Оценка: 3.28*17  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"