Штоквич-W-Сербскi : другие произведения.

В Полночном Царстве

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...где "гаснет вера в лучший край"


   В полНочном Царстве
  
   - где "гаснет вера в лучший край" - *
  
   В полНочном Царстве,
   где гаснет свет
   зачем, блуждая ищу привет?
   Кому пытаюсь подать совет?
   К чему желаю найти ответ?
  
   В полНочном Царстве
   нормальных нет.
   Завял без жизни цветов букет.
   И вот под утро даю обет:
   Дождусь я утра - сомнений нет.
  
   Проходит время - забрезжил Свет,-
   Еще немного придёт Рассвет.
   Очнётся Царство - примчит Субъект,-
   К стене приставит велосипед.
  
   Взглянёт на Царство как на объект
   И всем накроет со сна фуршет;
   Традиционный затем обед;
   Под вечер танцы для дам, банкет -
  
   Кумиром станет на много лет.
   Дождался Утра, а толку нет,-
   Жди снова ночи, зови Рассвет.
   Ещё темнее накроет Тьма,-
  
   Плотней сгустится - сойдём-с-ума.
   Ужасен вывод - под власть оков.
   И канем, сбрендив, во Тьме Веков.
   Мой план намедни был не таков,-
  
   Чтоб изъясниться: не хватит слов.
   Не мной устроен уклад и кров.
   Уже мне слышно рёв-рык врагов,-
   Ещё немного - польётся кровь...
  
   Спасти нас сможет одна Любовь,-
   И Свет наполнит Пространство вновь.
   ---------------------------------------------------------------------------------
   * - И. Гончаров. ОБРЫВ часть 1 ХIII:
  
   "...по вечерам в удалой компании на тройках уносился за го-
   род, на веселые пикники, или брал уроки жизни и любви у столичных русских и не русских "Армад", в том волшебном царстве, где "гаснет вера в лучший край".
   В самом деле, у него чуть не погасла вера в честь, честность, вообще в человека. Он, не же-
   лая, не стараясь, часто бегая прочь, изведал этот "чудесный мир" - силою своей впечатлитель-
   ной натуры, вбиравшей в себя, как губка, все задевавшие его явления.
   Женщины того мира казались ему особой породой. Как пар и машины заменили живую си-
   лу рук, так там целая механика жизни и страстей заменила природную жизнь и страсти. Этот мир
   - без привязанностей, без детей, без колыбелей, без братьев и сестер, без мужей и без жен, а
   только с мужчинами и женщинами.
   Мужчины, одни, среди дел и забот, по лени, по грубости, часто бросая теплый огонь, тихие
   симпатии семьи, бросаются в этот мир всегда готовых романов и драм, как в игорный дом, чтоб
   осмелеть в чаду притворных чувств и дорого купленной неги. Других молодость и пыл влекут
   туда, в царство поддельной любви, со всей утонченной ее игрой, как гастронома влечет от до-
   машнего простого обеда изысканный обед искусного повара.
   Там царствует бесконечно разнообразный расчет: расчет роскоши, расчет честолюбия, рас-
   чет зависти, редко - самолюбия и никогда - сердца, то есть чувства. Красавицы приносят все в
   жертву расчету: самую страсть, если постигает их страсть, даже темперамент, когда потребует
   того роль, выгода положения.
   Они - не жертвы общественного темперамента, как те несчастные создания, которые, за
   кусок хлеба, за одежду, за обувь и кров, служат животному голоду. Нет: там жрицы сильных, хо-
   тя искусственных страстей, тонкие актрисы, играют в любовь и жизнь, как игрок в карты.
   Там нет глубоких целей, нет прочных конечных намерений и надежд. Бурная жизнь не манит к тихому порту. У жрицы этого культа, у 'матери наслаждений' - нет в виду, как и у истин- ного игрока по страсти, выиграть фортуну и кончить, оставить все, успокоиться и жить другой жизнью. Если бы явилась в том круге такая, она потеряла бы свой характер, свою прелесть: ее, как игрока, увлекут от прочного и доброго пути, или она утратит цену в глазах поклонников, потеряв свободу понятий и нравов. Жизнь ее - вечная игра в страсти, цель - нескончаемое наслаждение, переходящее в при- вычку, когда она устанет, пресытится. У ней один ужас впереди - это состариться и стать не- нужной. Больше она ничего не боится. Играя в страсти, она принимает все виды, все лица, все ха- рактеры, нужные для роли, заимствуя их, как маскарадные платья, напрокат. Она робка, скромна или горда, неприступна или нежна, послушна - смотря по роли, по моменту. Но, сбросив маску, она часто зла, груба и даже страшна. Испугать и оскорбить ее нельзя, а она не задумается, для мщения или для забавы, разрушить семейное счастие, спокойствие чело- века, не говоря о фортуне: разрушать экономическое благосостояние - ее призвание. Ее должна окружать бесконтрольная роскошь. Желаний она не должна успевать иметь. Квартира у нее - храм, но походящий на выставку мебели, дорогих безделиц. Вкус в убранстве принадлежит не хозяйке, а мебельщику и обойщику. Печати тонкой, артистической жизни нет: та, у кого бы она была, не могла бы жить этой жизнью: она задохнулась бы. Там вкус - в сервизах, экипажах, лошадях, лакеях, горничных, оде- тых, как балетные феи. Иван Гончаров: 'Обрыв' 45 Если случайно попадет туда высокой кисти картина, дорогая статуя - они ценятся не удив- лением кисти и резцу, а заплаченной суммой. Ни хозяина, ни хозяйки, ни детей, ни старых преданных слуг - нет в ее квартире. Она живет - как будто на станции, в дороге, готовая ежеминутно выехать. Нет у нее друзей - ни мужчин, ни женщин, а только множество знакомых. Жизнь красавицы этого мира или 'тряпичного царства', как называл его Райский, - мел- кий, пестрый, вечно движущийся узор: визиты в своем кругу, театр, катанье, роскошные до без- образия завтраки и обеды до утра, и ночи, продолжающиеся до обеда. Забота одна - чтоб не бы- ло остановок от пестроты. Пустой, не наполненный день, вечер - без суеты, выездов, театра, свиданий - страшен. То- гда проснулась бы мысль, с какими-нибудь докучливыми вопросами, пожалуй, чувство, совесть, встал бы призрак будущего,.. Она со страхом отряхнется от непривычной задумчивости, гонит вопросы - и ей опять лег- ко. Это бывает редко и у немногих. Мысль у ней большею частию нетронута, сердце отсутству- ет, знания никакого. Накупать брильянтов, конечно, не самой - (это все, что есть неподдельного в ее жизни), - нарядов, непременно больше, чем нужно, делая фортуну поставщиков, - вот главный пункт ее тщеславия. Широкая затея - это вояж: прикинуться графиней в Париже, занять палаццо в Италии, сверкнуть золотом и красотой, покоряя мимоходом того, другого, смотря по рангу, положению, фортуне. Идеал мужчины у нее - прежде всего homme genereux, libera (граф, князь -фр.), который 'благородно' сыплет золото, потом compte prince (щедрый, снисходительный -фр.) и т. п. Понятия об уме, чести, нравах - свои, особенные. Уродство в мужчине - это экономия, сдержанность, порядок. Скупой в ее глазах - изверг. Райский, кружась в свете петербургской "золотой молодежи", бывший молодым офице-
   ром, потом молодым бюрократом, заплатил обильную дань поклонения этой красоте и, уходя,
   унес глубокую грусть надолго и много опытов, без которых мог обойтись".
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"