Шушаков Олег Александрович : другие произведения.

Триммера - 2009. Третья группа. Имхо (добавка)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Автор утверждает: "Истинной ценностью является жизнь человеческой расы". Что, на мой взгляд, является прискорбным, хотя и весьма распространенным заблуждением. Это не ценность, а инстинкт. Выживания. И не более того.

  НЕСКОЛЬКО ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ
  см. подробнее: http://zhurnal.lib.ru/editors/s/shushakow_o_a/02tram2009.shtml
  
  
  Яценко ДЕСАНТ В НАСТОЯЩЕЕ
  
  "Главный герой романа - авантюрист с тёмным прошлым австриец Отто Пельтц, не прислушался к совету друга, и решил жестоко покарать своих обидчиков. Книга о долгом пути, в конце которого герой понимает: "человечество может любить и ненавидеть, строить и разрушать. Человечество может творить мерзости, но оно должно быть! Иначе не будет надежды. Иначе не будет нам всем прощения".
  
  Серьезная, глубокая вещь. Хотя и относится к жанру боевой фантастики.
  Многочисленные философские размышления и беседы героев нисколько не тормозят развитие действия и прекрасно сочетаются со сценами схваток. Более того, иной раз прямо из них вытекают. Или им предшествуют. Что только усиливает впечатление. И от тех (от размышлений и бесед), и от других (от схваток).
  
  Анализ конкурсной работы:
  1. Соответствие теме:
  Автор утверждает: "Истинной ценностью является жизнь человеческой расы". Что, на мой взгляд, является прискорбным, хотя и весьма распространенным заблуждением.
  Это не ценность, а инстинкт. Выживания. И не более того.
  ИСТИННАЯ ЦЕННОСТЬ - это ЛЮБОВЬ. О которой в романе упоминается лишь вскользь. То бишь, мимоходом. В смысле, попутно.
  К сожалению.
  Потому что там, где она все-таки упоминается, автору удается несколькими скупыми штрихами выразить ее силу и глубину:
  "Катерина стоит рядом. Становится тепло и сладко от одного её только взгляда. Я беру её за руки и чувствую, как у неё дрожат пальцы. Полные слёз глаза, как окна во Вселенную. Этот мир создан для меня.
  Первый поцелуй всегда неуверенный и робкий. Её губы пахнут мятой и юностью. Я обнимаю её талию, меня сводит с ума податливость и гибкость её тела. Всё такое родное... Если понадобится, мы скуём руки наручниками, но никогда больше не расстанемся".
  В начале романа ГГ (наемный убийца по профессии) размышляет о своей невесте (тоже, кстати, наемнице), которая ждет от него ребенка. Размышляет очень сентиментально. Что не мешает ему проделывать "ля мур" со своей клиенткой перед ее отправкой на тот свет. Впрочем, такое поведение ГГ, нисколько не удивляет. Потому что полностью соответствует характеру персонажа. Также как и хладнокровие, с которым он осматривает труп упомянутой невесты в следующей главе. Киллер - он киллер и есть. И только после воскрешения читатель начинает замечать, что ГГ - уже не тот, что прежде. Автор не объясняет причин происшедшей перемены. Но прорисовывает эти перемены достаточно отчетливо. Перед нами другой человек. Для которого океанская яхта, шикарные отели и рестораны уже мало что значат. Чтобы не сказать большего. Уже ничего не значат. Также как и груда бриллиантов. Новый (воскресший) Отто ценит совершенно другие вещи.
  "Катерина стояла за спиной. Отто чувствовал её тёплые руки на своих плечах, и море ему было по колено".
  Если бы автор остановился на этом и развил тему, так как она того заслуживает, его роман действительно был бы о ЛЮБВИ. Но Отто занимают другие, более важные (во всяком случае, так ему кажется), вещи - спасение человеческой расы.
  Для начала - от тирании своего друга Василия, который возомнил себя "Богом", а на проверку оказался новоявленным Сатаной.
  Василий предлагает (естественно для общего блага!) гениальный план: "разгрузка Земли от варваров-людей позволит быстро вернуть природе её первозданный вид. На входе имеем что-то около миллиарда недовольных, от которых избавляемся исключительно научно: первыми партиями отправляем на освоение других планет, где они быстро вымрут и принесут большую пользу в качестве удобрений для бедных фосфором и азотом почв. На выходе получаем империю межпланетного масштаба, железный кулак для начала штурма звёзд. Штаб-квартира и центральный дворец, разумеется, где-нибудь посреди девственных лесов средней полосы России, рядом с голубыми озёрами. Сюда можно будет приглашать на кратковременный отдых передовиков производств и других партийных подонков, доказавших свою преданность чьей-то кровью или любым другим подлым способом. Остальные будут вынуждены трудиться, чтобы получить право на хлеб или просто за глоток воздуха".
  Пойти на такую бесчеловечность ГГ, ясное дело, не может (убить одного человека, еще, куда ни шло, но речь-то идет о целом миллиарде!) и дает бой своему другу. То бишь, Врагу. Человеческому. И даже побеждает последнего (во всяком случае, так ему кажется), заплатив за эту "победу" жизнью любимой женщины. Точнее двух (Василий хорошо знал своего друга и, воскрешая невесту Отто, весьма предусмотрительно заготовил сразу три штуки). Ради спасения человечества ничего не жалко!
  Впрочем, у Отто таки остается еще один дубликат невесты, с которой он и утешается.
  Но недолго. Потому что победа оказалась эфемерной.
  Погубив, в конце концов, все три экземпляра своей любимой (а заодно с ними еще несколько десятков человек), но так и не уничтожив Врага (который, как оно и положено, все знает и предугадывает, а также совершенно вездесущ и бессмертен), ГГ соглашается на уничтожение упомянутого миллиарда, чтобы спасти оставшихся землян от очередного Великого Оледенения, апокалипсическая картина которого, на мой взгляд, автору особенно удалась: "На поверхности планеты преобладали белые цвета. Ледовые шапки полюсов опустились, примерно, до сорок пятой параллели. В Северном полушарии теперь властвовал один гигантский белый континент, объединивший под своим панцирем Америку и Евразию... В лёд Антарктиды были впаяны Новая Зеландия и мыс Горн. Атлантический и Индийский океан теперь соединялись узкой полоской чистой воды у мыса Доброй Надежды...
  Самые расторопные... успели сняться с насиженных мест, успели убраться из обречённых районов до закрытия границ... до разгула анархии и бандитизма...
  Перебравшись ближе к экватору, они немедленно вложили деньги в оружие и боеприпасы... В элитное зерно, мыло, соль, сахар, спички, гвозди... они вкладывали деньги во всё то, что по цене скоро сравнялось со стоимостью человеческой жизни. Деньги к тому времени уже не стоили ничего. Как и драгоценности...
  Потом пошёл основной поток беженцев. Экваториальные и тропические государства, в тщетной попытке спасти своё население, ужесточают условия перехода границ, потом закрывают их вовсе. Рядом с границами растут палаточные городки. Это не тысячи - миллионы людей... Сперва ели прошлогодние запасы, потом стратегические, потом начался голод...
  Люди встают во весь рост и просто идут на пулемёты. Женщины, дети. Идут день, идут два. Гора трупов растёт... оружие отказывается выплёвывать смерть, потому что раскалено... нас слишком много, чтобы выжить... А мать анархия может предложить меню только из двух блюд: или жрать собственное дерьмо, или друг друга...
  Этого следовало ожидать. Это он должен был понять с самого начала..."
  И тогда "друг" Василий (он же Сатана) объясняет ГГ: "Ты - убийца. И убивал не для того, чтобы защитить свою жизнь, и не за великую идею... Управлять стадом гнусных и подлых тварей может только ещё более гнусная и подлая тварь, которая железные зубы нажила на гнусности и подлости. И это твоё стадо, Отто. И это фундамент твоей цивилизации".
  Читаешь все это, и хочется сказать: А не пошла бы она, эта цивилизация, куда подальше! Вместе с этим стадом! То бишь, "человеческой расой". Хотя бы и "в качестве удобрений для бедных фосфором и азотом почв".
   "Человечество может творить мерзости, но оно должно быть" - заявляет автор устами ГГ.
  А должно ли быть ТАКОЕ человечество? Которое может любить, но вместо этого задыхается от ненависти. К самому себе. Которое может строить, но вместо этого разрушает все, до чего только способно дотянуться. И в первую очередь, самое себя.
  Стоило ли жертвовать хоть чем-либо (я уже не говорю о ЛЮБВИ) ради того, чтобы это "человечество" могло и дальше жрать, пить и совокупляться. И гадить. Под себя.
  Автору удалось поставить очень важный вопрос. И не его вина, что вашему покорному слуге авторский ответ на этот вопрос не по душе.
  И еще одно замечание. По поводу истинных, точнее ИЗНАЧАЛЬНЫХ ценностей:
  "Почему бы тебе не оставить меня в покое, Господи? - подумал Отто. - У Тебя есть избранный народ, вот и экспериментируй с ним, сколько Твоей великой душе угодно. До того, как Ты к нам пришёл, у моих предков были боги. Может, и послабее Тебя, но с ними можно было разговаривать, а иногда и договориться. А Ты? Посмотри, что Ты со мной сделал! Ты же у меня отобрал всё, ничего не оставил. Только жизнь. Да и то, сколько там той жизни осталось..."
  А чего еще следовало ожидать истинному арийцу от этого Б-га?!
  Отлично понимаю автора. И готов как и он предъявить нашим Родным Богам и Предкам. Почто супостата не остановили?! Почто допустили своих внуков до гибели?!
  НО. Скажу лишь одно. НЕ слабее они, Боги наши, ЭТОГО, не будь помянутого. Которого и "рабы божьи", и народ избранный своим Господином величают.
  Просто ночь Сварога очень длинная была. Семь кругов жизни. Но таки, наконец, окончилась. Скоро совсем рассветет. Тогда и поглядим, чей верх будет!
  2. Стиль написания:
  Оценка - ОТЛИЧНО (именно так, большими буквами). Чувствуется рука мастера. В каждом абзаце. В каждом слове.
  Точные, емкие формулировки:
  "Обстановка напоминает номер второсортного отеля: чисто, опрятно и неуютно"
   "То, что однажды всё это закончится, мне внушили задолго до армии. То, что нам не дано знать, как это будет выглядеть, я понял значительно позже, самостоятельно".
  "- Не нравитесь вы мне, парни. Чего не понимаю, того боюсь. Что боюсь, на то нападаю первым..."
  Незамысловатый армейский юмор:
  "Я и там себя бараном чувствовал, и здесь не лучше. Там - потому что ничего не понимал. Здесь - потому что чувствую: зарежут!"
  "- Дамы и господа, - чувствуя приятное, предмордобойное возбуждение, повысил голос Отто. - Прошу учесть, что я - командир".
   "Внимательно выслушай женщину, и сделай так, как ей хочется, - подумал Отто. - В противном случае, она отравит жизнь так, что забудешь, чего сам хотел".
  Яркие, запоминающиеся образы:
  "Порывы холодного ветра рябили поверхность озера, поднимая небольшие волны, которые тихонько, будто пробуя силы, плескались о берег и умирали на нём, уступая место напирающим сзади своим братьям. А те, молодые и полные сил, всё ещё не догадывались, что это не долгожданный финиш, а всего лишь очередь умереть".
  Или.
  "Противник фронтом растягивается передо мной. Между бойцами метра три-четыре. Всё правильно. Чтобы при замахе не задеть соседа. Мечи-то, вон какие длинные. Несусь прямо в центр. Отто, давай! Это кричат мне мои предки. Они умели умирать. Они сделали этот мир.
  И мне хорошо в их мире...
  Оба центровых уже замахнулись, моя жертва приподнялась на одно колено и с интересом смотрит, как они будут меня разделывать на три части. Фланговая пара выступила вперёд, повернули головы к центру, что-то кричат. Левый, запаздывает, это мы тоже запомним. Всё. Мечи сверкающими дугами стремительно понеслись к тому месту, где, как полагают мечники, я буду через мгновение.
  Они ошиблись.
  Можно изменить направление, ускориться или притормозить...
  Я падаю на колени и далеко откидываюсь назад. Затылком чувствую траву, а перед самым носом с грозным сипением проносятся лезвия смертельных ножниц.
  Моя очередь, господа!
  Перекатываюсь через бок, выжимаю из своей инерции всё, что в ней было, досуха, до капли. Правая рука, будто невзначай, режет ножом под коленом одного из противников. Кого из них зацепил, не разберу. Качусь-то я всерьёз. По-настоящему. Попробуй сейчас что-то сделать понарошку, и представления не получится. Будут похороны... того, кто понарошку дрался за свою жизнь".
  И так далее, и тому подобное.
  3. Сюжет:
  Чертовски увлекательно! Читал не отрываясь.
  4. Литературность:
  Стройная, гармоничная композиция. Большое количество относительно коротких (всего по пять глав) частей, предваряемых эпиграфами, чем-то напомнило приключенческие романы конца девятнадцатого века. Хорошо забытое, старое, но довольно удачное решение. Также как и чередование текста то от первого, то от третьего лица. Позволяющее взглянуть на события то с точки зрения героя, то с точки зрения автора. То бишь, то изнутри, то извне.
  
  Резюме:
  Очень высокая оценка! Хотя и не самая высокая. Поскольку теме конкурса Триммера-2009 данная работа соответствует не вполне. На мой взгляд. Но. Безусловно, заслуживает включения в финальную тройку.
  
  Пожелание автору:
  Пишите. Еще. Сам прочту с удовольствием и друзьям порекомендую.
  
  
  
  
  Сильно извиняюсь перед остальными участниками группы, что ПОКА не могу сделать ПОДРОБНЫЙ разбор их произведений. Из-за большой занятости на основном месте работы.
  Хотя, может, оно и к лучшему. Учитывая весьма нервическую реакцию отдельных авториц и истерики их фанаток (и голубых, и розовых). Которым НАПОМИНАЮ, что, во-первых, имею ПРАВО, а, во-вторых, ОБЯЗАН (в соответствии с регламентом) дать СОБСТВЕННУЮ оценку конкурсным работам. А если эта оценка НЕ нравится кому-то, то это их ЛИЧНЫЕ "приморочки". С чем их и поздравляю.
  
  Так или иначе, но два ЛУЧШИХ и два ХУДШИХ романа 3-й группы я проанализировал. Остальные шесть находятся между этими полюсами. Хотя должен отметить, что НЕ согласен с весьма высокой оценкой упомянутых работ преноминаторами. На мой взгляд, их уровень не выше среднего. Или ниже. По десятибалльной шкале.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"