Скосарь Вячеслав Юрьевич : другие произведения.

Можем ли мы чем-нибудь помочь умершим?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.09*5  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    У каждого из нас есть умершие родственники и близкие люди. Мы помним о них, мы любим их, мы тоскуем по ним. Иногда они приходят к нам во сне или еще как-то напоминают о себе. Можем ли мы что-нибудь сделать для них? Мы ухаживаем за их могилами, стремимся поставить им дорогие памятники. Но так мы лишь пытаемся успокоить нашу совесть. Этого ли от нас хотят дорогие нам усопшие? Не нуждаются ли они в другом проявлении любви к ним?

МОЖЕМ ЛИ МЫ ЧЕМ-НИБУДЬ ПОМОЧЬ УМЕРШИМ?

В.Ю.Скосарь, г. Днепропетровск

У каждого из нас есть умершие родственники, супруги, друзья и просто хорошие знакомые. И мы помним о них, и иногда они приходят к нам во сне или еще как-то напоминают о себе. Что же нам делать в такой ситуации? Можем ли мы что-нибудь сделать для них?

Многие из нас посещают могилы умерших близких, ухаживают за могилами, заказывают для них надгробные памятники. Те, кто может, стремятся установить памятники дорогие. Так мы стараемся успокоить нашу совесть. Но важно ли это для самих умерших? Этого ли они хотели от нас?

Если мы не веруем в Бога, то мы мало что можем сделать для мертвых. Ведь для неверующего жизнь прекращается с наступлением смерти, мертвое тело распадается, а душа, если она есть, исчезает. Тогда умершим не все ли равно, как мы ухаживаем за их могилами? Неверующие говорят, что в душах живых сохраняется память об умерших, умершие как-бы продолжают жить в своем потомстве. Но это мало утешает. Все равно отсутствует главное - сохранность уникальной личности умершего; личность мертвого исчезает вместе со смертью тела.

Ну, а если все не так? Если личность умершего сохраняется, и она находится в загробном мире; что тогда? Если этот загробный мир не утешителен для нее по неверию и по ее грехам? Можем ли мы допустить и представить, что душа любимого нами при жизни человека сейчас мучается в аду? И муки эти тяжки и невыносимы. Не потому ли порой беспокоится наша совесть, и мы вспоминаем дорогих нам мертвецов? Не любовь ли наша к ним требует от нас некоторых действий?

Христианская любовь живет всегда, в том числе любовь к умершим, а умершие не мертвы, но живы, и сами способны любить нас. Ибо душа человека бессмертна. Но эта душа после смерти тела Богом направляется в рай или в ад. Малое количество праведников направляется в рай для радости общения с Всевышним; многие же по грехам своим попадают в ад. И в аду душа мучается за свои грехи. Вот почему даже у неверующих бывают мучения совести об их нерадении о своих близких умерших. Ибо голос совести - это голос Бога в нашей душе, даже если мы не веруем в Бога.

Каковы же мучения ада? Мы не можем себе этого даже представить. Мучения ада изображаются, как тьма кромешная (внешняя) (Мф. 22: 13; 25: 30), плач и скрежет зубов (Мф. 22: 13; 25: 30), темница духов (1 Пет. 3: 19), преисподняя (Флп. 2: 10), геенна огненная (Мф. 5: 22; Мк. 9: 43), огонь неугасающий и червь неумирающий (Мк. 9: 44, 46, 48). А вот как об адских мучениях говорят св.отцы. Святитель Иоанн Златоуст учит: "Если никакое слово не может выразить и тех лютых страданий, какие терпят люди, сжигаемые здесь, то тем более неизобразимы страдания мучимых там [в аду]. Здесь, по крайней мере, все страдание оканчивается в несколько минут, а там палимый грешник вечно горит, но не сгорает". В другом месте этот св.отец говорит: "[Адская] страшная тьма будет производить на объятых ею ужасающее действие, которое названо в Писании плачем и скрежетом зубов". Преподобный Ефрем Сирин пишет: "Все ли пойдут в одну муку, или мучения различны? Разные есть роды мучений, как слышали вы в Евангелии. Есть тьма кромешная (Мф. 8, 12); геенна огненная (Мф. 5, 22) - иное место мучений; скрежет зубов (Мф. 13, 42) - также особое место; червь неусыпающий (Мк. 9, 48) - в ином месте; озеро огненное (Апок. 19, 20); тартар (2 Петр. 2, 4); огонь неугасающий (Мк. 9, 43); преисподняя (Флп. 2, 10); пагуба (Мф. 7, 13); дальнейшие страны земли (Еф. 4, 9); ад, где пребывают грешники, и дно адово - самое мучительное место. На сии-то мучения распределены будут несчастные, каждый по мере грехов своих, или более тяжких, или более сносных...". "Ад - есть тьма неведения, покрывающая разумную тварь после потери ею созерцания Бога" - говорит авва Евагрий. Ад есть постоянное угрызение совести, так учит святитель Григорий Палама. Авва Дорофей пишет: "Кто без ужаса может воспоминать страшные места мучений, огнь, тьму безжалостных слуг-мучителей и другие томления, о коих говорится в Писании... Да и стыд осуждения как сокрушителен и убийствен!..." Святитель Василий Великий учит, что "души грешных... пребывают унылыми в самой глубокой тьме". В другом месте этот св.отец пишет, что огонь неугасимый "будет не светел и лишен светозарности, хотя в тоже время при своей темноте будет обладать попаляющей силой". А про червя неумирающего святитель Василий Великий говорит: "Это будет какой-то ядоносный и плотоядный червь, который будет пожирать все с жадностью, и, никогда не насыщаясь своим пожиранием, будет производить нестерпимые боли".

Таковы мучения грешников. Так могут мучаться наши родные, супруги, друзья и близкие нам люди. А мы в это время спокойно проводим жизнь и практически ничего не делаем для облегчения их участи. А христианское вероучение наставляет нас, что мы не только можем, но и просто обязаны помочь умершим. Что же можем мы сделать для них? Мы можем с верою в милосердие Божие молиться за усопших, приносить бескровную жертву об их упокоении, подавать милостыню. Только нужно помнить, что Господь тем вернее услышит нашу молитву, если мы сами будем стараться жить по Его заповедям.

Участь души человека предрешается на частном суде в течение первых сорока дней после его смерти. Этот суд отличается от всеобщего Страшного Суда, который будет в конце нашего мира и который вынесет окончательный приговор каждому человеку: душе и воскресшему телу. Частный суд определяет лишь положение души до Страшного Суда или до ее помилования Богом. Основания для такого верования мы находим в Св.Писании. В Ветхом Завете о частном суде говорится: "Легко для Господа - в день смерти воздать человеку по делам его... при кончине человека открываются дела его" (Сир. 11: 26-27). В Новом Завете Христос в притче о богаче и Лазаре указал, что богач после смерти оказался в аду, а Лазарь отнесен ангелами на лоно Авраамово (Лк. 16: 22-23). Раскаявшемуся разбойнику Спаситель пообещал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 43). Эти примеры показывают нам, что сразу после смерти человека (и еще до конца мира) будет произведен суд и определится участь человека. И апостол Павел говорит: "Человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9: 27). Здесь речь идет именно о частном суде, который производится сразу после смерти, в отличие от Страшного Суда, который наступит после Второго пришествия Христа, о чем ясно говорится в других словах апостола (2 Тим. 4: 1, 8). Апостол Петр рассказывает, что Христос после крестной смерти духом Своим сошел в ад и проповедовал освобождение душам усопших (1 Пет. 3: 18-20). Истину о частном суде, который вершится в течение сорока дней после смерти человека над его душой, сохраняет церковное предание. Эту истину подтверждает мистическая жизнь Церкви.

 []

Смоленское православное кладбище.

Фото с сайта http://feudoroff.ru/photo_part/6/photo/2413

Участь души после частного суда не определена окончательно. Души раскаявшихся грешников, но не успевших принести плодов покаяния, добрых дел, хотя и могут попасть в ад, но будут пребывать там в надежде спасения. Эта надежда может быть воплощена не самими умершими, ибо после смерти нет возможности творить добрые дела, но живыми, которые будут ходатайствовать перед Вседержителем за грешников. Ходатайство за умерших может или улучшить положение душ грешников в аду или даже освободить их от ада. Основания для этого мы находим в Св.Писании. Например, из Ветхого Завета известно, что у иудеев существовал обычай преломлять хлеб в утешение об умершем (Иерем. 16: 7); сын Сирахов призывал благотворить живым и умершим (Сир. 7: 36); пророк Варух молился в том числе и за умерших (Варух 3: 4-5); и Иуда Маккавей творил молитву за погибших и принес жертву за их грех (2 Мак. 12: 39-46). В Новом Завете Сам Христос дает указание на возможность спасения грешников не только в сем веке, но и в веке будущем, и лишь хула на Духа Святого не прощается ни в этой жизни, ни в веке будущем (Мф. 12: 31-32). Апостол Иаков призывает всех христиан молиться друг за друга (Иак. 5: 16). Здесь речь идет в первую очередь о живых, но поскольку у Бога все живы (Лк. 20: 38), то и за усопших также нужно молиться. О необходимости молитвы за умерших говорят св.отцы. Вот что говорит святитель Иоанн Златоуст: "Так как Спаситель есть Податель жизни и всех благ, то от Него должно просить и улучшения загробной участи почивших". Блаженный Августин учит: "Слушайте братья! Не бедным одним надо являть милость во время жизни нашей, постараемся оказывать ее и умершим, следуя тому, как поступил Иуда Маккавей; он сказал: святая мысль - творить моления за умерших, чтобы они от греха очистились... всем нам, кому предстоит уйти из жизни, нужно милосердие... молись за умерших, чтоб и они, когда будут в блаженной жизни, молились за тебя". Преподобный Иоанн Дамаскин, пишет: "Ныне до Страшного суда Господня есть время помогать друг другу во всем и в спасении. Богу, любящему создание Свое, очень приятно, когда мы заботимся о спасении своем и о спасении ближних, когда мы благотворим и живым и мертвым". Церковное предание сохранило веру древней Церкви в необходимость молитв за умерших. Подтверждением сему являются тексты первых литургий, молитв, надписей на захоронениях христиан. О благотворном влиянии молитв на загробную участь душ усопших свидетельствуют случаи из мистической жизни Церкви.

Итак, мы должны молиться за усопших, как в домашних молитвах, при чтении Псалтыри, так и в церкви, когда ставим свечу об упокоении, а также принимать участие в молитвах церковных: на панихиде, на литургии. Особенно действенным поминовением усопших считается принесение бескровной жертвы за них во время литургии. Как писал св. Кирилл Иерусалимский: "Великая польза будет душам, о которых приносится моление, когда предлагается Святая и Страшная Жертва", ибо во время литургии поименно вынимаются из просфор частицы и опускаются в потир со словами: "Отмый, Господи, грехи, поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих". Иоанн Златоуст говорит: "При такой великой и могущественнейшей жертве, как возможно не умилостивить Бога об умерших, когда жертву эту, в лице священнодействующего, приносит Сам Христос?" Преподобный Иоанн Дамаскин, суммируя высказывания св.отцов, учит: "Ученики и божественные апостолы Спасителя не без причины и не без пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Тайнах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая, Апостольская и Соборная Церковь Христа Бога нашего содержит твердо и беспрекословно с того времени даже доныне и до кончины мира содержать будет, ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и содержит ненарушимо все полезное, благоугодное и спасительное".

Мы должны знать, что особенно усиленно должны возноситься молитвы об усопшем в первые сорок дней после его смерти, когда вершится частный суд над его душой: в третий, девятый и сороковой день, считая первым днем - день смерти. В третий день мы молимся в воспоминание воскресения Иисуса Христа, выражая надежду на воскресение усопшего, душа которого в это время возносится к Богу на поклонение. В девятый день мы выражаем надежду на сопричтение умершего к лику святых (девять ангельских чинов); душа усопшего к этому времени - с третьего по девятый день - уже увидела красоты рая и вновь поклоняется Богу, чтобы затем увидеть ужасы ада - с девятого по сороковой день. В сороковой день мы вспоминаем вознесение Господне; в этот день определяется участь души на долгое время, возможно до конца мира и Страшного Суда. Так должны мы провожать усопших христиан в мир иной. Кроме указанных дней, нужно молиться об умерших в годовщину рождения, в день ангела, в годовщину смерти и в особые дни, установленные Церковью.

Ну, а если усопший не был христианином, что тогда? Или, если усопший умер младенцем во чреве матери или погиб при родах? Тогда Церковь предлагает молиться за него специальной домашней молитвой, молитвой мученику Уару. Только необходимо взять у священника благословение на чтение этой молитвы.

Существует ли еще какое ходатайство перед Господом за умерших? Да, существует. За умершего можно подавать милостыню, христианин он или нет. И это будет отрадно его душе, ибо многие грехи прощаются посредством милостыни. "Милостыня избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму" (Тов. 4: 10). Преподобный Феодор Студит советовал творить милостыню даже за еретиков, а оптинские старцы - даже за самоубийц. Прощаются не только грехи усопших, но и грехи подающего за них милостыню: "...Милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех. Творящие милостыни и дела правды будут долгоденствовать" (Тов. 12: 9). "Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий" (Притч. 28: 27). Святитель Иоанн Златоуст учит: "Хочешь ли почтить мертвого? Почти его милостынями и благотворениями; ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук". Особенно ценна пред Богом милостыня тайная, о которой никто не знает: "... Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф. 6: 3-4). Нужно помнить, что в лице нищего милостыню принимает Сам Христос. Милостыню необходимо подавать с радостью и любовью к ближнему - к этому самому нищему. Вот как об этом говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский: "Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадою и огорчением на них. Самое слово милостыня показывает, что она должна быть делом и жертвой сердца, и подаваема с умилением или сожалением о бедственном состоянии нищего, и с умилением или сокрушением о своих грехах, в очищение которых подается милостыня... Кто подает милостыню неохотно и с досадою, скупо, тот не познал своих грехов, не познал самого себя. Милостыня есть благодеяние прежде всего тому, кто ее подает".

Всякий грех может простить Бог умершему по ходатайству живых, кроме хулы на Духа Святого (Мф. 12: 31-32). Многие грехи совершаем мы по немощи, по слабости, по лености, по беспечности, и таких людей большинство, но хула на Духа Святого - это совсем другое. Это - сознательное противление Божией истине, ожесточенное неверие, отступничество, нераскаянность. Такой грех не прощается; за таких людей ходатайствовать бесполезно. Горько, что есть такие люди, но таких людей, слава Богу, меньшинство...

Но вернемся к большинству - к грешникам по немощи человеческой. Когда такие во грехах умрут, кто будет просить Господа за них? Кто даст Всевышнему повод проявить Его милосердие? Вот какой ответ предлагает преподобный Иоанн Дамаскин: "Каждый человек, имевший в себе (не все человеки, а тот только, который имел в себе) закваску добродетели, но не успевший ее превратить в хлеб, а потому хотя и хотел, но не мог сего сделать, или по лености, или по беспечности, или по человеческой немощи, или потому, что отлагал это со дня на день, и сверх чаяния потому и постигнут смертью, - не будет забыт праведным Судьею и Владыкою; но по смерти его, Господь возбудит его родных, ближних, друзей, направит мысли их, привлечет сердца и преклонит души их к оказанию пособия и помощи ему".

Итак, важно то, что мы с вами, пока живы, можем помочь дорогим нашему сердцу усопшим своим ходатайством за их души перед Богом. Молитва за умерших, милостыня за них приносит им радость, облегчает их загробную участь и даже освобождает их от ада. Таков закон любви. И Сам Господь желает, чтобы мы любили друг друга, заботились друг о друге, помнили друг друга. Помнили о живых и об умерших. Все усопшие не мертвы, но живы, ибо души человеческие бессмертны. И они там, в загробной жизни, тоже ходатайствуют перед Богом и перед святыми за нас, возносят молитвы о живых. Это подтверждается притчей Спасителя о богаче и Лазаре (Лк. 16: 27-30). Таковы дела любви. И Церковь ежедневно молится за всех усопших в вере: "Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих и о еже проститися им всякому прегрешению, вольному и невольному", и будет молиться до скончания мира, до того дня, когда Иисус Христос прийдет во славе судить живых и мертвых.

Март 2008 г.


Оценка: 4.09*5  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"