Сорочан Александр Юрьевич : другие произведения.

Тверской Барков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


Александр Сорочан

Тверской Барков:

Николай Стратилатов - эротоман XIX века

Среди писателей, связанных с Тверской землей, есть авторы, не публиковавшиеся при жизни, оставившие только рукописное наследие, подчас не менее интересное, чем печатные труды многих земляков. И эти материалы либо утрачены, либо забыты. Тем ценнее немногие свидетельства литературной жизни нашего города и его обывателей, которые могут быть восприняты из первых рук. Особенно если относятся они к такой запретной до недавних пор теме, как литературная эротика.

Поэт, о котором пойдет речь, оставил после себя собрание стихотворений, аккуратно переписанных и снабженных комментариями. Известный тверской краевед Алексей Георгиевич Щербаков еще в 30-е годы приобрел на рынке первую часть собрания и бережно хранил до самой смерти. Во время немецкой оккупации два листа текста были утрачены, остальное - лежит сейчас передо мной.

В объемистой тетради - около трехсот стихотворений, поэм, драматических набросков, датированных 1865-1901 гг. Более чем внушительный объем для поэта-любителя, нигде не называющего своего имени. Впрочем, установить его довольно легко - уж очень много биографических сведений сообщает наш поэт. Из них выстраивается если и не увлекательная, то крайне занятная история бытия провинциального поклонника эротики, посвятившего этой страсти всю жизнь.

Николай Андреевич Стратилатов родился в 1840-м году в семье мелкопоместных дворян г. Коврова Владимирской губернии. В возрасте семи лет сочинил первый стихотворный экспромт. Из знакомства с этим четверостишием уже можно сделать вывод, какую дорогу в поэзии изберет себя Николенька:

Сперва покраснело,

Потом побледнело,

Потом затрещало,

А потом упало.

Таким образом юный поэт описал всего лишь бытовой случай: отец рубил в саду дерево. Первые строчки относились к лицу батюшки, последние - собственно к рухнувшему стволу.

В дальнейшем экспромты нашего героя уже не были столь безобидны. Впрочем, в юности он стихов не писал; проживал и учился во Владимире, затем жил в Коврове. Здесь, в 1860-х годах, и расцвела его эротическая муза. Стратилатов, избравший военную карьеру, в полной мере перенял гусарский цинизм. Чего стоит хоть стихотворение Вкус кавалериста, сравнительно невинное рядом с другими стихами тех лет:

Люблю я шумные балы,

Где груди женские голы.

И в вихре танца сжав милашку,

Щипнуть ее за ляжку...

Но упоение женским телом носило прежде всего эстетический характер; поэт постепенно избавлялся от скабрезных выражений, а все взрослые образы в его стихах мало-помалу обретали художественную силу. Сыграла роль и ирония: в стихах Стратилатова очень тонка грань между откровенным и пародийным, серьезным и смешным. Страдания его героев разрешаются одним изящным росчерком пера. Таково, к примеру, стихотворение Довольно!:

Довольно шел путем я водным!

Челнок мой, к берегу причаль!

Я разогнал стихом свободным

Мою угрюмую печаль.

Довольно плоть моя дрожала!

Довольно песни этой в тон

Вонзил пониже сердца жало

Времен новейших купидон.

Довольно - будто ночью свечка,

Когда я страстью был влеком, -

Светило женское сердечко,

Слегка прикрытое пушком.

Таков уж наш поэт - не может он серьезно воспринимать окружающий мир, даже в любовь не верит. Одна, но пламенная страсть водила пером Стратилатова - упоение женским телом, возвышенное, беспредметное.

Впрочем, позднее предметов появилось предовольно. В 1865 году в Твери открылось юнкерское кавалерийское училище, вскоре штабс-капитан Стратилатов стал здесь взводным командиром. В училище он прослужил до 1894 года, но это не особенно обременяло поэта, писавшего стихи прямо во время занятий на оборотах ведомостей и в тетрадях учащихся. Это не значит, что нашему герою все давалось с наскоку: многие стихотворения перерабатывались годами. Обилие вариантов в собрании стихов удивительно: Стратилатов шлифовал буквально каждое слово, добиваясь наиболее гармонического эффекта.

Еще больше времени, чем стихи, отнимали отношения с женщинами. Судя по всему, поэт не создал домашнего очага, сожительствовал с несколькими женщинами, с другими просто дружил. У прекрасного пола он находил понимание и делился дарами своей музы. Двум дамам даже отдавал тетрадь на хранение, писал стихи для детей своей сожительницы. И женщины с лихвой платили ему за это внимание. Стихотворение Ряженые посвящено сеансу группового стриптиза, устроенного поклонницами поэта на дому.

На святках поздно ночью в сени

Я вышел, слыша шум вдали.

Вдруг вижу две каких-то тени

К моей калитке подошли.

Я крикнул им: Эй, что вам надо?

- Две маски просятся в ночлег.

Та и другая будет рада -

Нас завалил пушистый снег

- Ведь обе маски вы мужчины!

Что ж ночью будет - нет, увы! -

Какие явятся картины,

Когда разденетеся вы?

- Зачем к тебе, - пойми ты, глупый, -

Мужчины на ночь вдруг придут?

Ну, посмотри, вот на, пощупай -

Где хочешь - здесь или вот тут.

Ну что? Теперь ты убедился,

Что не мужчины обе мы.

И я укрыть их согласился

От неприветливой зимы.

А сколько еще случаев осталось за рамками поэтических произведений!

Другим проявлением эротического чувства поэта стала страсть к стереоскопическим картинам, за которыми он совершал постоянные экспедиции в Петербург. Пытался занять изготовлением картинок и сам. Однако никаких следов этого увлечения Стратилатова не обнаружено. Зато есть его рисунки в тетради - чернилами и карандашом, забавные и непристойные, с непременным примечанием Рисовано с натуры. Да, талант этого человека действительно был многосторонним. Стратилатов вряд ли мог стать хорошим педагогом - слишком он увлекался вещами, мягко выражаясь, непедагогичными. Вряд ли о его страстях могли не знать окружающие - поэт жил, не изменяя себе, не скрывая своих склонностей, не думая о мнении общества? При этом его волнует не секс как таковой, не смакование непристойностей. Тверской Барков нашел свой идеал - это свободная, без условностей и препон, любовь женщины. Недаром герои поэм Русские мущины и Ванюхаида не выдерживают столкновения с прекрасным полом из-за духовной бедности. Предпочтение все чаще отдается прекрасной даме. Стратилатов опередил свое время, но писал об этом с иронией.

Тема плотской любви так и осталась основной в его творчестве, несмотря на обилие впечатлений. Посещает он Торжок (Себе я туфли там купил И взял на откуп деву...), Москву (Нет нигде никого. Все безмолвно в Твери. А в Москве-то бьет жизнь, что есть мочи: Подле бань, на бульварах любую бери - Хочешь днем, иль в течение ночи!) - везде его занимает плоть. Апогея это достигает в стихах южного цикла. В 1875 и 1886 годах Стратилатов выезжает на Кавказ и в Крым. По итогам поездок создано немало стихов, варьирующих тему дорожного любовного приключения разной степени фривольности. Меняются ландшафты, не меняется сущность ироничного эротомана:

Так, летели минуты - увы, не часы!

Райски-сладостный миг уж слетает...

Все плотнее сжимаются наши власы;

Дева млеет, трепещет и тает...

Вдруг из чудного рая я снова в саду -

Дева рядом стоит и бормочет...

Или раблезианский опус Нежинская Жопа:

Не видал я Конотопа,

Не видал я и Бахнач.

Только видел - чья-то жопа

Все скакала словно мяч.

При внимательном смотренье

Я узрел в ней две дыры.

Значит жопа, без сомненья,

Мне несла любви дары.

Поезд мчится; жопа скачет -

То на кручу, то с горы;

Х.. стоит и слезно плачет -

Не достать ему дыры.

Вот я прибыл в Нежин город

И в гостинице сижу.

Расстегнув штаны и ворот,

Я из номера гляжу.

Вдруг я вижу - без салопа,

Без калош - к исходу дня

Преогромнейшая жопа

Скачет прямо на меня.

Я промолвил ей для смеха:

Эй, сударушка! Поверь -

Уж такая-то потеха

Будет нам с тобой теперь!

Ну-ка, ну-ка, полезай-ка!

Двери, окна я запру.

Ну-ка, беленькая зайка,

Подворачивай дыру!

С годами поэт не меняется, только все чаще возвращается в прошлое, с теплотой вспоминая родной Ковров и переживая вновь и вновь свои визиты туда:

Знаю, скоро рассыплется прахом

Все, чем жил я, так сильно любя.

Я к тебе приближаюсь со страхом

И с тоской покидаю тебя!

В 1880 году он впервые пытается выступить в печати. История получилась вполне в духе Стратилатова: он написал девочке бесхитростные стихи про ее игрушечного тигренка, а та заметила: Ведь за это в журналах много платят. Наш герой, считая, что устами младенца глаголет истина, отправил в журнал Будильник карикатуру и большое стихотворение, посвященное памяти Пушкина. Увы, редакция отклонила это произведение, которое было ничуть не хуже большинства юбилейных опусов. И штабс-ротмистр больше не пытался опубликовать свои труды; он собирал и дополнял их, как будто знал - его время еще придет.

Поздние произведения Стратилатова еще более занимательны, обнаруживают неплохое знакомство с фольклором и новейшей поэзией, некоторые звучат так, будто написаны только вчера. К примеру, Юнкер Штык, напоминающий и Пруткова, и Гребенщикова одновременно.

Нижний чин запаса армии,

Из дворян, Михайло Штык,

Прокутив гроши последние,

Головою не поник.

Избоченясь перед зеркалом,

Покрутил свой юный ус.

Уж добуду ж перед праздником

Препорядочный я кус!

Ловко топнул. Шпора дрыгнула,

Издала веселый звон.

Вслед за нею, так же дрыгнувши,

Веселиться стал и он.

Или образчик наивной поэзии:

Я давно заметил в старшем моем сыне

Некторое сходство с Генрихом Гейне.

Этот-то Гейне - славен в целом свете.

Я его раз видел в книжке на портрете.

Возможно, мы еще вернемся к поэзии Стратилатова - смешной и серьезной, шокирующей и изящной... Ведь архив поэта пока не обнаружен. А сколько еще таких архивов, может быть, таится на нашей земле. Да, может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. Может, дар нашего Баркова и скромен; однако именно на такие скромные, незаметные дарования и опирается русская литература. И по-другому никогда не будет...

Опубликовано с сокращениями: Караван - Лоция (Тверь). 15. 2001.

Џ А.Ю. Сорочан, 2001


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"