АРМИЯ в 1912 г. [ВЭС т.8 1912 г.]
Общая воинская повинность.
По закону 1909 г., срок службы 16 лет, начиная с 22-летнего возраста: 8 - в действующих войсках, 8 - в резерве. Ежегодно призываются 8 тыс. рекрут (0,35% населения), которые под знаменами служат: в пехоте 6,5 мес., в кавалерии 11 мес. в полевой артиллерии 7-12 мес. в береговой артиллерии 4-14 мес. в инженерных войсках 5-12 мес.; остальное время чины находятся в бессрочном отпуску, но обязаны явиться 1-2 раза на учебные сборы на 20-30 дня каждый. По окончании обязательной службы часть людей во всех родах войск, выразивших свое согласие, остаются на службе несколько лишних месяцев. Унтер-офицеры двоякого рода: кадровые и военнообязанные; первые служат вплоть до выхода в отставку, последние - лишь время, положенное для отбывания воин. повинности под знаменами и для учебных сборов. Для достижения унтер-офицерского звания необходимо окончить специальные унтер-офицерские школы в Фредриксборге или полковые школы капралов и быть избранным начальством. Офицеры действительной службы делятся на кадровых и военнообязанных. Кадровые комплектуются из окончивших 2-летний курс офицерской школы в Фредриксборге; военнообязанные - из окончивших школу подпоручиков, особую для каждого рода войск. Для получения звания офицера резерва необходимо пройти два учебных курса, по 3 недели. Для дальнейшего образования и усовершенствования офицеров существуют: 2,5-летний высший курс при офицерской школе в Фредриксборге (три отделения: ген. штаба, артиллерийское и инженерное); школа верховой езды и ковки в Копенгагене; стрелковая школа в окрестностях Копенгагена; школа гимнастики в Копенгагене; телеграфный курс; артиллерийский курс; инженерный курс.
Боевой состав:
В мирное время армия состоит из
10 пехотных полков по 3 батальона 4-ротного состава,
1 гвардейского батальона и
5 пехотных резервных 4-батальоных полков,
4 кавалерийских полков (2 полка по 4 эскадрона, 2 полка по 2 действующих и 2 резервных эскадронов),
2 полевых артиллерийских полков по 8 и 1 отделения в четыре 4-орудйные батареи,
одного 3-батальонного полка береговой артиллерии (12 линейных и 6 резервных рот),
одного 2-батальонного полка крепостной артиллерии (8 линейных и 4 резервных роты),
10 линейных и 2 резервных саперных рот.
Обозное отделение, из 3 рот, придано кавалерии.
Для санитарных войск в мирное время кадров нет.
Численность армии в мирное время - 13.734 ч.
Эти части сводятся в 2 армейских корпуса (в Копенгагене и Оргусе).
Организация военного времени неизвестна; численность же армии возрастает до 67 тыс.чел. при 80 полевых орудий.
ВООРУЖЕНИЕ [ВЭС]
Вооружение пехоты: 8-мм. магазинная винтовка Краг-Юргенсона, обр.1889, с кинжальным штыком.
Вооружение кавалерии - сабля и карабин той же системы, ныне вводится автоматическое ружье системы Мадсена (по 3 ружья на эскадрон).
Полевая артиллерия вооружена скорострельными крупповскими орудиями обр.1912, калибра. 7,5см., со щитами и панорамным прицелом;
В крепостной артиллерии: 9-см. и 12-см. скорострельные пушки и гаубицы, длинные и укороченные 15-см. орудия, 7,5-см. скорострельные щитовые пушки, 17-см. и 30,5-см. орудия в 40 клб., 3,7-см. митральезы, 29-см. стальные гаубицы, 29-см. мортиры, 17-см. и 24-см. стальные пушки.
КРЕПОСТИ [ВЭС т.8 1912 г.]
Из всех укреплений Дании значение современно крепости имеет только Копенгаген. Проч. укрепления: крепости Фредериция и Кронборг и батареи у Корсёр, имеющие целью запереть проливы, ныне устарели, плохо поддерживаются и вооружены устаревшей артиллерией. Владея выходами из Балтийского моря, Дания имеет большое стратегическое значение, особенно резко выделяющееся в случае войны Германии с Англией, т.к. для первой является существенно необходимым запереть доступ в датские проливы со стороны Немецкого моря, чтобы сделать Балтийское побережье неуязвимым для английского флота; для переброски же своего флота из одного моря в другое она может пользоваться Кильским каналом императора Вильгельма II. Поэтому, естественно, что захват проливов является ближайшей целью обоих противников; и Дания, несмотря на нейтралитет, не избегнет участи стать театром военных действий, тем более, что при современной постановке вопроса обороны государства, она не в состоянии вооруженной силой заставить уважать свой нейтралитет. Вследствие окончат. решения длившейся много лет парламентской "комиссии госуд. обороны", правительством был внесен в 1908 г. следующий законопроект: "Сухопутные укрепления крепости Копенгагена не современны и являются скорее опасными, нежели полезными для обороны: они как в финансовом, так и в военном отношении не под силу Дании. Поэтому они, как и укрепления Фредериции, могут быть уничтожены, а вместо них д.б. сооружены новые, более выдвинутые вперед по линии Федбек - Фюрезе - Зондерзее - Порзе - Мозе - Штове - Фейме (в 15-20 км. от Копенгагена). Береговые укрепления д.б. усилены, главным образом, Зальтгольм и Амагер. Кроме того, благоприятные для высадки места в 8 пунктах на о-ве Зеландии д.б. заперты береговыми укреплениями, между ними Маснеде. Вся оборона Дании в случае мобилизации д.б. сосредоточена на о.Зеландии". Когда после парламентского обсуждения этот законопроект был утвержден 30 сент. 1909 г., выяснилось, что на постройку береговых укреплений Копенгагена потребуется 11 млн. крон, а на остальные береговые укрепления Зеландии 5 млн. Тогда постройку сухопутных укреплений Копенгагена решили отложить до 1922 г.
Копенгаген [ВЭС]
Современные укрепления построены, главным образом, в период с 1886 по 1893 г. и состоят из сухопутного и приморского фронтов.
Сухопутный Фронт образуют: 1) т.н. Запад. фронт; 2) 6 долговременных фортов, в расстоянии 2-3 км друг от друга и в 11,5 км от центра города; 3) 8 долговременных батарей за промежутками между фортами и на флангах оборонительной линии; 4) две башенные батареи, обороняющие плотины наводнения близ гор. Кламненборга; 5) старинная цитадель Фредриксгавен; 6) долговременная ограда и 4 батареи на о-ве Амагер.
Приморский фронт состоит из: 1) берегового форта Констанция, 2) 4 морских фортов батарей (в том числе громадный форт Миддельгрунд), защищающих доступ в гавань с северо-востока, и 3) такого же строящегося форта в Дрогдене, против г.Драгер, для защиты подхода к Копенгагену с с юга.
АВИАЦИЯ
Армейская авиация (Haerens Flyvertropper) В июле 1910 года датский пионер авиации Роберт Свендсен пересек Эресунн из Клевермаркена в Лимхамн на самолете Dania. Это стало кульминацией различных датских летных рекордов - непрерывный полет продолжительностью не менее 15 минут и рекорд высоты в 84 метра в январе, а также полет вокруг башни Копенгагенской ратуши в июне. Из ненадежной игрушки самолет превратился в интересную вещь для военных Дании и Швеции.
В июле 1912 года военное министерство основало армейскую летную школу в Кловер-Филд. В ее распоряжении был моноплан B&S (Berg og Storm), построенный в B&W. Позже мастерские на Кловер-Филд строили самолеты по лицензии и сами проектировали самолеты.
Морская авиация Marinens Flyvevaesen 24 ноября 1910 года военно-морское министерство обратилось в аэронавигационную компанию с просьбой подготовить морских офицеров для управления самолетами. 14 декабря 1911 года состоялся набор первых трех курсантов. 25 марта 1912 г. военно-морской флот получил самолет Роберта Свендсена, который получил название Glenten. В середине января 1913 года военно-морская летная школа была официально основана, а в апреле получила два гидросамолета Donnet-Leveque (FBA). 2 октября 1913 г. произошел первый несчастный случай, Ульрик Берч погиб. Следствием этого стало то, что зарубежным заводам пришлось проводить обучение пилотов. В то же время военно-морская верфь приступила к усовершенствованию гидросамолета Donnet-Leveque в новый тип летательных аппаратов под названием OV-flyvebade ("Летающая лодка 80-сильной мощности") на верфи Naval Shipyard с французским двигателем Gnome мощностью 80 л.с. В общей сложности с 1914 по 1919 год военно-морская верфь выпустила 24 летающие лодки различных типов.
ФЛОТ в 1912 г. [ВЭС т.8 1912 г.]
К 1912 г. в списках датского флота числилось 5 броненосцев береговой обороны, 4 легких крейсера, 6 эскадренных мининоносцев (турбинных), 14 миноносцев, 1 подводная лодка и 3 небольших мин. транспорта; в постройке 1 броненосец береговой обороны, 6 эскадренных миноносцев (турбинных), 2 подводные лодки и 2 минных транспорта (по 500 т):
Весь судовой состав содержится в полной исправности; устарелые суда отремонтированы. Главной базой датского флота является Копенгаген со своим адмиралтейством, казенными и частными судостроительными заводами. Особое внимание обращено на оборону подходов к датским островам минами заграждения. Согласно заключению комиссии государственной обороны в 1908 г. флот, составляя как бы 1-ю линию обороны Зеландии, по мобилизации д.б. разделен на 2 эскадры:
1) эскадра проливов (4 новых броненосца, крейсер, эскадренные миноносцы, 2 подводные лодки и 2 новых минных транспорта) и
2) Копенгагенская эскадра (2 броненосца береговой обороны, миноносцы, 1 подводная лодка и 3 минных транспорта).
1-я эскадра по предположению будет базироваться на укрепленный плес между о-вами Зеландия, Фальстер и Лоланд и иметь наблюдение за Большим Бельтом. Главной задачей датского флота в случае политических осложнений является обеспечение Данией нейтралитета (декларация 1904 г.).
ФЛОТ в 1914-1918 гг. [МК-3.1999] ВМС Дании организационно и по своему составу были аналогичны флотам своих скандинавских соседей. Единственное принципиальное отличие морской политики Датского королевства определялось тем, что оно располагало колониальными владениями - Гренландией, Исландией и рядом небольших островов, в том числе в Вест-Индии. Поэтому датчанам были необходимы суда с большой дальностью плавания - крейсера и мореходные канонерские лодки, практически отсутствовавшие во флотах Швеции и Норвегии.
Основной ударной силой датских ВМС считались броненосцы береговой обороны. Накануне Первой мировой войны было принято решение к имевшимся пяти кораблям этого класса добавить шестой - "Нильс Юэль" (3800/4100 т, 90x16,3x5м, 5800л.с.=16 уз., 2-305 мм и 8-150 мм). Он был заложен на верфи в Копенгагене 21.9.1914, однако достроить его удалось лишь после окончания войны и к тому же по сильно измененному проекту (без 305-мм орудий).
Во время Первой мировой войны Дания соблюдала нейтралитет.
СОКРАЩЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ : - год формирования части, / - год расформирования части, = - переименования (год)
Для корабельного состава: количество к началу периода, + - получено; - - убыло, = - количество к концу периода.
Название судна,: - год спуска (\: - захвата, #: - перестройки, $: - покупки)
/ - год списания (#/ - перестройки, $/ - продажи, | - гибели, \ - захвата противником)
В скобках ТТХ: Тоннаж ; длина х ширина х осадка в метрах; пм - паровая машина, пт - паровая турбина: мощность лс (лошадинных сил) =скорость, узлов; экипаж, ч - человек; броня в мм (б: борт, п: палуба, бб: барбеты, бш: башня, кз: каземат, р: рубка)
Вооружение: д - дульнозарядные нарезные, к - казнозарядные нарезные, з -зенитные, т - торпедные аппараты; м - мины; калибр, мм/длина ствола, клб
\\ перевооружение (год)).
ИСТОЧНИКИ [Урл.414] Урланис. Рост народонаселения Европы. с.414-415. Таб. численности населения Европы в 1000-1930 гг. в границах 1914.
[ВЭС] Военная энциклопедия Сытина. СПб, 1911-1915
[KTR] Kongens tro regimenter or hjemmevaern til lands. Kobenhavn 1955
[wiki-LDR] List of Danish regiments
[а] Уголок неба. Большая авиационная энциклопедия
[Conway-2] Conway All the world Fighting Ship 1906-1921. Conway Maritime Press 1986.
[N] Navypedia
[JFS-1905] Jane's Fighting Ships 1905
[JFS-1914] Jane's Fighting Ships 1914
[JFS-1920] Jane's Fighting Ships 1920
[МК-3.1999] ВМС малых стран Европы 1914-1918. Морская коллекция
[Жук] Жук А.Б. Стрелковое оружие. М:1992
[Shipbucket]