Жуков Сергей Александрович : другие произведения.

Секретный фарватер - реалии войны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.85*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Телевизионный фильм "Секретный фарватер" в показе реалий войны 1944-1945 гг.




СЕКРЕТНЫЙ ФАРВАТЕР - реалии войны



(художественный показ исторических эпизодов)



 [] []




  
  Многосерийный художественный фильм "Секретный фарватер", снятый на Одесской киностудии по мотивам одноимённого романа Леонида Платова, вышел на экраны в 1986 году. В отличии от литературной первоосновы, судьба некоторых героев была полностью изменена - в связи с чем в фильме появились новые сюжетные линии. Например, главный герой Борис Шубин остаётся в живых и наоборот, погибает его жена Виктория. Очень значительно по сравнению с книгой раскрыты личности и характеры членов экипажа "корабля-призрака". В отличии от книги, в которой они действительно представлены буквально живыми мертвецами, инфернальными сумасшедшими в выморочной обстановке "Летучего голландца", в фильме они показаны обычным воинским коллективом, исполняющим свои повседневные обязанности. Кардинально изменена сама канва повествования фильма, из него полностью исключён преподаватель Морской Академии - учитель Шубина, Ластикова и Донченко, который в книге и проводит основное расследование.


  Помимо людских судеб и характеров, в фильме изменён(а точнее - заменён) сам корабль Шубина. В книге Шубин торпедник-катерник и служит на торпедном катере типа Г-5. В фильме Шубин формально оставаясь "катерником-торпедником", фактически командует кораблём, напоминающий "бронированный малый охотник" проекта 194*.
  

* - в его роли выступал речной артиллерийский катер проекта 1204 постройки 1968-1974 гг., на котором вместо демонтированной реактивной ракетной системы были установлены муляжи торпедных аппаратов

Главная идея романа - немецкий реваншизм, была по большому счёту нереальна уже в год написания книги(1964 г.) и существовала только в воображении политиков и обслуживавших их литераторов-журналистов. Особенно преуспел в постоянном озвучивании этого мифа Юлиан Семёнов, который проводил его красной нитью почти во всех своих художественных и публицистических произведениях. Но в фильме 1986 года, составляющая данный миф идеология была сведена к простому и понятному для всех напоминанию из двух слов*, высеченном на постаменте памятника адмиралу С.Макарову в Кронштадте. Хотя перед этим подробно рассказывалось о зловещих планах реваншистко-нацисткой верхушки создать новый IV рейх, и о кофрах фюрера с секретным компроматом на влиятельных мировых персон - всё это, даже во время происходящих в заключительной серии фильма событий(лето 1952 г.) не имело никакого влияния на политическую обстановку в мире.

* - ПОМНИ ВОЙНУ

Но главное различие книги и фильма заключается в почти полном отсутствии описания в тексте романа конкретных боевых эпизодов войны и наоборот - достаточно многочисленном их наличии в фильме. Причём все эпизоды основаны на конкретных реальных фактах прошедшей реальности. Огромная заслуга в этом режиссёра и сценариста фильма, которые буквально несколькими кадрами или даже фразами буквально обозначили события, определявшие ход войны на Балтике в 1944-1945 гг.


Фильм начинается с эпизода возвращения в базу на острове Лавенсаари повреждённого корабля-катера. Так как перед этим говорилось о подготовке Балтийского флота к выходу на оперативный простор - речь идёт о мае и начале июня 1944 года, последних днях перед масштабным летним наступлением советских войск, которое началось 9 июня.

 [] []

/- Носилки! Аварийную команду! - матросы тянут рукава, тушат пожар, несут носилки. Командир катера смотрит на Шубина.
- Юнкерсы... Вертелся под ними, как...
- Ну, а что же не отвертелся? Вертелся он... Потери есть?
- Нет. Раненые, обожённые.../


Группировка немецких ВВС на Балтике в этот период располагала достаточными силами для нанесения ударов по советским кораблям и базам. В Прибалтике весной 1944 года базировались штаб и 1 группа* 3 штурмовой эскадры**(St.St./S.G.3, I/S.G.3), оснащённые пикирующими бомбардировщиками "Юнкерс-87", чья численность составляла 30-40 машин.

* - по советской терминологии полк
** - по советской терминологии дивизия


13 мая самолёты нанесли удар по советским тральщикам в районе банки Намси. В налёте участвовало полтора десятка "юнкерсов" в сопровождении десятка "фоккеров". Из-за дымки вражеские самолёты были обнаружены слишком поздно. В результате налёта был потоплен малый охотник МО-404, повреждён сторожевой катер n-12 и торпедные катера n-17 и n-60.

 []

28 мая более двадцати "юнкерсов" в сопровождении десятка "фоккеров" снова бомбили советские тральщики. Атаке подверглись три бронированных морских охотника и катера из 4 и 5 дивизионов кораблей-тральщиков. Над катерами в момент налёта патрулировали 6 истребителей Ла-5 из 3 гвардейского истребительного авиаполка. Позже подошли ещё четыре Ла-5, поднятые с аэродрома Лавенсаари по данным РЛС "Редут". Лётчики доложили о трёх сбитых "фоккерах" и одном "юнкерсе". Пулемётчики катеров заявили два сбитых "лаптёжника". Осколками бомб и пулями были повреждены два БМО, пять катеров-тральщиков и катер-дымзавесчик. Погибли 7 человек, в том числе командир 5 дивизиона малых охотников, 22 моряка получили ранения.

 []


5 июня более двадцати "юнкерсов" под прикрытием истребителей нанесли удар по острову Лавенсаари и тральщикам южнее острова. Повреждения получили 2 тральщика и 4 торпедных катера, потери в людях составили 3 убитых и 20 раненых. В воздушных боях были потеряны три истребителя Ла-5. Немцы потеряли два "юнкерса". Лётчик одного из них через час был подобран с воды летающей лодкой-спасателем "Дорнье-24Т-3"(зав.1075, борт.DT+NA) из 2 поисково-спасательного отряда, но спасатель сам был сбит ст.лейтенантом А.И.Потёмкиным из 4 гвардейского иап. Лётчик "юнкерса" и пять членов экипажа "дорнье" погибли, одному удалось спастись и он был подобран другим До-24.

Во время возвращении корабля Шубина из разведки в шхеры финского берега, при обстреле береговой артиллерией был повреждён трубопровод и корабль стал терять ход.
/Из трюма валит дым, бурун у носа катера ослабевает. Из люка вылезает механик.
- Командир! Трубопровод пробит!
- Делай что хочешь, ходу, ходу! Расстреляют нас!
Юнга Ластиков сбрасывает бушлат и ныряет в люк.
- Шурка! Резину!
Ластиков хватает резиновые накладки и зажимает пробоины, кипяток вырывается из-под накладок.
- Я сейчас временную налажу, потерпи Шурка, ещё немного!


 []


Юнга держит руки в кипятке из последних сил. Бурун у носа вновь набирает мощь и корабль оставляя позади разрывы снарядов, уходит из шхер/

 []


Этот эпизод также присутствует в книге и является художественным описанием реального случая, произошедшего 8 мая 1944 года на одном из торпедных катеров Северного Флота. В результате авиационного налёта, на торпедном катере ТК-209 была пробита труба коллектора и юнга Александр Николаевич Ковалёв* закрыл пробоину своим телом. Ход катера был сохранён, сам Александр получил незначительные ожоги, но по злой иронии судьбы, Александр и его катер погибли на следующий день в результате взрыва бензоцистерн. В фильме Александр Ластиков остался в живых и был отправлен с обожёнными руками в госпиталь Кронштадта.

* - настоящее имя Александр Филлипович Рабинович

 []

Шубин в разведке подслушивает разговор на всплывшей немецкой подводной лодке и узнаёт имя её командира. Выясняется, что лодка самими немцами числится погибшей ещё с 1942 года и даже известны обстоятельства её потопления с советской стороны. Победа приписывается подводнику Донченко и когда выясняется, что она "липовая", он страшно разочарован. В книге это становится известно только после войны, в фильме - сразу же после разведки Шубина.

 []

/Донченко радостно здоровается, предвкушая возможность снова рассказать во всех красках новому слушателю о своей громкой победе.
- А я думал ты знаешь, как я утопил этого фон Цвишена... Да, громко обо мне тогда газеты писали... Даже статья была - "Поединок" называлась. А чего это разведотдел флота моим фон Цвишеном заинтересовался? История давняя, 42 года...
- Обобщить кое-что надо.
- С чего начнём? Может быть с той вражеской базы в Бос-фьорде? Это я не для хвастовства, а чтобы было понятно, почему у меня одна торпеда осталась... Остальные пошли по назначению. Да, натворил я тогда делов в ихней базе - как слон в посудной лавке... Но обратно, конечно пришлось возвращаться ползком. Финский берег справа, как ему и положено быть, и мерзейшая - на мой вкус, погода. Солнце на всё небо, широкая зыбь, перископ спрятать некуда. Ну я оглянулся - фашист! Разворачиваюсь и ложусь на курс сближения....
- С одной торпедой?
- Так азарт, понимаешь, азарт после этого Бос-фьорда! Смотрю - фашист вниз, я за ним. Говорю акустику - навостри уши Черныш, и через некоторое время Черныш сообщает - Шум винтов исчез. Это фашист стал меня выслеживать, хотел определить по звуку. Кружим, кружим, меняем глубину, фашист остановился, я тоже... Слышу шипение воздуха - фашист балласт продувает, всплывать хочет. То-ли батареи разрядил, то-ли катера на подмогу вызвать хочет... Объявляю торпедная атака! Дистанция - 20 кабельтов! На курсовом - 20! Залп! И потом как трахнет - взрыв.
- Где?
Донченко показывает на карте - Здесь.
- Значит лодка была между тобой и берегом?
- Берег и беспокоил. Посты наблюдения заметили взрыв, засекли, сейчас набегут морские охотники из Киркинеса и выдадут мне сдачу. И я её получил - в крупных и мелких купюрах! Но, как видите сижу с вами...
- А перископ поднимал?
- Ну а как же - не утерпел, поднял. Даже в глазах зарябило - соляр на воде, всякая требуха, клинья, пробки, обломки обшивки. В общем как говорится, дала лодка сок - развалилась как арбуз.
- Так уж и развалилась?
- Ты что, мне не веришь? Немцы сами признали факт потопления, даже некролог в газетах был.
- Некролог 42 года. А в 44 старший лейтенант Шубин видел и лодку и командира...
- Это как же может быть? Я же её потопил!/


Здесь описывается мнимая победа советской подводной лодки М-176 в результате "подводной дуэли" 28 мая 1942 года в Баренцовом море. Многие детали совпадают абсолютно точно с докладом командира лодки капитан-лейтенанта И.Л.Бондаревича и с описанием этой "дуэли" в различных боевых листках. Даже географические названия*, перенесённые из книги в фильм, однозначно намекают на события, происходившие только в Заполярье и больше нигде. В книге напрямую указывается норвежский берег вместо финского в фильме, и дата "поединка" - 9 мая 1942 года. Правда в реальности, по докладу Бондаревича немецкая подлодка в подводном положении якобы атаковала М-176 восемью торпедами, а в поднятый перископ следов её потопления обнаружено не было. Победа была засчитана только по факту взрыва или тех шумов, которые были приняты за взрыв. Однако документы противника не подтверждают победу М-176, никакие подводные лодки противника в этом районе и в это время не погибали. По всей видимости экипаж М-176 принимал за "подводную дуэль" совершенно другие события, которые вероятно навсегда останутся неизвестными. В отличии от книги и фильма, капитан 3 ранга Иосиф Лукьянович Бондаревич не вернулся из очередного боевого похода уже в июне 1942 года, никогда не узнав, что его победа над вражеской подлодкой была мнимой. С большой долей вероятности можно утверждать, что М-176 погибла на немецком минном заграждении со всем своим экипажем.

  Развенчание громкой победы в романе, идентифицируемой почти дословно с реальным боевым эпизодом войны, позволяет предположить, что уже в год написания романа, ложность этой победы среди историков флота не вызывала сомнений. Несмотря на это, для широких масс советских обывателей вплоть до эпохи "гласности", официальные материалы о морских подвигах времён войны не обходились без красочного описания этой громкой "победы".

* - отсутствующие на Балтике фьорды, норвежский порт Киркенес

Возвращаясь на Лавенсаари, Шубин летит пассажиром на самолёте-истребителе. В фильме это современный двухместный самолёт, в книге Шубин втиснулся в фюзеляж позади кабины пилота. В полёте самолёт подвергся атаке финского истребителя и был сбит в воздушном бою. При этом также был сбит и самолёт противника, финский лётчик был смертельно ранен, но смог выпрыгнуть с парашутом. Его спасательный жилет спас жизнь Шубину, также приводнившемуся на парашуте.

 []

/Рядом с Шубиным всплывает подводная лодка. Шубина в почти бессознательном состоянии поднимают на борт и лодка снова погружается.
В отсеке немцы столпились над Шубиным, читают имя финского лётчика на спасательном жителе.
- Это финн.
- Нас уверяют, что мы надёжно прикрыты с воздуха. А русские сбивают их как вальдшнепов..../


В реальности воздушные бои с финскими самолётами непосредственно над Финским заливом в мае и начале июня 1944 года в отличии от 1942-1943 гг., были достаточно редки. В этот период бои в основном происходили над Карельским перешейком, в Северной Карелии и в междуозёрье Ладоги и Онеги. Однако иногда воздушные бои непосредственно над Финским заливом всё же случались. Например 2 июня в воздушном бою был сбит "мессершмит" МТ-204 старшины Нильса Эдварда Катаяйнена из 3 эскадрильи 34 истребительного полка. Сам он был ранен, но сумел спастись на парашуте и вернулся в строй через три недели.

 []


Шубина спасают немецкие подводники и принимают его за финского лётчика. Через некоторое время командир немецкой подлодки обнаружил советский конвой и вызвал Шубина на центральный пост.

 []


/Фон Цвишен смотрит в перископ. Шубин подходит к нему.
- Хочу проконсультироваться. Вы ведь летали над проливом Ирме?
- Да, конечно.
- Посмотрите в перископ. Курсом west следует русский конвой.
- Вижу конвой.
- Вы узнаёте эти места?
- Я отсюда не ориентируюсь...
- Карту!
Штурман Венцель подаёт карту. Фон Цвишен показывает Шубину район.
- Вот мы здесь. Вот остров Виландер, вот остров Эйзель. Между ними всегда были очень малые глубины, а сейчас там проходит крупнотоннажный конвой. Вы сверху не наблюдали каких-либо дноуглубительных работ русских?
- Нет...
- Я хочу выяснить, смогу ли я их здесь догнать? Хватит ли мне глубины?
- Думаю, что нет. Здесь выход скальных грунтов. Если русские и пробили в нём канал, то очень узкий - не зная фарватера, вы можете не попасть в него..... Осмелюсь посоветовать - не стоит рисковать.
- В ваших советах не нуждаюсь. Боевая тревога, торпедная атака!
Играет алярм, подводники занимают боевые посты, докладывают о готовности. Шубин решает убить Цвишена стальным ключом и сорвать атаку. Но дорогу ему загораживает ещё один подводник и Шубин пытается запугать Цвишена.
- Я хорошо знаю этот район! Там шхеры - и в них всегда прячутся русские торпедные катера. Стоит вам только выйти из-за мыса, мы станем для них отличной мишенью!
Цвишен на секунду задумывается, и приняв решение, командует - Отбой боевой тревоги!
Корабли конвоя уходят за мыс/


 []

Угроза Шубина и опасения Цвишена были вполне обоснованными. В конце июня 1944 года в Финском заливе стала действовать группа из трёх немецких подводных лодок, которая в июле была усилена ещё семью единицами. Немцы действовали в сложном для подлодок мелководном районе, где глубины не превышали 20-30 метров. Советские корабли с начала июля регулярно стали обнаруживать немецкие лодки и атаковать их. 6 июля сторожевой катер СК-73 обнаружил перископ U-748 и безрезультатно атаковал её глубинными бомбами. В ночь на 14 июля дозор сторожевых и торпедных катеров также пытался атаковать U-1193, а утром 15 июля у острова Руонти советским дозором в составе охотников МО-104, МО-105 и торпедного катера ТК-57 была обнаружена U-679, которая шла в надводном положении шхерным фарватером и не имела возможности погрузиться. Советские торпеды прошли мимо лодки, но в артиллерийском бою она была повреждена попаданием 45мм снаряда в рубку и потеряла несколько человек убитыми и ранеными, после чего сумела отойти под защиту огня береговой батареи. Бои катеров и подводных лодок, сопровождаемые обоюдными повреждениями, продолжались на протяжении всего месяца. Наконец 30 июля севернее пролива Бьеркезунд, U-250 потопила торпедами охотник МО-105 и в свою очередь, была потоплена глубинными бомбами прибывшего в район МО-103.

 [] []


После выписки из госпиталя и отпуска по случаю женитьбы, Шубин в середине осени возвращается на передовую.

/Катера с десантом идут к побережью. Солдаты выпрыгивают на берег и с криком "Ура", бегут в атаку через оставленные в дюнах проволочные заграждения. В лесу, который начинается сразу за дюнами, сплошной стеной разрывы снарядов артиллерийской поддержки. Десант углубляется в лес.
- Ты давай не расслабляйся, держи связь - говорит Шубин радисту - Шурка, давай помогай открывать броняхи!
- А разве уже всё?
- Всё приехали, задачу выполнили. И свои 32 такта больше не играем....
- А пляжик здесь ничего, загорать можно - мечтательно говорит радист.
- Ага, главное у всех на виду - отвечает Шубин - Передай всем, отойти полкабельтов влево, укрыться за мыском....
Из леса глухо доносятся звуки ожесточённого боя - разрывы, очереди, крики.
- Да - говорит Шубин - Жарко там сейчас..../


 [] [] []


29 сентября 1944 года в ходе Моонзундской десантном операции, рано утром началась высадка десанта на остров Муху в районе деревни Куйвасту. Высадку осуществляли торпедные катера Дважды Краснознамённого Балтийского флота. Первым эшелоном было высажено свыше 1.100 человек. 30 сентября в ходе 181 рейса на остров было высажено свыше 5.5 тысяч человек из состава 249 стрелковой дивизии. 1 октября остров был полностью освобождён от немецких войск. Весь Моондзунский архипелаг за исключением сильноукреплённого полуострова Сырве был освобождён уже к 8 октября 1944 года. На самом Сырве, в силу географических особенностей и ряда других факторов, бои продолжались до 23 ноября.

9 апреля 1945 года советские войска штурмом овладели городом-крепостью Кёнигсберг. Спустя несколько дней Шубин приезжает в город, куда уже переместился разведывательный отдел флота, чтобы передать туда важные разведывательные сведения.

 []


/Шубин ночью едет в виллисе по разбитым улицам Кёнигсберга. Горят развалины, дымится подбитый танк Т-34. Шубина останавливает армейский патруль.
- Документы!
Шубин показывает документы.
- Слышь браток, как к разведотделу флота проехать?
Капитан, начальник патруля светит фонариком, видит, что Шубин моряк.
- Где же вы были, капитан-лейтенант, когда он нас корабельной артиллерией крыл? Вам бы с моря....
- Ладно капитан, не рви душу! Как нам в разведотдел проехать?
- Чёрт его знает... Держись трамвайных путей, там спросишь. И не сбейся, там мины.
- Собьёмся - услышишь.../


Капитан упрекает Шубина в безнаказанной стрельбе крупных немецких кораблей по советским войскам, которая активно мешала наступлению Красной Армии на побережье Балтийского моря поздней осенью 1944 года и зимой-весной 1945 года. Уже 11 октября советские войска вышли к побережью Балтийского моря в районе Мемеля и по ним открыла огонь группа в составе тяжёлых крейсеров "Принц Ойген", "Лютцов", 4 эсминцев и 3 миноносцев. За двое суток только "Принц Ойген" выпустил более 600 снарядов. 14 октября обстрел возобновился, крейсера вместе выпустили свыше 600 снарядов главного калибра.

 []


В течении 24 октября тяжёлый крейсер "L"utzoy" выпустил по советским войскам наступавшим на Сырве 304 - 280мм, 292 - 150мм и 285 - 105мм снарядов, не считая нескольких сотен 127мм и 150мм снарядов выпущенных эсминцами. По немецким оценкам, удельная плотность артиллерийского металла была эквивалентна той, что создал Манштейн во время последнего штурма Севастополя. 20 ноября к полуострову прибыл тяжёлый крейсер "Prinz Eugen", который вечером начал обстрел советских войск, и продолжил его на следующий день. За двое суток было растреляно 514 - 203мм и около 200 - 105мм снарядов. 22 ноября на смену "Prinz Eugen" и эсминцам израсходовавшим боезапас, прибыл тяжёлый крейсер "Admiral Scheer" в охранении шести миноносцев. Они приступили к обстрелу наступающих советских войск со стороны западного берега, со стороны Рижского залива обстрел вели артиллерийские баржи, тральщики и сторожевики. Советские войска были вынуждены приостановить наступление. 23 ноября обстрел возобновился, но ему крайне мешали атаки советской авиации, которые хотя и не нанесли ущерба кораблям, вынудили немцев ослабить обстрел. Всего в течении 22-23 ноября крейсер на 5-ти километровом участке фронте обрушил на советские войска 500 тяжёлых и около 800 - 150мм снарядов общей массой свыше 200 тонн. Это было отмечено в официальной "Хронике Великой Отечественной войны на Балтийском море" - "Большую роль в задержке наступления советских войск сыграл артиллерийский огонь немецкого крейсера, прижимавший пехоту к земле".

 []  []


29-30 января 1945 года "Prinz Eugen" и другие корабли вели огонь по советским войска в районе Данцига. За два дня он выпустил около 850 снарядов главного калибра. В середине марта и начале апреля 1945 года "Prinz Eugen" пополнив боезапас, вновь вёл огонь по целям в районе Готенхафена и Данцига. К вечеру 4 апреля, менее чем за месяц крейсер израсходовал 4.871 снарядов главного калибра, ещё свыше 2.5 тысяч снарядов выпустили по берегу 105мм зенитные орудия. Огонь корабельной артиллерии был существенным фактором в замедлении продвижения советских войск. Слова армейского капитана в фильме, с полным основанием выражают досаду и горечь своего бессилия перед этим убийственным огнём.

Катера с десантом идут на штурм Пиллау. Высадка идёт под огнём, есть потери, но солдаты высаживаются и идут в атаку. Попадание в катер Шубина, горит патронный отсек, есть угроза взрыва корабля. Шубин приказывает покинуть корабль и вместе с экипажем сходит на берег, присоединяясь к штурмующим.

/Пехота идёт в атаку по редкому лесу, Шубин замечает Ластикова.
- Ты почему не у Князева? Ну, смотри у меня!
Впереди открывает огонь пулемёт из дота. Пехота залегла. Шубин хочет поднять людей в атаку, но не успев даже встать, падает.
- Шубин! - Ластиков подбегает к нему и трясёт - Командир! Командир!
Пехота снова поднялась в атаку. Пожилой лейтенант на бегу задерживается у тела Шубина.
- Не шуми сынок. Отходит твой командир.../


 []

После овладения 25 апреля 1945 года почти всей территорией порта-крепости Пиллау, было принято решение высадить десант на косе Фрише-Нерунг которая отделена от Пиллау узким проливом, и разрезать надвое ушедшие на косу из Пиллау немецкие войска. 26 апреля в 10км южнее пролива между Пиллау и косой, было решено высадить два тактических десанта - с моря и со стороны Кенигсбергского залива. Морской(западный) десант в составе 600 человек из состава 11 гвардейской армии высаживался с торпедных катеров и катерных тральщиков, при огневой поддержке морских бронекатеров. В результате огня противника, при высадке были подбиты два катера, один из них затонул. Погибли 27 десантников и экипаж. Два батальона десанта из залива(восточный) высадились южнее намеченного места и позже, в результате чего создалось трудное положение, но оно было преодолено высадкой вторых эшелонов. После соединения десантов, часть немецких войск на северном участке Фрише-Нерунг была отрезана от войск, находившихся на юге косы. Её основу составляли солдаты многочисленных разрозненных частей вокруг командного пункта береговой обороны и зенитной батареи. Их оборону возглавлял командир 290 пехотной дивизии генерал-майор Карл Хенке. Попытки эвакуации сопровождались большими потерями и не увенчались успехом. Днём 27 апреля в ходе ожесточённых боёв, немецкие опорные пункты на севере косы были уничтожены, их командующий был убит. Накануне вечером, в ходе ожесточённого штурма были подавлены и последние очаги сопротивления в цитадели крепости Пиллау.

 []  []  []  []




окончание следует



Оценка: 6.85*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"