Зусманович Семен Моисеевич : другие произведения.

Стела Минепты (Мернептаха, Меренптаха)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  

  Стела Минепты.





    []
   Статья на Варонлайне
  
  Стела Минепты - Мернептаха, Меренптаха, Binere'-meramun Merenptahhotphi(r)ma'e.
  Стела Минепты была обнаружена зимой 1896 года Уильямом Мэтью Флиндерс Питри (Sir William Matthew Flinders Petrie; 02.06.1853-28.07.1942) - видным британским археологом, одним из основоположников современной египтологии. По его поручению текст надписи был опубликован профессором Страсбургского университета Шпигельбергом В. Эта стела с упоминанием Израиля считается древнейшим египетским памятником, непосредственно связанным с еврейской историей. Этот монумент должен был называться "ливийской стелой", так как содержит описание ливийской кампании, но на нем оказалось двенадцать заключительных строк, из которых и возникло его название - "Израильская стела".
  
  Надпись является гимном в честь победы Минепты (Мернептаха) над ливийцами (это было продолжением войны с Народами моря). Надпись занимает заднюю часть стелы Аменхотепа III, которая была взята из его похоронного храма Минептой. Он не стал тратить время на добычу материалов для постройки заупокойного храма. По примеру своего отца Рамсеса II, Минепта приказал использовать храм Аменхотепа III в качестве каменоломни. Плита, повествующая об архитектурных деяниях Аменхотепа III, была развёрнута лицом к стене, и на её обратной стороне был выбит отчёт об усмирении азиатских владений - знаменитая "стела Израиля". Стела находится в Каирском музее.
  
  Приблизительный перевод текста на стеле:
  
  "Цари свергнуты со словами: "Салам!"
  Никто не поднимает головы среди Девяти Стрел (Девять Арок - азиатские владения Египта).
  Техену обездолена, Кхета (Хатти) умиротворены,
  Пеканан разграблен, захвачен Аскалон, покорен Гезер,
  Иеноам перестал существовать.
  Израиль ('s-r'--r) безутешен, не осталось его семени;
  Ханаан (Хор) стал вдовой для Египта.
  Все земли объединились и умиротворены.
  Все, что бунтовало, связано царем Минептой (Ба-ен-ре Меримун, сыном Ра, Мернептахом).
  Дающим жизнь, как Ра, каждый день".
  
  Чтобы лучше понять эти заключительные стихи, необходимо уяснить общий дух, в котором была написана эта стела. Вот описание обращения к царю:
  
  "Солнце, уносящее бурю, нависшую над Египтом, позволяющее Египту увидеть солнечные лучи, убирающее медную гору с шеи народа...".
  
  Строки, предшествующие упоминанию об Израиле, следующие:
  
  "Приходят и уходят с песней, и не слышно жалоб скорбящего народа. Города вновь восстановлены, ибо кто пожнет урожай свой, тот и будет его есть. Ра повернулся к Египту; он родился, предназначенный быть защитником, - Царь Минепта".
  
  Строка "Израиль безутешен, не осталось его семени" в заключительном фрагменте стелы породила обширную литературу. Все пришли к согласию, что здесь название Израиля упомянуто впервые в письменной форме, даже раньше древнейших еврейских преданий, которые были записаны ("Этот монумент привлек широкое внимание из-за упоминания в последнем его разделе об Израиле. Это самое раннее упоминание об Израиле, известное нам по письменным текстам, включая и саму еврейскую Библию". Breasted, Records, Vol. Ill, Sec. 603). Скорее всего, это не только самое раннее, но и единственное упоминание об Израиле в сохранившихся документах Древнего Египта.
  
  Иероглифы, описывающие уничтожение Израиля, выглядят так:  []
  
  По общепринятой хронологии Минепта
  Мернептах (Меренптах) - четвёртый фараон Древнего Египта из XIX династии (Новое царство), правивший в 1224-1205 до н. э.
  
  Википедия: Мернептах был четырнадцатым сыном фараона Рамсеса II (Великого), который правил неполных 67 лет и пережил тринадцать своих старших сыновей. Сам Мернептах вступил на престол в преклонном возрасте (около 60 лет), хотя он фактически находился у власти в последние 15 лет правления Рамсеса II, страдавшего разнообразными болезнями (что подтвердил анализ мумии Рамсеса.
  
  1224-1205 до н. э. (по другим данным 1213 до 1203 гг. до н.э.) - это время Судей по ТАНАХу. В ТАНАХе в это время не упоминаются египтяне (один раз вспоминается египетское рабство):
  
  Третья Книга Судей (Шофтим 10(10) И возопили сыны Исраэйлевы к Г-споду, и сказали: согрешили мы пред Тобою, потому что оставили Б-га нашего и служили Баалам. (11) И сказал Г-сподь сынам Исраэйлевым: ведь от Египтян, и от Эморийцев, и от сынов Аммоновых, и от Пелиштимлян, - И Цидоняне, и Амалэйкитяне, и Маоняне угнетали вас, - и когда вы взывали ко Мне, спасал Я вас от рук их.
  
  Можно верить или не верить в ТАНАХ - но это единственная сохранившаяся книга, хронологию, которой можно привязать к сегодняшнему дню. У древней египетской истории таких хронологических источников нет. XIII век до н.э. основан, в основном на списках Манефона. Все, что до нас дошло от Манефона, - это все лишь искаженные конспекты в сочинениях христианских хронографов (Юлия Африканского, Евсевия и Синселла). Все историки согласны, что это не научно, но за неимением другого, пользуются Манефоном. Сами фараоны - каждый вел летоисчисление от своего восшествия на престол (сложнее, когда сын был еще и соправителем).
  
  Так, по мнению Скалигера, некоторые династии древнеегипетских фараонов, которые Манефон представил сменявшими одна другую, на самом деле правили в одно и то же время.
  
  "Хронология Манефона" - это "поздняя, недобросовестная и некритичная компиляция, которая в большинстве случаев опровергается современными памятниками, если таковые сохранились" (Breasted, A History of Egypt (2nd etL), p. 23.). Списки Манефона были дискредитированы документальными свидетельствами эпохи восемнадцатой и девятнадцатой династий, наиболее известных и наиболее богатых документами.
  
  Я сам не верующий, но в виду критичности ТАНАХа (особенно к евреям), хронологии его больше можно доверять. Можете проверить, время Судей - египтян нет. А в это время по общепринятой древнеегипетской истории, одно египетское войско за другим ходили через Рутену-Ханаан (Некоторые "любят" называть эту территорию Палестиной, но тогда не было такого термина). Да, и по вышеприведенному отрывку из ТАНАХа, Ханаан вместе с евреями захватывали кто угодно, только не египтяне. 400 лет своеволия в Ханаане, сильные фараоны (Сети, Рамзес....) не позволили бы кому-то хозяйничать на подконтрольной территории. А, если сюда прибавить время Шауля (+Ишбошэт), Давида и Шломо...
  
  Таким образом, у нас несколько вариантов (версий):
  
  1.Неправильный перевод;
  2.Права хронология по Манефону;
  3.Версия И. Великовского.
  Разберём каждую версию.
  
  Неправильный перевод
  Допустим, перевод неправильный и на стеле нет упоминаний Израиля. Возможно и такое, но на стеле идентифицированы и другие народы, города, местности, реально существовавшие в то время. По меньшей мере, обсуждать в этой версии нечего.
  
  Права хронология по Манефону
  Современные историки, в связи с найденной Петри стелой, поставили новые вопросы. По данной версии она датируется ок. 1220 г. и упоминает об Израиле как племени, живущем уже в Ханаане (или на границе его). В настоящее время существует три варианта решения проблемы:
  
  a.Мернептах имел в виду израильтян, которые покинули Египет еще до Моше (Моисея)- намек на это мы находим в ДИВРЭЙ АЙАМИМ I, 7:21-24 (1 Пар 7: 21- 24), где говорится о вторжении в Ханаан сыновей Ефрема;
  b.На стеле отображены события, связанные с исходом (Рамсес - фараон-угнетатель, а его сын Минепта - Мернептах - фараон исхода);
  c.Исход произошел при Рамсесе II, а стела указывает на появление израильтян в Ханаане. Последняя точка зрения была детально обоснована Олбрайтом (1938 г.), хотя впервые была высказана Струве, который считал, что стела имеет в виду Израиль до переселения в Египет. Особенно парадоксален Исход при сильном фараоне Рамзесе II, это было нереально. И, если до переселения в Египет, то кто же тогда переселился, если Израиль был уничтожен?
  Против отнесения Исхода ко второй половине XIII в. выдвигают указание МЕЛАХИМ I , 6:1 (3 Цар 6, 1) о том, что Исход произошел за 480 лет до построения храма Шломо (Соломона). Если храм начали строить ок. 958 г., то Исход, по этой дате, произошел ок. 1440 г., т. е. во времена Тутмоса III и Аменхотепа II по общепринятой истории (привязанной к Манефону). Однако это было время полного господства фараонов в Ханаане-Рутену, и оно совершенно не соответствует ситуации, отраженной в ТАНАХе. К тому же Дельта в те годы не была резиденцией царей, а будущие Пифом и Рамсес еще представляли собой забытые пустыри.
  
  "Не осталось его семени", не один раз толковалось как указание на то, что дети-израильтяне мужского пола были убиты египтянами, но такая интерпретация многим ученым представляется натянутой.
  
  (15) И повелел царь Египетский повитухам Ивриот, из коих одной имя Шифра, а другой Пуа, (16) И сказал: когда вы будете повивать у Ивриот, то наблюдайте у родильного станка: если это сын, то умерщвляйте его, а если это дочь, то пусть живет. (17) Но повитухи боялись Б-га и не делали так, как говорил им царь Египетский; и оставляли детей в живых.
  
   Исход (Шемот): 1 (22) И повелел Паро всему народу своему, говоря: всякого новорожденного сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.
  
  Некоторые историки придерживаются мнения, что эти строки на стеле Минепты описывают поражение, нанесенное силами фараона израильтянам, бегущим из Египта в Ханаан. Подчеркивалось, что "Израиль" писалось без указания на оседлый народ или какую-то территорию.
  
  История Исхода не ведает о поражении израильтян от рук фараона; она знает лишь о катастрофе, постигшей египетское войско.
  
  Минепта прожил более пяти лет после событий, упомянутых в Стеле Израиля; а, кроме того, его великолепно сохранившаяся мумия никак не может быть телом некоего мифического царя, утонувшего в Красном море. Единственный памятник, связанный с Мернептахом, обнаруженный на описываемой территории территории - браслет из Угарита.
  
  В 1954 г. в Париже, французский археолог, Этьенн Дриотон выступил с докладом, в котором попытался дать какое-то решение вопроса. Он собрал и изложил те доводы, которые можно высказать в пользу того и другого из вариантов. Выход получился довольно неутешительным. Даже новейшие археологические открытия в Египте, пишет ученый церковник, "не позволяют еще определенно решить научный вопрос, имел ли место исход евреев при Аменхетепе II, в 1480 г. до н.э, или при Минепте (Меренптахе), в 1230 г до н.э. Оба мнения имеют за собой веские доводы" [Etienne Drioton, La date de I'Exode. В сб.: "La Bible et I'orient. Travaux du premier congres d'archeologie et d'orientalisme bibliques", Paris 1955, p.49.]. В заключение Дриотон заявляет, что ему представляется более правдоподобной гипотеза исхода при Меренптахе. Сказать, однако, что два противоречащих друг другу варианта имеют одинаковую ценность, равносильно тому, чтобы заявить о непригодности и недостоверности их обоих.
  
  Американский археолог М.Б. Роутон попытался найти совсем новое решение вопроса [M.B. Rowton, The problem of the Exodus, "Palestine Exploration Quarterly", 1953, p.46 ff.]. Он считал, что было два исхода евреев из Египта. В первый раз ушло только племя Иосифа, это было в 1290 г. до н.э. Исход произошел мирно, фараон ему не препятствовал. Руководителем "иозефитов" был Аарон, они не были поклонниками Яхве. Когда Минепта (Меренптах) совершил свое нападение на Ханаан, как сообщается в израильской стеле, его намерением было, согласно Роутону, взять в плен всех ушедших из Египта евреев и отправить их обратно. Остальные еврейские племена под предводительством левитов и Моисея ушли из Египта только около 1165 г., что и было уже окончательным "исходом евреев из Египта".
  
  Петри:
  
  Petrie. A History of Egypt, III: "Название народа Израиля здесь во всех смыслах поразительно: это единственный пример употребления такого названия на каком-либо монументе. И это за четыре века до первого упоминания об этом народе в клинописных текстах. Это явно противоречит нашей письменной информации, которая привела к уверенности, что в промежуток времени между уходом в Египет и вступлением в Иерихон израильтян в Ханаане не было. При этом израильтяне упомянуты в Инуаму (Иеноаме) в северном Ханаане в эпоху, когда исторический Израиль должен был находиться вне Ханаана... Но вопрос об Исходе становится еще более сложным из-за очевидного покоя на границе, как явствует из рапорта пограничника... Может создаться впечатление, что египтяне радушно встретили семитские племена... всего за несколько лет до Исхода".
  
  Эти нестыковки, вызванные неправильной хронологией древнего Египта, решаются, если вести хронологию по ТАНАХу.
  
  Версия И. Великовского
  Версия И. Великовского, при которой за основу хронологии принимается ТАНАХ, а хронология древнего Египта отстраивается согласно ТАНАХу, памятникам, археологии...
  
  Не все принимают метод Либби, тем более, что большинство лабораторий бракуют те результаты, которые не укладываются в конвенциальную хронологию.
  
  Но, была исследована щепка с саркофага фараона (из Каирского музея щепочку весом в 26 граммов из саркофага фараона Тутанхамона доставили в лабораторию Пенсильванского университета):
  
  U. of Pa. Lab. No. Name Age Calc. with 5568 Half-Life Age Calc. with 5730 Half-Life
  P-726 Wood from coffin of Tutankhamun, 18th Dynasty 1030 ? 50 B.C 1120 ? 52 B.C.
  
  По общепринятой версии истории 1355-1337 до н. э.
  
  С учетом многих допусков и временных коэффициентов (век самого дерева, возможность повторного его использования), получалось, что Тутанхамон умер не в середине XIV в., как о том можно прочитать в любом учебнике, а в середине IX в. до н. э.
  
  Еще раз повторюсь - древнееврейская история, благодаря ТАНАХу, наиболее хронологична. И только ее есть возможность, хотя бы приблизительно, привязать с сегодняшнему времени. Но все равно, это тоже только версия. Кстати, вышеупомянутый историк Олбрайт, не сумев у Великовского найти исторических ошибок, смог только одним оппонировать: "Не могли же десятки тысяч историков до нас ошибаться".
  
  В 8-6 веке до н.э. сложилась такая ситуация в Ханаане, которую можно было привязать к тексту, относительно Израиля, на стеле.
  
  722 г. до н.э. Конец Израильского царства, изгнание и исчезновение десяти колен Израилевых.
  
  Многие (даже в интернете хватает ссылок) пишут про стелу - 8 век до н.э. Но в это время в Ханаане властвовали ассирийцы, которые и поставили XIX династию в Египте. Но, тоже версия. Хотя по этой версии, слишком много времени прошло со времени изгнания 10 колен и началом правления Минепты.
  
  Вавилонский плен или Вавилонское пленение (ивр. галут Бавел) - период в истории еврейского народа с 598 по 539 до н. э. Собирательное название серии насильственных переселений в Вавилонию значительной части еврейского населения Иудейского царства в правление Навуходоносора II. Эти изгнания происходили на протяжении 16 лет (598-582 гг. до н. э.) и были карательными мерами в ответ на антивавилонские восстания в Иудее. Этот период завершился с возвращением части евреев в Иудею после завоевания Вавилонии персидским царём Киром Великим.
  
  Книга Иеремии 9:(9)Подниму я плач и стон о горах и рыдания - о пастбищах пустыни, ибо опустошены они и никто не проходит там; и не слышно там голоса стад; от птиц небесных и до скота - (все) разбежались, ушли. - (10) И превращу Я Йерушалаим в груды развалин, в жилье шакалов; а города, Йеудеи Я сделаю пустыней безлюдной.
  
  Около 645 года до х. э., в маленьком городке Анафофе, лежащем в семи километрах к северу от Иерусалима, в левитской семье Хелкиина родился мальчик, названный Иеремией. Название городка, в котором родился будущий пророк, было не случайным (Анафоф - в пер. "ответ на молитву"). Это был левитский город колена Вениаминова. Именно сюда при Шломо (Соломоне) был сослан первосвященник Авиафар, потомки которого, а среди них были предки Иеремии, обосновались там. Сегодня на месте древнего Анафофа расположен небольшой город Аната.
  
  Восемь веков оседлой жизни Иудеи на своей земле подошли к концу. Народ, который пришел из египетского рабства на заре этой эпохи, был отправлен в изгнание в Вавилон.
  
  Иеремия, который был закован в цепи вместе с другими и отправлен из Иерусалима в Ривлу, там получил освобождение. Однако он не принял приглашения отправиться в качестве свободного человека в Вавилон, а вернулся в Иудею, где небольшое количество нищих крестьян осталось под вавилонским владычеством.
  
  Великовский сокращал хронологию древнего Египта на 500-700 лет, синронизируя ее с ТАНАХом. [Фараон, имя которого читается как Binere'-meramun Merenptahhotphi(r)ma'e и который следовал за Рамзесом II - это фараон Вафрий у Иеремии. Написание hotp-hi(r)ma'e следовало бы исправить на hophrama'e. Буква "t" в слове "hotep" ("возлюбленный"), похоже, не произносилась (Аменхотеп - это то же, что по-гречески Амено-фис), и таким образом "Hotphir" стал произноситься как Вафрий по-еврейски и Априй по-гречески.]
  
  Иеремия, находясь в изгнании в Египте, сказал об этом фараоне:
  
  Книга Иеремии 44: (44) Так сказал Г-сподь: вот, Я предам Паро Хофра, царя Египетского, в руки врагов его и в руки тех, кто ищет души его, как предал Я Цидкийау, царя
  
  Примечание: Греческая форма имени Вафрий - Априй, Согласно и Иеремии и Геродоту, Вафрий-Априй следовал непосредственно за Нехо-Неку (Геродот располагал между Нехо II и Априем шестилетнее цар?ствование Псамметиха).
  
  Минепта не был фараоном Иакова, не был он и фараоном Исхода. Он был фараоном Изгнания. Долгая история Израиля - жизнь в Египте, блуждания в пустыне, и эпохи Судей и Царей - пролегла между ними.
  
  Иеремия, будучи в ссылке в Египте, говорил своему народу о земле Иудеи и Израиля примерно в тех же выражениях, что и Минепта:
  
  Книга Иеремии 44: (2)Так сказал Г-сподь Ц-ваот, Б-г Йисраэйлев: видели вы все то бедствие, что навел Я на Йерушалаим и на все города Йеудейские, - и вот, ныне они в запустении и никто не живет в них, (6) И излилась ярость Моя и гнев Мой; и пылала она в городах Йеудеи и на улицах Йерушалаима; и превратились они в развалины (и в) пустыню, как и в сей день. (22) И не смог больше Г-сподь терпеть злодеяний ваших и мерзостей, которые вы совершали; и превратилась страна ваша в развалины, и (стала) ужасом и проклятием, и безлюдна, как это ныне.
  
  Иеремия сказал, что улицы Иерусалима опустели, Минепта воспользовался тем же самым выражением на своей стеле в отношении Израиля.
  
  Вопрос о том, связаны ли заключительные строки ливийской стелы с кампанией Минепты в Сирию-Ханаан, обсуждался и был решен некоторыми учеными положительно, а другими - отрицательно (See E. Naville, "Did Menephtah Invade Syria?" Journal of Egyp tian Archaeology, II (1915), pp. 195-201). Последние утверждали, что о походе в Сирию и об одержанной там победе не сообщалось бы несколькими туманными строчками. Победа была бы увековечена в манере, свойственной Минепте, как свидетельствуют о том мемориалы в честь его первых побед в ливийской кампании.
  
  В эту дискуссию могут быть включены слова Геродота, который писал о победоносной кампании Априя на ханаано-сирийском побережье, предшествовавшей его ливийской кампании (Herodotus, II, 161). Диодор Сицилийский также упоминал об Априи, который терроризировал прибрежную Финикию, говоря, что Априй "захватил Сидон... и так запугал другие города Финикии, что вынудил их сдаться" (The Historical Library, I, 68).
  
  Но не была решена судьба Израиля пророчеством Минепты: "Израиль безутешен; не осталось его семени".
  
  Книга Иеремии 46: (27) А ты не бойся, раб Мой Йааков, и не страшись, Йисраэйль, ибо вот, Я спасу тебя издалека и потомство твое - из страны пленения их; и снова будет Йааков жить спокойно и благополучно, и никто не устрашит его. (28) Не бойся ты, раб Мой Йааков, - сказал Г-сподь, - ибо Я с тобою, ибо истреблю Я все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю Я; и накажу Я тебя по справедливости, но не уничтожу тебя.
  
  Когда все то зло, которое он предсказывал, произошло и он обратил свое благословение на последних представителей народа, Иеремия пошел еще дальше:
  
  (36) Так сказал Г-сподь: как нельзя измерить (высоту) небес вверху и изведать основы земли внизу, так и Я не отвергну все семя Йисраэйлево за все то, что сделали они, - сказал Г-сподь... Там же 31
  
  Одна и та же эпоха и одни и те же события обратили Минепту и Иеремию к сходным выражениям относительно "разоренной земли", городов, которые "как бы прекратили существовать", городов палестинского побережья, которые были "сметены", земли, которая "стала вдовой", и "семени Израиля".
  
  И текст Иеремии и стела Минепты бросают свет на ситуацию семидесятых годов шестого века до н.э. в странах восточного побережья Средиземного моря.
  
  Приложение
  1.
  Некоторые авторы начало определения еврейства по матери (Галаха) относят ко времени Вавилонского пленения. Салманасар увёл израильтян. Царь вавилонский вывел остальные два колена. Большая часть мужчин была потеряна, в результате поражения. Не первый раз встал вопрос сохранения еврейского народа. Здесь я не углубляюсь (без ужасов завоеваний).
  
  Корни определения еврейства по национальной принадлежности матери восходят, по меньшей мере, к периоду Талмуда (II-V вв. н. э.).
  
  2.
  Город Пекакон. Встречал я вариант, при котором это слово переводили, как вариант Ханаана (Па-Ханаан). Возможно, Пеканон был названием Самарии, укрепленной одним из последних царей этой земли - Пекой. Со времен Саргона II и Сеннахерима здесь жили обитатели северных провинций Ассирии.
  
  3.
  Город Иеноам, упомянутый на стеле, был, вероятно, названием Дана, а также Иерусалима, потому что храмовые оракулы говорили от имени Яхве (Иеноам означает "Яхве говорит"); в этом фрагменте надписи, можно предположить, имеется в виду Иерусалим.). Упоминается еще в текстах Карнака (Сети I).
  
  4. Ливийская компания Минепты
  "Техену обездолена" - техену это ливийцы (например см. здесь http://annales.info/egipet/avdiev/middle.htm). Другие источники сообщают, что собственно ливийцы (набу по-египетски), а соединились с последними против Египта техену (племенем, расселённым ближе всего к египетской территории и поэтому сильнее всего поддавшегося египтизации).
  
  Это основной текст стелы. Ливийцы заняли западную Дельту, подошли почти к воротам Мемфиса... , они создали коалицию с морскими народами ("народы моря") Средиземноморья.
  
  Надпись в великом Каркаке перечисляет врагов Минепты: "Ekwesh, Teresh, Luka, Sherden, Shekelesh - северные народы, пришедшие отовсюду".
  
  Но в XIII веке до н.э. арийские народы не могли воевать с Египтом. Греческая история этого нам не сохранила.
  
  Геродот писал, что Априй (в шестом веке до н.э.) был первым египтянином, который сражался с греками, что Псамметих за два или три поколения до этого (в седьмом веке) допустил греческих пиратов на египетскую землю, взяв их на службу, и что до Псамметиха египтяне не знали греков?
  
  Стела Атриба: Фараон подсчитал отрезанные фаллосы ливийских захватчиков и их союзников, погрузил их на ослов и отвез в свою столицу. "Каждый старик говорил своему сыну: "Увы, Ливии".
  
  Присутствие арийцев в Ливии в тринадцатом веке, скорее всего заблуждение, возможно, это был шестой век.
  
  5. Кхета (Хатти) умиротворены
  Замечу - не завоеваны. Договор Рамзеса II , отца Минепты, с Хаттулисом царем Кхета (Хатти) см. здесь http://ru-egypt.com/sources/63. (По гипотезе Великовского это Навуходоносор; некоторые его версии в этом вопросе я упоминал на форуме http://www.waronline.org/forum/viewtopic.php?t=16795 .)
  
  6. Аскалон
  Вроде, все ясно:
  
  Книга Иеремии 47: (1) ...Паро поразил Азу... (5) Постигла Азу плешь (скорбь), разорен Ашкелон; остаток (жителей) долины их; доколе (в скорби) будешь царапать себя? (6) О меч Г-сподень, доколе не уймешься ты? Вернись в ножны свои, остановись и успокойся. (7) (Но) как же уняться тебе? Ведь (это) приказал ему Г-сподь: на Ашкелон, на берег морской, туда предопределил Он его.
  
  7. Гезер
  Электронная Еврейская Энциклопедия: Гезер, один из крупнейших в древности городов на севере Шфелы, контролировавший путь вдоль моря из Египта в Месопотамию, а затем и дорогу из Яффы на Бет-Эль и Иерусалим. Ныне тель (Тель-Джазар, арабское название холма) в 2 км к югу от нового поселения Гезер. По данным раскопок, основание Гезера восходит к четвертому тысячелетию до н. э.
  
  
  
  Был открыт как Америка по документам в кабинете. Конец XIXвека, доктор Шарль Клермон-Ганно разбирал средневековые арабские карты и документы. В одном из них его взгляд упал на название Телль-Джезер, которое относилось к одному из палестинских холмов. Схожесть названия и внутренняя интуиция подсказывали профессору, что именно под ними скрывается древний Гезер. Отложив дела, он поехал в Палестину и вскоре нашел там холм Джезер. Спустя немного времени, Фонд исследований Палестины в Лондоне снаряжает туда археологическую экспедицию во главе с ирландцем Р. А. С. Макалистером, прибывшим на место будущих раскопок в 1902 году.
  
  Исследования Гезера показывают существование лакуны (пропавшего промежутка в несколько сот лет). Обычно удобно расположенные города быстро восстанавливаются. Опять же возвращаемся к версии о неправильной египетской хронологии.
  
  На третий год правления Минепта (Мернептаха) подавляет восстание в азиатских владениях, затронувшее абсолютное большинство подвластных египтянам городов, в том числе такие мощные укрепления, как Аскалон, Гезер и Иноам. Сильнее всего сопротивлялся Гезер в Ханаане, поскольку фараон с этого времени носил титул "связывающий Гезер".
  
  Книга Царств III (Мелахим I) 9: (16) Паро, царь Египетский, поднялся и захватил Гэзэр, и сжег его огнем, а Кенаанеев, живших в городе, перебил; и отдал его в приданое
  
  Причмечание: общие сведения о Гезер можно найти здесь: http://agolobor.narod.ru/GESER.html
  
  Источники (частично)
  1.Танах в переводе Мосад рав Кук // toraonline.ru.
  2.И. Великовский. Рамзес II и его время.
  3.И. Великовский. Архивы (в том числе, не напечатанное) // www.uic.nnov.ru.
  4.И. Великовский - переписка:
  ◦С робертом Пфейффером (Robert H. Pfeiffer) // www.varchive.org.
  ◦С археологом Клодом Шаеффером (Claude Schaeffer) // www.varchive.org.
  5.Геродот. Всемирная История. // www.vehi.net. 6.Диодор Сицилийский (фрагменты) // ancientrome.ru.
  
  
   09.08.2019г. Добавляю статью, с которой совсем не согласен(но принцип И. Великовского - всех оппонентов приводить). Как же без Тель-Авивского университета, старающегося все еврейское ОЧЕВИДНОЕ отрицать, по его профессору у меня есть 2 заметки:
   https://lenta.ru/news/2019/05/05/bibley/
   6 мая 2019 Раскрыта тайна древнего черного артефакта
   "Группа историков Тель-Авивского университета (Израиль) и Лозаннского университета (Швейцария) предложили новый перевод фрагмента 31-й строки Стелы царя Меши. До сих пор считалось, что в ней упоминается 'дом Давида', однако исследователи пришли к выводу, что на самом деле речь идет о ветхозаветном царе Балаке (Валаке), который может быть реальной исторической личностью. Статья ученых опубликована в Journal of the Institute of Archaeology of Tel Aviv University. Специалисты детально проанализировали фотографии артефакта и оттиска, сделанного востоковедом Клермоном-Ганно до того, как стелу в 1869 году разбили арабы. Они заинтересовались окончанием 31-й строки ב[...]וד, чья изначальная реконструкция בת דוד (до[м Дави]да), предложенная французским историком Андре Лемером в 1994 году, была признана спорной. 31-я строка содержит сохранившийся фрагмент וחורנן ישב בה, который переводятся как 'А Хауронен, жил в' после чего идет фрагмент из пяти букв ב[...]וד. Две буквы, следующие за 'бет' (ב), были сильно эродированы еще до создания оттиска. По мнению Лемера, после 'бет' идет 'тав' (ת), однако исследователи не нашли этому подтверждения. Более того, последние две буквы принадлежат другому предложению, поскольку перед ними ученые нашли следы разделяющей вертикальной черты. Ученые пришли к выводу, что они имеют дело с именем человека, состоящего из трех согласных букв и начинающегося с 'бет'. Эти условия соответствуют нескольким именам, в том числе Баалу, Бедаду, Бедану, Бараку и Балаку. Исследователи считают, что самым вероятным кандидатом является Балак. Этот моавитский царь упоминается в Книге Чисел (четвертая книга Торы и Ветхого завета), где рассказывается, как он пытался проклясть израильтян с помощью прорицателя Валаама, который в настоящее время также считается исторической личностью. Стела царя Меши, найденная в 1868 году, представляет собой артефакт высотой около метра, изготовленный из черного базальта и датируемый IX веком до нашей эры. Текст, сделанный на моавитском языке от лица царя Меша, повествует о сражениях против Израильского царства. Первые 30 строк хорошо сохранились, однако от следующих остались лишь обрывки фраз, а самые последние полностью утрачены. Расшифровка 31-й строки Лемером считалась самым ранним внебиблейским упоминанием царя Давида".
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"