|
|
||
Опубликовано в газете русской диаспоры в Швеции. (Из цикла "Красна девица. Pодительский дневник") | ||
Алла Н. Смолина
Циклом "Красна девица" я попыталась зафиксировать несколько переломных моментов дочкиной жизни, в основном на чужбине. Наподобие материнского дневника, рассказывающего о взрослении ребёнка в незнакомой среде. Писала исключительно для семейного чтения, может, со временем заинтересует, хотя поначалу дочь очень ругалась и даже пыталась сообщить о недопустимости вмешательства в чужую личную жизнь. И смех и грех. Сейчас дочка выросла, стала мамой нескольких прелестных деток и женой русскоязычного мальчика. Последний пункт был для меня принципиально важным, чтоб "наш" и православный. 1. "O пасхальном зайчике, русской девочке и голливудском актёре Де Ниро" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd1.shtml В этой главе рассказываю о том, как из-за постоянных переездов дочке пришлось учить несколько языков. По-русски она начала читать между двумя и тремя годиками. Потом был немецкий язык. Шведский. Английский. Испанский. Французский. 2. "Россия-Швеция. Начало школьной жизни" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd2.shtml В этой главе рассказываю о первой дочкиной гимназии в Калининграде, куда она пошла сразу во второй класс, и о школе в Швеции, где учились дети иностранцев. 3. "Швеция. Выпускной класс школы первой ступени" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd3.shtml В этой главе рассказываю oб учёбе дочки в первой настоящей шведской школе младшей (первой) ступени. 4. "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках" здесь: http://world.lib.ru/s/smolina/1kmn.shtml Название говорит само за себя. 5. "Швеция. O школьном директоре, русской девочке и материнских слезах" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd4.shtml В этой главе рассказываю об учёбе дочки в шведской школе средней (второй) ступени, но более о том, как директор одной из лучших школ города самолично приходил к нам домой, чтоб принести извинение за неправильно составленные списки. Об этом случае когда-то писала "Комсомольская правда". 6. "Швеция. Поездка двух малолетних врушек на взрослый рок-фестиваль" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd5.shtml В этой главе рассказываю о том, как две 14-летние врушки, одна из которых наша дочь, хитростью заставили папу-шведа взять отпуск и свозить их на музыкальный фестиваль, проходивший на другом краю Швеции. 7. "Швeция-Франция. Как двум врушкам-подружкам удалось слетать в Париж (Paris-1)" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd6.shtml В этой главе рассказываю о том, как всё тем же повзрослевшим на год врушкам удалось на пару слетать в Париж. Уж очень им хотелось проверить: а все ли знаки-символы, описанные Дэном Брауном в знаменитом романе "Код да Винчи", находятся на месте. 8. "Швеция-Франция. День рождения в Париже, или французские приключения (Paris-2)" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd7.shtml В этой главе рассказываю о том, как дочери удалось вытянуть в Париж на празднование своего 17-летия в полном составе шведскую семью её мальчика-друга. Причём не просто семью, а людей с весьма высоким положением. Где так же не обошлось без приключения - их младший сын заблудился и первые полдня, вместо приятного проведения времени и наслаждения парижскими красотами, пришлось потратить на поиски любимого сыночка. 9. "Школьная практика, или соотечественники за рубежом" здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdw1.shtml В этой главе рассказываю о том, как дочь отрабатывала неделю в магазине с русской хозяйкой, а та за всю неделю не произнесла слова по-русски. 10. "Однажды зимним вечером, или милосердие по-шведски" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd9.shtml Эта глава изначально не входила в цикл "Красная девица", в ней я пыталась рассказать о шведском милосердии и бескорыстии. А потом подумала: коль здесь рассказываю в том числе и о дочке, то пусть всё будет в одном месте. 11. "Швеция. Bиват, гимназисты!" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kd8.shtml В этой главе рассказываю о дочкиной учёбе в шведской гимназии (третья школьная ступень, заключительная). Удивительно, но она и гимназию, как и шведскую школу, умудрилась закончить на "отлично". 12. "Пусть всё будет в одной шкатулке..." здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/kdd10.shtml В эту главу поместила рисунки дочки. 13. "В пустыне бездуховности и прозы она живёт - бегущей по волнам..." здесь: http://samlib.ru/editors/a/alla_s/kdd11.shtml Стих, посвящённый дочке замечательной поэтессой Анной ПОПОВОЙ. 14. "Старшая внучка пошла в школу. И... младшая" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/love.shtml 15. "Пoдарок тeти Аллы" здесь: http://samlib.ru/a/alla_s/wpodderzhkuuznikowbolotnoj.shtml Рассказ чудесного детского писателя Геннадия ВАСИЛЬЕВА о моих племяшках, а вернее о том, как деньги превращают ангелов в грешников... ![]()
1. Один из знаковых символов Швеции, главная девочка незабываемой Астрид Линдгрен - Пеппи-Длинный-Чулок
S k o l a О первой школе дочери в Швеции я рассказала в предыдущей главе. То была школа для вновь прибывших иностранцев, но мы не считали её "настоящей шведской": учителя там не отличались профессионализмом, а некоторые даже страдали русофобией, как, например, одна турчанка. Да и вообще в той школе больше уделялось внимания не школьным предметам, а знакомству с языком и интеграции в новое общество. А в настоящую шведскую школу дочка попала в конце шестого класса. На тот период шведская сеть дошкольных учреждений охватывала всех детей от трёх лет, а в школу шли дети шести-семи лет. Как сейчас, так и тогда, общее школьное образование состояло из нескольких ступеней: - младшая (первая) ступень с первого по шестой классы, - средняя (вторая) с седьмого по девятый классы, - старшая (третья) трёхлетняя гимназическая. Все вышеперечисленные школьные "ступени" между собой не связаны, находятся в разных зданиях на разных улицах и являются независимыми друг от друга. То есть дочка попала в выпускной класс первой ступени. А что значит выпускной класс для 11-летних? Они едва не лопались от важности среди малышни первых-пятых классов, со страхом поглядывающих на "взрослых" мальчиков и девочек. Их даже кушать водили в разное время, чтоб не наводить "страха" на младших. ![]()
2. Те самые "взрослые" выпускники Полугодовой период учёбы в этой школе многого в себя вместить не мог. Помню оформление школы то ли под школу, то ли под детский сад: везде фигурки животных, яркость красок, низкая мебель. Ниже пойдёт много фото. Почему-то запомнилась дочкина реплика в ответ на моё напоминание об аккуратности в школьной одежде: - Ай, мама, в школе многие дети даже в разных носках ходят! Действительно, как знаменитая Пеппи-Длинный Чулок на левой ноге имела зелёный, а на правой - красный чулок (фото Пеппи - вверху), так многие детки бегали в разных носочках. Сменную обувь в школу не брали, а уличную снимали при входе. Таковы школьные правила - маленьким детям удобнее играть на полу и пол должен быть чистым.
* * * Но дети на полу не только играли. Уставший ученик мог встать из-за парты, отойти в уголок и лечь на пол передремнуть. Дети не должны утомляться и если организм потребовал отдыха, значит, пора отдыхать. Возможно, в других провинциях другие правила, но я рассказываю о дочкиной школе. Когда муж служил в Германии и дочь ходила в немецкие ясли, а затем в садик, то дети называли воспитательниц "тётями" - "tante Rose", "tante Brigitt" (тётя Роза, тётя Бригитт). В Швеции мы в садик не ходили, но в школах учителей дети зовут по именам - "Мария", "Катерина", "Ерик". Шведская школа - отражение шведского общества и в ней царит полная демократия. Любой ученик может запросто сказать всё, что думает как об учителе, так и о директоре.
* * * Сейчас появился новый закон, дающий право ученикам опротестовывать полученные оценки. Что считаю правильным. Оx, как бы пригодился этот закон, существуй он на момент окончания дочкой гимназии. Дело в том, что она, это я забегаю вперёд, закончит гимназию - с тремя "четвёрками". "Техника" и "Cпорт" - не в счёт, зубило и молоток не для нежных девичьих ладошек, а с футболом или хоккеем гуманитарии никогда не дружили. Зато третья "четвёрка" выпадет на английский уровня "С". Дочка попросит о пересдаче, ведь английский-"А" и английский-"B" у неё шли на "пятёрку", но молодая новенькая учительница в пересдаче откажет. Так что закон, разрешающий амбициозным ученикам опротестовывать оценки, появился весьма кстати. Я не случайно вспомнила об амбициях, эта черта является основной составляющей дочкиного характера, потому в аттестате "пятёрки" будут по всем основным предметам, включая французский, испанский и шведский языки. "Английская" "четвёрка" так и осталась под большим вопросом, а технику и спорт можно осилить и после школы. Если у кого-то появится сомнение "А как это иностранка может учиться лучше самих шведов даже на уроках шведского языка?", то я подтверждаю: действительно некоторые ученики, шведы по рождению, родного языка полностью не осилили, точно так, как некоторые россияне заваливают экзамены по русскому языку.
* * * Но возвращаясь к теме, в шестой класс, откуда, со слов дочери, помню один занятный эпизод. В их классе училась троица озорников из стран Ближнего Востока. Причём закономерный факт: пока семья ожидает ПМЖ, то все члены семьи ведут себя тише воды, ниже травы. Зато после получения, не все, конечно, но иные отрываются по полной, показывая и свою невоспитанность, и пренебрежение к чужим законам. Подобное произошло и в том классе, где училась дочь. Троица озорников-иностранцев постоянно нарушалa дисциплину, что раздражало остальных детей, и дочка приходила домой чуть ли не в слезах: - Представляяяяешь! Опять эти сорвали урок! Из её ежедневных рассказов я уже знала, кто подразумевается под словом "эти". Озорники не слушали ни учителя, ни директора школы, хотя директор вызывал к себе на беседу даже их родителей, прося воздействовать на своих невоспитанных чад. Но его просьбы результатов не приносили. Уроки срывались и на увещевание безобразников уходило больше времени, чем на преподавание школьного материала. И тогда дирекция школы пошла на неординарные меры. Обижать, оскорблять, наказывать детей в Швеции нельзя, иначе, по мнению психологов, ребёнок переживёт глубокий стресс, травмирующий психику. Конечно же, они правы и эта политика поддерживается во многих цивилизованных странах, тем более, в Швеции отношение к детям не всегда отличалось мягкостью. Наоборот, очень долгие годы питомцы детских домов подвергались как физическому, так и сексуальному насилию, и сейчас, через десятилетия, шведское правительство, как бы сглаживая ошибки предшественников, выплачивает бывшим воспитанникам детских домов достойные суммы, извиняясь за невозможность излечить душевные раны. То есть современное шведское обществе о своих детях, наряду со стариками и инвалидами, заботится в первую очередь, и заботятся реально, а не на лозунгах да в предвыборных обещаниях. Вот руководство нашей школы, поместив на одну чашу весов совсем недетские забавы трёх оболтусов, а на другую чашу - спокойствие, безопасность и, самое главное, достойное школьное обучение остальных двадцати трёх учеников, решилось на интересный эксперимент. А эксперимент состоял в том, что школьная администрация разъединилa троицу и перевёлa всех троих в... младшие классы. В разные. И ни с какого бока не подкопаться, закон не нарушен! Право на школьное образование, гарантированное Конституцией, у озорников никто не забирал, всем троим разрешено посещать школу, разрешено сидеть за партами, занимаясь по отдельной программе, разрешено просить помощи у учителей, ведущих урок с малышами. А если усатым мальчикам (у южных мальчиков усики пробиваются чуть ли не с восьми-девяти лет) стыдно находиться среди малышей, то нужно было думать раньше. В знак протеста озорники пригрозили бойкотированием школьных занятий, забыв, что находятся не в своих странах третьего мира, а - в Швеции, где получение образования каждым ребёнком гарантировано Конституцией, и за нарушения отвечают родители. Не справляющихся родителей быстро заменят опекунами. Таким образом в нашей школе разделались с нарушителями дисциплины.
* * * Следующая глава вошла в повествование "Комсомольской правды" в теме "А как у вас?", поднимаемой в знак протеста некорректного поведения учителей в российских школах. А пока даю фотографии той самой школы, о которой кратко рассказала выше. ![]()
3. Школa младшей ступени (с 1-го по 6-й классы) нашего района, куда дочка попала в конце 6-го класса. Чудесное руководство и чудесные учителя. В школу дочка бегала, как в родной дом ![]()
4. ![]()
5. Школьный двор Строение школы очень запутанное, как, впрочем, архитектура многих шведских зданий - этакая национальная особенность с переходом на безграничный размах архитектурных фантазий. Так и дочкина школа состояла из цепей коридоров, смычек-переходов, лестниц. ![]()
6. Коридоры 6-х (выпускных) классов, в одном из которых (не в коридоре, а в выпускном классе) училась дочь. Конечно, нужно показывать с младших классов, но фотографии поставлены так, как я шла. Помещения 6-х (выпускных) классов оформлены более строго, без всяких зверушек или игрушек ![]()
7. Такие кабинки разбросаны по всей школе. В них можно посидеть в одиночку, в них делятся с друзьями секретиками, в них учителя проводят с учениками воспитательные беседы или решают проблемы, в подростковом возрасте принимающие размеры катастрофы мирового масштаба ![]()
8. Фотографирую всё, что попадается на глаза по ходу моего движения. Шкафчики для вещей ![]()
9. ![]()
10. Bо многих школах я видела простые кирпичные стены. Может, гигиеничнее? Или проще в содержании? Не требуется покраски, поклейки обоев? Пытаются избежать вредных примесей, находящихся в краске или обоях? Одним словом, ответа не знаю, но факт есть факт ![]()
11. За стеклянной стеной - школьная библиотека Как я попала в коридоры старших классов - не имею представления, но спускаюсь уже по другой лестнице. Школьная библиотека, фотографирую с лестницы. Фото плохого качества, попробую потом перефотографировать. Шведские библиотеки - это отдельная песня. У меня есть текст, так что кому интересно "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках" (здесь: http://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw4ak.shtml). ![]()
12. Фотографии общей школьной столовой идут дальше, а это такой уголок для перекусона или для посиделок по отдельным торжественным случаям, как, например, день рождения одноклассника
* * * Трёхэтажное здание после нескольких коридоров и лестничных пролётов неожиданно превращается в двухэтажное, а очередной из многочисленных коридоров вдруг заканчивается небольшим зданием в один этаж, где занимаются младшие классы. ![]()
13. И у малышни по коридору разбросаны уголки для уединения. Если у старшеклассников они предназначены чисто для бесед и свиданий, то у малышей и для игрового процесса. Мало ли кому захочется повозиться на "кухне" ![]()
14. Мебель под детские размеры, но всё как у взрослых. Уважение к детству шведы возвели в прерогативный вариант ![]()
15. Уменьшенная копия взрослой мебели ![]()
16. По правой стороне идут классные комнаты, по левой вдоль всего коридора - кабинки для уединения или игр ![]()
17. А тут малышня перекусывает. Как я сюда попала - так же не имею представления. Просто шла по переходам и вот где очутилась ![]()
18. Как сказала выше, это я забрела в здание младших классов. На фото - выход в собственный двор, закрытый с четырёх сторон одноэтажным зданием в форме квадрата. Во двор можно выйти из любого класса, то есть каждый класс имеет собственный выход, а тут, очевидно, типа общего холла. Двор закрытый, но есть арка с зарешёченными воротами, ведущими на улицу Вход с улицы во двор осуществляется через арку между зданиями, перегороженную металлическими воротами. Школьное здание разной этажности позволяет разновозрастным детям жить своими размерами. Наверняка малышне уютнее находится в малых помещениях и иметь собственный закрытый двор, в то время как деткам постарше требуется больше простора. В этой школе (школе первой ступени) учатся дети с 1-го по 6-й классы. ![]()
19. Уютный двор, огороженный одноэтажным школьным зданием в виде квадрата, что придаёт малышам чувство защищённости и эталон пропорции: маленьким человечкам - свой маленький мир. На фото видна арка-проход, ведущая на улицу ![]()
20. На левом дереве жёлтые наклейки скрывают прививки. Какой сорт, интересно, они прививали? Тут же грядки и клумбы с копошащимися на них детьми, которых фотографировать я не стала ![]()
21. Kонец учебного года, общешкольная линейка. Mужчина в бриджах, в белых носках и шлёпанцах - это учитель
* * * А сейчас поставлю фотографии школьной столовой этой же школы: ![]()
22. Завтрак первоклашек Справа - свежая морковь миниатюрного ("детского") сорта. Морковь наравне с белокочанной капустой - обязательны в ежедневном школьном меню. Kроме моркови есть апельсины, огурцы, сыр, ветчина, в стеклянных ёмкостях - масло с воткнутыми в него специальными ножами для масла. За ними хлеб и галеты. Запивать водой или молоком, никаких кофе или чаёв. ![]()
23. Горячий обед для первоклашек тот же самый, что и для старших, только в малом объёме. Пустая ёмкость сразу заменяется полной Mалышам в общей школьной столовой отведена отдельная зона для обедов. Принципиальное правило - малыши не должны страдать при возможных шалостях или грубости старших детей. ![]()
24. Общий вид столовой со стороны школьного коридора. Зал для старшеклассников. А перед серой на полу полосой - обеденная зона для младших. Это не просто полоса, а ориентир для "ширмы", при желании полностью закрываемый. Следующее фото покажу с другого ракурса ![]()
25. Там, зa серой пластиковой "ширмой", обедают детишки младшего школьного возраста. С этой стороны - сектор для старших детей У старшеклассников (6-й класс - старший класс этой школы) завтраков нет, только обеды. Но школьные обеды, как и завтраки для малышей, в Швеции бесплатны. Порции не ограничены, обслуживание по типу "шведского стола", то есть накладывай чего глаза видят и сколько хочешь, а если не хватит одной порции - подходи ещё и ещё. Единственный запрет касается выноса еды из столовой. И ещё одно отличие от привычных нам обедов - отсутствие супов. Супы, конечно же, любимы шведами, но не в школьных столовых. Причины не знаю, вполне возможно, что супы исключены из меню школьных столовых как горячая жидкость, представляющая потенциальную опасность. Дети обслуживают себя сами, а как ребёнку налить суп, при этом не пролив ни капли? ![]()
26. Обеденная зона для старших классов Белый агрегат справа возле окна - "Молочный бар", куда вставляются большие ёмкости с молоком, показанные на следующем фото. За ним - лоток с горячими блюдами для малышей, показанный на фото выше. Правее "молочного бара" - чёрный бачок с обыкновенной водой из-под крана, в Швеции водопроводная вода - питьевая. ![]()
27. Mолочные пакеты для заправки "Mолочного бара", показанного на предыдущих фото. Холодильное отделение, всё механизировано ![]()
28. Холодные блюда для старших классов Слева направо: обязательные свежие белокочанная капуста и морковь. Заметили, что и здесь и в завтраке для малышей (фото выше) морковь подаётся целиком? С обилием шведской техники, включая кухонную, для измельчения любых овощей хватит пары минут. Но подают целиком. Значит, имеется научно-медицинское обоснование? Первое, что приходит на ум - целая морковь сохраняет все витамины и сок, при тёрке частично утрачиваемые. Правее моркови по центру - бадейка с творогом, над ней и под ней (на фото) - салаты из пекинской капусты, кукурузы, моркови и др. овощей. Крайний правый ряд снизу вверх: зелёный горошек, сметана, фасоль. ![]()
29. Другие холодные закуски: свежие помидоры, краснокочанная капуста, творог, сметана, фасоль ![]()
30. Ещё один вариант холодных закусок - морковь тёртая и фасоль отварная. Всё тот же творог. Молодые организмы нуждаются в кальции. Творог зернистый, в магазинах дороговат, потому многие дети, особенно из эмигрантских семей, едят творог только в школе ![]()
31. Горячие блюда: отварной картофель, рис, отбивные, горячий зелёный горошек ![]()
32. Горячие блюда: сосиски, тушёная краснокочанная капуста, в средней бадейке - рыба, справа - ветчина ![]()
33. Мясные фрикадельки - национальное блюдо, часто подают с вареньем из брусники. Справа - сосиски. Повторяю, что в столовой действует принцип "шведского стола", накладывай на свою тарелку хоть десять порций, только не выноси ничего за пределы столовой ![]()
34. Если в будние дни в школьной столовой пьют молоко или воду, то по праздникам угощают праздничными напитками. На всех окнах горят рождественские свечи, значит, на дворе Рождество. Слева - сливочное масло и сухие хлебцы (галеты). Справа серые поддоны с чистыми стаканами. Всё, в том числе и витрины с блюдами, на колёсиках ![]()
35. Теперь фотографирую кухню, предварительно договорившись с поварами. Некоторым детям предписано специальное пиание. Так как все горячие блюда готовятся в комбинате питания и развозятся по школам уже готовыми, то и эти лоточки поступили из комбината питания, где за определёнными людьми закреплено изготовление блюд для больных детей. Например, "для такой-то школы - два вегетарианских блюда для Анны и Маркуса, одно блюдо без содержания лактозы для Андреаса". Сверху на лотках пишут детские имена, чтоб повар столовой не перепутал ![]()
36. Если в меню столовой присутствует свинина, то для детей-мусульман привозят блюда из говядины или рыбы ![]()
37. Жарочные шкафы. Лицом повернулась заведующая столовой ![]()
38. Bторой повар ![]()
39. Слeва - варочные котлы. Решётки в полу, куда уходит вода при мытье пола из шланга. Под окном в центре - тестомесильный аппарат, под полотенцем поднимается тесто. Правее его - холодильник. Справа - разделочные столы. Как видим, всё оборудование стальное, что наверняка гигиеничнее дерева и пластмассы ![]()
40. ![]()
41. ![]()
42. Посудомоечное отделение ![]()
43. Посудомоечное отделение Я не знаю как с этим делом обстоит сейчас, фотографировала давно, но тогда меня удивило, что целые лотки с неиспользованными продуктами выбрасывались в ёмкость для пищевых отходов. Раз - и десятки отбивных, не просто отбивных, а с начинкой из креветок, улетели в отходы. Раз - туда же полетели килограммы сосисок. По этому поводу я даже хотела писать в правительство. Разве можно так обращаться с едой? Неужели нельзя найти более рационального решения? Почему бы остаток блюд из школьной столовой не продавать населению по низкой цене, коль всё равно выбрасываете? ![]()
44. Хозяйка посудомоечного отделения ![]()
45. Подсобное помещение для стирки и сушки белья работников столовой. Часть помещения правее не вошло в кадр, но там гладильная доска и запасы стирального порошка, мыла ![]()
46. Подсобное помещение ![]()
47. Кабинет заведующей столовой ![]()
48. Комната отдыха для приёма пищи. Питание для работников столовой - платное, высчитывается из заработной платы ![]()
49. Фото из сети, но тоже шведская школа 17.04.2007
Продолжение "Как в 10 лет прочитать "Анну Каренину". И немного о шведских библиотеках" здесь: https://samlib.ru/s/smolina_a_n/sw4ak.shtml
- © Copyright Smolina Alla
- Размещен: 05/04/2016, изменен: 03/04/2025. 44k. Статистика.
- Глава: Детская
Связаться с программистом сайта.