Аннотация: Взял перо, неологизмы питерские записать. Глядь, вокруг меня собрались черти - С требованьем описать: петербургские* мотивы, площади, мосты, переулки чинные и миражи...
"Петербуржские* неологизмы**",
или "Путеводитель сумасшедшего по Питеру",
или "Хочу в Москву!".
***
Взял перо, неологизмы питерские записать.
Глядь, вокруг меня собрались черти -
С требованьем описать:
петербургские* мотивы, площади, мосты,
переулки чинные и миражи...
***
13-ое число, за окном второй четверг.
***
Дух графини на Малой Морской, обреченный*
Вечно с черным корнетом бродить...
Договор, с цифрой "три" заключенный,
Ей лишь смертью своей искупить.
А из зеркала глаз, пустотой отороченный,
Как la Venus mоscovite для парижан, **
Бедной Лизы, судьбою-злодейкой брошенной...
Взгляд пропойцы, бредущего в балаган.
И лишь гений достанет меня, и мистический
Сен-Жермен извлечет из колоды судьбы.
Поболтаем втроем мы о ложе "Овидий", ***
"Добродетелях трех", отвергших мольбы...
***
P.S.
Протрезветь, жизнь моя отработана
Всё бы бросить, в Москву бы уплыть!
Но Судьба на Рогатки*** намотана,
И в комплекте отсутствует нить...
***
* Эти прилагательные образованы от разных существительных: петербургский от Петербург, а петербуржский от петербуржец. Следовательно, у них разная сфера применения. Петербургский: герб, мэр, климат и т. п. Петербуржский: характер, выговор и т. п. Чтобы правильно выбирать при употреблении эти слова, воспользуйтесь аналогией: латвийский (от Латвия) и латышский (от латыш)
** петербургский-петербуржский
*** Рогатки получили своё название оттого, что этих местах находился шлагбаум, или, как тогда говорили, рогатка, и караульная будка с будочником. Таких рогаток на пути находилось три: первая в районе Московских ворот, вторая (средняя) - на месте Площади Победы и третья - на прудовой мельничной плотине под Пулковской горой. Ставили их в петровское время для "препятствия проходу злонамеренных людей": беглых солдат и крепостных, пытавшихся уйти из Петербурга; извозчиков, нарушавших царский указ о привозе на каждой подводе трёх камней для мощения петербургских улиц, и тех городских жителей, которые хотели выехать без разрешения.
*******
* Малая Морская, 10. Бывший особняк княгини Голицыной. В настоящее время в этом здании находится поликлиника, но когда-то тут жила известная светская львица Петербурга княгиня Наталья Петровна Голицына. Именно она послужила прототипом старой графини из поэмы Пушкина "Пиковая дама". Согласно легенде, племянник Голицыной лично поведал автору историю о тайне трех карт ― тройки, семерки и туза, которую ему открыла княгиня. Ей, в свою очередь, ценную информацию рассказал чародей граф Сен-Жермен. Смерть княгини также окутана тайной. Говорили, что под конец жизни Голицыной являлся призрак черного офицера, который и увел ее в могилу. Дух княгини по-прежнему живет в доме на Малой Морской. Еще одно произведение, вдохновленное историей о карточной мистике, создал Чайковский. Речь идет о знаменитой опере. Нельзя не отметить странное совпадение в жизнях творцов: и Пушкин, и Чайковский некоторое время жили неподалеку от особняка и умерли спустя три года после выхода своих произведений о "Пиковой даме".
** В одном месте Пушкин рассказывает о том, как в молодости именовали в Париже графиню, - ее называли la Venus mоscovite (Московская Венера). И это не просто классическая характеристика ее молодости и красоты. Это и ее астрологическая принадлежность. В астрологии Венеру называли "милостивым ночным светилом". Графиня ведет ночной образ жизни. Ночью она всегда бодрствует: у нее бессонница.
*** Был ли Пушкин масоном? Об этом давно ведутся споры. Первоначально считалось, что единственный случай его связей с масонами - членство в кишиневской ложе "Овидий", где он получил посвящение 4 мая 1821 года. Так записано в его дневнике. Известны его стихи, обращенные к генерал-майору П.С.Пущину, бывшему тогда Досточтимым мастером ложи "Овидий". В то время ложа "Овидий" работала как временная в ожидании официальной инсталляции, которой так не состоялось.
В сентябре 1818 года он подавал прошение о приеме в ложу "Трех добродетелей" в Санкт-Петербурге, но ему было отказано. Поэтому, говоря о формальной стороне, можно утверждать, что А.Пушкин в масонство так принят и не был.