Аннотация: БД-7: Обзор внеконкурсных текстов в 2-х частях - Часть первая
Строевой смотр арьергарда,
или Слово о внеконкурсных текстах Бд-7
Обзор в двух частях
Часть 1
Пока на конкурсной передовой бьёт фонтаном адреналин амбиций, пока суровое жюри подтягивает орудия главного калибра и туго забивает в жерла пушек ядра всесокрушительной критики, пока на основных конкурсных фронтах отрабатываются направления главного удара, а на флангах проводят разведку боем и рубятся имхо против имхо, посмотрим без суеты и пристрастия, чем живёт, какой самосад курит засадный внеконкурсный полк. Раз авторы встали под внеконкурсное знамя, разбили здесь походный бивуак, значит, это кому-то нужно. Надо присмотреться к тому, что не вписалось в строгую конфигурацию парадного конкурсного каре. Ждёт ли здесь читателя косноязыкая графоманская вольница, хворые, робкие да хромые, или же достойные и бравые витязи скромно встали в стороне от конкурсной суеты? Подойдём к кострам, вглядимся в лица...
Позвольте, какая же это фантастика? Каждый штрих до боли родной и знакомый! Маленькая антиутопия провинциального масштаба. В начале рассказа нарочитая авторская ирония показалась неуместной, излишней и, чего греха таить, вызвала скепсис. Но живые диалоги всё быстро исправили. Сюжет, конечно, не ахти какой, но рассказ - не скучный. Само собой, не для фанатов тёмных эльфов и апологетов магического реализма. Зато тонкие знатоки Маркеса, Чапека и Гашека наверняка поймут и оценят сей горький плод гротеска и сатиры. Шутить над собой у нас всегда было не столько художественным самовыражением, сколько средством нравственного спасения.
По формальным признакам, элементы фантастики в явном наличии. По сути же, ещё одна картинка из галереи жизни в неглянцевом отечестве. Супротив нашего отечественного реализму никакая фантасмагория не фантастична. Думаю, отъявленные буквоеды отыщут изъяны в причинно-следственных перипетиях сюжета, да и бескомпромиссные охотники за запятыми найдут к чему придраться. Для меня же важна идейная фактура рассказа. Жизнь, как известно, абсурдна по определению. Но сей абсурд мы сами в немалой степени преумножаем. Своими собственными окаянными деяниями.
Мне бы понравился этот кульбит постмодернистской мысли, если бы автор выбрал другой антураж. Не битву за Сталинград, а, скажем, что-нибудь из яркой эпохи галантных Людовиков. Тогда, наверное, было бы умно, и даже можно было бы улыбнуться в финале.
Строителям магических миров категорически не рекомендуется. Эльфы и хоббиты здесь не ходят. Альтернативная история, безусловно, разновидность фантастики, а насчёт философии автор, надо признать, погорячился. Ну, или у нас с ним разное понимание философии. Всё-таки философия - наука о знании, а вымыслом занимается метафизика. Тем, кто помнит международные перипетии 70-х, придуманный автором ход мировой политики, несомненно, будет любопытен. Написано складно. Прочти этот сюжет кто-либо из отставных офицеров ГРУ и советников МИД, возможно, им даже захотелось бы подискутировать с автором. В порядке ностальгии об ушедшей молодости и упущенных возможностях. Занятно было бы также узнать, что думает по этому поводу сам знаменитый генерал. Однако поздно, поздно, поздно. Иных уж нет, а племени младому, очарованному магией тёмных эльфов, сие преданье старины глубокой будет таким же малопонятным, как и державинские оды. Увы, для неквалифицированного большинства затронутая тема слишком специфична, чтобы оно могло в полной мере оценить замечательную игру авторского ума.
Ещё один вариант альтернативной истории. На сей раз с применением фанерной машины времени. Ох, и хлопотное это дело, там и сям исправлять исторические ошибки. Разумеется, спасённый Ильич показал бы миру не только кузькину мать, но и полный триумф коммунистического интернационала. Если бы только соратники ему это позволили. Однако есть сомнения, что они этого очень хотели. "Мы живём, под собою не чуя страны" - это Мандельштам и про них тоже сказал. Роль личности в истории, разумеется, велика. Зигзаги истории, и кошка поймёт, случаются исключительно субъективной волей вождей и хитроумными кознями мирового масонства. Если бы не машина времени, никакой управы на них не было бы. Впрочем, грешно выступать с претензиями, когда имеешь перед собой внеконкурсный рассказ откровенно фантастического содержания. Остаётся согласиться с авторами: общество, в котором царит вольнодумное благодушие и отсутствует строгий учёт машин времени, обречено на худший вариант истории. Авторский сарказм по этому поводу вполне уместен. Текст грешит грамматическими и стилистическими упущениями, но это уже дело корректора и любителей потоптаться на чужих ошибках.
Автор всласть и со смаком оторвался на теме разврата во дворцах и лачугах. Тема порочности раскрыта с лихвой. И всё для того, чтобы показать, как отвратительна порочность отцов чистому и брезгливому юношеству. Страшно подумать, что пережил автор, прежде чем написал это. У меня нет слов, поэтому цитирую: "Со скалистого обрыва в лес уходит единорог. Его добрые, честные и мудрые глаза смеются. Лес оглашает веселое ржание сказочного зверя". Очень я этим строкам порадовался. Они в рассказе самые оригинальные, а главное - последние.
Ещё один текст того же автора. Даже не пытался читать. Лучше честно признать своё малодушие, чем снова подвергать себя истязанию наивной фантазией. Автор, прости! Не херувим я, не херувим...
Боевая катавасия за пределами добра и зла. Редкая вещь: сценарий компьютерной стрелялки а-ля Doom, густо сдобренный лирическими виньетками по Пришвину. Квест пройден до конца. Должен предупредить: "взбесившийся мамонт" - это вам не весело ржущий единорог.
Тема постылого секса и мартовских котов раскрыта. Но не смешно и не фантастично. А ведь какие замечательные коктейли умел делать из простых обыденных ингредиентов Вадим Шефнер!
Пацифистский пафос на фоне антиутопии. Оценить по высшему разряду этот кич могли либо преданные друзья, желающие польстить автору, либо люди, ничего иного прежде не читавшие.
Каждое поколение заново постигает жизненные аксиомы и доказывает теоремы бытия, порой преобразуя полученное знание в столь причудливый формат, что забытую истину в новом обличии невозможно узнать. Птицы, гнёзда, коршуны, люди, нелюди... Обязательно найдётся кто-то, кому не понравится ваша способность летать. Главным образом потому, что это своё умение вы прекраснодушно стремитесь распространить на всех. По сути, за выспренним поэтизированным внутренним монологом - старая, как мир, коллизия между воинственным невежеством и альтруистской устремлённостью к новым рубежам. Да, так всегда было. Не-такие-как-все подвергались гонениям, скармливались хищникам на римских аренах, горели на кострах, сажались на кол, исчезали в печах концлагерей, замерзали на сибирских лесоповалах, если их не брал под свою длань Всемогущий Заступник. И безо всякого манерного иносказания...
Сегодня мы уже догадываемся, что освоение дальнего космоса, скорей всего, будет происходить по иной технологии. Если будет. Продолжая традицию классической фантастики, автор создаёт мир космоплавания из устаревших условностей и по-своему акцентирует внимание на том, чем становится человек, оторванный от привычной среды обитания. Чтобы сохранить себя, ему необходимо иметь хотя бы мизерную связь с земным миром. Какой бы иллюзорной она ни была. Тема проведена пунктиром и в финале уходит в 9999999999-й тупик робинзонады. В целом, приятный и слегка дидактический рассказ в дневниковой тональности. Очевидная растянутость повествования, в моих глазах в конце стала оправдана: у космического робинзона очень много времени на воспоминания и размышления.
Насмотревшись голливудско-китайских ужастиков и наигравшись в компьютерные страшилки, некоторые думают, что могут сказать новое слово в этом жанре. Иные же идут другим путём и шершавым языком стёба пишут то ли пародию, то ли краткую энциклопедию штампов с небольшим сюрпризом в финале. По закону жанра...
Всякий, кто возьмётся читать сей рассказ, должен будет заранее простить автору грамматические ошибки, их в тексте есть.
Маленькая мелодрама.. Пиндосы, архаровцы... Россия, Украина... Как-то всё легко узнаваемо, аналогии лежат на поверхности. Не такая уж антиутопия, как может показаться за туманом фантастического антуража. В конце концов, абсурд, который полтора десятилетия терзает судьбы людей на постсоветском пространстве, разве не выглядит он куда большей антиутопией? Думаю, именно реальность в немалой степени вдохновила автора на этот мрачный этюд в лирических тонах.
Браво! Забавная миниатюра в духе Зощенко. Изящно упакованный анекдот. Моя гипотеза о том, что наша отечественная реальность является неисчерпаемым кладезем для фантастического абсурда, нашла ещё одно подтверждение. Я другой такой страны не знаю, где ещё мог родиться такой сюжет.
Стёб - он и в Африке стёб. Конечно, нужно уметь так вывернуть добрую сказку. Не каждому дано. Но как автор себя назвал, такие у него и сказки. Для любителей чёрного пионерского юмора.
Речь обвинителя безупречна по отношению к канону узко специфического жанра перлов юриспруденции. Клянусь, уже после первых фраз в яви чудится классическое правосудие в роскошном парике с буклями. За величие вселенской расы можно быть спокойным. Оно в надёжных руках.
Какой русский останется равнодушным к теме межпланетной пьянки? Удивительно, что эта целина так долго оставалась непаханой. Поэтому от рассказа я ожидал многого. Однако обещающая завязка перешла в маловразумительную кульминацию, и уже никакой заяц не мог спасти финал. Справедливости ради, надо заметить, что читается рассказ легко, без усилий. Даже захотелось вдруг смахнуть пыль со "Звёздных дневников Иона Тихого".
Бытовая юмористическая фантастика. Шутка латентного мизантропа. Если экстерьер каждого индивидуума привести в соответствие с уровнем его ментальной энергетики, сразу станет понятно, что динозавры никуда не вымирали. Опять невольно вспомнился Вадим Шефнер. Общность стиля просматривается явно. Понравились непринуждённые живые диалоги. Да и в целом рассказ оставляет приятное ощущение.
Драконы четырёх морей, Цветочная пагода... Что-то до боли знакомое. Ой, братцы, да это же моя собственная сказочка! Скажу без ложной скромности, она мне до сих пор нравится. К некоторым своим опусам со временем, бывает, остываешь. А эта - нравится. Между прочим, имела успех в Заповеднике Сказок [http://rualev.livejournal.com/195190.html].
Метемпсихоз - тема для фантастов неисчерпаемая. А уж вариациями можно развлекать читателя до скончания времён. Ключевая фраза: "переходный период из одного воплощения в другое называют птичьим гриппом". Автор очень постарался, пересыпал остротами каждый абзац. Где-то удачно, где-то не очень. На мой вкус, всё же пересолил, и, как сказал бы знаток человеческой психологии, сам этот факт говорит о высоких амбициях автора больше, чем иное содержание текста. В целом, рассказ оставляет ощущение перегруженности. Приходится отступать от взятого правила и буквоедствовать. Хотя бы потому, что андроид не может выглядеть пернатой мухой по определению. Либо андроид, то есть человекоподобный по облику и поведению - либо муха. Одно из двух. Есть и грамматические недочёты.
Мистическое свойство случайного детского рисунка открывать в людях кладезь сокровенного творчества, истинную страсть натуры - и чем это чревато. Ещё один мой опус. Не стану снова себя нахваливать. Ежели кому-то не жаль потратить время, буду рад услышать суровое слово читательской правды.
Ещё один рассказ в копилку антиутопий. Пока антиутопия, завтра же может запросто оказаться напророченной повседневностью. Мрачная перспектива тоталитаризма. Глобализация по-китайски. Сразу вспомнился шмон в московских школах в разгар недавней антигрузинской истерии. А рассказ интересный, хороший рассказ. Профессиональный редактор наверняка захочет его сократить.
Многозначительность - всё, смысл - ничто. Тот самый случай, когда о тексте надо говорить цитатами: "тот, кто знает об игре, уже не может мирно спать", "пожал плечами голос", "есть и такие, кому уже невмоготу жить зазря", "кнопка впервые за много лет обнажилась", "чувствуя, что он шагает в пропасть мракобесия, профессор безудержной фантазии вдавил кнопку в вечность"...
Ну что, брат читатель? Уже почувствовал "трепет, словно перо в груди орла, пикирующего на очередную жертву"? Согласись, тут явно не обошлось без весело ржущего сказочного зверя. Помнишь единорога? (См. номер 70.) Он был где-то рядом, я уверен. Наблюдай лучше за поведением сумчатых муравьёв - пускай это "приведёт к скорой старости, к усталости мертвеца", зато жизнь будет прожита не напрасно. Автор не зря родился на свет - ему "удалось сжечь лучину добра в моём сердце".
Ступив на берег Terra Fantastica, всякий автор враз становится демиургом. Любой каприз ему подвластен, хватало бы воображения. Например, запросто может скрестить джинна с Мефистофелем. Впрочем, костёр этот остыл, и угли закоченели - об отсутствующих текстах, как об отсутствующих людях...
Сказать острое словцо про фэнтези - всё равно, что обидеть ребёнка, играющего кубиками лего. Лучше похвалить автора за краткость, сестру человеколюбия. Иной, по примеру английской сказочницы, мог бы целую эпопею развернуть в пяти томах с приквелом и сиквелом - а тут всё сухо, бесстрастно, конспективно, как в лейтенантском рапорте, без лирических излишеств. А и, правда, зачем хуторянам лирика? Главное, чтобы зубы не болели, и свёкла колосилась.
Автор, знающий закон сохранения материи, не может не вызывать уважение. Что для землянина хорошо, то для инопланетянина смерть. За то время, пока я тут ходил по следам весело ржащего единорога, истосковался по хорошему литературному языку. Так что вдвойне порадовал меня "Архитектор". Текст ладный, образный, яркий.
История о рыцаре и драконе, или ещё одна правда о Великолепном Лучезарном Герое Грозе Всей Нечисти и Защитнике Добра и Справедливости, а Также Любимце Всех Дам и Их Охранителе. Если для взрослых - не совсем оригинально, но мило. Если для детей -поучительно, но не мешало бы подсократить.
Своеобразный рассказ. Занятная композиция, но в целом отталкивает. Не для моей психики. Мне не близки и не понятны люди, разрабатывающие сюжеты по мотивам районной криминальной хроники. Зачем отнимать хлеб у Марининой? Некромотивы выписаны с особой тщательностью. Если изложить гениальную мысль о закольцованной предопределённости являлось стержневой авторской задумкой, то человек с нормальной психикой сделал бы это более авантюрно и менее натуралистично. Ощущение же такое, что истинной целью автора было изобразить торжество смерти в наиболее одиозных ракурсах.
Кланы, ковчег, неукротимая планета. Драматический открытый финал: магия или смерть. В порядке обобщения скажу, меня всегда восхищает, с каким размахом, серьёзным терпением и упоением авторы фэнтези прописывают в деталях свои воображаемые миры. Несомненно, богатая фантазия в их жанре - главный инструмент. Остаётся лишь недоумевать, отчего там, где должно править дерзкое воображение, чаще всего господствуют расхожие штампы? Или безоглядное заимствование чужих мотивов здесь такая же норма, как на попсовой эстраде?
Гуманоид (латынь: "подобный человеку") -- человекоподобное существо. Это подтвердит любой словарь. Так с каких же пор кошки стали гуманоидами? К чему такие вольности? Рассказу катастрофически не хватает юмора. Только он мог бы спасти этот незатейливый сюжет.
С тех пор, как в обязательную школьную программу ввели Булгакова, мода на диалоги с Богом стала ещё одним штампом. Заповедь "Не поминай всуе имени Господнего" - забыта. Весь рассказ состоит из нагромождения суесловных определений и намёков. На самом деле автор просто играет с читателем в многозначительность. Жаль, надежда открыть для себя нового Розанова или Флоренского не сбылась.
Само по себе отвязное жонглирование лексикой не делает автора остроумным, а сочинение бестселлером. Впрочем, атмосфера безалаберности, царящая в небесной канцелярии, передана убедительно. Проекция абсурда земной бюрократии и офисного хамства на дела небесные автору удалась. И всё ради одной красивой поэтической фразы в финале.
Сентиментальное путешествие в Рай с незнакомцем в плаще и плешивой собакой. Ересь в розовых тонах с запахом ванили в джазовой тональности. Наверное, Миядзаки мог бы сделать по этим мотивам ещё один красивый анимационный фильм. Автора выдаёт досадное незнание чужестранных реалий. Впрочем, для него, в отличие от разведчика, это не фатально. Литературная основа требует стилистической правки. Пожалуй, аллегория о плавающих кроликах мне нравится - родился симпатичный конкурент древнему мифу о парках-мойрах.
Секс, рок, пьянство, наркотики, тяжёлые похмелья. Где тут фантастика? Стандартный букет проблем комплексующего подростка. Трудный путь первопроходца по старым граблям. Бедный глупый Эрик. Справочно для автора: триада и тирада - разные сущности.