Аннотация: Толкование рассказа из Евангелия от Иоанна о грешнице, взятой в прелюбодеянии
Кто из вас без греха, первый брось камень
Рассказ из Евангелия от Иоанна об уличенной в прелюбодеянии грешнице, которую "книжники и фарисеи" привели на суд к Иисусу, содержит и историческое противоречие, и лукавый замысел.
"...книжники и фарисеи привели к Нему [Иисусу Христу] женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?"
Противоречие состоит в том, что в начале нашей эры, когда жил Иисус Христос, в Иудее, как части Римской империи, нравы людей были очень далеки от идеала, поэтому следовать букве закона Моисея было просто немыслимо. (Хотя, и во времена Иисуса, как и во все прочие времена, легко можно было соблазнить "чернь" на преступление, поэтому угроза жизни грешнице была вполне реальной.)
Из текста также следует, что цель, которую преследовали "книжники и фарисеи", была совсем не осуждение грешницы: "Говорили же это, искушая Его [Иисуса Христа], чтобы найти что-нибудь к обвинению Его".
Так в чем же состояло "искушение"?
Существует официально не признанная церковью, но достаточно живучая устная традиция, которая отождествляет грешницу, уличенную в прелюбодеянии, с Марией Магдалиной.
Если хранимая этой устной традицией память соответствует действительности, то "искушение", с помощью которого пытались "уловить" Иисуса, становится понятным.
Ведь Мария Магдалина была родной сестрой Иоанна Зеведеева - автора Евангелия от Иоанна, а Иоанн Зеведеев был двоюродным братом Иисуса Христа.
То есть перед Иисусом стояла Его любимая двоюродная сестра, а "книжники и фарисеи" требовали, чтобы Он осудил ее на смерть. (Становится также понятным почему эпизод с грешницей описан только в Евангелии от Иоанна.)
Что же делает Иисус Христос? "Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания".
Но "книжники и фарисеи" не унимались.
"Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.
Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.
Как последний штрих к изложенной выше версии рассказа о блуднице из Евангелия от Иоанна, вспомним, что в этом Евангелии есть много мест, где Сам Иисус утверждает, что имеет постоянный контакт с Богом - Своим Отцом Небесным. К примеру, Он говорит: "Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу..." Следовательно, есть все основания полагать, что фразы, сказанные Иисусом: "кто из вас без греха, первый брось на нее камень" и "Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши" - были как бы "из уст в уста" переданы Иисусу Христу Самим Господом Богом.
Сентябрь 2023
Примечание. Можно также предположить, что евангельская грешница, после того как она "заглянула в глаза Смерти", избавилась от лжи и фальши всей своей предыдущей жизни.