Аннотация: Краткий конспект фрагмента методического пособия Игумнова С.А. Психотерапия и психологическая коррекция детей и подростков. Ин-т психотерапии, М., 2000.
Игровая терапия
Игровая терапия - психотерапевтический метод, основанный на принципах динамики психического развития и направленный на облегчение эмоционального стресса у маленьких детей ч с помощью выразительных и дающих пищу воображению игровых материалов.
Игра для ребенка - одна из форм самотерапии, благодаря которой могут быть отреагированы различные конфликты и неурядицы (Webb,1991)
Краткая история основных направлений игровой терапии
--
Игра стала использоваться в психотерапии с 1920-х годов психоаналитиками А. Фрейд, М. Клейн, Г. Хаг-Гельмут. Поскольку дети не интересуются собственным прошлым, при работе с ними не может быть эффективно использован меиод свободных ассоциаций. Поэтому был предложен метод наблюдения за игрой и метод исследования детских рисунков ( "Дом-дерево-человек", "Кинетический рисунок семьи" и др). На этом этапе игра и рисунок рассматривались как диагностическое средство. Игра и рисунок - основные средства коммуникации ребенка, поскольку его способность выражать свои мысли и чувства еще сформирована слабо. Постулировалось, что ребенок в процессе игры или рисования проигрывает травматические переживания и , таким образом, отреагирует их, облегчая свое эмоциональное состояние.
--
1930-е г.г. Дэвид Леви развивает идеи отреагирования эмоциональных конфликтов вигре и предлагает т.н. СТРУКТУРИРОВАННУЮ ИГРОВУЮ ТЕРАПИЮ при работе с детьми, пережившими психотравму.
По Д. Леви ( не путать с Владимиром Леви! ) курс игровой терапии состоит из 3 этапов:
--
1 этап - установления контактов: свободная игра ребенка, знакомство с игровой комнатой и психотерапевтом.
--
2 этап: введение в игру ребенка какой-либо ситуации, напоминающей психотравмирующее событие с помощью специально подобранных игрушек ( о наличии такой ситуации психотерапевт узнает из диагностической беседы с родителями, опекунами, воспитателями, а также наблюдая за свободной игрой ребенка). В процессе разыгрывания психотравмирующей ситуации ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную, деятельную роль ( что само по себе обладает лечебным эффектом)
--
3 этап: продолжение свободной игры ребенка.
Д. Леви рекомендует директивный принцип, в соответствии с которым инициатива в игровых ситуациях принадлежит психотерапевту. При таком подходе важна тщательная техническая и методическая подготовка сеансов игровой терапии. Заранее составляется план игры с учетом возраста и особенностей эмоционального состояния ребенка, а также конечной цели психотерапии. Метод игровой терапии по Л. Леви предполагает как индивидуальную игру ребенка, так и ролевые игры в детской группе, когда перед игрой распределяются роли среди детей. ( Близкие методы игровой терапии в группе детей используются А.И. Захаровым).
--
В 1947 г. ВирджинияЭкслайн предлагает метод НЕДИРЕКТИВНОЙ ИГРОВОЙ ТЕРАПИИ.
В. Экслайн исходит из того, что игра - средство максимального самовыражения ребенка, которая позволяет ему полностью раскрыть свои эмоции при невмешательстве взрослых в процесс игры.
Изучая эмоциональные и поведенческие реакции ребенка в различных игровых ситуациях, психотерапевт старается понять его личностные особенности; кроме того, психотерапевт вводит определенные ограничения, если игровая активность ребенка выходит за рамки.
Роль психотерапевта по В. Экслайн:
--
Наблюдать за процессом игры ( как играет, как подходит к игровому материлу, что выбирает, чего избегает? Каков основной стиль его поведения? Трудно ли ему переключиться? Хорошо или плохо организовано его поведение? Каков основной сюжет его игры?)
--
Анализировать содержание игры ( темы одиночества, агрессии; много ли несчастных случаев происходит?)
--
Оценивать навыки общения ребенка ( чувствуется ли контакт с ребенком, пока он занят игрой? Оказывается ли ребенок вовлечен в игру или он не в состоянии во что-либо вовлечься?)
--
Осуществляет контакт с ребенком по ходу игры. Если в игре повторяются одни и те же ситуации, можно задать вопросы, касающиеся реальной жизни ребенка: " А дома ты любишь все расставлять по местам?"
--
Привлекать внимание ребенка к эмоциям, которые владеют им по ходу игры: " Мне кажется, что эта кукла-папа очень недовольна своим сыном".
--
Возвращать ребенка к ситуациям его жизни:" А ты когда-нибудь дрался, как эти два солдатика?"
--
Не прерывать течения игры - дождаться естественной паузы.
В настоящее время в игровой терапии используют комбинаторный подхо ( психоаналитический, директивной терапии Леви и недирективной терапии Экслайн.
Цели игровой терапии:
--
Помогает установлению диагноза;
--
Способствует контакту между терапевтом и ребенком;
--
Является средством для работы с механизмами психологической защиты (например, вытеснения проблемы);
--
Помогает словесному выражению чувств;
--
Помогает ребенку выразить неосознаваемые конфликты и уменьшить эмоциональное напряжение;
--
Расширяет круг интересов ребенка.
Показания:
--
Эмоциональные состояния после развода родителей
--
Снижение тревоги у госпитализированных детей;
--
Облегчение состояния при соматических заболеваниях
--
Для ослабления агрессивного поведения;
--
Для улучшения успеваемости;
--
Для уменьшения затруднений в общении
--
Для коррекции эмоциональных состояний детей, подвергшихся насилию или живущих в условиях психической напряженности и др.
Игровой материал:
--
Игрушки из реальной жизни:
--
Семья
--
Домик
--
Посуда
--
Машины
--
Медицинский набор и др.
--
Для отреагирования агрессии и страхов:
--
Солдатики
--
Монстры
--
Оружие
--
Маски волка, бандита, чудовища и др.
--
Для творческого самовыражения:
--
Пластилин или глина:
--
Краски, карандаши и фломастеры:
--
Конструкторры, мозаика и др.
Аналогичным средством терапии является РИСУНОК
Также, как и игра, рисунок является основным коммуникативным средством ребенка.
Игра и рисование могут дополнять и переходить друг в друга.