Аннотация: Апробирована и утверждена каф. психологии МПГУ и каф. общей психологии личности МГСА
Программа курса по основам психологии и профориентации для учащихся 8-х(9-х) классов общеобразовательной школы
Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической адаптации подростков. Задачей программы является также "наведение мостов" между традиционным теоретическим школьным образованием и "живой жизнью", т.е. конкретными проблемами подростков, рассматриваемыми в режиме "реального времени" при общении с педагогом-психологом индивидуально или на тренинговых занятиях.
Общеизвестно, что 8-9 класс является сензитивным периодом для развития общения, рефлексии, самопознания. Фокус интересов подростков переносится с учебной деятельности на деятельность общения. Традиционная педагогика игнорирует этот факт и пытается удержать учебные интересы подростков при помощи репрессивных мер. В то же время многочисленные исследования показывают, что проблемы "трудного" возраста смягчаются при организации занятий, ориентированных на самопознание подростков. Такие занятия дают реальную возможность для взрослого быть приглашенным в "заповедный мир" подростков, реальную возможность влиять на формирование личности тинэйджера.
Однако на тренинговые занятия к психологу ходят только желающие, а большинство в силу тех или иных причин в одиночку маются в дебрях своего "смутного" возраста, остро нуждаясь в доверительном общении со взрослым.
В то же время каждый подросток сегодня - это будущий взрослый завтра И именно от его социально-психологической адаптированности зависит, будет ли он творческим, преуспевающим работником или безработным с массой материальных и психологических проблем. Известно, что "ноги" психологических проблем взрослого растут из детства.
В силу вышеизложенного, представляется целесообразным введение специального курса по основам психологии и профориентации для 8-9- классников, обязательного для всех и введенного в учебную сетку. Такие занятия (рассчитанные на 34 часа, т.е. 1 час в неделю) позволят также в некоторой степени дополнить и индивидуализировать курс "Обществознания" по Л. Боголюбову.
Проведенные в прошедшем учебном году "точечные" занятия с 8-9 -классниками показали значительный интерес ребят к этим урокам.
Цикл занятий по психологии и профориентации лишен чрезмерной теоретической нагрузки. Он, скорее, может рассматриваться как практикум к теоретическому курсу "Обществознания". На каждом уроке планируется либо тестирование, либо эксперимент, либо игровая ситуация. На каждом уроке учащиеся получают конкретную информацию о своих особенностях, которая может быть скорректирована педагогом-психологом в случае необходимости. Занятия в классно-урочной форме по основам психологии и профориентации можно рассматривать также как подготовку к психологическому тренингу, проводимому в рамках кружка.
Содержание занятий предполагает последовательное расширение и углубление представлений как о себе, так и о будущей взрослой жизни, которая так страшит многих подростков. Программа предполагает не только самопознание учащихся, но и знакомит их с основными способами самоуправления своими способностями и чувствами, ситуациями общения и конфликта.
Программа базируется на учебном пособии Г.Резапкиной "Я и моя профессия. Программа профессионального самоопределения для подростков" М, 2000. , а также дополнена блоком социально-психологических сведений и некоторыми тестами, разработанными и апробированными автором в Московском областном центре профессиональной ориентации молодежи (МОЦПОиПП) в 1990-2000 годах.
--
Введение. Что значит - быть взрослым? Преимущества и недостатки в позиции взрослого, ребенка и подростка. Три главные сферы жизненных интересов взрослого: работа, семья, личное время. Для чего нужно работать? Для чего нужно личное время? Знакомясь с другим человеком, мы, как правило, интересуемся, кто он по профессии.
--
Как правильно выбрать профессию? "Могу", "хочу" и "надо" - соотношение возможностей, способностей человека и потребностей общества. Анкета выбора профессии. Мотивы выбора профессии. Тест МИМ (определение "пирамиды" мотивов выбора профессии, по Маслоу). Потребность в самореализации - одна из высших потребностей человека.
--
Что я знаю о своих возможностях. Способности = биологические задатки + труд. У каждого человека есть способности или задатки. Понятие способностей общих и специальных. Уровни развития способностей: задатки, способности, талант, гениальность. "Окно Джогари". Опыт рефлексии: тест "Кто Я?" (в 10 позициях).
--
Темперамент. Отличия людей по темпераменту. Тест Айзенка. Сильные и слабые стороны основных типов темперамента.
--
Что такое характер. Сила воли. "Хочу" и "Должен". Позиция взрослого: "Я хочу, поэтому я должен". Зависимость воли от развития интеллекта и культуры (духовности) человека. Как развивать волю. Демонстрационный эксперимент: определение способности к монотонной работе.
--
Мышление. Пиктографический тест. Типы мышления. Образное (целостное), практическое и логическое (операционное) мышление. Тест интеллектуального потенциала (ТИП). Как развивать мышление.
--
Память. Тест "Какая у вас память?". Логическая, образная, слуховая, тактильная и двигательная память. Тест на определение типа памяти (логическая, зрительная, слуховая, кинестетическая). Запоминание, сохранение, воспроизведение - главные процессы памяти. Тест "Умеете ли вы работать быстро и внимательно". Как тренировать память. "Воронка Эббингауза".
--
Внимание и внимательность. Концентрация внимания, распределение внимания, переключение внимания. Тест "Устойчивость внимания". Как тренировать внимание. Практическое занятие: "Муха".
--
Что такое личность. Личность как интегральная система отношений человека к внешнему миру и самому себе. Проективный тест Махони. Склонности и интересы в выборе профессии. "Карта интересов".
--
Что такое эмоции? Эмоциональное состояние. Положительные и отрицательные эмоции. Что такое стресс? Как управлять своими эмоциями. Приемы улучшения настроения. Тест эмоций "ЭСОП". Дневник достижений. Опросник Басса-Дарки (определение способа эмоционального реагирования).
--
Умеешь ли ты общаться? Способности к общению. Качества, помогающие и мешающие общению. Практическое занятие "Оцени свое умение общаться" (по Прутченкову). Тест коммуникативных и организаторских качеств (КОС). Тест "Солнышко" (социальной адаптированности).
--
Конфликт. Деструктивный и конструктивный конфликт. Типы поведения в конфликтной ситуации. Тест Томаса. Способы предотвращения и разрешения конфликта. "Я-высказывание" и "Ты-высказывание". Практическое занятие: переведи "Ты-высказывание" в "Я-высказывание". Знание социальных норм группы как способ избежать конфликта.
--
Что я знаю о мире профессий. Классификация профессий Климова (Холланда). Формула профессии Пряжникова. Исчезновение старых профессий и появление новых. Многофункциональность и интеллектуальность - главное свойство современных профессий. Ошибки в выборе профессий. Преимущества и недостатки каждой профессии. Практическое занятие: знакомство с профессиограммами. Профессиональная пригодность. Опросник профессиональной готовности (ОПГ), Дифференциально-диагностический опросник Климова (ДДО) (или тест Холланда).
--
Что требует профессия от меня? Понятие рынка профессий: практическое занятие: определение требований к соискателю (по газете "Работа для ВАС"). Знакомство с "Центром занятости". Требования к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Профессионализм = знания + опыт; ответственность= воля + доброта. Общительность= умение сопереживать + умение слушать.
--
Профессионально важные качества. Деловая игра: создай объявление о приеме на работу в твою фирму сотрудника. Определение профессионально важных качеств (ПВК). Разработка должностных обязанностей сотрудника твоей фирмы.
--
Навыки самопрезентации. Что такое самопрезентация? Что такое резюме Как правильно составить резюме? (ролевая игра). Интервью при приеме на работу. Как пройти интервью (ролевая игра).
--
Личный профессиональный план. Планирование карьеры. Цепочка ближних и дальних целей. Пути и средства достижения целей. Внешние условия достижения целей. Внутренние условия достижения целей. Запасные варианты, пути их достижения. Как получить хорошую работу в современной России.