Программа курса по основам психологии для учащихся 5-7 классов
Общая стратегия программы представляет собой плавный переход от цели развивающей отдельные психические функции как основы академической успешности к цели рефлексивной, направленной на помощь в решении психологических проблем социализации и личностного развития.
Известно, что переход в среднюю школу из начальной вызывает у части учащихся адаптационные затруднения, связанные в первую очередь с недостаточно развитой организованностью в новых учебных условиях, когда требования к произвольности (самостоятельности, организованности и адекватной самооценке, умению выделять главное и второстепенное) существенно возрастают. Другой психологической проблемой пятиклассников является стресс, вызванный усилением требований к ребенку на формирующееся представление ребенка о себе. Известно, что длительная неуспешность вызывает защитное смещение ценностей ребенка с учебы на области, где он получает позитивное подкрепление своему образу "Я". С наступлением младшего подросткового возраста ведущее значение у учащихся начинает приобретать межличностное общение. Формирование образа "Я" продолжается теперь уже не под влиянием оценок старших, а оценок сверстников. Поэтому тренировка навыков общения становится все более актуальной.
Исходя из вышесказанного, предлагается факультативная программа занятий по психологии для учащихся 5-7 классов, которая является основой для программы по психологии и профориентации для учащихся 8-9 классов.
Данная программа включает в себя три ступени, соответственно классу, включает в себя элементы развивающих игр и тестирования, направленного как на самопознание, так и на эмоционально-личностное развитие. Программа рассчитана на проведение уроков психологии 1 час в неделю, всего по 34 часа за каждый учебный год, итого - 102 часа.
Программа предусматривает также проведение диагностических срезов, которые помогут получить обратную связь об ее эффективности.
5 класс: Основная цель - развитие произвольности, а также снятие адаптационного стресса.
--
Вводное занятие. Каким ты хочешь быть, когда станешь взрослым? Нарисовать свой портрет взрослым. Какими качествами обладаешь ты взрослый? Какие качества являются их противоположностью? Вычленить их. Шкала Дембо: изобразить шкалы качеств и оценить по ним самого себя. Анализ. - 2 часа.
--
Нарисовать свой самый счастливый день в жизни. Рассказать об этом. -1 час
--
Нарисовать себя, одержавшего самую важную победу. Рассказать об этом. - 1 час.
--
Что нам помогает и что нам мешает хорошо учиться. Нарисовать лучшего и худшего ученика, охарактеризовать их. Изобразить шкалу лучшего-худшего ученика, поместить себя на ней, нарисовать себя. Вычленить характерные признаки лучшего-худшего ученика (интерес к учебе, внимание, аккуратность, ответственность и т.д.), изобразить их в виде шкал самооценки Дембо, оценить себя. - 2 часа
--
Сравнить качества себя-взрослого и лучшего ученика. Что общего? Какие отличия? - 1 час.
--
Мое настроение. Какое бывает настроение? Что мешает и что помогает успешно справиться с трудностями? Нарисовать свое актуальное настроение. Нарисовать себя в самом лучшем настроении. "Азбука настроения". - 1 час.
--
Я люблю и я не люблю. Пишем ранговый список. Рисуем то, что любим и то, что не любим..- 1 час
--
"Хочу" и "надо". Весы. Перечисляем все, что надо , и все, что хочется. . Сказка про Главное и Второстепенное. Сочинить свою сказку, с рисунками. -1-2 часа
--
Умею ли я учиться? Тест, обсуждение. Игра: кто быстрее наведет порядок на своем столе.- 1 час
--
Умею ли я отдыхать? - 1 час
--
Развитие внимания. "Огород" - корректурная проба. Детей просят помочь бабушке и вырвать "сорняки" - букву "к", а морковку - окучить (обвести в кружок букву "М").- 1 час. Куда полетела бабочка? - - 1 час.
--
Тренировка внимания. "Кодирование": Сказка: корабль захватили пираты, необходимо зашифровать записку, чтобы ее передали спасателям..Отыскать (спасти) спрятавшихся от пиратов животных, раскрасить. -1 час.
"Шифровка" - отыскать спрятанные слова, подчеркнуть. 10 геометрических фигур на доске. Их надо запомнить в течение 30 секунд и перерисовать к себе на листок - 5 минут, раскрасить красным цветом фигуры, имеющие углы, и синим - их не имеющие. - 1 час
--
Тренировка внимания.Умею ли я слушать? "Паровозик заданий". Найти 10 ошибок в предложениях, исправить. "Почта" - нарисовать под диктовку простые формы. Написать как можно больше слов, которые начинаются с гласной буквы. - 1 час.
--
Тренировка внимания. "Перепутанные линии" - 5 минут. Отыскать дорожку.
Рисуем двумя руками - симметричные фигуры. Написать как можно больше слов, которые начинаются на букву "К" - 2 минуты, затем по команде - на букву "Р" - еще 2 минуты. Отыщи ошибку в тексте - 1 час.
--
Память. Как лучше запоминать. Осмысленное запоминание и зубрежка. Запоминаем 10 слов и запоминаем с помощью пиктограмм. Мнемозина - богиня памяти. - 1 час.
--
Память. Перечислить все предметы, которые имеются у тебя в портфеле - игра-соревнование. Слуховая, зрительная, моторная память. Тест. "Волшебные дощечки" Запоминаем последовательность чисел, сочиняя историю про них 1-2 часа.
--
Мышление. Учимся выделять главные слова в тексте. Учимся составлять опорные образы. Иероглифы. Придумываем кроссворды - 2 часа
--
Гибкость мышления. Написать как можно больше слов, которые начинаются на букву "к", затем - на букву "р". Кто победитель? Анализ и синтез: классификация и обобщение понятий. Учимся находить сходство в непохожем. Опорные образы. Развитие метафоричности мышления - 3 часа
--
Развитие воображения. Придумываем инопланетянина. "Небывальщина". Сочиняем историю - 1 час.
--
Дорога, которая ведет... Буриме Развитие совместной деятельности и фантазии. - 1 час.
--
Произвольность. Цепочка признаков, повторяем по кругу ("Дом, который построил Джек"). Кто не смог повторить и добавить свое признак - выбывает из игры - 1 час.
--
Произвольность: "да" и "нет" не говорить... "Игра в записочки": общаться только письменно! - 1 час.
--
Учимся планировать свое время. Составляем режим дня. Насколько удается ему следовать? Ведем дневник оценок. - 1 час.
--
Эмоциональное развитие.Говорим комплименты. " Энергетическая тропа" и "эмоциональная карта территории". "Зеркало". "Паровозик" - тренировка навыков лидерства - 1 час.
--
Воображение и эмоциональное развитие.Навыки эмпатии. Игра " Превращения". Поговорить от имени любого предмета, задать ему вопросы (работа в парах). "Азбука настроения".Играем в актеров. Изобразить настроение, чтобы остальные догадались - 1 час.
--
Театр: сочиняем историю (сказку), рисуем, потом по очереди разыгрываем все истории. - часы по количеству участников (психодрама) (до 10).
--
Диагностический срез - 1 час.
______________________________________
Итого - 34 часа ( 7часов - резервные).
6 класс:
--
Навыки рефлексии. Что нового я узнал за время летних каникул? Тест межличностой адаптации "Солнышко". Анализ результатов - 1 час
--
Навыки рефлексии. Пишем самому себе письмо в будущее. Каким я стал через год? Что для меня главное, что второстепенное? Каких успехов я добился? - 1 час.
--
Навыки рефлексии. Взрослый и ребенок. Какие преимущества и недостатки есть в каждой из позиций? Где на шкале "взрослости" нахожусь я сейчас? "Крутой" - какими качествами обладает? Кто является его противоположностью?- 1 час.
--
Навыки адекватной самооценки. Что я умею делать лучше других? У каждого человека есть, чему поучиться. Выбрать человека, который не нравится. Чему можно у него поучиться? Что в нем хорошего? Кто найдет больше всех положительных качеств у того, кто ему не нравится (персонаж фильма)? - 2 часа.
--
Навыки общения. Тест " Насколько я умею общаться?" - 1 час.
--
Учимся говорить комплименты. Навыки эмпатии. Мне нравится... Мне бы хотелось, чтобы ты... "Зеркало". Рисуем свое настроение. Угадываем - 1 час..
--
Умею ли я сказать "нет"? Тренировка способности не поддаваться чужому влиянию. Игра. -1 час.
--
Кто я? На кого я хочу быть похожим? Кумиры. Написать 10 признаков себя, затем - угадываем, кто это. - 1 час.
--
Воля.Тренировка организованности. Какого человека мы называем волевым? Для чего нужна воля? Я хочу, поэтому я должен...Цель ближняя и дальняя. Планируем достижение ближней цели. Умение выполнять скучное задание.- 2 часа.
--
Тренировка мышления. Типы мышления. Диагностика типов мышления. - 3 часа
--
Внимание. Зависимость внимания от работоспособности и организованности. Тестирование. 1-2 часа.
--
Психодрама.Роль. Социальные ожидания. Ролевые санкции. Играем роли-перевертыши (роли, которые являются противоположными для ребенка) Приоигрываем истории. - 16 часов.
--
Диагностический срез. - 1 час.
__________________________________
Итого - 34 часа (+ 15 часов из 5 класса)
7 класс
--
Читаем свое письмо из прошлого. Насколько представление о себе соответствует реальности? Расставить оценки.- 1 час.
--
Жизненный путь. Его эмоциональная координата. - 1 час
--
Три внутренних голоса человека: родителя, ребенка и взрослого. Воля. - 1 час.
--
Общение. Типы общения. Всегда ли мы правильно понимаем другого? Оценка и самооценка. - 2 часа
--
Конфликт. Конструктивный и деструктивный конфликт. Я-высказывание и ты-высказывание. Навыки бесконфликтного поведения - поведенческий тренинг - 6 часов
--
Границы моего "Я". Тренинг личностного развития - 2 час.
--
Моя компания. Статус личности к компании. Групповые нормы (нормы моей компании). Конформность. Лидер. Каждый может стать лидером. - 6 часов.
--
Профориентационная игра "Необитаемый остров" - сессия, всего - 8 часов.
--
"Мое будущее зависит от меня" - тренинг с использованием рисования - 4 часа.
--
Просмотр фильма "Назад в будущее". Сочинение "Мое будущее зависит от меня". - 2 часа.
--
Диагностический срез - 1 час.
_____________________________
Итого - 34 часа
--
Возможны изменения по ходу выполнения программы.